- Как организовать планирование деятельности предприятия
- Что входит в планирование деятельности?
- Как проводится анализ планирования?
- Цели и виды
- Разновидности
- Методы
- Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием
- Оглавление
- 2.1. Прогнозирование и планирование. Хозяйственные стратегии
- 2.2. Виды планов. Методы планирования
- 2.3. Бизнес-план как инструмент организации хозяйственной деятельности предприятия
- 2.4. Маркетинговое планирование на предприятии
- 2.5. Расчет и планирование производственной программы и мощности предприятия
Как организовать планирование деятельности предприятия
Больше материалов по теме «Управленческий учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Планирование деятельности является частью управления предприятием, что предполагает нахождение приоритетных целей и возможностей их достижения. Это обширная область, включающая план предполагаемых затрат, улучшение состояния структуры, обеспечение согласованности деятельности подразделений. В завершении работы контролируется достижение поставленных результатов.
Что входит в планирование деятельности?
Планирование – это менеджерская задача. Работа происходит по трем базовым направлениям:
- Определение текущего состояния предприятия. Задача подразделяется на оценку экономического состояния компании, определение сфер, в которых предприятие функционирует эффективнее всего. Должны быть также найдены сферы, в которых требуется срочное улучшение. На основании текущего состояния можно установить, каких целей можно достигать при имеющихся ресурсах.
- Определение стратегических задач. Рассчитываются они исходя из конкурентной среды, технологий, пожеланий руководства, ситуации на рынке.
- Определение имеющихся и необходимых ресурсов. Понятие ресурсов включает в себя и технологии, и оборудование, и кадровый состав.
Исходя из данных задач, можно вывести структуру работы по планированию:
- Нахождение реалистичных целей.
- Определение показателей, на основе которых можно оценивать деятельность предприятия с точки зрения стратегии.
- Нахождение перечня приоритетных задач, которые можно решить в данной ситуации и при имеющихся ресурсах.
- Установление гибкой методики планирования, которая позволит достичь целей, определенных ранее.
Планирование – это комплексная задача, без которой не может обойтись ни одно развивающееся предприятие.
Как проводится анализ планирования?
Анализ предполагает оценку эффективности планирования. Для ее нахождения нужно ввести определенные критерии. Самый простой критерий – прибыльность. Рассмотрим иные показатели:
- Продуктивность применения трудовых ресурсов.
- Эффективность работы производственных подразделений.
- Выгода от инвестиционной деятельности, активов.
- Расширение предприятия.
На ранних этапах планирования менеджер определяет цели на заданный период. В завершении этого периода фактические показатели сравниваются с целями. Процент от совпадения и будет показателем эффективности плана.
Цели и виды
Рассмотрим основные цели планирования:
- Установление объективных перспектив структуры.
- Рациональное применение имеющихся ресурсов.
- Определение того, какие ресурсы нужно приобрести для достижения поставленных задач.
- Снижение риска банкротства до минимума.
- Полноценное осуществление научно-технической политики.
- Оптимизация контрольных мер.
Планирование позволяет создать объективную картину деятельности предприятия, увидеть его слабые места.
Разновидности
Планирование можно подразделяться на разновидности в зависимости от определяющих признаков. К примеру, признаком является масштаб охвата. Планирование, в свете данной категории, делится на следующие типы:
- Общее (предполагает определение совокупных целей работы во всех областях предприятия).
- Частное (относится только к определенной области).
Если рассматривать содержательную часть, выделяются следующие типы планирования:
- стратегическое (определение дальних целей и ресурсов для их достижения);
- оперативное (предполагает анализ текущей деятельности и установление тактических целей);
- текущее (заключается в постановке задач на текущий год).
ВНИМАНИЕ! Стратегическое и текущее планирование дополняют друг друга. Второй вид основывается на поставленных целях в долгосрочной перспективе.
Тип планирования зависит от области, в которой ставятся задачи:
- производственная часть;
- финансовая сфера;
- кадровые вопросы.
Планирование предполагает определение временного отрезка, на который устанавливаются цели и задачи. Исходя из этого, работа может быть:
- краткосрочной (от месяца до года);
- среднесрочной (1-5 лет);
- долгосрочной (более пяти лет).
Планирование может быть:
- жестким (то есть, его нельзя скорректировать);
- гибким (план построен с учетом вероятных изменений).
ВНИМАНИЕ! Жесткий метод на предприятиях применяется крайне редко. Ему сложно следовать. Большую эффективность показывает именно гибкая система.
Методы
Метод предполагает инструмент, посредством которого происходит планирование деятельности. Могут применяться сразу несколько методов. Рассмотрим их разновидности:
- Балансовый. Менеджер определяет баланс между имеющимися потребностями и ресурсами, которые есть на предприятии. Определяется перечень ресурсов, которых нет. Находятся источники их получения;
- Расчетно-аналитический. Необходим для нахождения показателей, нужных для анализа достижения поставленных целей. Изучается их динамика. Показатели могут быть следующими: прибыльность, производительность, рентабельность, уменьшение себестоимости;
- Графо-аналитический. Ключевой инструмент данного метода – графики. Они помогают определить связь показателей и прочих факторов. К примеру, прибыльность соотносится с текущей ситуацией на рынке;
- Программно-целевой. Актуален при работе над программами. Необходим для стратегического планирования. Основная особенность метода – определение эффективности исходя из конкретных результатов. Менеджер ставит цель. Она разбивается на задачи и подзадачи. Обычно цель решает проблему в одной сфере. К примеру, предприятие желает расшириться. Глобальная цель – освоение новых рынков. Задачами может являться заключение договоров в других регионах, аренда помещения, решение транспортных проблем;
- Экономико-математические методы. Основным инструментом является расчет. Выполняется он при помощи вычислительной техники. Помогает определить количественные показатели. Обеспечивает возможность разработать несколько альтернатив, из которых выбирается наилучшая на данный момент.
Элементы планирования есть в любой организационной структуре. Ярким примером является бизнес-план, составляемый на ранних этапах функционирования компании. По сути, это определение дальнейшей деятельности организации, основанное на объективных предпосылках (к примеру, конкуренция). Бизнес-план решает сразу несколько задач. Он позволяет привлекать инвестиционные средства, обеспечивает видение деятельности компании.
Обычно планированием занимается менеджер. Но, если предприятие очень крупное, данная задача может быть делегирована более узкому специалисту. При осуществлении данной деятельности важно видеть реальную ситуацию, строить план на основании имеющихся внешних и внутренних факторов. Всё это позволит не просто вывести компанию на новый уровень, но и сделать это с максимальной экономией, уменьшением затрат на достижение целей.
Источник
Раздел 4. Экономический механизм управления предприятием
Цель, задачи: Для успешного функционирования предприятия в рыночной экономике необходимо прогнозировать и планировать его хозяйственную деятельность. В данной теме раскрывается сущность и принципы хозяйственной стратегии, приводится сравнительная характеристика планов, дается характеристика производственной программы и порядок ее расчета.
Оглавление
2.1. Прогнозирование и планирование. Хозяйственные стратегии
Планирование является основным звеном в системе управления. Планирование представляет собой процесс формирования целей определение приоритетов, средств и методов их достижения.
В качестве одного из инструментов стратегического планирования выступает прогнозирование. Стратегическое планирование имеет своей целью определение тенденций развития различных сторон деятельности предприятия, расчет и выбор наиболее благоприятных условий его деятельности.
Главная задача стратегического планирования – выработка стратегии, структуры, объемов и направлений капитальных вложений исходя из конечных финансовых и рыночных целей предприятия. Смысл стратегического планирования состоит в том, чтобы повысить обоснованность инвестиций, производственно-сбытовых и научно-технических решений на базе применения современных методов анализа рынка.
Хозяйственная стратегия – совокупность целей функционирования и развития предприятия на определенный период времени, способов использования ресурсов для достижения поставленных целей. Важная роль хозяйственной стратегии заключается в учете всей совокупности факторов и сил, влияющих на предприятие с целью сохранения конкурентоспособности на рынке, минимизации рисков.
Различают два типа хозяйственной стратегии:
- стратегия первого типа ориентирует на расширенное воспроизводство капитала на основе использования достижений НТП, крупных инвестиций в новое промышленное строительство с получением прибыли через 7 – 8 лет. То есть она ориентирует на совокупность мероприятий, направленных на повышение эффективности производства и повышение конкурентоспособности, а также на получение долгосрочной прибыли.
- стратегии второго типа направлены на оптимизацию текущих финансовых показателей, на максимизацию краткосрочной прибыли на основе маневрирования хозяйственной структурой предприятия, его активов путем спекуляции на фондовом рынке.
В реальной действительности обе стратегии переплетаются и речь может идти о преобладании одной из них.
В рамках каждой стратегии можно выделить конкретные виды ее реализации. Стратегия первого типа осуществляется через:
- стратегию минимизации издержек производства;
- стратегию увеличения доли рынка сбыта, контролируемого предприятием;
- стратегию инновационного программирования НИОКР.
Стратегия второго типа может осуществляться следующим путем:
- стратегия максимизации издержек производства (искусственное завышение);
- стратегия перекладывание роста издержек производства на потребителя;
- стратегия манипулирования «портфелем вложений капитала».
Выбор типа стратегии определяется следующими обстоятельствами:
- степень и формы рыночной конкуренции;
- соотношение темпов роста стоимости рабочей силы и активной части основных фондов, непосредственно замещяющих живой труд;
- фактор времени (в зависимости от длительности оборота основного капитала);
- инфляция;
- структура активов компании;
- масштабы государственного стимулирования структурной перестройки промышленности.
2.2. Виды планов. Методы планирования
Система планирования на предприятии включает следующие виды планирования: перспективное, текущее, оперативно-производственное.
Объектами среднесрочного планирования являются: организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. д.
Текущее планирование включает разработку трех планов: плана реализации продукции, плана по издержкам производства, плана по использованию прибыли.
План реализации продукции основывается на производственном плане, плане по маркетингу, плане по труду, плане движения запасов готовой продукции и плане закупок.
План по издержкам производства разрабатывается на основе сметы затрат на производство.
План по использованию прибыли разрабатывается на основе плана доходов и сметы затрат.
Итоговым планом является текущий финансовый план, он отражает баланс доходов и расходов. В свою очередь, он является основой для разработки среднесрочного плана финансов и баланса предприятия.
Основные параметры и показатели по видам планирования
Основные параметры планирования
Долгосрочное (стратегическое) планирование
Среднесрочное планирование
Текущее планирование
Оперативно- Производственное планирование
Перечень важнейшей номенклатуры продукции
Перечень и кол-во всей номенклатуры продукции
Подетальный перечень кол-во всей номенклатуры продукции
Сумма расходования ресурсов по видам
Сумма расходования ресурсов по видам и Номенклатуре выпускаемой продукции
Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам
Точно установленные сроки исполнения
Почасовые и суточные графики исполнения
Ответственные исполнители без указания соисполнителей
Ответственные исполнители и соисполнители по этапам работ
Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции
Подетальное распределение работ среди исполнителей
Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат
Превышение доходов над расходами (прибыль)
Сумма чистого дохода
Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции
Источник: Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах) Учеб. Пособие/ Под ред. проф. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова. М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 118 — 119.
2.3. Бизнес-план как инструмент организации хозяйственной деятельности предприятия
Бизнес-план представляет документ, в котором содержится обоснование всех действий, необходимых для осуществления определенного коммерческого проекта или создания нового предприятия. Резко возросшая роль бизнес-плана обусловлена следующими причинами.
- Динамично изменяющаяся внешняя среда деятельности предприятия требует выбора наиболее эффективного варианта управленческого решения в сочетании с учетом всех остальных факторов деятельности.
- Найденное с помощью маркетинга перспективное направление хозяйственной деятельности требует аналитического экономического обоснования целесообразности осуществления практической деятельности в этом направлении.
- В связи с усилением обособленности хозяйственных подразделений в рамках корпорации выработка интегрированных решений в области инвестиционной политики превратила бизнес-план в необходимый инструмент планирования деятельности предприятия.
Основными функциями бизнес-плана являются:
- Обоснование экономической стратегии предприятия.
- Средство для привлечения денежных средств со стороны в виде ссуд, кредитов.
- Инструмент планирования, который позволяет дать комплексную оценку осуществления хозяйственной деятельности и проконтролировать ее.
- Способ привлечения партнеров, которые могут принять участие в хозяйственной деятельности путем размещения собственных капиталов или технологий.
Бизнес-план, как правило, включает следующие разделы:
- резюме,
- цели и задачи предпринимательской сделки,
- характеристика товара (услуги), предлагаемая покупателям,
- анализ и оценка экономической конъюнктуры рынка сбыта,
- программа действий и организационных мер,
- ресурсное обеспечение сделки,
- эффективность сделки.
Резюме содержит краткую характеристику содержания предпринимательской деятельности на предприятии. Приводится обобщенная характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и его отличительные особенности, пути и способы достижения поставленной цели, сроки осуществления сделки, затраты и ожидаемая эффективность, а также область использования результатов. Главная задача этой части бизнес-плана состоит в том, чтобы заинтересовать контрагентов в участии в деятельности данного предприятия. Доказать, что именно это предприятие способно наилучшим образом выполнить поставленную задачу, а значит ему можно доверить деньги инвесторов и другие ресурсы партнеров.
Цели и задачи предпринимательской сделки должны раскрыть главную цель деятельности предприятия в данной сделке, содержание решаемых задач предприятием.
Характеристика товара (услуги), предлагаемого покупателям, отражает, по возможности полно, основные параметры товара (услуги) с приложением либо опытного образца, либо его фотографий, либо модели. Приводится маркетинговая характеристика потенциальных покупателей, расчет ожидаемого потребления товара с учетом влияния факторов, формирующих спрос на подобный товар.
Анализ и оценка экономической конъюнктуры рынка сбыта представляет собой продолжение маркетинговой характеристики рынка для данного товара (услуги). Оценивается емкость рынка данного товара, сильные и слабые стороны конкурентов, определяется тип рыночной структуры и пути стимулирования сбыта данного товара (услуги).
Программа действий и организационных мер в зависимости от вида предпринимательской деятельности (производственной, коммерческой, финансовой) включает маркетинговое управление производством, решение проблем логистики (управление материальными и информационными потоками от поставщиков до конечных потребителей), решение проблем послепродажного обслуживания. Организационные меры включают способы управления реализацией бизнес-плана, организационные структуры управления проектом, выбор системы заработной платы и материального стимулирования персонала предприятия.
Ресурсное обеспечение сделки содержит сведения о видах и объемах необходимых ресурсов для осуществления сделки, об источниках и способах их получения.
Эффективность сделки характеризуется совокупностью сводных показателей эффективности. Среди них прибыль, рентабельность сделки, социальная и научно-техническая эффективность.
2.4. Маркетинговое планирование на предприятии
Маркетинг представляет собой систему организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту продукции. Таким образом, маркетинг является важным звеном в управлении и планировании деятельности предприятия.
Маркетинговые подходы к управлению предприятием включают:
- изучение рынка чтобы установить есть ли рынок данного товара, каков спрос на этот товар;
- участие в разработке и производстве базовой модели товара (услуги) и обосновании товарного ассортимента;
- разработку и осуществление ценовой политики;
- управление сбытом продукции;
- управление процессом продвижения товара конечному потребителю, формирование коммуникаций.
Маркетинговое планирование на предприятии использует следующие технологии маркетинга: выбор целевого рынка, сегментирование рынка, позиционирование товара, брендинг, микс-маркетинг. Таким образом, маркетинговое планирование позволяет оценить спрос, предложить на рынке товар, пользующийся спросом, и стимулировать его сбыт.
2.5. Расчет и планирование производственной программы и мощности предприятия
Производственная программа представляет систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения потребностей.
Расчет производственной программы включает следующие этапы.
- Определяется номенклатура и ассортимент продукции и объем ее поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.
- Составляется план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям.
- Определяется изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода.
- Определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода.
- Объем производства обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям, участкам, цехам, предприятию.
- Рассчитываются стоимостные измерители: товарная и реализованная продукция.
- Составляется график отгрузки продукции в соответствии с договорами заказчиков.
- Программа планируется по основным цехам предприятия.
Номенклатура и ассортимент продукции включают:
- основную профильную продукцию,
- кооперированные поставки,
- товары и услуги для населения,
- изделия новой техники,
- продукцию, производимую на экспорт,
- изготовление опытных образцов и освоение серийного производства новой продукции.
Основными показателями производственной программы являются: номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи; товарная продукция; незавершенное производство; валовая продукция.
Товарная продукция – продукция, предназначенная для реализации. Она служит основой для расчета валовой и реализованной продукции.
Товарная продукция включает: стоимость готовых изделий, стоимость полуфабрикатов собственного производства, отпускаемые на сторону; стоимость продукции вспомогательных производств; стоимость работ и услуг производственного характера по заказам на сторону; стоимость нестандартного оборудования (приспособлений своего производства, реализуемого на сторону).
Валовая продукция – стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени.
Валовая продукции = Товарная продукция + Незавершенное производство
Чистая продукция = Товарная продукция – (Амортизация + Материальные затраты)
Выпуск планируемого объема продукции возможен при условии наличия на предприятии соответствующих производственных мощностей.
Производственная мощность предприятия – это способность произвести максимальное количество продукции соответствующего качества и ассортимента при полном использовании производственных фондов в плановом периоде.
Различают следующие характеристики производственной мощности: теоретическая (проектная) мощность, максимальная мощность, экономическая мощность, практическая мощность.
Теоретическая (проектная) мощность – максимально возможный выпуск продукции при идеальных условиях функционирования производства. Этот показатель применяется при расширении производства.
Максимальная мощность – выпуск продукции освоенного ассортимента при использовании установленного оборудования. Показатель используется при определении резервов производства, наращивании объемов выпускаемой продукции.
Экономическая мощность – показатель, характеризующий предел производства, выше которого невыгодно наращивать производство в связи с большими издержками производства.
Практическая мощность – показатель, отражающий наивысший объем производства в реальных условиях функционирования предприятия.
Для расчета производственной мощности предприятия необходимы следующие данные:
- количество, состав и техническое состояние оборудования;
- нормы производительности оборудования;
- фонд времени работы оборудования и режим работы предприятия;
- номенклатура и ассортимент изделий по плану.
Различают входную мощность – производственную мощность на начало планового периода, выходную мощность – производственная мощность на конец планового периода, среднегодовую мощность – производственная мощность, которой располагает предприятие в среднем за плановый период.
Источник