Способы по средствам которых изучается предмет науки называется

Содержание
  1. Ответы к тесту: Предмет психология
  2. Тестовый вопрос: Основной задачей психологии является:
  3. Тестовый вопрос: К психическим процессам относится:
  4. Тестовый вопрос: Одним из принципов отечественной психологии является принцип:
  5. Тестовый вопрос: Специфической характеристикой тестирования является:
  6. Тестовый вопрос: Признаком, характеризующим понятие «тест» является:
  7. Тестовый вопрос: Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни – это:
  8. Тестовый вопрос: Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами:
  9. Тестовый вопрос: Одной из причин смены предмета психологии с сознания на поведение явилось:
  10. Тестовый вопрос: Способы, посредством которых изучается предмет науки, называются:
  11. Тестовый вопрос: Изучением индивидуальных различий между людьми занимается психология:
  12. Тестовый вопрос: Изучение психики посредством общения называется:
  13. Тестовый вопрос: Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания:
  14. Тестовый вопрос: Основы рефлекторной теории психики заложили работы:
  15. Тестовый вопрос: Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, – это:
  16. Тестовый вопрос: Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом:
  17. Тестовый вопрос: Отечественный психолог Л.С. Выготский является автором:
  18. Основные понятия и положения темы. Методы– это способы, посредством которых познается предмет науки

Ответы к тесту: Предмет психология

⚑ Закажите написание студенческой работы!

Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!

Тестовый вопрос: Основной задачей психологии является:

Выберите правильный ответ:

[неверно] коррекция социальных норм поведения

[ верно ] изучение законов психической деятельности

[неверно] разработка проблем истории психологии

[неверно] совершенствование методов исследования

Тестовый вопрос: К психическим процессам относится:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] ощущение

Тестовый вопрос: Одним из принципов отечественной психологии является принцип:

Выберите правильный ответ:

[неверно] учёта возрастных особенностей человека

[неверно] единства мышления и интуиции

[ верно ] единства сознания и деятельности

Тестовый вопрос: Специфической характеристикой тестирования является:

Выберите правильный ответ:

[неверно] индивидуальный подход в подборе заданий

[неверно] глубина полученных результатов процедуры

[неверно] субъективность полученных результатов

[ верно ] стандартизация процедуры

Тестовый вопрос: Признаком, характеризующим понятие «тест» является:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] валидность

Тестовый вопрос: Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни – это:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] интроспекция

Тестовый вопрос: Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] проективными

Тестовый вопрос: Одной из причин смены предмета психологии с сознания на поведение явилось:

Выберите правильный ответ:

[неверно] увеличение количества браков

[ верно ] урбанизация и производственный бум

[неверно] сокращение числа разводов

[неверно] демографический взрыв

Тестовый вопрос: Способы, посредством которых изучается предмет науки, называются:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] методами

Тестовый вопрос: Изучением индивидуальных различий между людьми занимается психология:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] дифференциальная

Тестовый вопрос: Изучение психики посредством общения называется:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] метод беседы

Тестовый вопрос: Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] в XIX в.

[неверно] в XVIII в.

[неверно] в XVI в.

Тестовый вопрос: Основы рефлекторной теории психики заложили работы:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Р.Декарта, И.М. Сеченова

[неверно] Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна

[неверно] Аристотеля, Гиппократа, Платона

[неверно] З.Фрейда, А.Маслоу¸ К.Юнга

Тестовый вопрос: Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, – это:

Выберите правильный ответ:

[неверно] гуманистическая психология

[неверно] психология сознания

[ верно ] бихевиоризм

Тестовый вопрос: Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом:

Выберите правильный ответ:

[неверно] гуманистическая психология

[ верно ] глубинная психология (психоанализ)

[неверно] ассоциативная психология

[неверно] когнитивная психология

Тестовый вопрос: Отечественный психолог Л.С. Выготский является автором:

Выберите правильный ответ:

[неверно] стратометрической концепции

[ верно ] культурно-исторической концепции психического развития

Читайте также:  Способы дачи кислорода детям

[неверно] деятельностной концепции

[неверно] концепции поэтапного формирования умственных действий

⚑ Успей сделать заказ со скидкой!

Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!

Источник

Основные понятия и положения темы. Методы– это способы, посредством которых познается предмет науки

Методы– это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов и методик.

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитии ем личности.

К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).

Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Логитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ:

1. Лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам.

2. Лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека.

3. Только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Суть поперечных или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключение об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования – возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод. Называемый «сравнительно-генетический», получил в зоопсихологии и в детской психологии.

Эмпирические методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними. включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий). психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы). анализ продуктов деятельности. биографический метод.

Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной степени опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

Объективное наблюдение должно исходить из единого внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методой в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные усилия, которым вообще может удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основное требование – наличие четкой целевой установки.

В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.

Читайте также:  Способы оценки товарно материальных ценностей

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:

а) Определение задачи и цели.

б) Выбор объекта, предмета и ситуации.

в) Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации.

г) Выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи).

д) Обработка и интерпретация полученной информации.

Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Экспериментальный метод – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.

2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.

4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объектного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

Эксперимент как метод возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Но изменился сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического и соответствующего ему психологического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента. Его основная тенденция – сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы проводить изучение явлений в лабораторных условиях, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Роль естественного эксперимента велика при изучении познавательных возможностей человека на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности.

И наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психологические процессы.

Психодиагностические методы.Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.

Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово «тест» означает «проба» или «испытание». Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как привило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактов со слов опрашиваемых.

Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам:

3. опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое исследователем по определенному плану.

4. заочный опрос – анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

Читайте также:  100 способ избавится от тараканов

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение человека к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое количество людей в сравнительно небольшой срок.

Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срока позволяет получить материал для глубокого анализа.

Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.

Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии.

Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и тд.

К методам психологической коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия.

Современная психология различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психокоррекционные методы – это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей. включают аутотренинг, групповой тренинг.

Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка – действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:

4) выработка умения полностью расслаблять мышцы тела.

5) использование активной роли представлений, чувственных образов.

6) Регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.

Комплекс упражнений, составляющих суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту резервных способностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга.

Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Что касается методов социально-психологического тренинга, то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области – групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение получил метод ролевых игр.

В настоящее время практика группового тренинга представляют собой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг в нашей стране используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т.п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми и т.п.

Методы обработки данных – это анализ материала. включают в себя количественный (применение математической статистики, обработка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

Источник

Оцените статью
Разные способы