- Способы подачи результатов методической деятельности
- Методическая деятельность: основные принципы, назначение, функции, методы и рекомендации по организации
- Понятие и сущность методической работы
- Принципы методической деятельности
- Методики работы
- Назначение и задачи методической работы
- Функции методической работы
- Виды методической деятельности
- Рекомендации по организации методической работы
- Направления методической работы
- Направления работы: содержание
- Заключение
Способы подачи результатов методической деятельности
Успех методической деятельности педагога зависит от взаимодействия трех компонентов: знаний; умений и навыков; мотивации. На практике различают два уровня описания деятельности: теоретический и эмпирический.
Результатом методической деятельности теоретического уровня являются разработка теоретических основ построения и совершенствования методик обучения различным областям знаний, написание методических разработок и методических рекомендаций. Методическая разработка — документ, представленный в форме методического издания и содержащий конкретные материалы в помощь педагогу. Содержит примерное планирование СУИ по определенному курсу на полугодие, год, а также конкретные педагогические сценарии занятий. Помогает педагогу лучше понять теоретические и практические возможности, заложенные в учебниках и методических пособиях. Методические рекомендации — документ, представленный в форме методического издания и содержащий комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и организационных форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагогов или проведенного исследования. Кроме того, педагог на основе анализа накопленного педагогического опыта по данной области знаний может написать учебник, учебное пособие, хрестоматию и др.
Результатами методической деятельности педагога эмпирического уровня являются учебно-методические комплексы, содержащие: системы обучения (в том числе системы профессионального обучения); региональные стандарты; рабочие учебные программы по разнообразным учебным дисциплинам; комплексы средств обучения; методы обучения; методика обучения отдельным учебным дисциплинам; педагогические технологии и т.д. Результаты методической деятельности педагога используются обучающимися в учебное и внеучебное время.
Рис. 7. Взаимодействие участников процесса обучения
Схему взаимодействия субъектов, выполняющих методическую деятельность разного уровня, представлена на рис.7.
Профессионал в сфере методической деятельности занимается моделированием, проектированием, конструированием и внедрением дидактического обеспечения процесса обучения, которое должно:
— удовлетворять целям и задачам системы требований общества и рынка труда;
— обеспечивать процесс обучения специально разработанным педагогом дидактического обеспечения.
Источник
Методическая деятельность: основные принципы, назначение, функции, методы и рекомендации по организации
Методическая деятельность полноценным образом не исследовалась в качестве самостоятельного вида профессиональной работы педагога. В литературе педагогического типа существует три мнения касательно методических активностей. В любом случае основной их целью выступает обслуживание практики обучения. В данной статье разберем понятие, назначение, основные принципы, функции и методы методической деятельности. Помимо этого, отметим наиболее важные рекомендации, связанные с ее организацией.
Понятие и сущность методической работы
Вам будет интересно: Сумасбродство — это черта характера
Под методической деятельностью следует понимать часть системы непрерывного образования воспитателей и преподавателей в соответствующих учреждениях. Среди основных целей этой работы целесообразно отметить:
- Освоение наиболее рациональных приемов и методик касательно воспитания и обучения детей и подростков.
- Повышение уровня собственной подготовленности к организации и последующему проведению работы учебно-воспитательной направленности.
- Обмен опытом между участниками педагогического коллектива, а также определение и пропаганда лучшего опыта в области образования.
Вам будет интересно: Что это образующая конуса? Формулы ее вычисления для обычного и усеченного круглого конуса
Методическая деятельность педагогов и воспитателей, главным образом, ориентирована на достижение и дальнейшее поддержание высокого уровня учебно-воспитательного процесса в плане качества. Она содействует расширению навыков, связанных с развитием педагогического анализа, а также количества экспериментальных исследований теоретического типа. Методическая работа органичным образом соединяется с повседневной практикой воспитателя или преподавателя.
Следует знать, что методическая деятельность педагога рассматривается как единая система взаимосвязанных действий, мероприятий и мер, которые направлены в первую очередь на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого преподавателя. Сюда целесообразно отнести и меры, связанные с самовоспитанием, управлением профессиональным самообразованием и самосовершенствованием учителей. Помимо этого, методическая работа направлена на повышение и полноценное развитие творческих возможностей педагогического коллектива, а в конечном счете – на достижение оптимальных показателей образования и воспитания, на совершенствование учебно-воспитательной работы, а также на развитие некоторых школьников.
Принципы методической деятельности
Вам будет интересно: Чат «Тет-а-Тет» — что это такое?
Существующие сегодня принципы методической работы классифицируются на следующие категории:
- Методические принципы, которые включают в себя правило социальной обусловленности развития педагогических качеств в профессиональном плане, системности, научности, целостности единства, а также непрерывности.
- Педагогические принципы, куда входит единство воспитания, развития и обучения; перспективность и целенаправленность развития в профессиональном ключе; сбалансированность практики и теории; наглядность методической деятельности преподавателей и воспитателей; оптимизация; активность коллектива, осуществляющего свою деятельность в рассматриваемой сфере; единство индивидуальных и коллективных методик работы.
- Организационным принципам соответствуют следующие правила: всеобщность и обязательность, преемственность, комплексность, плановость, управляемость, координация и регулируемость, контроль и мониторинг, рациональность применения материальных средств, а также стимулирование методической работы.
Методики работы
Все виды методической деятельности, существующие на сегодняшний день, составляют целостную систему действий, мероприятий и мер, связанных между собой. Самыми эффективными методами на современном этапе развития образовательных и воспитательных активностей принято считать следующие:
- Теоретический семинар.
- Научно-практическая конференция.
- Семинар-практикум.
- Методическая декада.
- Дни науки.
- Методический мост.
- Методический фестиваль.
- Деловая игра.
- Методический ринг.
- Дискуссия.
- Мозговой Штурм.
- Педагогический клуб.
- Тренинг и видеотренинг.
- Лекторий.
- Педагогические чтения.
- Защита проекта.
- Профессиональная выставка.
- Открытый урок.
- Педагогический совет на определенную тему.
Стоит отметить, что к новейшим методикам организации методической деятельности относят деловые, инновационные, организационно-активные и иные игры, способствующие созданию культуры саморазвития и интеллектуальной культуры воспитателей и учителей.
Назначение и задачи методической работы
Как выяснилось, основным направлением методических активностей выступает формирование инновационной образовательной среды, а также грамотное создание планов, связанных с методической работой. Среди приоритетных задач методической работы современных образовательных учреждений важно отметить следующие:
- Повышение общей степени профессионально-педагогической культуры воспитателей и преподавателей.
- Повышение уровня предметно-методической, психолого-педагогической, философской и методологической подготовки воспитателей и учителей.
- Создание инновационной направленности в методической деятельности учителей, которая проявляется в систематическом рассмотрении, обобщении и дальнейшем распространении передового опыта в педагогической сфере, а также в работе, связанной с внедрением достижений соответствующей науки.
- Обогащение принципиально новыми технологиями воспитания и обучения в педагогической сфере.
- Организация деятельности, относящейся к изучению новых программ в области образования, других вариантов учебных планов, а также изменений в соответствующих государственных стандартах.
- Методическое сопровождение формирования учебных программ авторского типа, учебно-методических рекомендаций и комплексов.
- Организация работы, связанной с изучением инструктивно-методических материалов, новых нормативных актов.
- Предметно-методическая подготовка учителей к деятельности в условиях школы профильного типа, иными словами, на уровне преподавания непрофильных и профильных предметов.
- Оказание помощи воспитателям и преподавателям в их профессиональном развитии. Важно дополнить, что в данном случае уместны диагностическая индивидуализированная и дифференцированная основы для реализации задачи, а также консультативная помощь в организации самообразования педагогов.
- Проведение работы экспериментально-исследовательского плана.
Функции методической работы
Вам будет интересно: «Чикос», «ниньос» и «мучачос» — это слова для обозначения детей
Ключевыми относительно методической работы и деятельности воспитателей и учителей выступают следующие функции:
- Аналитическая предполагает анализ существующих разработок методического плана, опыта коллег, а также актуальных материалов.
- Проектировочная, относящаяся к перспективному планированию и разработке содержательной составляющей обучения, подготовке и планированию обучающей работы.
- Конструктивная, в которую входит система действий по планированию предстоящего занятия (посредством отбора и композиционного планирования учебных сведений), а также представление форм предъявления материала учебного плана. Все это ведет к взаимодействию учителя и учеников в процессе создания профессиональных навыков, умений, а также новых знаний.
- Нормативная, которая в полной мере способствует исполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, а также условий реализации образовательного процесса в конкретном типа учреждений.
- Исследовательская, связанная с поиском новых методик и форм работы.
Виды методической деятельности
Стоит отметить, что в основе определения разновидности деятельности лежит содержание функциональной составляющей педагогической работы. В нашем случае речь идет об устойчивых процедурах реализации конструирования, планирования, выбора и применения обучающих средств к конкретному предмету. Все это приводит к развитию и совершенствованию непосредственно системы обучения. К видам методической педагогической деятельности целесообразно отнести следующие пункты:
- Анализ документов учебно-программного типа, а также методических комплексов.
- Планирование системы уроков практического и теоретического обучения.
- Методический анализ материала, который используется в процессе обучения.
- Моделирование и последующее конструирование методик предъявления учебных сведений на уроках.
- Конструирование работы учащихся, связанной с формированием практических умений и технических понятий.
- Формирование методики обучения по тому или иному предмету.
- Конструирование работы учащихся, связанной с созданием практических умений и технических понятий.
- Разработка методов контроля профессиональных навыков, знаний и умений.
- Управление и оценка работы учеников.
- Рефлексия собственной деятельности в процессе подготовки к уроку, а также при анализе его итогов.
Стоит отметить, что представленные разновидности учебно-методической деятельности в любом случае не охватывают всего многообразия практики профессионально-педагогических сотрудников в методическом плане. При методической подготовке студенты вузов овладевают определенными базовыми видами, которые обеспечивают полноценную подготовку к занятиям.
Рекомендации по организации методической работы
Далее целесообразно рассмотреть актуальные на сегодняшний день рекомендации по организации образования, методической деятельности. Так, методическая работа фиксируется (оформляется) документальным образом в форме:
- Протоколов методических советов.
- Разработок и конспектов наиболее успешных методических мероприятий конкретного учреждения.
- Планов деятельности МО, лабораторий «мастер-класса», проблемных групп учащихся.
- Письменных материалов, которые отражают работу преподавателя, проблемных групп учащихся, МО, лабораторий «мастер-класса», по самоанализу и анализу педагогической деятельности.
- Аналитических справок, связанных с вопросом степени знаний учащихся. В данном случае целесообразно предоставление диаграмм и графиков.
- Текстов докладов, рефератов, текстов, сообщений.
- Обобщенных материалов касательно системы работы преподавателей конкретной школы, а также материалов печати по образовательным проблемам.
- Сформированных адаптированных и модифицированных методов, индивидуальных программ и технологий.
- Сведений с городских (районных) методических семинаров.
- Наград, дипломов, которые служат общественным признанием эффективности и результативности деятельности отдельных преподавателей, группировок, МО или лабораторий «мастер-класс».
Направления методической работы
Вам будет интересно: Милосердный — это что за слово? Разбираем сообща
Основными направлениями урочной и внеурочной методической деятельности являются следующие:
- Учебно-методическая.
- Организационно-методическая.
- Научно-методическая.
- Инновационно-методическая.
Целесообразно разобрать представленные направления методической деятельности в отдельной главе.
Направления работы: содержание
Необходимо знать, что организационно-методическая деятельность, главным образом, направлена на реализацию непрерывного взаимодействия руководства образовательного учреждения с участниками педагогического коллектива для формирования оптимальных условия для развития и совершенствования их профессиональной подготовки, раскрытия способностей, интересов и возможностей каждого преподавателя. В организационно-методическую работу входят следующие составляющие:
- Организация системы методической работы для развития педагогического творчества и мастерства, а также для самореализации инициативы учителей.
- Обеспечение процесса, связанного с повышением квалификации, в плане материально-технического обеспечения.
- Планирование и дальнейшая организация методической работы с сотрудниками на основе диагностики.
- Вовлечение участников коллектива в рабочий процесс научно-педагогических объединений, а также в деятельность экспериментально-исследовательского характера.
- Организация обеспечения коллективной и индивидуальной работы в методическом плане.
- Организация рефлексивных активностей преподавателей, а также выявление способов решения проблем педагогической природы.
- Формирование в образовательном учреждении системы профессионального развития педагогов и, таким образом, совершенствование воспитательного и учебного процессов.
Научно-методическая работа подразумевает полноценное обеспечение научно-исследовательского подхода к вопросу организации процесса образования, повышения профессионального уровня и совершенствования учителей на базе достижений психолого-педагогической науки, а также прямого научно-практического опыта. Среди основных направлений данного вида деятельности важно отметить постоянное изучение достижений рассматриваемой науки, практики обучения и теории; усвоение научных методик, связанных с диагностикой учебно-воспитательного процесса и созданием у преподавателей умения производить анализ собственной работы на базе научно-исследовательских методов; совершенствование планирования и анализа методической работы, используя при этом современные научные подходы и приоритеты в развитии образовательных структур; совершенствование разновидностей и форм контроля и диагностики уровня развития коллектива педагогов и так далее.
Заключение
Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие, определение, ключевые особенности, назначение, основные принципы, разновидности, функции и методики, формирующие основу методической деятельности. Помимо этого, указали некоторые рекомендации, связанные с ее организацией. Мы разобрали ключевые направления методической работы. Важно отметить, что среди них особую роль занимает инновационно-методическая деятельность. Дело в том, что именно она позволяет двигать вперед прогресс и процессы, разражающиеся в сфере воспитания и образования как на территории Российской Федерации, так и в других не менее развитых странах.
Таким образом, под инновационно-методической работой необходимо понимать в первую очередь одно из самых актуальных направлений деятельности современных учреждений образовательного плана. В соответствии с многочисленными мнениями экспертов, ей необходимо придать большую степень самостоятельности. Ключевыми направлениями названного вида деятельности являются следующие: введение в практику прогрессивных образовательных и управленческих технологий; разработка и последующая защита инновационных проектов педагогического плана, формирование индивидуальной траектории развития коллектива педагогов в профессиональной плане; формирование собственных традиций в коллективе; организация деятельности в качественно новых структурах методического типа, среди которых лаборатория, кафедра, педагогическая мастерская и так далее; защита методик авторского характера; формирование инновационного педагогического поля, а также инновационных карт учебного заведения; разработка программ комплексно-целевого характера, связанных с управлением инновационными процессами; формирование банка педагогических инноваций и прочее.
Источник