§ 16. Сигналы бедствия
Находясь в экстремальной ситуации, никогда нельзя терять надежду на помощь. Человека непременно будут искать любыми доступными средствами: прочёсывая лес пешком, на вездеходах, с воздуха — на самолётах и вертолётах. Поэтому нужно постоянно быть готовым к подаче сигналов спасателям. Это относится и к варианту ожидания помощи в лагере, и к варианту выхода самостоятельно. Можно воспользоваться сотовым телефоном (если он есть). Позвонить в службу спасения и точно отвечать на вопросы оператора. Это значительно облегчит поиск. В походе не надо вести лишних разговоров по телефону, нужно беречь батарейку для передачи сообщений в экстремальной ситуации.
Мы уже говорили о том, что лагерь надо располагать на просторной поляне или возле неё. Открытое пространство понадобится для обозначения своего местоположения, для подачи сигналов бедствия.
Самый простой способ подать сигнал — развести большой сигнальный костёр. Не дожидаясь появления самолёта, вертолёта, необходимо заранее приготовить для него дрова и хорошую растопку. Для надёжности накрыть их чем-нибудь от дождя. Заготовить побольше сырых веток, травы — всего, что даст много дыма, который хорошо виден издалека.
Услышав звуки вертолёта или самолёта, надо разжигать костёр. Лучше использовать три костра, расположив их, как показано на рисунке.
Можно жечь костёр и для того, чтобы его увидели спасатели, идущие пешком: густой дым виден издалека.
Внимание спасателей с воздуха можно привлечь не только костром. Для этого следует использовать яркую одежду, палатку, всё, что резко контрастирует с поверхностью земли. На траве хорошо будут заметны вещи белого, красного, ярко-жёлтого цвета. На снегу хорошо видны все цвета, кроме, естественно, белого. Можно выложить какой-то знак ветками ели, сосны, кустарников или вытоптать его в снегу. Это может быть всем известный международный сигнал бедствия «SOS».
Для передачи информации спасателям можно использовать и специальные знаки международной кодовой таблицы символов:
Сигнальное зеркало: а — одинарное; б — двойное
При совершении походов в удалённой от населённых пунктов местности всем участникам группы лучше раздать яркие ленты (0,3 x l,5 м), из которых можно легко и быстро составить знаки.
В дневное время в солнечную погоду эффективно сигнальное зеркало, которое можно изготовить самостоятельно. Для этого металлическую пластинку, жестянку надо зачистить с двух сторон песком или золой. От степени полировки будет зависеть яркость солнечного зайчика. В центре пластины следует пробить отверстие.
Зеркало надо держать, как показано на рисунке. Через отверстие наблюдать за самолётом или за судном. Не теряя объект наблюдения, надо поворачивать зеркало к солнцу. Найдя световой блик (проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде, совместить зеркальное отражение блика с отверстием в зеркале. При совпадении отверстия с отражённым бликом световой сигнал окажется направленным на самолёт или судно.
Двойное сигнальное зеркало более удобно в применении. Оно состоит из одинарного зеркала и прикреплённой к нему при помощи петель, кронштейнов или проволоки, матовой пластины, изготовленной из фанеры, пластмассы, неотполированного металла. Створки надо развести под углом 60—70°. Через отверстие наблюдать за самолётом. Зеркальное отражение солнечного блика стараться совместить с отверстием.
Источник
Конспект урока по ОБЖ «Сигналы бедствия»
ФИО: Мистрюкова Алёна Сергеевна
Место работы: МБОУ СОШ №1 с.Сарыг-Сеп
Должность: Преподаватель -организатор ОБЖ
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Тема: Сигналы бедствия
УМК: учебник: Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник. — М.: Дрофа. 2014
Цель: Познакомить учащихся с международными сигналами бедствия
Актуализация теоретических знаний о способах подачи сигналов бедствия
Порядок и правила поведения в условиях автономного существования
Развивать навыки устной речи (монологическая речь), чтения текста с охватом общего содержания, умения извлекать из текста информацию и последующего её анализа.
Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.
Воспитание общей культуры личности;
Воспитание чувства товарищества у подростков;
Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.
формирование мотивации изучения ОБЖ;
Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими.
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выдвигать предположения и доказывать их. уметь извлекать необходимую информацию при чтении текста. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Предметные результаты
Подавать международные сигналы бедствия, принимать решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей
Ученики получат возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного текста, кратко высказываться на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией. Р аботать в паре, логически излагать свои мысли.
Тип урока: открытие новых знаний.
Используемые технологии: технология работы в сотрудничестве.
Используемые приемы и методы работы: прием «толстых и тонких вопросов», метод «зигзага», прием взаимообучения и самооценивания, фронтальная работа (работа с текстом), индивидуальная работа (монологические высказывания), групповая работа.
Оборудование: доска , раздаточный материал, проектор, ноутбук.
Структура и ход урока:
приветствие, фиксация отсутствующих;
— проверка подготовленности классного помещения;
— организация внимания школьников; — раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
. «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Садитесь. Прежде чем приступить к уроку я предлагаю вам дать себе установку: «Я нахожусь на уроке ОБЖ, готов к восприятию, изучению, пониманию учебного материала, а все остальное я смогу сделать позже!»
Включаются в деловой ритм урока.
2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
А теперь давайте попробуем все вместе понять чем же мы будем с вами заниматься на уроке?
Представьте себе, что вы оказались на острове. Вокруг красивая природа, море, тепло, поют птички. У вас прекрасное настроение! НО ОКАЗАЛОСЬ ЧТО ЭТОТ ОСТРОВ НЕОБИТАЕМ, А У ВАС С СОБОЙ НЕТ СОРЕДСТВ СВЯЗИ С ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ. Вдруг вы увидели в небе над островом самолет.
Давайте попробуем выяснить вместе с вами, что поможет нам привлечь внимание летчиков (пассажиров самолета) к себе?
Вспоминают, воспроизводят уже имеющиеся знания (разведение костра, добыча пищи, обеспечение водой, сооружение временного жилища и т.д)
отвечают на вопросы, делают выводы
Ученики воспроизводят имеющиеся знания; делают вывод, что знаний по данной теме недостаточно.
3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы .
Тема: Сигналы бедствия
Цель: умение подавать сигналы бедствия
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
4.Открытие нового знания.
Кто вспомнит чем мы можем подать сигналы
Костер, дым, башни рации, телефоны и т.д.
Таким образом — можно воспользоваться сигнальным костром.
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения.
Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного.
И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности — виден издалека.
Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Расстояние между кострами должно быть не меньше 30—50 м.
Как правильно сложить сигнальный костёр? Основа любого сигнального костра — самый обыкновенный костёр «колодец». Но следует учесть ,что ваш костёр должен иметь достаточно большой размер: не менее одного квадратного метра. В основании «колодца» разумнее положить толстые брёвна. Между брёвнами лучше всего сложить «шалаш»: он обеспечит высокую температуру пламени для разгорания «колодца».
А как поступить, если Вы находитесь в лесу?
Дым от костра – тоже хорошее средство для подачи сигнала. В пасмурную погоду хорошо заметен темный дым, который получается, если добавить в костер куски резины, покрышек, пластик, зеленые листья, ельник. А светлый дым хорошо различим в ясную погоду – для его получения нужно добавить мокрый мох, траву, ветки в разгоревшийся уже костер.
Американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе в 1835 г. изобрёл удивительно простую систему связи — азбуку Морзе. Первоначально она состояла из трёх символов: точка, короткое тире и длинное тире. И лишь в 1851 г. на конференции европейских стран все коды были переведены на два знака: точка и тире. Буквы SOS не имеют никакой расшифровки. Они просто были выбраны Международной радиотелефонной конвенцией как наиболее простая, быстрая и отчётливая комбинация (три точки, три тире, три точки).
Итак, давайте приступим. Попробуем прохлопать сигнал (слайд … — …). — (2-3 раза).
Как видим – ничего сложного он не представляет.
СИГНАЛ S0S МОЖНО ВЫЛОЖИТЬ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ ЛЮБЫМИ ПОДРУЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Длина символа должна быть не менее 6м, ширина – не менее 0,5м.
Помимо сигнала бедствия SOS существуют еще и сигналы бедствия передаваемые жестами их 12 .
А также международные символы бедствия.
5.Первичное осмысление и закрепление знаний
Конечно для проверки как в ы усвоили новую тему предлагаю решить ситуационные задачи. печатный вариант выдается каждому учащемуся.
Выполняют задание в группе.
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
прочитать и параграф или раздел , глава , параграф (слайд 12)
Записывают в дневник домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают.
Ученикам предлагается подвести итог урока. Организует самооценку учебной деятельности.
Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.
Сегодня на уроке я узнал?
мне было трудно?
Наш урок подходит к концу. я думаю, что с поставленной целью мы с вами справились. ну и конечно главным итогом нашего с вами урока являются не оценки которые вы заработали , а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.
Размышляют, отвечают, слушают.
Задание № 1. Что обозначают данные жесты:
А) Б)
В)
Г) Д)
Задание № 2. Что обозначают данные знаки:
А) Б)
В)
Г)
Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:
А) Нужны продукты и вода
Б) Идем в этом направлении
В) Здесь садиться нельзя, опасно
Г) Нужны медикоменты
Задание № 1. Что обозначают данные жесты:
А) Б)
В)
Г) Д)
Задание № 2. Что обозначают данные знаки:
А) Б)
В)
Г)
Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:
А) Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач
Б) Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения
В) Вас не понял, повторите сигнал
Г) Требуется оружие и боеприпасы
Д) Пытаемся взлететь
Задание № 1. Что обозначают данные жесты:
А) Б)
В)
Г) Д)
Задание № 2. Что обозначают данные знаки:
А) Б)
В)
Г)
Задание № 3. Нарисуйте как при помощи жестов или знаков передать следующие сообщения:
А) Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма
Б) Требуются карта и компас
В) Здесь садиться нельзя, опасно
Г) Судно серьёзно повреждено
Д) Требуется карта и компас
1.Находимся на месте, двигаться не можем, имеются пострадавшие, нужен врач- Лежащая фигура человека лицом к верху
2.Нужны продукты и вода- Сидящая на корточках фигура человека
3.Покажите наиболее легкий и безопасный путь движения- Сидящая на корточках фигура человека с вытянутыми вперед руками на уровне плеч
4.Идем в этом направлении- Стоящая в полный рост фигура человека, руки вытянуты вперед на уровне плеч в направлении движения
5.Здесь можно совершить посадку- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки подняты вверх и разведены несколько в стороны
6.Здесь садиться нельзя, опасно -Стоящая в полный рост фигура человека, одна рука поднята кверху и несколько отведена в сторону, другая рука опущена вниз вдоль туловища и также отведена несколько в сторону, как бы образуя букву N — «нет».
7.Вас не понял, повторите сигнал.- Стоящая в полный рост фигура человека, руки подняты кверху и сложены крестообразно
8.Вас понял, выполняю- Стоящая в полный рост фигура человека, правая рука на уровне плеча вытянута в сторону, левая опущена вниз вдоль туловища
9.Требуются карта и компас- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз вдоль туловища
10.Утеряно, пришло в негодность специальное снаряжение (веревки, крючья, карабины и т.д. в зависимости от вида туризма- Стоящая в полный рост фигура человека, обе руки на уровне плеч вытянуты в стороны
11.Нужны медикаменты- Стоящая в полный рост фигура человека, одна из рук на уровне плеч вытянута вперед
12.Нужна радиостанция, питание к ней- Стоящая в полный рост фигура человека, руки опущены вниз и сложены
Источник