Способы планирования совместной деятельности

Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности

Наталья Блажнова
Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности

Социализация ребёнка, его успешное вхождение, самопредъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со сверстниками, взрослыми. Это особенно актуально в современных условиях развития общества, предполагающих высокую степень активности, мобильности, гибкости, конкурентоспособности развивающейся личности.

Анализ педагогической и психологической литературы по развитию у детей навыков эффективного взаимодействия, свидетельствует о том, что данная задача решается, разрознено, либо психологом, занимающимся с отдельной наиболее проблемной группой детей, либо воспитателем, использующим в своей работе игры и упражнения на формирование межличностных отношений дошкольников. В действительности, решение задачи по формированию способов сотрудничества у дошкольников должна решаться в комплексе, совместными усилиями педагогов и психолога. При этом большое значение должно отводиться психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса, заключающегося в анализе актуальной ситуации развития и разработке комплексных мероприятий по решению выявленных проблем (за основу взяты теоретические и практические разработки по данной теме таких авторов как Р. С. Буре, В. Н. Давидович, Т. В. Захараш). Работу по обозначенной задаче,целесообразно осуществляется по следующим направлениям:

• Работа воспитателей по формированию опыта коллективной (совместной)деятельности.

• Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию дошкольников.

Организация предметно – пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм, которые позволяют развивать потребность в достижениях, в самоутверждении и самовыражении.

Рассмотрим подробнее каждое направление.

Работа воспитателей по формированию опыта коллективной деятельности. Деятельность по данному направлению, должна осуществляться за счёт коллективной формы организации и проведения занятий; использования в совместной деятельности с детьми игр и упражнений, направленных на формирование навыков сотрудничества.

Необходимо подчеркнуть,что по внешним признакам процесс обучения на занятиях выглядит так: каждый из детей выполняет свое задание, стремится получить положительную оценку.Обучение в режиме: «вопрос взрослого – ответ ребёнка»вырабатывает у детей установку на исполнительскую деятельность, на точное воспроизведение заданных образцов, такая ориентация на взрослого приводит к трудностям в развитии социально – коммуникативной компетенции. Поэтому важной педагогической задачей является создание условий, позволяющих придать деятельности детей коллективный характер. С этой целью в воспитательно –образовательный процесс включаются:

• творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;

• нетрадиционные форм организации совместной деятельности, например, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры и т. д.

организация детей в парах, тройках, малых группах, при организации и проведении занятий.

Для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые позволяют обнаружить сложившиеся у дошкольников способы влияния друг на друга, а также имеют наглядный конечный результат совместных действий.

Работу по формированию у детей способов сотрудничества целесообразно проводить в несколько этапов.

На первом этапе необходимо сформировать у детей ориентацию на общий результат, умение осознавать свою значимость для получения общего качественного результата. Здесь предлагаются задания, требующие только объединения результатов работы. Педагог подводит детей к пониманию значимости качественного выполнения работы каждым для достижения общего результата. При формировании у детей первоначального опыта совместных действий от педагога требуется большое количество прямых воздействий на детей, разъяснения им всех необходимых способов взаимовлияния.

На втором этапе организация коллективной деятельности состоит в использовании заданий, требующих распределения работы между участниками.

На третьем этапе предлагаются задания, требующие от детей совместного обсуждения каждого этапа работы. На втором и третьем этапе роль педагога заключается в косвенном руководстве деятельностью детей, предоставления им максимальной самостоятельности, а также создание условий для совместного обсуждения с детьми результатов работы.

Читайте также:  Способы обновления базы данных

Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию старших дошкольников, направлена на развитие произвольного поведения, коммуникативных навыков, развитие рефлексии.С этой целью используются: упражнения на совместное взаимодействие (в парах, тройках, малых группах) с элементами арт – терапии, индивидуальные упражнения, ролевые игры, обсуждение (шеринг). Обсуждение результатов работы является важной составляющей каждого упражнения, через эту форму работы осуществляется решение задачи по развитию рефлексии. Именно на развитие рефлексии делается особый упор в психологической работе с детьми,так как позволяет осуществить:

• Анализ своих мыслей, действий, чувств;

• Анализ способов, приёмов, умений над которыми работали на занятии;

• Осмысление изменений произошедших в поведении;

• Осознание того, чему научились в результате совместной работы;

• Формулирование проблем, над которыми нужно ещё работать и поиск способов их решения.

Особенности проведения рефлексии:

• Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.

• Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.

• Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.

• Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.

• Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.

Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества т. к. выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

Организация предметно – пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм, которые позволяют развивать потребность в достижениях, в самоутверждении и самовыражении.

Это такие наглядные формы работы, как «Звезда недели», «Цветок достижений», «Страна успехов», «Я умею», «Радуга достижений», «Лучше всего я умею», «Больше всего на свете я хочу научиться» и т. д. Данные формы работы являются интерактивными, предполагают, высокую степень активности самих детей и позволяют осуществить решение задач, напрямую влияющих на развитие социально – коммуникативной компетентности,а именно:

• Стимулирование мотивации детей к достижениям в разных видах деятельности, в формировании тех или иных умений, навыков; формирование мотивации на успех.

• Самопредъявление детей в разных видах деятельности.

• Повышение самооценки. Это особенно актуально для тревожных, сомневающихся, неуверенных в себе детей.

Развитие самостоятельности: визуальная форма фиксации успехов, достижений, их детализация позволяет детям, увидеть зону не только актуального развития, но и выстроить своё поведение в зоне ближайшего развития.

• Создание и развитие здоровой конкуренции между детьми. Ежедневная наглядная фиксация успехов одних детей, может стимулировать у других детей возникновение потребности в достижениях.

• Формирование умения адекватно оценивать свои реальные возможности. Осознанное отношение к результатам своей деятельности.

• Формирование самосознания. Одна из ведущих линий в развитии самосознания дошкольника является потребность в признании. Реализуя притязание на признание, ребёнок утверждает чувство собственного достоинства и самооценки. А так как всё хорошее эмоционально поощряется, то у ребёнка возникает стремление научиться тому, что одобряется. При этом ребёнок прочно усваивает положительную самооценку.

Таким образом, систематически организованнаяработа по рассмотренным направлениям позволяет сформировать у детей следующие умения:

• Понимать эмоциональное состояние взрослого, сверстника;

• Получать необходимую информацию в общении;

• Выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению;

• Вести простой диалог;

• Спокойно отстаивать своё мнение;

• Принимать и оказывать помощь;

• Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Источник

Читайте также:  100 рабочий способ сделать слайм

Как эффективно планировать свое время: методы, техники, ошибки

Содержание

Планирование — это метод эффективного распределения времени для качественного выполнения различных задач.

Зачастую бывает так, что дела и дедлайны накапливаются как снежный ком, а времени и сил остается все меньше. Как итог, мы получаем либо сгоревшие сроки, либо нервный срыв, либо все это сразу. Во избежания плачевных результатов работы существуют такие инструменты как тайм-менеджмент, целеполагание и планирование. Эти «три кита» эффективности имеют много общего, но все же различаются. Подробнее о тайм-менеджменте можно, например, прочитать в различных книгах.

Планирование — более глобальный метод распределения времени и приоритизации задач, так как применяется не только в личной жизни, но и в бизнесе. В последнем случае планирование особенно необходимо, потому что от правильного распределения задач и ресурсов зависит результат производства. В целом, бизнес-планирование — один из методов эффективного распределения времени, действий, ресурсов и средств.

Основные виды планирования

Поскольку метод планирования имеет широкий спектр применения, к каждой жизненной сфере подходит свой вид.

Планирование по необходимости

Этот вид в свою очередь делится на:

  • Директивное, при котором выполнение поставленных задач является обязательным. Подразумеваются детализация и лицо, которому направляется готовый план. Чаще применяется в государственном планировании или на предприятии.
  • Индикативное, не подразумевающее обязательного исполнения сроков и задач. Является скорее рекомендательным и применяется в микроэкономических процессах.

По времени исполнения задач

Здесь важны сроки, в рамках которых строится план.

  • Краткосрочноепланирование — рассчитывается на период до года.

Может содержать план на день, неделю, месяц, квартал. Самый распространенный вид, так как применяется и в повседневной жизни, и на предприятии.

  • Среднесрочноепланирование — применяется в государственных учреждениях, на предприятии и в фирмах.

Обычно рассчитывается на срок от одного года до пяти лет.

  • Долгосрочноепланирование — здесь расчет идет на срок от пяти лет и больше.

Часто применяется в науке и экономике для решения стратегических задач.

По содержанию плана

Под этим подразумеваются тактическое, стратегическое и процессное планирование.

  • Стратегия — это долгосрочный план, который определяет основной вектор действий фирмы. Сюда входит изучение рынка, целевой аудитории, оптимизация рабочего процесса и так далее.
  • Тактика — это планирование, при котором создаются условия для решения задач, поставленных при стратегическом планировании.
  • Календарное планирование — подразумевает распределение стратегических и тактических шагов по конкретным датам и другим показателям.
  • Бизнес-планирование — как один из видов, необходим для оценки эффективности планируемых мероприятий. Это детально проработанный план, куда включены все основные показатели организации и бизнеса.

Топ самых популярных методов планирования

Матрица Эйзенхауэра

Метод приоритизации, который придумал Дуайт Эйзенхауэр — 34-й президент США.

В основе метода лежит распределение дел по четырем категориям:

  • Важно и срочно — сделать.

Сюда относятся задачи, которые необходимо выполнить в кратчайшие сроки. Например, сдать проект, от которого зависят дальнейшие действия компании или курсовую работу, дедлайн которой сгорит на неделе.

  • Важно и несрочно — эта категория скорее о саморазвитии, которое необходимо для личностного роста.

Изучение иностранных языков, занятия спортом, чтение полезной литературы — все, что не имеет четких сроков, но очень важно для человека.

  • Неважно и срочно — здесь речь идет о ежедневных, рутинных задачах, которые носят по большей части бытовой характер.

Готовка, стирка, уборка, ежедневная рассылка — все это можно делегировать, чтобы освободить время для более важных и срочных задач.

  • Неважно и несрочно — на первый взгляд кажется, что эта категория в принципе не нужна.

Однако здесь речь идет о досуге, который в свою очередь тоже нуждается в планировании, поскольку зачастую свободное время может быть сильно ограничено, а списки фильмов, книг и песен нужно не только пополнять, но и реализовывать.

Метод Парето

Или «правило 80 на 20». Суть принципа, сформулированного итальянским социологом и экономистом Вильфредо Парето, состоит в том, что 20% усилий приносят 80% результата и, соответственно, 80% усилий тратится на 20% результата. Все зависит от того, насколько эффективно то или иное действие для достижения поставленной цели.

Читайте также:  Способы получения государственных или муниципальных услуг

Особенно хорошо этот метод работает в повседневной жизни. Если грамотно распределить свое время на 20% необходимых задач, то это на 80% приблизит вас к цели. Метод Парето лучше применять в комплексе с матрицей Эйзенхауэра, начиная день с важных и срочных дел и постепенно двигаясь к менее важным, но более объемным.

Метод OKR

OKR расшифровывается как Objectives and Key Results — «цели и ключевые результаты». Эта методология больше относится к бизнес-планированию. В ее основе лежит эффективный контроль задач при реализации целей компании. Кроме того, методология подразумевает управление проектами для синхронизации индивидуальных и командных целей. Была разработана в компании Intel в 1960-х годах. Сейчас систему используют в таких компаниях как Google, Spotify, Twitter, LinkedIn, Airbnb и другие.

Джон Дорр, известный венчурный инвестор, партнер фонда Kleiner Perkins, стоявший у истоков внедрения OKR в Google, предложил такую формулу для постановки целей: «Я достигну ___________, что можно оценить с помощью ___________», где нужно вписать цель и ключевые результаты. Как пишет Фелипе Кастро в книге The Beginners Guide to OKR, последние должны быть количественными и измеримыми.

Фикс-тайм методы

Сюда относятся техники, при которых работа идет по таймеру. Одним из самых распространенных является метод Pomodoro, придуманный в 1980-х владельцем Cirillo Consulting (а в то время — студентом) Франческо Чирилло. Суть методики в том, что вы работаете 30 минут, после чего делаете пятиминутный перерыв. После четырех таких рабочих подходов, следует «большая перемена» в 30 минут.

Метод декомпозиции

Если задача слишком объемная, можно застопориться еще на начальных этапах ее выполнения. Чтобы этого не допустить, следует поделить ее на более мелкие шаги, таким образом станет ясно, с чего начинать и как достичь цели. Этот метод еще называют «поедание салями или слона по кусочкам». Поэтапное выполнение задач и конкретизация намного эффективнее при достижении глобальной цели.

Простые советы по планированию

1. Определитесь с методом

Описанные выше виды подходят не всем, поэтому стоит учитывать особенности своего организма и ритма жизни, а также уровень усидчивости и концентрации на задачах.

2. Введите планирование в привычку

Вне зависимости от метода постарайтесь довести сам процесс до привычки. Это помогает упорядочить не только повседневную жизнь, но и процесс достижения глобальных целей. Также планирование развивает стратегическое мышление и дальновидность.

3. Формулируйте цели четко

Распространенная ошибка — построение размытых планов. Выучить французский, достичь успеха на работе, много путешествовать, — все это относится скорее к желаниям, а цели необходимо конкретизировать как можно детальнее. «Записаться на курсы французского языка в следующем месяце», «спланировать поездку в страну N в следующем году», «разработать стратегию продвижения продукта» и так далее.

Личный опыт

Анна Мельянцова ─ руководитель корпоративных акселерационных программ бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ:

«В своем ежедневном планировании мы используем комбинацию из методов:

  • определение годовых и квартальных целей и ключевых результатов по методу OKR. Этот подход помогает фокусироваться на важном и для бизнеса, и для конкретного сотрудника;
  • декомпозиция целей на еженедельные задачи и затем — на более мелкие действия. При формулировании шагов, так же как и для целей, рекомендуем учитывать критерии, по которым вы поймете, что задача выполнена успешно;
  • для корректной расстановки приоритетов в списке задач и поддержания фокуса получившийся список ежедневных действий мы ранжируем, используя матрицу Эйзенхауэра. Помимо этого можно добавлять дополнительный параметр для сортировки задач — ресурсозатратность. И, соответственно, выполнять первыми те, которые больше всего влияют на достижение целей и при этом являются наименее затратными».

Источник

Оцените статью
Разные способы