- Как питаются грибы
- Питание грибов: ключевые особенности
- Способы питания грибов
- Сапротрофный тип питания
- Паразитическая система питания
- Симбиотическое питание
- Особенности питания и характеристики плодовых тел
- Видео про питание грибов
- Открытый урок в 5 классе на тему «Грибы — паразиты»
- План урока по биологии в 5 классе на тему «Грибы паразиты»
Как питаются грибы
Грибы представляют собой отдельное царство живой природы. Их интересная особенность заключается в том, что они сочетают в себе признаки растений и животных. Именно поэтому питание грибов считается сложным процессом, при этом еще и довольно значимым для окружающей среды.
Питание грибов: ключевые особенности
Существуют определенные особенности питания грибов. Сами по себе они являются гетеротрофами. Именно это отличает их от других представителей растительного мира. Их рацион весьма разнообразен. Грибы имеют сразу 2 источника питания:
- органические вещества (получают из других животных или мертвых существ);
- минеральные элементы (добывают из влаги).
Стоит отметить, что грибы играют важную роль в переработке умерших растений, поскольку они способны разрушать целлюлозную оболочку. Хорошей пищей для грибов станут гниющие корни, лесная подстилка, трупы животных, растительные остатки.
Лесные грибы употребляют маленькие куски пищи. Слишком большие порции они не способны обработать. Одной из характерных особенностей является система пищеварения наружного типа. Организм гриба выделяет фермент, расщепляющий сложное органическое вещество. Способствует данному процессу также гидролиз.
Интересно отметить, что для гриба углерод является не только источником энергии, но и весомой частью строения клеток. Примерно половина сахара, которая перерабатывается, представляет собой часть структуры организмов, питающихся с помощью всего тела. В окружающей среде содержится большое количество различных соединений и веществ. Гриб всасывает, поглощает и перерабатывает их. В результате активной деятельности появляется гумус (плодородный слой земли).
Способы питания грибов
Сразу следует отметить, что способы питания у разных видов грибов могут отличаться. В основном встречаются такие, как:
- смешанный (сочетание сапрофитового типа и паразитического);
- употребление разлагающихся органических веществ;
- симбиоз с водорослями и высшими растениями;
- паразитизм на пнях, растениях и других живых организмах;
- сплетение с корнями высших растений.
Для нормальной жизни плодовому телу требуются углеводы, белки и жиры. Белки образуются в клетках из аминокислот, поступающих у гетеротрофов из окружающей среды. Жиры присутствуют в составе клеточных стенок. Именно они используются в качестве энергетического запаса при нехватке углеводов. Сложные органические вещества грибы получают из глюкозы. Стоит отметить, что у растений из простых углеводов образуются сложные – крахмал и клетчатка
Таким образом, чтобы плодовое тело получило из окружающей среды все необходимые вещества, оно должно для начала превратить сложные соединения в простые. То есть крахмал, пептид или клетчатка не может попасть в клетку. Для этого организмы выбрасывают в окружающую среду ферменты.
Сложные многоклеточные плодовые тела образую ферменты в мицелии. Все разновидности имеют индивидуальные характерные особенности. Например, одни выделяют сложные соединения, способные растворять большой объем веществ, а другие имеют только специфические, расщепляющие исключительно кератин.
Пища всасывается при помощи гифы, проходя через них. Они представляют собой нити, из которых состоит тело многоклеточных грибов. В гифах происходит преобразование протеинов, превращение глюкозы в гликоген, простых липидов в сложные жиры. Обратите внимание, что закрепляются данные нити на субстрате.
Сапротрофный тип питания
Его особенность заключается в переработке отмерших организмов. Грибы сапрофиты фиксируются на объекте, выделяя сложные соединения, и впитывая в себя продукт распада другого организма. Поскольку данный процесс способствует утилизации большого количества ферментов, улучшается круговорот энергии в природе.
Паразитическая система питания
Она характерна грибам, способным обитать на живых организмах, ослабленных деревьях и пнях. Самыми известными обладателями такой системы питания являются опята и трутовики. Их тело покрыто множеством отростков – гаусториями. С их помощью гриб проникает в ткани живого организма, поглощая из него питательные вещества. Интересно отметить, что когда гриб полностью опустошит свою «добычу», он еще некоторое время может жить на ней, перейдя на сапрофитовый тип питания.
Симбиотическое питание
Это один из самых распространенных способов питания. Он характерен подберезовику, мухомору, боровику, белой поганки, и многим другим грибам. Их корни спутываются с корневой системой деревьев, и проникают в нее. Таким способом грибы получают питательные вещества и жидкость. Однако деревья в данном случае тоже получают пользу. Грибы отдают им жидкость, насыщенную минеральными солями.
Особенности питания и характеристики плодовых тел
Есть несколько характерных особенностей в питании грибов, которые отличают их других живых организмов:
- в оболочке некоторых видов плодовых тел содержится хитин;
- зачастую накопленный гликоген используется в качестве дополнительного, либо запасного питательного элемента;
- в процессе обмена образуется мочевина;
- в организме гриба отсутствует хлоропласты и другие элементы, которые могут участвовать в фотосинтезе;
- гетеротрофы не заглатывают, а всасывают еду;
- грибы обладают довольно выраженной клеточной стенкой;
- гетеротрофы умеют образовывать витамины и другие полезные элементы;
- не могут усваивать большие куски еды;
- отличаются наружным способом питания;
- в процессе употребления питательных веществ выделяется углерод.
Питание плодового тела считается сложным процессом, являющимся частью круговорота химических веществ в природе. В данной схеме нет лишних элементов. Даже грибы-паразиты играют важную роль, благотворно воздействуя на окружающую среду.
Видео про питание грибов
Источник
Открытый урок в 5 классе на тему «Грибы — паразиты»
Методическая разработка открытого урока по теме «Грибы-паразиты»
Разработала: учитель биологии Чекурова О.П.,
Медико-биологический лицей г.Саратова
Цели:
1. Содержательная цель: содействовать формированию системы биологических понятий «грибы — паразиты», «головня», «спорынья», «гриб-трутовик».
2. Деятельностная: содействовать формированию умений реализации новых способов действий.
За д а ч и у р о к а : познакомить учащихся с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Основные понятия урока: грибы — паразиты, головня, спорынья, гриб-трутовик.
Межпредметные связи : экология, естествознание, медицина.
Личностные УУД : формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД : формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;
Предметные УУД : Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов
Оборудование: таблица, медиапроектор, ноутбук, колонки.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
I. Организационный момент
Приветствие, пожелание на урок. Инструктаж по работе на уроке.
Учитель: Сегодня на уроке мы немного поиграем и перевоплотимся в сыщиков из мультфильма «Следствие ведут колобки» (слайды, звучит музыка). И выполним важные государственные задания.
Приветствие учителя. Знакомство с планом работы
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний
Задание первое: к нам поступило заявление с просьбой найти преступников.
Из заявления следует, что местонахождение одного из них и его особые приметы известны:
Под сосною у дорожки
Он стоит среди травы.
Ножка есть, но нет сапожка ,
Шляпка есть, нет головы.
Состав преступления:
Носит шляпку на ноге
Что-то прячет он в земле.
Что выясняется из заявления:
Если что-то прячет, значит краденное. Нам необходимо составить фоторобот преступника (составляется на доске схема строения гриба)
Учитель: Прошу следственному отделу разойтись по кабинетам и собрать, как можно больше информации о преступнике (повторение д/з)
Начинаем совещание. Прошу доложить.
Кодовая кличка преступника – «Г риб » . Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые трубчатые). Чем питается?
В каких отношениях находится с деревьями? Как грибы размножаются?
Учитель: один п реступник найден, первое дело раскрыто, здесь состав преступления отсутствует.
Итог (выставление оценок).
2 задание: а вот с остальными правонарушителями дело обстоит сложнее. Нам известно только, что там работает организованная группа. Чтобы раскрыть дело, необходимо будет определить не только их основные приметы, составить фоторобот и местонахождение, но и выяснить какова роль каждого в группировке. В ходе следствия надо будет изучить (видеофрагмент) и заполнить необходимые документы (ТПО § стр. , задание № ).
Информация для изучения предоставлена камерами наружного наблюдения. Мы смотрим видеофрагмент и отвечаем на мои вопросы.
Проблемный вопрос: Каких представителей вы увидели, определите тему нашего урока и цели занятия?
К какому типу питания можно отнести данные грибы? (сапрофиты или паразиты).
Воспринимают информацию, отвечают на вопросы.
Источник
План урока по биологии в 5 классе на тему «Грибы паразиты»
Тема: «Грибы – паразиты»
Цель: изучить строение грибов-паразитов.
Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.
Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД:; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; представлять информацию в виде схем, таблиц;
Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.
познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;
научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.
Давайте вспомним ранее изученный материал.
Составите логические схемы из следующих слов: пеницилл, подберезовик, дрожжи, дерево, мукор, шляпочные грибы, шляпка, плесневые грибы, почкующиеся грибы
Плесневые грибы-мукор- пеницилл, дерево- шляпочные грибы-подберезовик-шляпка, дрожжи- почкующиеся грибы
2. Второе задание. На понимание (фронтальный опрос).
Мукор – это что? гриб(сапротроф).
Пеницилл – это что?…(плесневый) гриб.
Пеницилл размножается чем? (спорами).
А где созревают споры мукора? (созревают в спорангиях).
А где созревают споры пеницилла? (в кисточках).
— Итак, что мы повторили строение, размножение грибов сапрофитов. А сегодня мы познакомимся с грибами паразитами.
Знакомо ли вам слово паразиты? Вспомните, какие организмы называют паразитами? (организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред).
— Определите цель урока с помощью вопросов и ключевых слов: ( на доске написаны вопросы и ключевые слова : С чем?( грибы-паразиты) Что?( условия жизни, питание, значение для природы и человека)
Как? (заражение) Какие? (меры борьбы)
—С чем нам предстоит сегодня познакомимся?(познакомиться с грибами-паразитами),
— Что предстоит выяснить? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека),
Что нам важно знать ? как? (как происходит заражение),
какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать).
Для того используем материал учебника.
Изучение нового материала .
— Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях. Сегодня вы работаете в группах. Сейчас, в течение 1 минуты распределите свои обязанности внутри группы: лидер, хранитель времени, докладчик, редактор-оформитель, оценщик. В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу в ваших тетрадях (пустые таблицы выданы всем учащимся). Работаем следующим образом, каждая группа получает задание, на его выполнение дается 5 минут. После этого докладчик каждой группы рассказывает ваше выполненное задание. Остальные группы слушают и заполняют таблицу. Будьте внимательны при изучении нового материала.
. После рассказа каждой группы на экране показываю заполненную таблицу и еще раз акцентирую внимание на ключевых характеристиках.
Луговые и хлебные злаки.
Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.
Очистка зерна от рожков спорыньи. Уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки. Своевременная уборка урожая.
Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.
Усилить питание больного дерева.
Сдирание и сжигание плодового тела трутовика и обработка раны дерева. Вырубка деревьев – крайняя мера.
Листья и клубни картофеля, томата.
Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая.
Отбраковка больных клубней, томатов. Химическая обработка. Соблюдение правил уборки. Выбор сортов, устойчивых к фитофторе.
Задание классу отгадать загадки ис названием гриба и названием группы (паразит или плесневый). На кране слайд с картинкой гриба.
А растет на весу и совсем не
2) Конское копыто – к дереву
3) Пока молод, он седой
А постареет – весь почернеет
4) Выросли на палочке
5) Это что за дело: просо обгорело.
И в метелках сажа,
И на листьях даже
Задание второе: рубрика «верю — не верю» Если верите, то поднимаете руку:
1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля (-)
2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)
3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)
4. Мукор – это гриб – паразит (-)
5. Фитофтора — это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)
6. Спорынья – это плесневый гриб (-)
Подведение итога. Рефлексия.
VI . Домашнее задание: параграф 16 читать, таблицу выучить.
Наиболее широко из грибов-паразитов распространены головневые грибы. Эти грибы развиваются на таких растениях, как овес, пшеница и другие злаки. Бывают случаи, что головня чрезвычайно быстро размножается и развивается, уничтожая практически весь урожай. Соцветия тех злаков, которые поражены головневым грибом, покрыты скоплениями спор черного цвета и выглядят так, как будто ни обгорели. Поэтому это заболевание растений и получило название «головня». А вот грибница головни располагается внутри стебля злакового растения. Размножается головня, как и другие грибы, спорами, которые прилипают к зернам злаков в период уборки урожая и сохраняются до посева семян. Заражение растений головней происходит, когда зерно прорастает. Существует способ борьбы с головней – обработка зёрен до посева специальными препаратами, например, раствором формальдегида. Это называется протравливание зерна. При этом если на зернах есть споры, то они погибают.
Гриб-паразит, паразитирует на злаках и поражает завязь цветущих растений, вследствие чего вместо зерновок появляются склероции спорыньи — рожки темно-фиолетового цвета. Они представляют собой плотные грибницы — грифов гриба длиной 3 мм. По созревании они опадают на землю, зимуют на почве, а весною прорастают головчатыми образованиями на ножках (стромами), на которых развиваются плодовые тела со спорами. По созревании споры распространяются ветром и заражают новые растения. Рожки очень ядовиты: смолотые вместе с зерном отравляют муку, а употребление такой муки в пищу может вызвать отравление. В прошлом, когда не знали о ядовитости рожков, имели место эпидемии «злой корчи» (судорог), приносившие массовые человеческие жертвы. Существуют способы борьбы со спорыньей – очистка зерна от рожков спорыньи, уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки, своевременная уборка урожая.
Сильный вред лесному, садовому и парковому хозяйствам причиняет гриб трутовик. Он провоцирует разрушение древесины. Заражение спорами происходит через повреждения в коре деревьев. Ломка ветвей, солнечные ожоги и многие другие факторы способствуют появлению ран. Споры попадают через проблемную зону и разрастаются в грибницу. Трутовик охватывает всю сердцевину дерева, разрушая ее и делая трухлявой. Появление плодовых тел на поверхности дерева происходит через несколько лет после инфицирования. Трутовик напоминает копыто по своей форме и бывает очень твердым. Паразиты деревьев могут располагаться один над другим, образовывая полочки. В нижней части трутовик имеет мелкие трубочки, в которых зреют споры. Живет гриб трутовик много лет и увеличивается в размерах с каждым годом. Трутовик значительно уменьшает продолжительность их жизни. После проникновения грибницы в древесину не представляется возможным остановить ее развитие. Зараженное дерево обязательно погибнет. Меры борьбы с паразитом — это недопущение повреждений коры и ветвей. Чтобы избавиться от опасности заражения других деревьев, гриб трутовик нужно сбить и сжечь.
Наибольший урон сельскому хозяйству наносит фитофтороз — томатов, картофеля. Фитофтороз – это заболевание, вызываемое ФИТОФТОРОЙ. Ранние этапы заражения могут пройти незамеченными, потому что не все растения заболевают одновременно. Признаками болезни являются темные пятна на листья и стеблях растения. При повышенной влажности на листьях с нижней стороны появляются пушистые белесые налеты спороношения патогенного гриба. На пораженных фитофторой клубнях картофеля заметны темные участки, а под кожицей видна ткань коричнево-красного цвета. Возможно вторичное присоединение бактериальной инфекции, при котором зараженные клубни быстро гниют и разлагаются с резким неприятным запахом. Поэтому фитофтороз картофеля называют в народе «картофельная гниль», а фитофтороз томатов – «бурая гниль томатов». В сельском хозяйстве постоянно проводятся мероприятия по борьбе с фитофторой: отбраковка больных клубней картофеля, томатов; использование устойчивых к грибку сортов; химическая обработка; соблюдение правил уборки и посева.
Источник