- Методическая разработка урока биологии для 6-го класса «Питание. Почвенное и воздушное питание растений»
- Презентация к уроку биологии. Питание растений 6 класс
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Методическая разработка урока биологии для 6-го класса «Питание. Почвенное и воздушное питание растений»
Разделы: Биология
Задачи урока.
- Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.
- Развивать понятие о функциях листа.
- Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования.
- Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
- Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).
Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”, макет корня, презентация по теме урока, виртуальные уроки “Кирилла и Мефодия. 6 класс”, микроскопы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.
Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).
Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.
I. Организационный момент. Презентация
Домашнее задание: стр. 58–59, подготовить проектное задание о “нетрадиционных” способах питания растений — хищничестве и паразитизме.
II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.
1. Актуализация знаний (биологическая разминка, работа по карточкам).
КАРТОЧКА № 1. “Строение корня”
— Какие вещества входят в состав растения?
— Как минеральные вещества поступают в растение?
— Какие органические вещества вы знаете?
— Как они поступают в растение?
— Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?
— Чем питание растений отличается от питания других организмов?
— Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)
— Что такое питание?
2. Постановка познавательной задачи.
3. Сообщение ученика по теме “Питание”. (СЛАЙД № 6)
Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.
Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.
III. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).
Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 7)
2. Особенность питания растений. Работа с учебником (гл. 10, с. 58).
Ученики изучают текст на с. 58 и отвечают на вопросы (работа по программированной карте). (СЛАЙД № 8)
— Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?
— Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?
— Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм 2 поверхности насчитывается десятки и сотни?
— В чем значение минеральных подкормок растений?
— Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?
3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).
Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.
Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.
Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. (СЛАЙД № 9)
Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений? (СЛАЙД № 10)
Фотосинтез – это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах. (СЛАЙД № 11)
1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов. (СЛАЙД № 3, УРОК № 14)
2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.
3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).
4-е условие фотосинтеза: наличие света. (СЛАЙД № 12)
“Хлорофилл — это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям”. К.А.Тимирязев
4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания). (СЛАЙД № 13)
IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами). (СЛАЙДЫ № 3, 7)
Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала). (СЛАЙД № 14)
— Какие вещества необходимы растению?
— Где они их берут в процессе питания?
— Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).
Обязательный уровень
Составление схемы “Питание растений”. (СЛАЙД № 17)
ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ
ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ
ВСАСЫВАЮЩАЯ
ОСНОВНАЯ
КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ
СТОЛБЧАТЫЕ
СТРУКТУРЫ
ХЛОРОПЛАСТЫ
ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ
ВЕЩЕСТВА
ОРГАНИЧЕСКИЕ (ГЛЮКОЗА)
(СЛАЙДЫ № 18, 19, 20)
V. Дифференциальная самостоятельная работа.
1. Выберите правильные утверждения:
- Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
- Клетки корневого чехлика недолговечны.
- Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
- Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.
- Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.
- Устьичные клетки не имеют хлорофилла.
- Почка – это зачаточный побег.
- Стержневая корневая система имеет один корень.
- Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.
2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.
Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.
1. При дыхании корни поглощают:
а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;
г) растворенные минеральные вещества.
2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:
а) зона деления; б) зона роста;
в) зона всасывания; г) зона проведения.
3. Органическое удобрение:
а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.
а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;
в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.
а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.
6. Вегетативные органы:
а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.
7. Фотосинтез происходит:
а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.
8. Стержневая корневая система имеет:
а) один корень; б) много корней;
в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.
9. Придаточные корни:
а) развиваются из корешка зародыша;
б) отрастают от стебля;
в) развиваются на главном корне;
г) отрастают от боковых корней.
Биологический диктант
Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …
Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).
Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.
Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.
Продолжить сказку о фотосинтезе. “Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез. ”.
Источник
Презентация к уроку биологии. Питание растений 6 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Питание растений. Почему от зелёных растений зависит жизнь на Земле?
Что такое питание? уч. стр.62 Питание – процесс получения организмом питательных веществ и энергии.
Типы питания автотрофное гетеротрофное
Живые организмы (по способу питания) Автотрофы Сами создают органические вещества из неорганических. Примеры: -растения; -некоторые бактерии. Гетеротрофы Питаются готовыми органическими веществами. Примеры: — животные; — грибы; — бактерии;
Способы питания растений почвенное (минеральное) воздушное (фотосинтез) корень лист
Питание растений Питание Воздушное Почвенное Питание Воздушное Почвенное
Почвенное ( минеральное ) питание орган- корень
Почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Вода, минеральные вещества корневые волоски клетки корня сосуды корня сосуды стебля сосуды листа клетки листа
Вся всасывающая сила корневых волосков создаёт особое корневое давление, благодаря которому вода с минеральными солями поднимается по сосудам.
Тип питания Орган Ткань Клетки Вещества Почвенное Корень Всасывающая Корневые волоски Неорганические: вода и минеральные соли
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды в листьях при участии хлорофилла на свету .
место протекания процесса условия протекания процесса результат процесса
Тип питания Орган Ткань Клетки Структуры Вещества Воздушное Лист Основная Хлорофиллоносные Хлоропласты Органические Воздушное питание( фотосинтез)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 22 человека из 11 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-768761
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник