Общий способ деятельности учителя при планировании урока математики в начальной школе.
Общий способ планирования урока можно представить в виде следующей последовательности вопросов:
Какие понятия, свойства, правила, вычислительные приёмы рассматриваются на данном уроке?
Что я сам знаю о них?
С какими из них дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними?
Какова функция учебных заданий данного урока (обучающая, развивающая, контролирующая)? Какие ЗУНы и приёмы умственных действий формируются в процессе их выполнения?
Какова дидактическая цель данного урока?
Какие задания, предложенные в учебнике можно исключить из урока? какими заданиями можно его дополнить? Какие задания преобразовать?
Как можно организовать продуктивную, развивающую деятельность школьников, направленную на актуализацию ЗУНов, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение? Какие методические приёмы и формы организации деятельности учащихся можно для этого использовать?
Какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения; как организовать их деятельность по предупреждению и исправлению ошибок?
Ориентируясь на данные вопросы, можно научиться планировать содержательные, выстроенные в определённой логике уроки.
Исходя из содержания урока, можно не отвечать развёрнуто на некоторые вопросы. Можно также изменить их последовательность или объединить некоторые вопросы.
Методический анализ урока математики.
Методический анализ урока, включая в себя компоненты педагогического анализа, имеет свою специфику, которая обуславливается содержанием предмета. Особенность методического анализа заключается в том, что он должен проводиться в два этапа.
На первом этапе учитель сам оценивает, удалось ли ему реализовать намеченный план на практике. Для этого он формирует цель урока и обосновывает логику своих действий, которые спланировал для достижения этой цели. Затем сравнивает логику запланированных действий с логикой проведения реального урока. Для этого целесообразно остановиться на следующих вопросах:
Какие моменты урока оказались для учителя неожиданными?
Чего он не смог учесть при планировании урока?
Пришлось ли ему отступить от запланированных им действий и почему?
Заметил ли он свои речевые ошибки, недочёты, неудачно сформулированные вопросы?
Считает ли учитель, что урок достиг поставленной цели? Что является критерием этой оценки?
На втором этапе все эти вопросы – предмет дальнейшего обсуждения урока коллегами, присутствующими на уроке. План этого обсуждения можно представить в виде следующей последовательности вопросов:
Соответствует ли логика урока его цели?
Какие виды учебных заданий использовал учитель на уроке: тренировочные, частично-поисковые, творческие? Какие из них заслуживают положительной оценки? Почему?
Соответствуют ли учебные задания, подобранные учителем, цели урока?
Какие функции выполняют задания, предложенные учителем: обучающую, развивающую, контролирующую? Что заслуживает положительной оценки?
Грамотно ли учитель использовал математическую терминологию, предлагал учащимся вопросы и задания?
Какие методические приёмы, используемые учителем на уроке, заслуживают положительной оценки? При работе над отдельными заданиями, при изучении нового, при закреплении, проверке?
Какие формы организации деятельности учащихся (индивидуальная, фронтальная, групповая), применяемые учителем на уроке, заслуживают положительной оценки?
Удалось ли учителю установить контакт с детьми (обратная связь), успешно осуществлять коррекцию их действий, создавая ситуации успеха, реализовать идею сотрудничества? Какие моменты заслуживают положительной оценки с этой точки зрения.
Источник
Современные требования к планированию урока математики.
Современные требования к планированию урока математики.
Выступление на методическом объединении
Особенности психофизического развития школьников с ОВЗ требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования деятельности, как самого учителя, так и рационального планирования деятельности обучающихся.
Трудность работы в коррекционной школе VIII вида заключается в том, что все обучающиеся школы состоят на учёте у психиатра в связи с тем, что имеют нарушения мыслительной и познавательной деятельности. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, в современной действительности. Следовательно, при организации учебного процесса должно руководствоваться следующими дидактическими принципами:
1) обучение должно быть направлено на коррекцию недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;
2) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны и должны включать в себя наглядность, иллюстративность. На уроке должен быть, дифференцирован раздаточный материл;
3) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.
В связи с этим во время учебного процесса каждый учитель создаёт свои зоны усвоения программного материала, разбивая класс на группы.
I группа — ученики, усваивающие программный материал в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются.
II группа – испытывают затруднение в усвоении программного материла, нуждаются в дополнительном объяснении. Учитель оказывает активизирующую и организующую помощь. Обучающихся отличает сниженный темп работы, затруднённость в переключении с одного вида деятельности на другой, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость.
III группа — ученики, с трудом усваивающие программный материал, необходим контроль над деятельностью на уроке, индивидуализация обучения, разнообразные виды помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже.
При составлении урока учитель учитывает количество учащихся I , II , III группы, ставит перед собой образовательную, коррекционно — развивающую, воспитывающую цели для каждой группы отдельно, подбирает материал для каждой группы отдельно. Сводит воедино, комбинируя урок так, чтобы деятельность на уроке была результативной.
Из опыта я поняла, что самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности.
На каждом уроке продумываю применение:
Учитель продумывает воспитательную цель урока для развития у учащихся настойчивости, аккуратности, чувства коллективизма.
И здесь главное переключить обучающихся с одного вида деятельности на другой для сохранения темпа работы.
Каждый урок требует от учителя контроля учебной деятельности, который позволяет определить усвоение детьми учебного материала, уровень сформированности их умений и навыков. В этом педагогу помогает анализ урока.
Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается у учащегося с ОВЗ меньше 10 % содержа ния, от воспринятого через чтение — 30 % , при наблюдении предмета (т.е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизи тельно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.
Урок тогда будет эффективен, если будет учительско — ученическая деятельность.
Профессионализм учительской деятельности основан на негласных правилах:
— формирование интереса только через деятельность самих учащихся с ОВЗ;
— совместимость словесности, наглядности, дидактики на уроке;
— мотивация деятельности является решающим в успехе хорошего урока, и это задача учителя;
— перевод внешних мотивов во внутренние — это появление желания учиться.
Особенности урока математики обусловливаются специфическими особенностями учебного предмета, его целями и задачами, составом учащихся и общими задачами школы VIII вида.
Уроки математики одновременно с вооружением учащихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков (вычислительных, измерительных, графических, решения задач), умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения математике с жизнью, с профессионально-трудовой подготовкой учащихся. Поэтому:
1) каждый урок должен иметь четко сформулированную тему и цель. Так как урок математики включает и арифметический, и геометрический материал, может быть поставлена не одна, а несколько дидактических целей. Неоднозначность цели на уроке обусловлена необходимостью включать почти в каждый урок новый материал, повторять пройденное и готовить учащихся к восприятию новых знаний. Однако на каждом уроке математики должна быть одна главная дидактическая цель. Наряду с учебными формируются коррекционно-развивающие и воспитательные цели;
2) содержание учебного материала должно отвечать теме, целям урока, быть доступно учащимся, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, быть научно, соответствовать реалиям жизни.
На уроке необходимо сочетание арифметического и геометрического, теоретического и практического материала, упражнений вычислительного характера и решения задач.
Объем учебного материала должен обеспечить активность учащихся и работу в течение урока в доступном темпе;
3) методы и приемы работы на уроке должны отвечать возрастным особенностям учащихся, развивать и корригировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать;
4) на каждом этапе урока необходим систематический контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков.
Учитель ставит перед учащимися конкретные цели и добивается от каждого ученика (в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляет контроль за деятельностью учащихся, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи;
5) урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебниками и тетрадями (в клетку и без линеек для работ по геометрии), измерительными и чертежными инструментами, техническими средствами. Одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий;
6) каждый урок математики должен отличаться организационной четкостью: ясная цель каждой структурной части урока и подчиненность их главной дидактической цели, четкое планирование урока и правильное распределение времени между структурными частями.
Необходимо сочетание фронтальной работы с индивидуальным и дифференцированным подходом;
7) повторение должно осуществляться на каждом уроке математики, т.е. должен соблюдаться принцип непрерывности повторения;
8) на каждом уроке должна идти работа по развитию речи учащихся, обогащению их словаря новыми терминами и выражениями, что вызвано необходимостью следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи;
9) уроки должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, уроками профессионального труда, жизнью;
10) уроки должны носить практическую направленность, способствовать решению задач социальной адаптации и реабилитации учащихся;
11) учитель должен служить образцом подражания для учащихся (прекрасное знание учебного материала, владение методикой его проведения, собранность, четкость инструкций, лаконичная речь, эмоциональность, доброжелательное отношение к учащимся);
12) урок математики должен будить не только мысль, но и чувства. Учитель не должен забывать об эмоциональной стороне и воспитывать любознательность и интерес к математическим фактам и явлениям;
13) на уроках должны быть реализованы требования лечебно-педагогического режима с учетом работоспособности и утомляемости умственно отсталых учащихся (переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, целесообразное распределение учебного материала и видов работ и т.д.).
Урок математики следует рассматривать как логически завершенную часть в системе уроков математики. Система уроков дает возможность логически обоснованно работать над определенным понятием, целенаправленно формиро¬вать у учащихся определенные умения и навыки.
При планировании системы уроков надо учитывать, что учащихся необходимо заблаговременно подвести к вос¬приятию нового материала. Этому надо отвести специаль¬ное время. Затем планируется знакомство учащихся с но¬вым материалом, то есть восприятие, осмысление, первич¬ное закрепление знаний. Последующие уроки должны быть посвящены коррекции и закреплению знаний, выра¬ботке умений и навыков. Следующим этапом усвоения знаний является повторение, обобщение, систематизация знаний, использование их в новых ситуациях.
Характерны для уроков математики в школе VIII вида непрерывная повторяемость уже полученных знаний, воз¬вращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совер¬шенствование, создание таких жизненных ситуаций, в ко¬торых учащиеся могли бы использовать ранее приобретен¬ные знания.
Виды уроков математики определяются в первую оче¬редь теми дидактическими целями, которые на них реша¬ются. Обычно каждый урок преследует не одну, а несколь¬ко дидактических целей, которые определяются местом данного урока в системе уроков, содержанием его и уров-нем усвоения знаний учащимися.
Несмотря на многообразие дидактических целей одно¬го урока, всегда можно выделить основную цель. В зави¬симости от нее и от логики процесса обучения в математи¬ке различают несколько видов уроков:
— уроки усвоения новых знаний, на которых учащиеся знакомятся с новым математическим материалом: нумерацией, вычислительными приемами, решени¬ем нового типа задач, новыми свойствами фигур, величинами и мерами измерения;
— уроки коррекции и закрепления нового материала (применение знаний в сходных ситуациях);
— уроки выработки практических умений (примене¬ние знаний в новых ситуациях);
— уроки повторения, обобщения и систематизации знаний (усвоение способа действий в комплексе);
— уроки проверки, оценки, коррекции знаний;
Каждый тип урока имеет свои структурные элементы, но они носят динамический характер. Учитель должен выделить цель каждого структурного элемента (этапа) урока. Эту цель надо сообщить и учащимся — по возможности довести каждого ученика до осознания этой цели.
Источник