Способы платежа по внешнеторговому контракту

Иностранный контракт при ВЭД: виды, структура, образец оформления

Внешнеэкономическая деятельность включает импорт, реимпорт, экспорт и реэкспорт. Все эти операции оформляются внешнеэкономическим контрактом, который регулирует правила сделки. Правильное оформление и грамотное заключение контракта — гарантия соблюдения договора. Читайте в статье, какие бывают иностранные контракты и как их составлять.

Что такое внешнеторговый контракт

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Любая торговая операция проходит этап переговоров, по итогам которого стороны заключают договор. Все сделки российских компаний с иностранными государствами должны основываться на контракте, иначе вам будет сложно оформить таможню и провести денежные расчеты.

Международные торговые отношения регулирует Венская конвенция «О договорах международной купли-продажи товаров».

Иностранный контракт — основная форма оформления международных торговых сделок. В этом документе содержатся условия поставки товаров продавцом и условия получения и оплаты продукции покупателем. Контракт составляется в письменном виде и учитывает государственное и таможенное законодательство обеих стран — сторон сделки.

Если на этапе согласования договора упущены какие-то важные моменты, в дальнейшем нужно составить по ним дополнительные соглашения к договору.

Виды иностранных контрактов при ВЭД

На международном рынке много вариантов соглашений по торговым сделкам. По направленности различают контракты на импорт и экспорт. Содержание договора, как правило, зависит от того, какая операция предстоит сторонам.

Контракты отличаются в зависимости от предмета сделки:

  • купля-продажа;
  • договор подряда на выполнение работ или оказание услуг;
  • аренда или международный лизинг;
  • международные транспортировки.

В составе контракта есть основные и дополнительные условия сделки. К основным относится время поставки, условия оплаты и ответственность сторон.
Контракты различаются по времени поставки:

  • регулярные поставки — поставки с определенной периодичностью и объемом продукции, заключенные на год или более долгий срок;
  • срочные — в договоре указан точный срок, в который импортер хочет получить товар; если поставщик нарушит срок, покупатель может признать договор недействительным и выдвинуть санкции;
  • долгосрочные — договор без указания точного срока.

Контракты отличаются по форме оплаты:

  • денежная оплата — сделки предполагают расчеты в валюте, которая предусмотрена в договоре;
  • натуральная оплата (бартер) — сделки предполагают обмен одного товара на другой.

По характеру оформления контракта:

  • разовый контракт — контракт, составленный на одну сделку;
  • рамочный контракт — контракт, регулирующих несколько сделок: в таком контракте не определены существенные условия, а все условия определяются отдельно для каждой поставки.

Структура внешнеторгового контракта

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

У внешнеторгового контракта своя особая структура, которая зависит от характера сделки и порядка взаимодействия сторон. Она может отличаться, но мы рассмотрим самый популярный вариант иностранного контракта — купля-продажа.

  1. Как и любой документ, контракт начинается с указания даты и места заключения контракта. Кроме того, контракту присваивается свой номер из трех групп, который содержит информацию о сторонах, коде предприятия и порядкового номера договора.
  2. Преамбула договора содержит реквизиты сторон: их полное наименование, местоположение и юридический статус.
  3. Предмет договора включает наименование товара и его описание: комплектация, ассортимент, вес, модель и другие подробности.
  4. Подсчет общей суммы, на которую заключен договор и стоимости единицы товара, с краткой характеристикой условий поставки по Инкотермс 2010. В этом же разделе нужно указать код валюты, используемой для оценки товара.
  5. Условия платежа включают валюту оплаты, сроки оплаты, условия кредитования (если такие предусмотрены) и список документов для оформления сделки купли-продажи. В разделе надо указать полные названия фирм, название банка, номер счета и другие платежные реквизиты. На случай несостоявшейся сделки нужно предусмотреть гарантии возврата денег.
  6. Важно указать сроки поставки товара — четкие даты или промежуток времени, в который товар должен быть доставлен покупателю.
  7. Условия приемки товара по качеству и количеству. Стоит указать, будет ли присутствовать при приемке товара продавец или эксперт и что делать, если будет установлена недостача или несоответствие ассортимента.
  8. Информация о страховании и гарантийном обслуживании тоже должна оговариваться в условиях контракта. Нужно указать предмет страхования и перечень рисков, а также оговорить сроки и условия гарантийного обслуживания или замены товара.
  9. Ответственность сторон в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных договором. Нужно указать, кто и в каком размере несет ответственность.
  10. Порядок разрешения споров (арбитражное соглашение). Как правило, начинается все с мирных переговоров, а если к согласию не удастся прийти, то нужно указать в каком судебном органе будет происходить разбирательство.
  11. На случай форс-мажора: пожара, стихийного бедствия, военных действий или изменений законодательства — нужно предусмотреть освобождение сторон от ответственности за нарушение договора. При этом сторона, у которой произошел форс-мажор, должны предупредить партнера по сделке и предоставить документы, подтверждающие этот факт.
  12. В заключении нужно оговорить порядок изменения и дополнения договора, условия конфиденциальности, уступки прав и возможности участия третьих лиц.
Читайте также:  Способы поглощения питательных веществ растениями

Как банки регистрируют договоры

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Раньше на все контракты от 50 000 долларов нужен был паспорт сделки. С 1 января 2018 года его отменили, но валютный контроль никуда не исчез. Теперь контракт нужно регистрировать в банке.

Банки регистрируют не все договоры, а только те, которые превысили лимит по сумме. Для импортных контрактов — 3 млн. рублей, а для экспортных — 6 млн. рублей.

Для регистрации договора в банк нужно принести информацию о контракте и реквизиты иностранного контрагента. Для импортных и экспортных контрактов нужны разные документы. В отделе валютного контроля вам объяснят, что нужно сделать в вашем случае.

Внешнеторговый контракт — это основной документ, который регулирует сотрудничество между контрагентами из разных стран. Если возникнут конфликты, то именно контракт позволит не получить убытки и обезопасить себя от недобросовестных партнеров. Ответственный подход к составлению договора поможет вам защитить свои интересы.

В облачном сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете вести налоговый и бухгалтерский учет валютных и рублевых операций на УСН, а еще — начислять зарплату, автоматически рассчитывать налоги и формировать отчеты, сдавая их через интернет. Первые 14 дней работы бесплатны для всех новых пользователей.

Источник

Рекомендации по условиям внешнеторговых контрактов

С учетом значительного опыта работы в области обслуживания международных торговых сделок и расчетов участников ВЭД АО «Россельхозбанк» подготовил для своих клиентов рекомендации по условиям внешнеторговых контрактов для использования при заключении контрактов с иностранными организациями.

Надеемся, что информация, содержащаяся в указанных рекомендациях, будет способствовать минимизации рисков и достижению договоренностей с иностранными контрагентами в части наиболее благоприятных для российской стороны условий и форм расчетов.

АО «Россельхозбанк» предоставляет услуги по организации финансирования и расчётов по внешнеторговым контрактам своих клиентов с использованием различных инструментов (включая аккредитивы и гарантии), в том числе по нестандартным и сложноструктурированным схемам.

Высококвалифицированные специалисты АО «Россельхозбанк» предоставляют клиентам бесплатные консультации по условиям внешнеторговых контрактов.

Телефонная линия по вопросам ВЭД: 8 (800) 200-78-70 (далее нажимается цифра 2)

В преамбуле контракта указывается наименование, номер, место и дата его заключения, полное и точное наименование, организационно-правовая форма и местонахождение сторон контракта, представители сторон, уполномоченные на подписание контракта (с указанием правоустанавливающих документов, на основании которых они уполномочены на подписание контракта).

ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА

В разделе Предмет контракта указывается наименование, вид, тип, сорт, класс поставляемого товара, условия поставки и/или характер и состав выполняемых работ/оказываемых услуг, количество товаров или ссылка на соответствующее приложение к контракту с указанием данной информации.

Перед заключением контракта необходимо изучить перечень товаров запрещенных к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также перечни товаров, подпадающих под санкции, введенные Российской Федерацией в отношении отдельных государств.

Перечни товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с нее, а также товаров, которые могут быть ввезены (вывезены) при наличии соответствующих разрешительных документов, установлены соответствующим Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии.

В разделе указывается Цена поставляемых товаров/выполняемых работ/оказываемых услуг, включая сумму и валюту Цены.

При несовпадении валюты Цены и валюты платежа в платежные условия контракта, в том числе для целей валютного контроля, включается положение о курсе пересчета валюты Цены контракта в валюту платежа.

Цена товара может быть установлена как за единицу, так и в виде общей суммы. При неоднократных поставках товаров различной номенклатуры в рамках одного контракта целесообразно указать общую цену контракта, а цену единицы товара отражать в приложениях и/или спецификациях к контракту и/или в дополнительных соглашениях.

В случаях, когда цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, приводится подробная формула расчета цены либо порядок ее определения.

В раздел Порядок расчетов включается:

  • форма расчетов (единая для всех платежей или комбинация форм расчетов);
  • наименование валюты, в которой производится платеж;
  • условия осуществления платежа;
  • срок платежа;
  • перечень и порядок передачи продавцом покупателю документов, подтверждающих факт отгрузки товаров/выполнение работ/оказание услуг.
  • авансовый платеж
  • платеж по факту отгрузки/поставки/выполнения работ/оказания услуг (осуществляется по предъявлении счета продавцом);
  • платеж с отсрочкой (осуществляется после отгрузки/поставки/выполнения работ/оказания услуг, по истечении периода отсрочки, установленного контрактом, или не позднее даты, установленной в контракте). Узнать больше о платежах.
  • документарный аккредитив;
  • документарное инкассо.
    Выбор той или иной формы расчетов влияет на риски сторон:

Сторона, у которой возникает риск

В чем заключается риск применения данной формы расчетов

Риск невозврата авансового платежа покупателю в случае нарушения продавцом обязательств по контракту (например, в случае непоставки или неполной поставки товара)

Риски покупателя и продавца минимизированы

Банк принимает на себя обязательство перед продавцом осуществить платеж по аккредитиву в соответствии с его условиями только по предоставлении надлежащих документов, свидетельствующих о выполнении продавцом обязательств по контракту

Риск отказа покупателя от оплаты/акцепта документов, переданных в банк продавцом.

В отличие от аккредитива, Банк не имеет обязательств перед продавцом по оплате представленных документов.

Платеж по факту

Риск неоплаты/неполной оплаты/несвоевременной оплаты покупателем выставленного продавцом счета

Платеж с отсрочкой

Риск неоплаты, неполной/несвоевременной оплаты покупателем выставленного продавцом счета

В разделе Порядок поставки указывается базис поставки в соответствии с правилами Incoterms® (Инкотермс) Международной торговой палаты (ICC), сроки и порядок поставки (передачи), приемки товаров/выполнения работ/оказания услуг. Incoterms® – это правила, признанные правительственными органами, государственными и коммерческими компаниями по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов.

Правила Incoterms® регламентируют распределение обязанностей, расходов и рисков сторон по контракту при передаче товара от продавца к покупателю, снижая, тем самым, риск юридических осложнений.

Каждый термин Incoterms® представляет собой аббревиатуру из трех букв.

Предпочтительно использовать базисы поставки групп C (Основная перевозка оплачена продавцом) и D (Доставка) согласно Incoterms®). Базис поставки должен соответствовать условиям контракта, аккредитива, структуре цены товара/работ/услуг.

СРОК ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

В разделе приводится срок и порядок исполнения обязательств по контракту (срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг), срок оформления и подписания документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, а также срок действия контракта.

При подписании контракта необходимо учитывать требования ст. 19 Федерального Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» об указании сроков исполнения сторонами обязательств во внешнеторговых контрактах и представления резидентами уполномоченным банкам информации о сроках исполнения нерезидентами обязательств по контрактам в счет осуществленных авансовых платежей.

В разделе указывается Порядок приемки товара по качеству и количеству (место и сроки проведения инспекции качества и количества товара, наименование независимой экспертной организации (если привлекается для проведения экспертизы), оформляемые и передаваемые при приемке документы, порядок предъявления рекламаций и т.п.).

К другим условиям, имеющим существенное значение, следует отнести:

  • требования к упаковке, маркировке, транспортировке и перевалке товаров;
  • порядок перехода права собственности на товар;
  • ответственность сторон, штрафные санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторонами контракта, требования к обеспечению исполнения обязательств по контракту (рекомендуется использовать банковские гарантии возврата аванса, исполнения обязательств);
  • гарантийные обязательства (включая гарантии достижения товаром контрактных показателей, сроки рассмотрения претензий, возмещения убытков) и обеспечение исполнения гарантийных обязательств (рекомендуется использовать обеспечение в виде банковской гарантии гарантийного периода или в виде гарантийных удержаний);
  • форс-мажорные обстоятельства и условия освобождения от ответственности (рекомендуется использовать типовую оговорку «Форс-мажорные обстоятельства» (Публикация № 421(Е) Международной Торговой палаты, Париж);
  • применимое право к контракту;
  • место и порядок рассмотрения споров с указанием положений, определяющих вопросы урегулирования возможного спора: применимого права, порядка досудебного урегулирования, судебного органа, в котором будет рассматриваться спор (государственного суда, арбитража, регламента, применимого права к арбитражному разбирательству и языка арбитража);
  • указание количества экземпляров контракта для каждой из сторон и превалирующий язык.

Указываются адреса и банковские реквизиты сторон для расчетов в валюте контракта.

Контракт должен быть подписан тем лицом, наделенным необходимыми полномочиями, которое указано в преамбуле. Подпись должна иметь расшифровку.

Следует учитывать, что иностранным правом для некоторых видов договоров могут быть предусмотрены требования проставления подписей свидетелей (как правило, 1 или 2), соблюдение которых нужно обеспечить во избежание риска признания контракта незаключенным или недействительным.

Общие рекомендации по платежным условиям контрактов, применению аккредитивов и банковских гарантий.

  • Условия контракта рекомендуется в предварительном порядке согласовать со специалистами Банка.
  • В связи с возможным наличием ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе по резолюциям Совета Безопасности ООН, а также ограничений, установленных законодательством иностранных государств, и соблюдаемых иностранными банками-корреспондентами, особую актуальность имеет предварительное согласование с Банком контрактов, в которых контрагент или предмет контракта связаны с высокорисковой юрисдикцией.
  • В качестве обеспечения исполнения платежных обязательств вместо банковских гарантий могут использоваться т.н. резервные аккредитивы «стэндбай» (standby), подчиненные Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов (редакция 2007 года, публикация Международной торговой палаты № 600) либо Международной практике резервных аккредитивов ISP98 (редакция 1998 года, публикация Международной торговой палаты № 590).
  • При использовании в расчетах документарных аккредитивов в зависимости от условий контрактов могут применяться различные виды аккредитивов. АО «Россельхозбанк» проводит аккредитивные операции любых видов. Специалисты Банка предоставят консультации по подбору вида аккредитива, наиболее отвечающего условиям внешнеторговой сделки.
  • В контрактах, предусматривающих оформление именных транспортных и страховых документов, а также транспортных и страховых документов на предъявителя (например: морской коносамент, страховой полис), позволяющих распорядиться товаром или страховой выплатой, рекомендуется уделять особое внимание маршруту передачи /пересылки документов (в разрезе каждого оригинала такого документа) и проставлению на них индоссаментов (передаточных надписей, посредством которых передается право распоряжения грузом или страховой выплатой).
  • При перевозках водным транспортом и оформлении коносамента (Bill of Lading) рекомендуется контролировать наличие в нем отметки «Clean on Board», означающей, что груз фактически погружен на борт судна без каких-либо замечаний по количеству, качеству, внешнему виду и пр., а также наличие отметки «Freight Prepaid», свидетельствующей об оплате фрахта (если фрахт, согласно условиям контракта должен быть предоплачен).
  • В контрактах целесообразно предусматривать распределение между сторонами банковских расходов (в т.ч. связанных с выполнением платежей, открытием, изменением, пролонгацией и исполнением аккредитива/гарантии/инкассо, расходов по акцепту и хранению тратт; гербовых сборов).
    — Предпочтительно принять на себя только оплату банковских расходов и комиссий на территории своей страны.
    — Не рекомендуется допускать принятие импортером на себя расходов по продлению и изменению аккредитивов в случае нарушения иностранным продавцом сроков поставки или других условий контрактов.
  • В целях обеспечения платежей и обязательств по исполнению внешнеторгового контракта, а также учета интересов сторон по сделке, рекомендуется использование документарного аккредитива.
  • При аккредитивной форме расчетов наиболее важные условия аккредитива должны быть описаны в контракте в разделе платежных условий. К наиболее важным условиям аккредитива относятся вид аккредитива, перечень документов, представляемых экспортером для получения платежа по аккредитиву, и требования к их оформлению, ответственность сторон за оплату банковских комиссий и расходов по аккредитиву. Также рекомендуется указывать в контракте дату (срок) открытия аккредитива, срок его действия, авизующий, исполняющий, подтверждающий банки, места/порты отгрузки и доставки, наименование грузополучателя, возможность или невозможность частичных оплат, частичных отгрузок и перегрузок.
  • Аккредитив обеспечивает своевременность платежей и может предусматривать как оплату без отсрочки, так и с отсрочкой, согласованной сторонами, единовременную оплату или оплату частями по мере выполнения продавцом обязательств, оговоренных в контракте.
  • В аккредитиве может быть установлена последняя дата или определены конкретные даты отгрузок, что позволяет контролировать график поставок.
  • Документы, представляемые в рамках аккредитива, должны соответствовать характеру груза, а также применяемым условиям Incoterms®.
  • Покупатель может потребовать включения в условия аккредитива положения о необходимости представления документа, подтверждающего соответствие товара определенным качественным и количественным критериям (стандартам), в т.ч. сертификата, свидетельствующего о проведении независимой экспертизы поставляемого товара.
  • Внесение в условия аккредитива наименования и реквизитов грузоотправителя и грузополучателя, указание места назначения, а также требования о необходимости представления документа, свидетельствующего об отгрузке и упаковке товара согласованным способом, обеспечивает выполнение продавцом соответствующих контрактных договоренностей, в том числе осуществление реальной отгрузки товара.
  • Аккредитив открывает банк покупателя (банк-эмитент). Если получатель средств считает недостаточным обязательство банка-эмитента выполнить платеж по аккредитиву, он может потребовать предоставить дополнительную гарантию совершения платежа – подтверждение аккредитива другим банком, которому доверяет продавец. Если продавец требует, чтобы аккредитив был подтвержденным, рекомендуется заранее согласовать с банком возможность подтверждения и указать в контракте полное наименование подтверждающего банка (если наименование подтверждающего банка на момент подписания контракта еще неизвестно, возможно указание общих требований к подтверждающему банку, например: «аккредитив должен быть подтвержден банком, расположенным на территории …, с рейтингом не ниже Aa1 Moody’s, A+ Standard & Poor’s или AA– Fitch Ratings»).
  • Рекомендуется устанавливать срок действия аккредитива таким образом, чтобы он превышал срок исполнения поставщиком/подрядчиком обязательств, за выполнение которых производится расчет по аккредитиву, минимум на 2 недели.
  • Аккредитив должен подчиняться «Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов» (редакция 2007 года, публикация Международной торговой палаты № 600)
  • Одним из способов обеспечения обязательств по контракту является банковская гарантия, с помощью которой можно, не прибегая к судебному разбирательству, быстро удовлетворить денежные требования к контрагенту в случае нарушения им своих контрактных обязательств.
  • Рекомендуется включать в контракт условие об обеспечении обязательств в форме банковской гарантии с указанием ее суммы и срока действия, а также наименования банка, который будет выдавать гарантию.
  • Рекомендуется устанавливать срок действия гарантии таким образом, чтобы он превышал срок исполнения обеспечиваемого обязательства на 15-30 дней.
  • Проект гарантии, предварительно согласованный между сторонами и Банком, рекомендуется включить в качестве приложения в контракт.
  • В тех случаях, когда контрагент не принимает гарантию иностранного банка и настаивает на том, чтобы гарантия в его пользу была выдана банком страны его инкорпорации и/или подчинялась местному законодательству, Банк направляет инструкции о выдаче такой гарантии и контргарантию в банк страны инкорпорации контрагента, а банк страны контрагента выдает свою банковскую гарантию в пользу контрагента.
  • В контракты, предусматривающие предоставление клиенту Банка гарантии иностранного банка, рекомендуется включать положение о передаче (авизовании) такой гарантии через Банк.
  • Содержание банковской гарантии определяется условиями контракта. В целях соблюдения баланса интересов сторон Банком с учетом международной практики разработаны типовые формы банковских гарантий. Рекомендуем использовать эти формы при подготовке условий контракта.
  • При рассмотрении условий гарантии следует иметь в виду, что существуют условия, которые в различной степени отвечают интересам принципала (стороны, обязательства которой обеспечиваются гарантией) и бенефициара (стороны, в пользу которой выдается гарантия)

ВНИМАНИЕ!

Данные рекомендации и предоставляемая в настоящем разделе информация не являются индивидуальной рекомендацией для заключения конкретного контракта и могут не соответствовать Вашему контракту, обстоятельствам, договоренностям с контрагентом по контракту, а также Вашим целям (ожиданиям).

Материалы настоящего раздела предоставляются исключительно для информационных целей, не являются рекламой, офертой, обязательством сделать или акцептовать оферту, оказать те или иные услуги.

АО «Россельхозбанк» не дает заверений относительно полноты и содержания данных рекомендаций и не несет ответственности за убытки, юридические, регуляторные, налоговые и прочие последствия, которые могут возникнуть в результате их применения и использования Вами предоставленной информации.

Мнения, выраженные в настоящих рекомендациях, относятся исключительно к моменту их размещения на сайте и могут быть изменены в любое время без предварительного уведомления.

Определение соответствия рекомендаций Вашим обстоятельствам, интересам, целям и уровню допустимого риска, а также договоренностям с контрагентом является Вашей задачей. Условия каждого контракта должны рассматриваться в индивидуальном порядке с учетом особенностей сделки, обстоятельств и договоренностей с контрагентом.

Источник

Читайте также:  Способы заражения человека вирусами
Оцените статью
Разные способы