- Тема 3. Первичное наблюдение, документация и инвентаризация
- Оглавление
- 3.1. Понятие первичного учета и его значение в бухгалтерском учете
- 3.2. Первичные бухгалтерские документы и их классификация; понятие документооборота и порядок его составления
- 3.3 Инвентаризация и порядок отражения ее результатов на счетах бухгалтерского учета
- Выводы
Тема 3. Первичное наблюдение, документация и инвентаризация
Цель: раскрыть сущность первичного наблюдения, важность и необходимость оформления хозяйственных операций первичными бухгалтерскими документами, изложить суть инвентаризации.
Задачи:
- Раскрыть понятие первичного наблюдения и его значение в бухгалтерском учете.
- Раскрыть необходимость и сущность документирования в бухгалтерском учете.
- Изложить порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств и отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.
Оглавление
3.1. Понятие первичного учета и его значение в бухгалтерском учете
Первичный учет – единый, повторяющийся во времени организованный процесс измерения, регистрации, накопления и хранения информации.
Вопрос о месте первичного учета в системе управления является одним из важнейших в теории бухгалтерского учета. Процедуры первичного наблюдения включают в себя:
- оценку и критерии отбора фактов хозяйственной жизни;
- однозначное толкование объектов и событий хозяйственной жизни, отражаемых в бухгалтерском учете;
- совмещение во времени оформления, наблюдения и измерения фактов хозяйственной деятельности;
- формы контроля за наблюдением и передачей фактов хозяйственной жизни.
По результатам первичного наблюдения составляются бухгалтерские документы.
3.2. Первичные бухгалтерские документы и их классификация; понятие документооборота и порядок его составления
Среди отличительных признаков бухгалтерского учета является его документальность, благодаря чему все записи в учете имеют доказательную юридическую силу.
Документ является основанием и подтверждением записей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета. Различают документацию и документ.
Документация – оформление экономического события документом.
Документ (от лат. documentum – письменное свидетельство совершенной хозяйственной операции или дающее право на ее совершение) в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» служит основанием ведения бухгалтерского учета.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, – непосредственно после ее окончания.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операцией;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностных лиц ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
В условиях применения вычислительной техники реквизиты и данные первичных учетных документов могут быть зафиксированы в виде кодов, а подписи ответственных лиц заменены паролем или другим способом авторизации, позволяющим однозначно идентифицировать подпись соответствующего лица.
Бланки форм документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы нумератором или типографским способом.
Первичные учетные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке и таксировке. Проверка осуществляется по форме и по существу. Первичные учетные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования.
3.3 Инвентаризация и порядок отражения ее результатов на счетах бухгалтерского учета
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» инвентаризация представляет собой процесс, в ходе которого проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние, и оценка имущества и обязательств.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации. Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально-ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации.
Различают плановые и внезапные инвентаризации, полные и частичные.
Плановая проводится в заранее установленные сроки.
Внезапная (внеплановая) инвентаризация проводится в сроки, назначенные непосредственно перед ее проведением.
При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49). Изложенный в них порядок распространяется на все организации и юридические лица (кроме банков и иных кредитных учреждений).
- Инвентаризацию имущества.
- Инвентаризацию финансовых обязательств.
инвентаризация имущества состоит из:
- инвентаризации имущества, учитываемого на балансовых счетах (проверка наличия основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, денежных средств и т.д.);
- инвентаризация имущества, учитываемого на забалансовых счетах.
Инвентаризация финансовых обязательств включает инвентаризацию кредиторской задолженности поставщиков, кредитов в банках, займов, резервов и т. д.
Инвентаризация проводится комиссией, назначенный приказом руководителя организации в присутствии материально-ответственного лица, у которого взята расписка в том, что все ценности им оприходованы, а документы сданы в бухгалтерию.
Порядок проведения инвентаризации включает в себя следующие этапы.
- До начала инвентаризации комиссия получает все документы по ценностям, которые будут инвентаризироваться.
- В процессе инвентаризации выявляются фактические остатки имущества путем пересчета, взвешивания, обмера, а также реально учтенные финансовые обязательства. Данные заносятся в инвентаризационную опись или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем 2 экземплярах.
- По результатам инвентаризации составляются сличительные ведомости по имуществу или обязательствам, по которым выявлены отклонения: излишки или недостатки. Для оформления результатов инвентаризации могут использоваться единые регистры, в которых совмещаются показатели инвентаризационной описи и сличительной ведомости.
Работа инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором отражаются:
- Результаты инвентаризации.
- Выводы комиссии.
- Указания по устранению недостатков.
При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться следующими правилами.
- Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, распложенных на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Сроки и периодичность проведения инвентаризации указанных видов имущества должны быть соответствующим образом закреплены в учетной политике организации.
- Количество инвентаризаций в отчетном году, дата проведения, перечень подлежащих проверке хозяйственных средств и источников устанавливается руководителем предприятия, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В течение года (в межинвентаризационный период) в организациях с большой номенклатурой учитываемых ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации может быть возложено на нее.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств в дополнение к постоянной инвентаризационной комиссии формируются рабочие инвентаризационные комиссии. Они действуют исключительно в период проведения инвентаризации и непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризации. Деятельность рабочих инвентаризационных комиссий контролируется постоянной инвентаризационной комиссией организации.
Если у организации имеются представительства и филиалы, наделенные имуществом, или в случае, когда проверке подлежит большое количество материальных ценностей, для проведения инвентаризации целесообразно создавать рабочие инвентаризационные группы. Они подчиняются рабочей инвентаризационной комиссии или отдельным ее членам, проверяют наличие и физическое состояние материальных ценностей по их местонахождению и материально ответственным лицам. Создаваемые в организации постоянная инвентаризационная комиссия и при необходимости рабочие инвентаризационные комиссии и группы являются основными участниками процесса инвентаризации.
К работе в составе инвентаризационных комиссий и групп могут привлекаться сотрудники службы внутреннего аудита и представители независимых аудиторских организаций. Последние действуют на основании доверенностей, выданных в установленном законом порядке.
Отсутствие при проведении инвентаризации хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии служит основанием для признания результатов проверки недействительными. Аналогично при проверке имущества и финансовых обязательств должны присутствовать все члены рабочих инвентаризационных комиссий и групп. Если по болезни или другой уважительной причине в инвентаризационных мероприятиях не могут участвовать отдельные члены рабочих инвентаризационных комиссий и групп, в приказе о проведении инвентаризации лучше предусмотреть дополнительных членов комиссий (групп).
Основанием для проведения любой инвентаризации является приказ (постановление, распоряжение) руководителя организации, который оформляется в соответствии с унифицированной формой № ИНВ-22 (утв. постановлением Госкомстата России от 18.08. 1998 г. № 88). Приказ является письменным заданием, в котором указываются конкретное содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии.
Данный приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23). Приказ о проведении инвентаризации готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до проведения инвентаризации. После подписания руководителем он вручается председателю инвентаризационной комиссии.
До проведения инвентаризации важно убедиться, что в организации четко организовано складское хозяйство и контрольно-пропускная система. Для этого инвентаризационной комиссии рекомендуется проверить следующие факты:
- Осуществляется ли охрана территории организации, оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией.
- Заключены ли фактически и правильно ли оформлены договоры о полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности с работниками, которым переданы ценности для сохранения и использования.
- Соответствуют ли должности материально-ответственных лиц утвержденному перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности.
- Созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые складские помещения, шкафы, сейфы, емкости для хранения ценностей.
- Оснащены ли места хранения материальных ценностей необходимыми измерительными приборами.
- Существует ли контроль за порядком вывоза ценностей из организации и выдачей доверенностей на их получение.
- Хранятся ли товарно-материальные ценности, принадлежащие третьим лицам, отдельно.
- Назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия для проверки сохранности материальных ценностей.
Руководитель организации должен обеспечить условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки, предоставить работников, мерную тару и инвентарь для перемеривания, взвешивания, перемещения грузов, измерительные и контрольные приборы.
В соответствии с п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации результаты инвентаризации отражаются в данных бухгалтерского учета того месяца, в котором она была завершена. Результаты инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности отражаются в годовой бухгалтерской отчетности.
Решение о списании недостачи на финансовые результаты принимает руководитель организации, поскольку п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации устанавливает, что предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации и именно он принимает окончательное решение о зачете.
Сумма ущерба в размере, не превышающем среднемесячный заработок работника, взыскивается на основании приказа руководителя организации, который должен быть сделан не позднее 1 месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба (с даты утверждения результатов инвентаризации).
Обычно ущерб возмещается путем удержания сумм из заработной платы работника. По согласованию с администрацией организации в возмещение ущерба работник может передать организации равноценное имущество или исправить поврежденное. С разрешения администрации допускается также возмещение работником ущерба с рассрочкой платежа.
Если месячный срок с даты утверждения инвентаризации истек или работник не согласен возмещать ущерб, сумма которого превышает его среднемесячный заработок, сумма ущерба возмещается в судебном порядке.
Полученные организацией постановления следственных органов и решения судебных органов передаются в бухгалтерию для взыскания с виновных лиц сумм установленного судом ущерба, либо отнесения сумм ущерба на финансовые результаты (если виновные лица не установлены).
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- Излишки имущества приходуются с отнесением их на финансовые результаты организации.
- Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства.
- Недостача имущества сверх норм естественной убыли относится на счет расчетов по возмещению материального ущерба.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.
Выводы
Бухгалтерский учет организуется на основе первичных документов, благодаря чему все записи в учете имеют доказательную юридическую силу. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документацией. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно после ее окончания. Применяемые в бухгалтерском учете документы классифицируются по ряду признаков: распорядительные, оправдательные, комбинированные, первичные, сводные, разовые и накопительные и др.
Документы бухгалтерского учета, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченным на то лицом.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию.
Источник