Способы подачи информации для обучения

О формах подачи учебного материала на школьных уроках

Уроки у многих школьников и их родителей ассоциируются со скукой, сложными и непонятными объяснениями, зубрежкой, и не вызывают положительных эмоций. Так оно и есть в том случае, если учитель не использует разнообразных форм подачи материалы, ограничиваясь лекциями, параграфами учебников и отработкой упражнений.

Методов, которыми можно донести информацию до учеников, довольно много. Они очень разнообразны и не похожи один на другой:

  • Игровые методы . Особенно полезны для младших школьников, которые еще недавно познавали мир исключительно через игры.
  • Наглядные методы . Демонстрация рисунков, фотографий, муляжей, графиков. Этот метод неоднократно доказывал свою эффективность: он позволяет концентрироваться на материале, который дает учитель, и позволяет лучше запоминать услышанное.
  • Проектные методы . Создание моделей, творческих работ, моделирование ситуаций, все это дает возможность стать непосредственным участником процесса, а не пассивным наблюдателем. Информация, полученная на таких уроках, будет иметь эмоциональную окраску, а значит – лучше откладываться в памяти.
  • Методы проблемного обучения . Обучение школьников анализу материала, самостоятельной постановке вопросов и поиску их решений, развивает живость ума, логичность мышления, умение решать сложные задачи.

Хороший учитель, работает ли он в частной платной школе или в муниципальной в первую очередь ищет способ такой подачи материала, которая запомнится ученикам, а в случае сложной темы — поможет лучше разобраться в вопросе.

Как разнообразить школьный урок?

При правильном подходе со стороны педагога, уроки перестают быть скучными и наводящими сон и усталость. Множество способов разнообразить занятия обычно встречаются «на ура» даже самыми пассивными и незаинтересованными учениками, и дают отличные результаты. С этой целью проводятся:

  • Деловые игры.
  • КВН.
  • Брейн-шторм.
  • Викторины.
  • Конкурсы.
  • Диспуты и многое другое.

Некоторые требуют предварительной подготовки со стороны учащихся частной начальной школы, другие могут быть полным сюрпризом для школьников, пришедших на рядовую лекцию. Первую деловую игру лучше проводить именно таким образом. В следующий раз, зная, что занятия будут выстроены в виде игры, в которой для каждого найдется роль, количество хорошо подготовившихся учеников будет в разы выше, чем в обычный рядовой день.

Не менее эффективным новаторством будет проведение наблюдений за самыми разнообразными явлениями. Пусть школьники сами поставят эксперимент, и зададут правильные вопросы, ответы на которые смогут получить у учителя.

Источник

Эффективное обучение: практические советы

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе — это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену — за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением — то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

Читайте также:  Способы восстановление работы сердца

3. Первая треть занятия — самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. — вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма — давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия — самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность — обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон — важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось — выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся — приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике — я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) — добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь — все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию — как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается — в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то — схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Читайте также:  Модификация битумов как способ повышения их эксплуатационных свойств

Помните, что лекция — один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That’s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

Источник

Приемы оптимизации способов подачи учебной информации

Активизация «рабочей» модальности ученика. В начале урока при сообщении информации, требующей запоминания и т.п., учитель, вне зависимости от собственной репрезентативной системы, может использовать в речи (по возможности в одном предложении) слова-предикаты всех трех модальностей, как бы «включая» восприятие и визуалов, и аудиалов, и кинестетов: «Сегодня вы услышите новое, увидите необычное и почувствуете, как это важно для успешной учебы».

Обращение к визуальной и кинестетической модальностям в устной речи. Информация, сообщаемая устно (рассказ, сообщение учителя), должна содержать языковые паттерны, относящиеся к визуальной и, особенно, кинестетической репрезентативным системам[29]. Особенно важны кинестетические слова и образы, потому что прямых источников информации для кинестетов, кроме практических и лабораторных работ и упражнений, в учебном процессе нет. Легче всего эти языковые паттерны и образы находятся, когда мы иллюстрируем учебную информацию примерами «из жизни».

«Полимодальная» жестикуляция. Если жесты визуалов локализуются от груди и выше, аудиалов – на уровне груди, кинестетов – на уровне пояса, то жестикуляция учителя так же, как и его речь, может удерживать внимание представителей всех модальностей. Например, если предикаты и языковые паттерны визуальные – жесты кинестетические, примеры кинестетические – жесты аудиальные и визуальные и т.п.

Коррекция мономодальных и бимодальных методов обучения с целью их «доводки» до полной полимодальности. Устное изложение материала учителем (беседа, дискуссия) всегда должно быть дополнено использованием наглядных средств и пособий (для визуалов), соответствующими жестами и предикатами (для кинестетов). Визуальные методы могут дополняться устными комментариями, объяснениями и т.п. Как мы уже отмечали, особенно «не повезло» с методическими приемами кинестетам, поэтому учитель обязательно должен продумать способы подачи информации именно для этой группы обучающихся (записывание, проговаривание и т.п.).

Н. Ф. Талызина и Ю.В. Карпов[30] отмечали, что «дети различаются между собой тем, в каком плане мыслительной деятельности они могут первоначально выполнить новый прием. одни выполняют (его) сразу в словесно-логическом плане, другие – в наглядно-образном, третьи – только в наглядно-действенном плане. Эта качественная особенность. носит устойчивый для данного ребенка характер». Эту информацию можно интерпретировать следующим образом: в словесно-логическом плане выполняют прием аудиалы, в наглядно-образном – визуалы, в наглядно-действенном – кинестеты.

По данным А.Г. Молибога[31], зрительные рецепторы воспринимают поток информации плотностью около 3 млн. бит/с., а информация, воспринимаемая человеческим ухом, оценивается в 5–20 тыс. бит/с. То есть «пропускная способность» визуального канала в 100 раз больше, чем у аудиального. Кроме того, на передачу одной и той же информации для слухового канала потребуется больше времени, чем для зрительного, но информацию для слухового канала готовить легче, поэтому именно он эксплуатируется преподавателями чаще других. Информация воспринимается также осязанием (2×105 бит/с.), обонянием (10–100 бит/с.), вкусом (около 10 бит/с.). Однако реальное восприятие (апперцепция) значительно уже и лежит в пределах от 0 до 25 бит/с. Это означает, что визуальные способы работы с информацией самые эффективные. В частности, Е.Н. Кабанова-Меллер в своем исследовании[32] отмечала, что дети, неправильно решающие геометрические задачи, «не видят» чертеж, в отличие от тех, кто решает эти же задачи успешно. Иными словами, у детей, неправильно решающих геометрические задачи, неразвита способность визуализации: они не могут трансформировать словесно-логическую (устную и письменную) информацию в наглядно-образную (мысленный чертеж), что существенно снижает успешность в обучении геометрии

Иными словами, нельзя оставить в стороне проблему визуализации информации, уже хотя бы в связи с тем, что в педагогической среде появилось осознание проблемы как таковой. В этом направлении работают и зарубежные (М. Гриндер[33] и D.A. Donis[34], например), и отечественные исследователи. В помещенных далее примерах речь идет о разных сторонах визуализации.

Н.И. Резник[35] отмечает, что «выполнение учащимися рисунка-чертежа иногда успешно заменяет пространные объяснения». А.Д. Ботвинников, И.С. Якиманская[36] утверждают, что «применение схематических знаковых моделей может быть использовано в обучении как средство формирования у учащихся широких обобщений на различном графическом материале». З.С. Беловой[37] установлено, что «педагогический эффект теоретизированной иллюстрации не ограничивается простым фотографическим запечатлением увиденного. Он предполагает развертывание поисковой активности, направленной на выдвижение новых гипотез». Д.А. Донис[38] полагает, что развитие навыков визуализации формирует особый язык познания, в основе которого лежит интуиция. В.Н. Ветров[39] еще в 1954 г. обращал внимание педагогов на то, что «графическая работа представляет собой синтез зрительной и моторной деятельности с мыслительной деятельностью».

Читайте также:  Способ возврата налогового вычета

Н.В. Борисова[40] вводит в обращение термин «метод визуализации». Но мы полагаем, что говорить можно не о методе, а о приеме визуализации в составе разных методов либо об интеллектуальном умении визуализации, если дело не касается собственно процесса учения. А.А. Вербицкий[41], вслед за Н.В. Борисовой, эксплуатирует термин «лекция-визуализация», предполагая использование приемов визуализации информации при чтении вузовской лекции в рамках контекстного подхода к обучению. Мы считаем, что использование термина «лекция-визуализация» лишено смысла, так как приемы визуализации информации присутствуют в любой грамотно построенной вузовской лекции.

Способность преобразовывать все виды информации в зрительный образ (то, что мы подразумеваем под визуализацией) является показателем профессионального уровня специалиста любого профиля и абсолютно необходима для успешного обучения по всем предметам. Этот факт объясняется тем, что процесс визуализации информации позволяет свертывать содержание, фиксированное в разных формах (визуальной, аудиальной, кинестетической) в емкий, наглядный образ, который может быть развернут в каждый момент и использован в качестве основы для адекватных действий, мыслительных или практических. При создании внутреннего образа свертывание содержания осуществляется благодаря информации, поступающей по всем каналам восприятия, что положительно влияет на качество усвоения материала.

Способность визуализировать информацию, как и все общие способности человека, развивается в процессе обучения, и существуют методические приемы, использование которых, с одной стороны, существенно ускоряет процесс формирования навыка визуализации информации, с другой, – предоставляет возможность оптимизации усвоения знаний, а с третьей, – позволяет увеличивать объем передаваемой информации за счет ее концентрации, систематизации и выделения наиболее значимых элементов. В связи с этим, нами выделены в отдельную группу приемы, облегчающие работу с информацией за счет ее визуализации.

Приемы, облегчающие работу с информацией
за счет ее визуализации

организация выполнения схематических рисунков, отражающих наиболее существенные черты внешнего или внутреннего строения изучаемого объекта. В графическом образе, выполненном самим учеником, в обработку информации, помимо зрительных включаются двигательные (кинестетические) восприятия, что повышает эффективность запоминания. Эффективность запоминания будет еще выше, если подключить и слуховой анализатор, например, в случае выполнения учебного рисунка одновременно с учителем и при наличии объяснения;

организация составления схем изучаемых процессов, явлений, а также организация составления схем, отражающих содержание учебных текстов. Схематизация информации позволяет выделить наиболее существенные черты схематизируемого, а графическое представление повышает эффективность запоминания. Последнее утверждение справедливо только в том случае, если ученик составляет и рисует схему полностью самостоятельно либо самостоятельно же, но с некоторой помощью со стороны учителя. Эффективность готовых схем в процессе обучения существенно ниже, потому что в первом случае задействованы все каналы поступления информации, в во втором – только зрительный. «Чистый» кинестет, например, готовую схему вряд ли хорошо запомнит;

организация составления таблиц. При составлении таблиц обучающийся объединяет и систематизирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию (информация, поступившая от учителя, добытая самостоятельно в процессе работы с письменным текстом, аудиовизуальным источником информации, при общении с товарищами, в ходе дискуссии, в результате выполнения практической работы и прочее). Кроме того, необходимость вписывать большие объемы информации в ограниченные рамки граф таблицы заставляет изобретать собственные приемы ее свертки (визуализации). Изучение готовых таблиц так же менее эффективно, как и рассматривание готовых схем;

использование цветового кодирования при выполнении графических работ (рисунков, схем, выделении орфограмм, частей слова и т.п.). При этом набор цветов должен быть строго определен, обсужден с учащимися и зафиксирован. Цвет в данном случае играет двоякую роль: интенсифицирует процесс визуализации, ускоряя определение принадлежности (если такого цвета – значит, принадлежит такой-то общности), и облегчает процесс, обратный визуализации, – развертывание информации, так как служит опорным сигналом при вспоминании. Иллюстрацией могут служить результаты дипломной работы, выполненной под нашим руководством: использование приема цветового кодирования на уроках математики в третьих классах достоверно повышало эффективность обучения умению решать текстовые задачи;

использование немых рисунков. Упоминание о немых рисунках как наглядных пособиях можно найти в учебнике по методике обучения анатомии, физиологии и гигиене человека[42], более подробно о дидактических возможностях немых рисунков и методике их использования применительно к урокам анатомии и физиологии писал П.М. Левитский[43]. Мы использовали немые рисунки для контроля усвоения знаний[44]. При этом студенты были оповещены, что в контрольной работе им нужно будет сделать подписи к схематическим рисункам. Это заставляло их проводить целенаправленную работу по трансформации всей приобретаемой информации в визуальную форму.

Таким образом, в целях облегчения процедуры ситуативного конструирования метода обучения, для методических приемов, относящихся к его субъективной стороне, созданы две типологии, основаниями для деления в которых этапы организации учебной деятельности и структура учебной деятельности. Для методических приемов, относящихся к объективной стороне метода обучения, создана классификация, базирующаяся на способе фиксации учебной информации при обучении, а также выделены еще две группы приемов: позволяющих оптимизировать передачу информации при использовании мономодальных приемов и облегчающих усвоение информации за счет ее визуализации.

§ 4. Структура метода обучения и правила
его конструирования

Источник

Оцените статью
Разные способы