- ГДЗ конспекты по биологии 9 класс Типы питания клеток и живых организмов
- Конспект урока по биологии Питание клетки 9 класс
- Питание клеток. Фотосинтез. Хемосинтез
- Урок 18. Введение в общую биологию и экологию 9 класс ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Питание клеток. Фотосинтез. Хемосинтез»
ГДЗ конспекты по биологии 9 класс Типы питания клеток и живых организмов
Питание – процесс поглощения, расщепления, преобразования и переработки пищеварительных веществ (усвоение).
Из неорганических в органические
Паразиты – питаются за счёт живого существа.
Сапротрофы – питаются мёртвыми органическими частицами (дождевые черви, грибы).
Симбионты – питаются за счёт симбиоза (взаимовыгодно) (лишайник – гриб + водоросли).
Голозои – сформированная пищеварительная система.
Голозои
Миксотрофы – живые организмы, которые могут питаться как автотрофы и гетеротрофы (эвглена зелёная, венерина мухоловка).
Хемосинтез был открыт 1887 году отечественным учёным С. Н. Виноградским.
Симбионт у животных: клубеньковые растения вступают в симбиоз с бобовыми растениями.
Сапрофиты питаются мёртвыми органическими остатками (таков тип питания у бактерий гниения, многих грибов). Паразиты существуют только на живых организмах, нанося им вред.
Бактерия не может питаться голозойным путём, так как третий этап голозойного питания – всасывание переваренных веществ, а бактерия покрыта плотной оболочкой и не имеет органоидов для переваривания пищи, следовательно, бактерии не могут всасывать переваренные вещества.
Источник
Конспект урока по биологии Питание клетки 9 класс
КОНСПЕКТ УРОКА
Питание клетки
номер урока в теме
Тема 2 «Клеточный уровень»
Урок 10 «Питание клетки»
А.А.Каменский Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Биология. Введение в общую биологию и экологию,
Цель урока : Познакомить учащихся со способами питания в органическом мире: гетеротрофном и автотрофном (фототрофном и хемотрофном).
сформировать понятие «автотрофные и гетеротрофные организмы»;
развить понятие о типах питания клетки;
познакомить учащихся с группами автотрофных и гетеротрофных организмов в зависимости от особенностей питания.
развивать навыки анализа и объяснения причинно-следственных связей;
продолжить работу по формированию научного материалистического мировоззрения окружающего мира.
обосновать космическую роль зеленых растений;
способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.
Тип урока: комбинированный
Элементы содержания: автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы, паразиты, сапрофиты, симбионты, голозои.
Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы работы: опрос, рассказ с элементами беседы, демонстрация, компьютерное тестирование.
Оборудование: «Классификация организмов по способу питания», «Строение растительной клетки».
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедиапроектор, интернет.
Актуализация опорных знаний.
Тема, которую мы начали изучать, по праву считается одной из самых сложных в школьном курсе биологии. Мы говорим об основных процессах жизнедеятельности клетки живого организма, обеспечивающих одно из базовых свойств жизни – обмен веществ и энергии. Давайте вспомним основные понятия темы
Задание 1. Соотнесите понятие с его определением
совокупность химических реакций в живой клетке, складывающихся из противоположных процессов пластического и энергетического обменов.
– совокупность реакций, обеспечивающих синтез органических соединений в клетке (фотосинтез, биосинтез белков).
– совокупность реакций расщепления органических соединений, сопровождающихся выделением энергии.
Обмен веществ (4)
– совокупность биохимических реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы ее жизнедеятельности.
Итак, в клетке идут как процессы синтеза веществ (ассимиляция), так и процесс расщепления веществ с выделением энергии (диссимиляция).
Задание 2. Установите соответствие между процессами, протекающими в клетках организмов, и их принадлежностью к ассимиляции или диссимиляции:
1. Испарение воды
3. Расщепление жиров
4. Биосинтез белков
6. Расщепление белков
7. Расщепление
полисахаридов
8. Биосинтез жиров
9. Синтез
нуклеиновых кислот
Ответ: 1 – Б, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – А, 6 – Б, 7 – Б, 8 – А, 9 – А.
Задание 3. Заполните таблицу «Этапы энергетического обмена».
В органах пищеварения,
2. Чем активируется расщепление?
3. До каких веществ расщепляются соединения?
ЖИРЫ → глицерин
и жирные кислоты
2 молекулы пировиноград ной кислоты
+ энергия
Пировиноградная
кислота
до СО 2 + Н 2 О
4. Сколько выделяется энергии?
Мало, рассеивается
в виде тепла
60 % рассеивается в виде тепла, 40 % идет на синтез двух молекул АТФ
Более 90 % энергии запасается
в виде АТФ
5. Сколько энергии синтезируется
в виде АТФ?
Какое химическое соединение непосредственно обеспечивает энергией все процессы жизнедеятельности клетки?(АТФ)
Но АТФ напрямую в клетки не поступает. А поступают в клетку разнообразные вещества, которые могут стать строительным материалом («кирпичиками») для пластического обмена или топливом («дровами») для энергетического обмена.
Изучение новой темы.
Итак, переходим к теме сегодняшнего урока. Ребята подумайте и ответьте, как будет называться процесс поступления необходимых веществ в живой организм?
Подразумевается ответ учащихся «Питание»
Цель сегодняшнего урока: познакомиться со способами питания в органическом мире узнать, и научиться применять новые знания на практике.
Презентация ( слайд № 1 – тема урока «Типы питания»)
Задание: по ходу презентации основные определения фиксировать в карте урока (или в тетради).
Примечание: Текст слайдов и определения проговаривать несколько раз, чтобы работать с учащимися с разными типами восприятия (аудиалы, визуалы).
Слайд № 2. Определение понятия «питание»
1) Для чего клетка может использовать поглощаемые ею вещества?
(В ещества могут стать строительным материалом для пластического обмена или топливом для энергетического обмена.
2) Какими способами клетка и организмы можут питаться?
Слайд№ 3. Общая схема типов питания.
Все живые организмы, обитающие на Земле, можно подразделить на две группы в зависимости от того, каким образом они получают необходимые им органические вещества. В природе существует 2 основных типа питания: автотрофный и гетеротрофный. Каждый тип подразделяется на группы. Так, автотрофы бывают фотоавтотрофами и хемоавтотрофами; гетеротрофы – сапротрофами, паразитами, симбионтами и голозоями (последние разделяются на растительноядных, плотоядных и всеядных).
Слайд № 4. Автотрофы Первая группа — автотрофы, что в переводе с греческого языка означает «самопитающиеся».
Автотрофные организмы никого и ничего не едят. Они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества из неорганических — воды, углекислого газа и других. Д ля этого из внешней среды им нужна энергия, которую они могут получить двумя способами…
Слайд № 5 . Фотоавтотрофы.
Фотоавтотрофы используют энергию света. Для этого в пластидах содержатся светоулавливающие вещества – пигменты. Главный из них – хлорофилл. К фототрофам относятся зелёные растения, цианобактерии, окрашенные бактерии (зелёные, пурпурные)
Слайд № 6 . Хемоавтотрофы.
Хемоавтотрофы в свете не нуждаются, используют энергию химических реакций окисления. Живут в почве, на рудах. Превращают одни минеральные вещества в другие при помощи атмосферного кислорода, а выделившуюся энергию используют на синтез питательных веществ. Серобактерии, железобактерии, нитробактерии. Благодаря жизнедеятельности бактерий -хемосинтетиков в почве образуются соли, которые являются важнейшими компонентами минерального питания высших растений, образуются большие залежи селитры и болотной руды.
Слайд № 7. Гетеротрофы.
Получают готовые органические вещества (кого-то или что-то едят), но разными способами.
Слайд № 8. Сапротрофы
Первая группа гетеротрофов – сапротрофы. Разлагают неживое. Питаются гниющим или разлагающимся органическим веществом. Плесневые грибы, бактерии гниения, брожения и т.д.
Слайд № 9. Паразиты
Вторая группа гетеротрофов – паразиты. Часто для подобных организмов характерно упрощение строения тела. Например, растения-паразиты не содержат хлорофилла, а бычий цепень не имеет даже пищеварительной системы, т.к. получает готовые питательные вещества через поверхность тела.
Слайд №10 . Симбионты.
Третья группа гетеротрофов – симбионты. Иногда доходит до странного: например, термиты, основной пищей которых является древесина, эту самую древесину переваривать сами не могут. А помогают им в этом симбиотические жгутиконосцы, которые обитают в их кишечниках, выделяя необходимые для переваривания ферменты.
Слайды №11-12. Голозои.
Четвёртая группа гетеротрофов – голозои. Голозойное питание включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание переваренных веществ. Голозойное питание чаще наблюдается у многоклеточных животных, имеющих пищеварительную систему.
Голозойно питающихся животных можно разделить на плотоядных, растительноядных и всеядных.
Как вы думаете, к какой группе относится человек? (всеядные)
Закрепление нового материала.
Если все понятно и вопросов по содержанию презентации нет, то для закрепления изученного материала попробуем выполнить индивидуальные задания на карточках. В таблицах в первой графе даны названия организмов, во второй дана информация об их образе жизни. Необходимо определить тип питания и заполнить соответствующими терминами третью графу.
Пользуясь полученной информацией, определите тип питания для каждого живого организма.
Другие варианты заданий см. в приложении №2.
По окончании работы карточки сдаются учителю. Далее можно обсудить спорные или непонятные моменты.
Выводы урока (делаются учащимися в форме ответов на вопросы).
Какие два типа питания есть в природе?
Какие группы автотрофных организмов мы можем назвать?
Какие группы гетеротрофов вам известны?
Как думаете, какой тип питания появился раньше – автотрофный или гетеротрофный? (возможно, здесь придется пояснить).
Домашнее задание п. 2.8, 2.10 и 2.12 подготовиться к терминологическому диктанту.
«В чем заключается космическая роль зеленых растений?».
Источник
Питание клеток. Фотосинтез. Хемосинтез
Урок 18. Введение в общую биологию и экологию 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Питание клеток. Фотосинтез. Хемосинтез»
Всем живым организмам, обитающим на Земле для жизнедеятельности необходима энергия. Которая заключена в связях органических веществ. Организмы получают органические вещества разными путями.
В 80-х гг. XIX в. немецкий биолог Вильгельм Пфеффер разделил все живые организмы по способу питания. Это деление сохранилось и до нашего времени.
Пфеффер заметил, что зелёные растения не нуждаются в притоке органических веществ извне, а сами синтезируют его используя солнечную энергию в процессе фотосинтеза.
Растения, используя энергию солнечного света и поглощая минеральные вещества из почвы и воды, синтезируют органические вещества. Которые необходимы для строительства новых клеток и тканей. А полученная энергия используется для проведения всех необходимых реакций.
Пфеффер назвал такие организмы автотрофами, что означает (от греч. «авто» − сам, «трофе» − пища) «само питающиеся».
Часть автотрофов получают энергию за счёт солнечного света и поэтому их называют фототрофами. К ним относятся растения и цианобактерии.
А некоторые организмы получают энергию за счёт энергии окисления неорганических веществ, и в этом случает их называют хемотрофами. К ним относятся хемотрофные нитрифицирующие бактерии и другие.
За счёт того, что автотрофы сами синтезируют органические вещества из неорганических они не только кормятся сами, но и кормят все остальные живые организмы. Которые нуждаются в готовом органическом веществе. Такие организмы Пфеффер назвал гетеротрофами (др.-греч. ἕτερος — «иной», «различный» и τροφή — «пища»).
К ним относятся все животные, которые извлекают необходимую им энергию из готовых органических веществ, поедая растения или других животных. Затем они перестраивают в своих организмах полученные органические вещества в те, которые им необходимы.
Сюда же можно отнести группу бесхлорофильных растений-паразитов, которые, присасываясь к корням своих собратьев, поглощают необходимые им вещества.
По способу получения пищи гетеротрофы делят на фаготрофов и осмотрофов. Фаготрофы питаются путём заглатывания твёрдых кусков пищи (это животные).
А осмотрофы поглощают органические вещества в растворенном виде через клеточные стенки (к ним относят грибы и большинство бактерий).
По состоянию источника пищи гетеротрофы делят на биотрофов и сапротрофов. Биотрофы питаются живыми организмами и к ним относятся зоофаги. Они поедают животных и фитофаги которые поедают растения.
Для сапротрофов пищей являются органические вещества мёртвых тел или выделения животных. Существуют сапротрофные бактерии, сапротрофные грибы, сапротрофные растения, сапротрофные животные. Среди них встречаются детритофаги (которые питаются детритом), некрофаги (питаются трупами животных) и копрофаги (которые питаются экскрементами) и др.
Некоторые живые организмы способны как к автотрофному, так и к гетеротрофному питанию. Такие организмы называют миксотрофами. Они способны синтезировать органические вещества и питаться готовыми органическими соединениями. Например, насекомоядные растения эвгленовые и др.
Рассмотрим более подробно получение энергии фототрофными организмами.
Растения и некоторые фототрофные организмы способны улавливать кванты света, которые несут энергию и преобразовывать эту энергию в энергию химических связей органических веществ.
Этот процесс называют фотосинтезом.
Фотосинтез — это синтез органических веществ из углекислого газа и воды с обязательным использованием энергии света. В результате у растений выделяется кислород, и образуются органические вещества для развития.
Фотосинтез сложный многоступенчатый процесс, который проходит в растении непрерывно и днём, и ночью. Поэтому реакции фотосинтеза подразделяют на две группы: реакции световой фазы и реакции темновой фазы.
Сперва рассмотрим световую фазу фотосинтеза.
Для фотосинтеза используются неорганические вещества. Вода поступает в листья от корней по стеблям. Вместе с водой поглощаются минеральные вещества. Углекислый газ растение получает из воздуха, который используется в темновую фазу фотосинтеза.
Где происходит фотосинтез?
Основной тканью растений является мезофилл. Он состоит из клеток двух типов, которые образуют столбчатую и губчатую паренхиму. За счёт расположенных в эпидермисе устьиц обеспечивается поглощение углекислого газа и выделение кислорода.
Столбчатая паренхима находится под эпидермисом. Она обращена к свету и содержит большую часть хлоропластов листа.
Давайте вспомним строение хлоропластов.
Хлоропласты — это зелёные пластиды, которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот. Они созданы для того, чтобы ловить энергию солнечного света.
И поэтому они являются самыми главными органоидами растений. Так как основная функция зелёных пластид — это фотосинтез.
Хлоропласты, имеют двумембранное строение. Между складками мембран находятся граны. Граны расположены таким образом, чтобы на каждую попадал свет. Они состоят из тилакоидов.
Внутреннее пространство тилакоида называется люменом. Пространство между оболочкой хлоропласта и тилакоидами называется стромой.
Хлоропласты имеют зелёную окраску, так как хлорофиллы поглощают красный и сине-фиолетовый свет, а отражают зелёный.
Мембрана тилакоида собственно и является тем местом, где протекают светозависимые реакции фотосинтеза при участии хлорофилла.
Аналогично митохондриальной электроннотранспортной цепи, которую мы с вами уже рассматривали на прошлых уроках цепь переноса электронов фотосинтеза состоит из многих белковых комплексов и молекул перенощиков.
В цепи перенощиков выделяют следующие комплексы.
Фотосистему 2, цитохром Б шесть ЭФ -комплекс, фотосистему 1, фермент редоксин НАДФ редуктазу и АТФ-синтазу.
Квант света ударяет молекулу хлорофилла, которая находиться в фотосистеме 2. В результате молекулы хлорофилла приходят в возбуждённое состояние. При этом в фотосистеме-два высвобождается 2 электрона. Они передаются на перенощик. Который вместе с этим захватывает и 2 протона из стромы.
Недостающий электрон из фотосистемы 2 возмещается электронами благодаря распаду или фотолизу воды.
Дело в том, что энергия света расходуется также на расщепление молекулы воды.
При этом образуются протоны водорода, электроны и свободный кислород.
Так из двух окисленных молекул воды образуется одна молекула кислорода.
Кислород при этом удаляется во внешнюю среду. Таким образом кислород, которым мы дышим это продукт окисления воды.
А протоны (водорода) накапливаются внутри тилакоида. В результате мембрана тилакоида с одной стороны за счёт протонов водорода заряжается положительно, с другой за счет электронов — отрицательно.
Тем самым перенощик переносит электроны к (комплексу БЭ шесть эф) 2 протона с перенощика высвобождаются в люмен.
А 2 электрона захватываются двумя протонами комплекса и переносятся на следующий перенощик. Так электроны попадают на фотосистему 1. Здесь так же происходит возбуждение электронов фотонами.
Возбуждённые электроны переходят на следующий перенощик. Который переносит электроны на ФНР-фермент.
ФНР катализирует восстановление НАДФ+ до НАДФН (который содержит 2 электрона и 2 протона).
Созданный градиент концентрации между наружной и внутренней сторонами мембраны тилакоида используется АТФ-синтазой для создания АТФ из АДФ.
Во время этого процесса в хлоропласте образуется АТФ приблизительно в 30 раз больше чем, в митохондриях тех же растений.
Таким образом, в световую фазу происходит фотолиз воды, высвобождение кислорода, синтез АТФ и образование НАДФ·Н2
Кислород диффундирует в атмосферу, а АТФ и НАДФ·Н2 транспортируются в строму хлоропласта и участвуют в процессах темновой фазы.
Темновая фаза фотосинтеза протекает в строме хлоропласта. Для ее реакций не нужна энергия света, поэтому они происходят не только на свету, но и в темноте.
Углекислый газ, который содержится в воздухе, захватывается специальным веществом пятиуглеродным сахаром (рибулозобифосфатом). Фермент катализирует эту реакцию и образуется неустойчивое шестиуглеродное соединение, которое сразу же распадается на две молекулы фосфоглицериновой кислоты (ФГК).
Затем происходит цикл реакций, в которых через ряд промежуточных продуктов фосфоглицериновая кислота преобразуется в глюкозу. В этих реакциях используются энергии АТФ и НАДФ·Н2.
Кроме глюкозы, в процессе фотосинтеза образуются другие мономеры сложных органических соединений — аминокислоты, нуклеотиды, глицерин и жирные кислоты. Таким образом при помощи солнечного света автотрофные организмы, которые называют фототрофами получают энергию.
А некоторые автотрофные организмы – хемотрофы, как мы уже говорили выше получают энергию за счёт энергии окисления неорганических веществ. Такой процесс называется – хемосинтезом.
К организмам, которые получают энергию за счёт энергии окисления неорганических веществ относятся хемотрофные бактерии: водородные, нитрифицирующие, серобактерии и др.).
Захватываемые бактерией вещества окисляются, а образующаяся энергия используются для синтеза сложных органических молекул из углекислого газа и воды.
Важнейшую группу хемосинтезирующих организмов составляют нитрифицирующие бактерии.
Эти бактерии обитая в почве окисляют аммиак, который образуется при гниении органических остатков, до азотистой кислоты. Затем бактерии других видов этой группы окисляют азотистую кислоту до азотной.
Азотистая и азотная кислоты, которые образовались в результате окислений, взаимодействуют с минеральными веществами почвы так образуются соли аммония, которые являются важнейшими компонентами минерального питания высших растений.
Хемосинтезирующие бактерии способствуют накоплению в почве минеральных веществ, улучшают плодородие почвы, способствуют очистке сточных вод.
И в отличие от фотосинтезирующих организмов они полностью независимы от солнечного света как источника энергии.
Источник