- Особенности управления затратами
- Что такое управление затратами
- Затраты, издержки, расходы
- Планирование затрат
- Нормативный метод управления затратами
- Методы контроля и снижения затрат
- Какими методами осуществляется планирование себестоимости продукции на предприятии
- Понятие и цели планирования себестоимости
- Расходы, входящие в себестоимость
- Единовременные платы
- Издержки производства
- Показатели, необходимые для планирования себестоимости
- Виды планирования себестоимости
- Методы планирования себестоимости
- За счет чего можно регулировать себестоимость
Особенности управления затратами
Больше материалов по теме «Управленческий учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Любая предпринимательская деятельность имеет целью получение прибыли, приумножение капитала. Но для того, чтобы получить прибавочную стоимость, сначала нужно что-то вложить, и именно этими вложениями и ограничена возможная эффективность бизнес-деятельности. То есть, можно сказать, что именно затраты являются определяющим фактором получения прибыли. Вот почему управление затратами имеет такое немаловажное значение.
Рассмотрим все особенности, касающиеся управления затратами в предпринимательстве.
Что такое управление затратами
Если разрыв между используемыми ресурсами и получаемой прибылью слишком велик, речь идет об убытке, а значит, неэффективном управлении.
Постановка качественных целей, их корректировка, прогнозирование исходов, определенное воздействие на производственные процессы с наиболее рациональным применением имеющихся ресурсов – это и есть управление. В этот процесс включаются следующие действия:
- прогнозирование;
- планирование;
- организация деятельности;
- координация процессов;
- регулирование;
- учет и мониторинг;
- калькулирование;
- контроль;
- анализ.
Затраты, издержки, расходы
Термины, кажущиеся непрофессионалу синонимичными, на самом деле имеют важные оттенки значений, которые надо различать, чтобы понять, как они вписываются в систему управления расходной частью бизнеса.
Расходы – экономическое понятие, которое характеризует бизнес-траты на основные цели производства, реализации и приобретения активов и другой деятельности, которую можно оценить в денежной форме. Это относительное уменьшение экономической выгоды вследствие убытия активов или выполнения определенных финансовых обязательств, а значит, и снижение общего размера капитала. Это понятие относится в большей степени к денежным потокам.
Издержки – те траты, которые вытекают из уже созданной ранее прибыли; они связаны с производством и сопутствующей деятельностью организации, например, на управление, на социальную сферу, транспортные и другие накладные денежные вложения. В основном, из состава издержек в процессе деятельности формируется себестоимость.
Затраты – самая широкая категория из приведенных. Она предусматривает любое уменьшение активов, не только денежное, но и натуральное. К последнему относятся:
- материальные средства;
- сырье;
- материалы;
- энергия;
- рабочее время.
ВАЖНО! Когда речь идет об организации управления затратами на предприятии, важно учитывать не только денежные, но и натуральные активы: именно этим и определяется, в конечном итоге, успех предпринимательской деятельности.
Планирование затрат
Это основа управления. Грамотно запланированный процесс практически гарантирует эффективный результат.
Основная цель планирования затрат – определение и утверждение оптимальной суммы на те или иные затраты в определенном периоде. Планирование должно различаться по видам деятельности и типам производимой продукции.
Планирование осуществляется в форме составления бизнес-плана организации на конкретный временной период, чаще всего на учетный год. От него зависят такие ключевые бизнес-элементы, как:
- план производства;
- фонд заработной платы;
- планируемое снабжение предприятия.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Составляя план на каждый последующий период, важно добиваться экономически обоснованного уменьшения затрат по сравнению с предыдущим: тогда можно говорить об эффективности, прогрессе и росте прибыли.
При планировании затрат целесообразно принимать во внимание производственные инновации, позволяющие повысить уровень производства, модернизировать технологию, усовершенствовать организацию труда, то есть в целом обеспечить развитие.
Нормативный метод управления затратами
Предусматривает координацию норм затратной части производства, то есть сравнение фактических показателей с теми, что предусматривались по плану. Если выявились отклонения, нужно исследовать их причину и принять определенные меры по их недопущению в дальнейшем.
Для того, чтобы определить фактические показатели, нужно исследовать затраты, фиксировать их, то есть учитывать в определенной документации.
Затраты отражают в следующих официальных бумагах организации:
- месячной, годовой, квартальной сметах – в них фиксируются текущие (краткосрочные) затраты;
- в производственной смете – тут предусматриваются ресурсы на оплату вознаграждения за труд, использование оборудования и аппаратуры, другие траты на производство;
- в смете расходов на управление;
- в коммерческой смете – все, связанное с реализацией.
К СВЕДЕНИЮ! Главная задача при составлении смет – выбор приоритетных затрат.
Методы контроля и снижения затрат
Не всегда снижение затрат должно быть самоцелью любого управления ими. Иногда оправдано временное их повышение, если в долгосрочной перспективе это приведет к росту производства, увеличению конкурентоспособности, повышению спроса.
Тем не менее, основной задачей управления является все же минимизация затрат, выражающаяся в максимальном контроле всех факторов, влияющих на них на разных стадиях предпринимательства, а также на конечный размер. К таким факторам относятся:
- оптимальность наращивания объемов производства;
- увеличение интенсивности и эффективности применения средств производства;
- оптимизация отношений с контрагентами – заказчиками, поставщиками и т.п.;
- уменьшение цикла операций;
- совершенствование технологического процесса;
- экономия дополнительных затрат.
Источник
Какими методами осуществляется планирование себестоимости продукции на предприятии
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
На себестоимости продукции основаны расчеты будущей прибыли, ведь необходимо рассчитать, в какие суммы обойдется предприятию его деятельность. Этот экономический показатель имеет ключевое значение для оценки эффективности работы всей организации. Поэтому эту величину обязательно нужно учитывать при планировании производства продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Для вычисления и планирования себестоимости можно использовать различные методы, рассмотрим особенности их применения.
Понятие и цели планирования себестоимости
Себестоимостью называют расходы предприятия, имеющие отношение к применению основных фондов, ресурсов, энергии и труда персонала для производства и реализации продукции, работ, услуг, выражающиеся в денежном эквиваленте.
Цель планирования себестоимости очевидна – снижение затрат (точнее, определение оптимальных расходов) при наиболее эффективном использовании имеющихся активов.
Вопрос: Как отразить в учете организации сумму отклонения, возникшую в результате превышения нормативной (плановой) себестоимости продукции над фактической, если учет продукции ведется с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»?
Плановая себестоимость произведенной в текущем месяце продукции составила 800 000 руб. Фактическая себестоимость продукции (равная сумме прямых затрат на ее изготовление в налоговом учете) составила 720 000 руб. Вся произведенная продукция продана в текущем отчетном периоде.
Операции, связанные с продажей продукции, в данной консультации не рассматриваются, бухгалтерские записи не приводятся.
Посмотреть ответ
Данная цель реализуется в решении следующих задач:
- выявление резервов внутри организации, которые могут позволить снизить производственные траты;
- обоснование стоимости единицы продукции и на этой основе разработка сметы;
- формирование ценовой политики;
- плановая калькуляция, то есть учет себестоимости по отдельным видам товаров;
- планирование снижения затрат в очередном плановом периоде.
Расходы, входящие в себестоимость
Денежные средства, составляющие себестоимость, предприятие вкладывает на постоянной основе или периодически. В зависимости от принципа вложения средств расходы, входящие в себестоимость, можно разделить на постоянные (текущие) и одномоментные (единовременные).
Что входит в состав постоянных затрат и как они относятся на себестоимость готовой продукции?
Единовременные платы
К единовременным тратам, входящим в себестоимость, относят производственные и капитальные инвестиции. Ими могут быть:
- производственные инновации;
- расширение ассортимента производимой продукции;
- освоение новых технологий;
- замена изношенных основных активов;
- капитальный ремонт основных средств;
- введение новых фондов;
- реконструкция, модернизация и др.
Издержки производства
Текущие расходы, иначе именуемые издержками производства, включают в себя такие затраты:
- направленные непосредственно на изготовление и продажу готовой продукции;
- сопутствующие платежи в виде отчислений, налоговых сборов, при необходимости – штрафов, неустоек и пеней;
- средства, расходуемые на выплату вознаграждения за труд;
- дополнительные выплаты персоналу – материальная помощь, премии и др.;
- благотворительные отчисления, социальная деятельность.
Показатели, необходимые для планирования себестоимости
Для того чтобы планировать затраты на производство, нужно учитывать некоторые экономические показатели конкретного предприятия за отчетный период.
- Абсолютные величины:
- суммарные траты на производство;
- сумма, в которую по факту обошлись предприятию ранее проданные товары или оказанные услуги.
- Производственные расходы:
- стоимость единицы каждого вида продукции;
- сумма, затраченная на производство продукции на денежную единицу (1 рубль).
Для вычисления производственных издержек применяется формула:
- ∑ на 1 руб. – сумма затрат на 1 рубль проданной продукции;
- Vп.с. – объем продукции по полной себестоимости;
- Vо.ц. – объем той же самой продукции по отпускным ценам (по опту).
- динамика себестоимости на конкретный товар;
- изменение расходов на каждый рубль стоимости продукции.
Виды планирования себестоимости
В зависимости от того, на какой срок собираются предусмотреть затраты на производство, планирование себестоимости может быть:
- оперативным (краткосрочным, текущим, сметным) – охватывает время до 1 года;
- среднесрочным – рассматривается период 2-3 года;
- перспективным – расчет на 3 и более года вперед.
К СВЕДЕНИЮ! Краткосрочное планирование себестоимости предусматривает процесс бюджетирования, то есть непосредственного планирования распределения затрат на производство – составление финансового плана.
Методы планирования себестоимости
В современном учете и планировании себестоимости применяются несколько экономических методов:
- Пофакторный метод. Применяется, когда нужно сравнить и по возможности уменьшить себестоимость относительно прошлогодней (или другого прошедшего временного промежутка). Также эффективен, когда нужно оценить, насколько рентабельными оказались введенные инновации. Удобен при сопоставлении показателей себестоимости различных отраслей или дочерних предприятий.
Суть метода – выделение экономических факторов, которые оказывали влияние на формирование себестоимости в прошедшем и отчетном периодах.
Сметный метод («бюджетирование»). Эффективность этого метода наиболее ярко проявляется при объединении различных экономических составляющих в единое целое. С его помощью можно свести воедино затраты по отдельным подразделениям и по всему предприятию целиком. Такой свод затрат – бюджет – венчает собой окончание процесса планирования.
Суть метода – составление сметы (бюджета) на каждую статью себестоимости с полным экономическим обоснованием. Бюджет может быть принят по любой структурной единице (на комплексные расходные статьи, на весь объем продукции, произведенной и/или реализованной).
Калькуляционный метод. Помогает выяснить производственные издержки и предусмотреть их снижение. Объектом калькуляции может быть единица продукции, заказ на производство партии товара, марка, сорт, технологический параметр, артикул и т.п.
Суть метода – обоснование трат на производство выбранной единицы калькуляции.
Нормативный метод. Применяется, когда на предприятии действует принятая система утвержденных стандартов – норм. С помощью этого метода можно определить, насколько себестоимость в отчетном периоде отклонилась от установленных нормативов, и на этой основе выделить экономические факторы этого влияния и принять оптимальные управленческие решения.
Суть метода – калькулирование и бюджетирование на основе установленных норм.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как правило, на предприятии данные методы применяются не обособленно, а в комплексе: этот процесс называется сквозным планированием себестоимости.
За счет чего можно регулировать себестоимость
Снижение себестоимости обусловлено эффективной экономией ресурсов, энергии и затрат всех видов. На уровень экономии влияет целый комплекс производственных и других факторов.
- Технические усовершенствования. Повышение уровня производства делает его более экономичным. Это могут быть новые технологии, оборудование, использование другого сырья и материалов, пересмотр характеристик готовой продукции и пр.
- Прогрессивные новшества в организации труда. Если организация уделяет внимание развитию управленческой сферы, совершенствует процесс использования основных активов, наводит порядок в службе снабжения, снижает транспортные затраты и т.п., то снижение себестоимости будет являться закономерным итогом эффективного хозяйствования.
- Перемены в количестве и структуре продукции. Если производство определенной группы товаров налажено, то увеличение объема мало повлияет на постоянные издержки, тогда как себестоимость упадет в результате увеличения реализации.
- Повышение эффективности эксплуатации природных ресурсов. Этот фактор работает, когда производство непосредственно связано с природными ресурсами. Открытие новых месторождений, повышение рентабельности добычи сырья, изменение природных факторов непосредственно повлияют и на себестоимость такой продукции.
- Изменения в отрасли. На сумму затрат на производство непосредственно влияют отраслевые факторы, например, открытие дополнительных цехов и ликвидация морально устаревших, освоение производства новых видов продукции, повышение технологической эффективности производства и др.
При планировании себестоимости необходимо оценивать влияние перечисленных факторов в комплексе.
Источник