- Тест по теме Общая характеристика хордовых
- Способы переживания живыми организмами неблагоприятных условий (зимовка, спячка, анабиоз, миграции и т. д.).
- Приспособления млекопитающих к переживанию неблагоприятных условий
- Зимовка животных, способы переживания неблагоприятного зимнего периода животными умеренных и холодных поясов pbvjdrf ;bdjnys[ зимовка животных, энциклопедия биология экология животные растения грибы ветеринария. Животные в разное время года
- Животные, которые впадают в спячку
- Другие способы зимовки
- Как животные встречают весну
- Жизнь животных летом
- Изменение в жизни животных осенью
- Как зимуют животные
Тест по теме Общая характеристика хордовых
1) Поддержание гомеостаза — постоянства внутренней среды, несмотря на измнения внешних факторов: теплокровность птиц и млекопитающих
2) Переход в состояние скрытой жизни, которое экономит энергию и помогает пережить воздействия неблагоприятных факторов среды: спячка у бурого медведя и грызунов (не нужно упоминать в ответе, однако следует помнить про: оцепенение у насекомых, зимний сон у растений)
3) Поиск других мест обитания и активное избегание неблагоприятных условий среды: миграция рыб, перелеты птиц
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4633.
Верный ответ: 234
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4700.
4743. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Ланцетник — членистоногое животное. (2)Опорно-двигательную функцию в организме выполняет хорда и мышцы. (3)Газообмен организма с окружающей средой осуществляется жабрами. (4)Незамкнутая кровеносная система представлена сердцем и сосудами. (5)Брюшная нервная цепочка обеспечивает восприятие сигналов из внешней среды. (6)Ланцетники — раздельнополые животные. (7)У них внешнее оплодотворение, личинки развиваются в воде.
Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5:
1) Ланцетник относится к низшим хордовым животным, а не к членистоногим
4) Кровеносная система — замкнутая, представлена сосудами, сердце отсутствует (функцию сердца выполняют пульсирующие сосуды)
5) Нервная система трубчатого типа, представлена нервной трубкой, которая расположена на спинной стороне тела, обеспечивает восприятие сигналов из внешней среды
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4743.
1) органогенез
2) нейрула
3) гаструла
4) зигота
5) бластула
Верный ответ: 45321
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4934.
1) На рисунке изображен процесс дробления — первой стадии развития зародыша
2) Дробление происходит быстро, интерфаза между делением клеток очень короткая — состоит только из S-периода, увеличение размера клеток в результате делений не происходит, общая масса эмбриона при этом не меняется
3) Процесс дробления завершается образованием бластулы — однослойного зародышевого пузырька с полостью внутри размером с зиготу
Источник
Способы переживания живыми организмами неблагоприятных условий (зимовка, спячка, анабиоз, миграции и т. д.).
Читайте также:
|
Рис. 104. Основные варианты размещения колоний больших песчанок (по Е. В. Ротшильду, 1966): |
Основные показатели структуры популяций – численность, распределение организмов в пространстве и соотношение разнокачественных особей. Каждая особь имеет определенные размеры, пол, отличительные черты морфологии, особенности поведения, свои пределы выносливости и приспособляемости к изменениям среды. Распределение этих признаков в популяции также характеризует ее структуру. Структура популяции не стабильна. Рост и развитие организмов, рождение новых, гибель от различных причин, изменение окружающих условий, увеличение или уменьшение численности врагов – все это приводит к изменению различных соотношений внутри популяции.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 172 ; Нарушение авторских прав
Источник
Приспособления млекопитающих к переживанию неблагоприятных условий
К зиме или засушливому лету в организме накапливаются резервные энергетические вещества, помогающие пережить тяжелый сезон, например, гликоген. Животные в той или иной мере жиреют. У некоторых видов жир составляет до 25% от общей массы тела Например, малый суслик весной имеет массу около 100—150 г, а в середине лета — до 400 г..
Приспособления к неблагоприятным условиям среды выражаются и в миграциях. Так, осенью, по мере ухудшения кормовых условий, основная масса песцов и северных оленей откочевывает из тундры на юг, в лесотундру и даже в тайгу, где легче добыть корм из-под снега. Вслед за оленями мигрируют к югу и тундровые волки. В северных районах тундры зайцы-беляки в начале зимы предпринимают массовые кочевки на юг, весной — в обратном направлении. Горные копытные к лету поднимаются в верхние пояса гор с их богатым травостоем, зимой же, по мере увеличения глубины снегового покрова, они спускаются вниз. И в этом случае наблюдаются совмещенные с копытными миграции некоторых хищников, например волков.
В целом, у млекопитающих миграции свойственны относительно меньшему числу видов, чем у птиц и у рыб. В наибольшей мере они развиты у морских зверей, рукокрылых и копытных, в то время как среди видов наиболее многочисленных групп — грызунов, насекомоядных и мелких хищников — их практически нет.
Альтернативой миграциям у этих животных служит спячка. Различают факультативную сезонную и непрерывную сезонную спячку. В первом случае температура тела, число дыхательных движений и общий уровень обменных процессов снижаются мало. При изменении обстановки или при беспокойстве сон легко прерывается (медведи, еноты). Настоящая непрерывная сезонная спячка характеризуется потерей способности к терморегуляции, резким сокращением числа дыхательных движений и сокращений сердечной мышцы, падением общего уровня обмена веществ (сурки, суслики).
Важным приспособлением к переживанию неблагоприятных условий является собирание запасов корма. Из числа других позвоночных только немногие группы птиц (воробьиные, совы, дятлы) собирают на зиму корм, но размеры запасов и приспособительное значение этой деятельности у них сравнительно с млекопитающими ничтожно.
Захоронение излишней добычи распространено у хищных. Так, ласки и горностаи собирают по 20—30 полевок и мышей, черные хори складывают подо льдом по несколько десятков лягушек, норки — по несколько килограммов рыбы. Более крупные хищники (куницы, росомахи, кошки, медведи) прячут остатки добычи в укромных местах, под упавшими деревьями, под камнями. Леопарды нередко укрывают часть добычи в ветвях деревьев. Характерной особенностью запасания корма хищниками служит то, что для его захоронения не сооружается специальных кладовых, запасом пользуется только одна особь, соорудившая его. В целом запасы служат лишь малым подспорьем для переживания малокормного периода, и они не могут предотвратить вдруг наступившую бескормицу. По-иному запасают корм различные грызуны и пищухи, хотя и в этом случае наблюдается разная степень совершенства запасания и его значения. Летяги собирают по несколько десятков граммов концевых веточек и сережек ольхи и березы, которые они складывают в дупла. Белки захоранивают в опавших листьях, в дуплах и в земле желуди и орехи. Они развешивают также грибы на ветках деревьев. Одна белка в темно-хвойной тайге запасает до 150—300 грибов, а в ленточных борах Западной Сибири, где кормовые условия хуже, чем в тайге, до 1500—2000 грибов, преимущественно маслят. Сделанные белкой запасы используются многими особями этого вида.
Источник
Зимовка животных, способы переживания неблагоприятного зимнего периода животными умеренных и холодных поясов pbvjdrf ;bdjnys[ зимовка животных, энциклопедия биология экология животные растения грибы ветеринария. Животные в разное время года
С наступлением холодов жизнь в зимнем лесу замирает. Давайте, посмотрим, кто как зимует.
У многих птиц и зверей к зиме отрастают новые перья и шерсть. Тетерев обзаводится тёплыми перьевыми «штанишками», а у белых куропаток они вырастают даже на лапах. Волки, лисы, еноты, медведи, зайцы обрастают плотным мехом, согревающим в зимнюю стужу.
Кроме того, многие звери меняют цвет шубки. Большинство животных, зимой светлеют, что помогает им маскироваться. Так маскируются под цвет снега горностай и ласка, у горностая кончик хвоста остаётся чёрным, а ласка становится совершенно белой. Белочка меняет шубку – на голубовато-серую, заяц-беляк рыжевато-серую окраску – на белую. Серый волк к зиме становится таким светлым, что в сумерках, когда он начинает свою охоту, его невозможно разглядеть.
Нередко лесные обитатели спасаются от холода… в снегу. Оказывается, в рыхлом снегу, между снежинками, находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Морозный воздух под снег пробраться не может. И к середине зимы уже такое толстое снеговое одеяло накроет землю, что многие животные выкапывают норы, чтоб пережить в них морозы и метели. Тёплая лёжка в снегу в дополнении к тёплой шубе вполне защищает от ветра и холода.
Некоторые животные укладываются в спячку, главным образом не потому, что холодно, а потому что голодно. Пищи зимой гораздо меньше, чем летом, вот и остаётся одно – спать. Для этого, правда, требуется сначала нагулять побольше жира. Вот и старается медведь перед спячкой отъедаться вволю.
В спячку впадают также ежи, сурки, летучие мыши, в это время жизнь в организме чуть теплится – температура тела опускается до четырёх градусов.
Но самое большое удивление вызывает птица клёст. Только у него в зимние холода появляются птенцы. Кругом снег, мороз, температура воздуха доходит порой до минус 20-25 градусов, а клесту всё нипочём. Он всё заранее предусмотрел: выбрал ёлочку с самыми густыми ветвями, построил глубокое гнездо, да такое добротное, тепло в нём сохраняется даже в самые трескучие морозы.
Вот так Господь мудро устроил жизнь лесных обитателей зимой. Одни улетают на юг, другие проводят во сне, а третьи продолжают жить и даже обзаводятся потомством.
Зимовка животных , способы переживания неблагоприятного зимнего периода животными умеренных и холодных поясов. У беспозвоночных животных приспособлениями для переживания неблагоприятных зимних условий (понижение температуры, сокращение длины светового дня, исчезновение многих кормов) служат циклы развития; например, насекомые переживают зиму на одной из холодостойких, приспособленных к зимним условиям фаз жизненного цикла: яиц (саранча, многие жуки , бабочки), (некоторые жуки, цикады , стрекозы , комары) или куколок (многие бабочки). Приспособлением к зимовке является спячка, характерная для некоторых пойкилотермных животных (беспозвоночных , рыб , земноводных , пресмыкающихся), а также для ряда гомойотермных животных (млекопитающих — сусликов , сурков, сонь , ежей , и др.); некоторым млекопитающим зимой свойствен зимний сон. Не впадающие в спячку животные — птицы , большинство млекопитающих и рыб, некоторые насекомые — переселяются на зиму в др. биотопы или в районы с более благоприятными климатическими условиями и с достаточным количеством пищи. Эти сезонные переселения наиболее ярко выражены у некоторых млекопитающих (летучих мышей, китов и др.), ряда рыб и особенно у птиц, большинство которых зимует в субтропиках и тропиках. В умеренных и холодных широтах зимуют преимущественно растительноядные и питающиеся смешанной пищей птицы.
У гомойотермных животных, зимующих в пределах умеренных и холодных широт, вследствие осенней появляется густой меховой или перьевой покров, который снижает потерю тепла в зимние холода. В результате линьки появляется также покровительственная окраска (зайцы , горностай , белая куропатка). У многих зверей и птиц осенью отлагается слой подкожного жира, который защищает от охлаждения и облегчает перенесение бескормицы. Существенное значение для переживания зимнего периода имеет способность многих млекопитающих переключаться на доступную в этот период пищу, а с осени — производить запасание кормов.
Ряд наземных видов птиц (рябчик , тетерев , глухарь , белая куропатка) на ночь и в непогоду днём зарывается в снег, обладающий хорошими теплоизолирующими свойствами, и отсиживается в нём значительную часть суток; в малоснежные зимы нередки случаи массовой гибели этих птиц. Снег хорошо защищает от холода мелких млекопитающих, проделывающих в нём ходы и сооружающих гнёзда. Мелкие и средних размеров птицы и звери зимой ночуют группами, что уменьшает потерю тепла.
Зима – непростой период для тех животных, у кого лес – родной дом. Теплая пора – настоящее раздолье для всех зверей, ведь вокруг обилие пищи. А вот к зиме обязательно нужно готовиться, так как низкая температура и засыпание природы в этот период создают не слишком комфортные условия для проживания. Разные животные зимуют по-разному, поэтому в этой статье мы расскажем вам об особенностях зимней жизни жителей леса.
Животные, которые впадают в спячку
Другие способы зимовки
^ 10. Интерактивное задание «Летне-зимнезелённые растения»
Вопрос: «Какие растения можно отнести к летне-зимнезелёным?» или определение. На экране: меню с подсезонами осени и сезонами, два ряда окон по 3 окна в каждом: земляника, черника, майник, брусника, гравилат, кислица. В нижней строчке три варианта выводов для выбора ученика.
Задание можно успешно использовать на уроках ботанической линии, линии связей в живой природе: «Сезонные изменения в жизни растений», «Осенние изменения в жизни растений», «Зимние изменения в жизни растений», «Весенние изменения в жизни растений», «Приспособления растений», «Экологические группы растений».
^ 11. Интерактивное задание «Осенние изменения в жизни зверей». В центре экрана поле для вопроса: «Какие звери осенью линяют?» Справа и слева от двух центральных окон по 3 окна с изображениями: медведь, заяц, волк, белка, полевка, еж. Под каждым окном с изображением окно для комментария. Снизу – поле для вывода (выбор из трех вариантов).
Сезонная линька – явление характерное для всех млекопитающих. Этот процесс перестройки в работе организма позволяет животным подготовится к зиме и пережить ее в наиболее благополучном режиме. Итак, в ходе линьки перестраивается работа всего организма: меняются ритмы, меняются особенности химического состава клеток и тканей, происходит запасание жиров или подготовка к спячке или зимнему сну, меняется и шерсть. Все млекопитающие в ходе осенней линьки меняют шерсть с летней на зимнюю. Весной происходит обратная линька. Линяют все звери, в том числе и те, которые на зиму засыпают (медведь, еж и другие). Летняя шерсть у млекопитающих состоит в основном из остистых, довольно жестких волос. В зимней же шерсти большую долю составляют пуховые волосы – мягкие, короткие и пушистые. Густой подпушек создает воздушную прослойку и не позволяет телу переохлаждаться. Таким образом, животные летом не перегреваются, а зимой не замерзают. Для некоторых животных характерны и изменения окраски шерсти. В первую очередь это приспособление выработалось у животных, нуждающихся в маскировке (для защиты или охоты). Так линька с изменение окраски характерна для зайца, белки (защита) и горностая (охота). Мыши и полевки окраску шерсти не меняют, так как живут в под снегом, и враги их не видят. Не меняет окраски и лось – самое крупное животное северных лесов.
Задание можно использовать на уроках зоологической линии, линии связей в живой природе: «Сезонные изменения в жизни животных», «Приспособления животных».
^ 12. «Как животные готовятся к зиме». Интерактивный объект, позволяющий ученику сопоставить названия действий животных с соответствующими изображениями животных (изображения животных подписаны).
Помимо линьки, все млекопитающие в период подготовки к зиме запасают жиры (жир – это не только запас пищи для зимоспящих зверей), но и хороший теплоизолирующий материал. Звери, зимой засыпающие (медведь, барсук) запасают много жира, так, чтобы его хватило на всю зиму. Известно, что если медведь не накопит осенью достаточно жира – он не сможет заснуть, не ляжет в берлогу и будет всю зиму ходить по лесу. Таких медведей называют шатунами, они очень опасны, и, к сожалению, к концу зимы обычно погибают от голода. Другие звери, проводящие зиму в спячке (еж, летучие мыши, мышовки) запасают немного жира, так как в состоянии спячки (анабиоза) им требуется совсем немного энергии (и значит – пищи). Так же немного жира у зверей, активных зимой – зайцев, волков, лосей и лис. Им жир нужен, как дополнительный теплоизолирующий слой и запас энергии на случай крайнего голода. Некоторые звери, активные зимой, запасают пищу. Так делают белки, мыши и полевки, бобры. Многие звери готовят (строят и утепляют) на зиму убежища – одни, как медведь или барсук, чтобы проспать всю зиму, другие – для ночевок или на лютый мороз как, например, белки.
Ученик должен отметить, как разные животные готовятся к зиме. Можно использовать для закрепления и систематизации знаний по зоологической линии, при изучении сезонных изменений в жизни животных, приспособлений животных. Является междисциплинарным объектом.
^ 13. В каком порядке птицы улетают на юг. Интерактивное исследовательское задание, направленное на развитие у младших школьников умения устанавливать причинно-следственные связи.
Перелетными или мигрирующими называются птицы, для которых характерны сезонные перемещения на достаточно дальние расстояния. Маршруты, направление, и места зимовок (и гнездования) меняются незначительно. Погодные условия и кормовая база обычно оказывают воздействие на сроки начала и окончания миграций, но не могут остановить или отменить миграции. В теплую погоду и при наличии обильной кормовой базы сроки отлета на зимовку наступают позже. Так же, как в запоздалую и холодную весну птицы прилетают позже.
Птиц из Европы, зимующих в центральной и южной Африке, называют дальними мигрантами, а тех, кто перелетает на зимовки на юг Европы или в северную Африку – ближними. Ближние мигранты иногда остаются зимовать в местах гнездовий. Именно поэтому в мягкие зимы даже на Северо-западе России можно встретить зимующих грачей, дроздов, скворцов и других ближних мигрантов. Птицы, которые в течении года перелетают с места на место, и не имеют постоянных маршрутов, мест зимовки и гнездования, называют кочующими. Перемещения этих птиц обычно определяются в первую очередь наличием достаточного количества корма. Поэтому в годы урожая шишек хвойных деревьев появляются стаи клестов (в такие они даже гнездятся во второй половине зимы), при богатом урожае ягод рябины появляются в лесах и городах свиристели, щуры, снегири. И именно поэтому снегирей нельзя однозначно отнести к перелетным птицам. На Северо-западе России часть этих птиц прилетают на зимовки в более южные районы, часть – относится к кочующим, и появляются только в годы с большим урожаем рябины, а часть снегирей проводит в наших лесах весь год – и зимуют и гнездятся. Последних можно отнести к оседлым птицам – они весь год проводят на одной территории. Зимой оседлые птицы часто объединяются в стайки, весной и летом – образуют пары и выводят птенцов. К ним относят дятлов, пищух, королька, сорок, соек и других птиц.
Мигрирующие птицы улетают на зимовки и прилетают к местам гнездований в строго определенном порядке.
Первыми, еще в середине лета улетают дальние мигранты – чечевицы и дубровники. В конце лета, начиная с последней декады августа, и примерно до конца сентября улетают насекомоядные птицы (надо отметить, что в это время корма для них еще достаточно!). К ним можно отнести пеночек, славок, стрижей, кукушек, ласточек и других. Начиная с середины сентября, и до середины ноября улетают растительноядные птицы: зяблики, юрки, овсянки. В конце сентября, в октябре улетают птицы «всеядные», питающиеся и растительной, и животной пищей: дрозды, трясогузки. Птицы болотные и околоводные (гуси, утки, журавли) улетают с первыми заморозками, а вот чайки улетают последними – в конце ноября. Весной птицы возвращаются в обратном порядке. Сроки весеннего пролета приходятся на период с конца марта до конца мая.
На экране даны изображения птиц, под каждым изображением написано название птицы. Ученик должен ответить на вопрос, самостоятельно расставив стрелки. Если ученик пытается поставить стрелку неправильно, то стрелка начинает мигать красным цветом и исчезает, появляется одна из правильных стрелок. Ребенок может изменить параметр одного окна: календарь природы, световой день, температура воздуха. В ответ на изменение параметра, происходит смена всех остальных. Испробовав несколько вариантов, можно перейти к помощи или к выводам. Каждое значение температуры связано с подсезоном в соответствии с таблицей. Ученик может выбрать значения температуры из заданного диапазона и изображения насекомых. Допускается перебирать значения температуры или изображения насекомых в любом порядке. При выборе изображения насекомого, на экране появляется изображение только этого насекомого в соответствии с таблицей и температурой. Изображение термометра сохраняется. Ребенок может перебрать любое количество изображений насекомых, но обязательно – все варианты температур. В противном случае можно напомнить миганием изображения термометра с невыбранной температурой. После выбора всех значений температур становятся доступными выводы в виде тестового задания типа «один из многих».
^ 14. Конструктор таблиц «Цепи питания в лесу» со справочным материалом. Конструктор таблиц представляет собой шаблон с окнами. В верхнем окне выставляется название сезона года (лето, осень, зима, весна). Ниже располагаются четыре окна (по два в каждом ряду) – в них располагаются изображения растений и животных. Левое нижнее окно остается неизменным – это звено редуцентов (бактерии, плесневые грибы и др.). Учащиеся наблюдают изменения, обсуждают их и делают выводы.
Для разработки учебно-методического наполнения ИУМК по предмету окружающий мир выбраны одни из наиболее сложных современных содержательных линий курса, а именно, «Ботаническая линия», «Зоологическая линия» и «Линия изучения связей в живой природе». Сложность раскрытия этих линии заключается в том, что специальной подготовки по общей экологии учитель часто не имеет. При работе он опирается на знания ботаники и зоологии. Для большинства работающих учителей начальной школы экологическое содержание и работа с ним представляется непростым делом. К сожалению, методические рекомендации к этому материалу пока недостаточны и отрывочны.
Конспекты уроков по этим содержательным линиям, подготовленные для методического наполнения ИКС с помощью конструктора уроков, ориентированы на следующие образовательные цели: расширить и систематизировать представления учащихся об основных группах растений и животных, связях между ними, о приспособлениях животных к добыче и поеданию пищи, о приспособлениях растений к пассивной защите от поедания животными, о способах распространения растений и т.д.
Развивающие цели предполагают: развитие умения учащихся находить признаки живого существа у растений и животных; развитие логического мышления детей через отгадывание загадок о растениях и животных; через формирование умения классифицировать растения и животных по заданным признакам; совершенствовать умение классифицировать объекты природы по заданному признаку, давать название группе объектов; совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений объектов природы и их анализе и т.д.
Возможности ИКС позволяют подготовить учителей начальной школы – к достижению указанных целей обучения за счет формирования умения отбирать необходимые объекты для построения видеоряда, конструировать видеоряд, который позволяет выстраивать определенную логику раскрытия темы и создает эмоциональный фон для изучения, что важно для возраста обучаемых.
^ Примеры тестовых заданий, которые могут быть созданы в «Конструкторе тестов»
- Задание типа: «Один из многих»
Задание 1. Почему лягушки, змеи, ящерицы зиму проводят в спячке? Отметь правильный ответ.
- Они все лето не спали, поэтому зимой спят.
- Они активны только, когда тепло.
- Некому на них охотиться.
Задание 2. Каких животных называют хищниками? Выбери верный ответ.
- Тех, которые питаются падалью;
- тех, которые питаются растениями;
- тех, которые питаются другими животными.
Задание 3. Каких животных называют растительноядными? Отметь правильный ответ.
- Тех, которые питаются насекомыми;
- тех, которые питаются плодами, листьями и другими частями растений;
- тех, которые питаются умершими организмами.
2. Задание типа: «Несколько из многих»
Задание 1. Что помогает лисице ловить добычу? Отметь верные ответы.
- острый слух;
- острый нюх,
- острые зубы;
- тихие шаги;
- быстрые лапы.
Задание 2. Что помогает сове ловить и удерживать добычу? Отметь верные ответы.
- маленькие глаза;
- большие глаза;
- мягкое оперение;
- слабые когти;
- острые когти;
- сильный изогнутый клюв.
3. Задание типа: «Ввод слова»
Задание 1: Отгадай загадки
1. Лишь она из всех пернатых
Ловит гусениц мохнатых –
Тем и пользу принесет,
Лес от гибели спасет! (Кукушка)
2. Каждый шорох она слышит
И охотится на мышек.
Нет какой-нибудь полевки –
Так зайчишку схватит ловко. (Сова)
3. В стужу долбит до весны
Шишки ели и сосны.
Проверяет и кору.
Клюв надежный, прочный, острый, –
Всех козявок под корой
Сыщет летнею порой. (Дятел)
4. Хатка из веток,
Спасают его зимой. (Бобр)
5. Словно яркие цветы
На лугу они порхают
И цветочки опыляют. (Бабочки)
6. Для защиты – жало
С тонкой талией. (Оса)
7. Кто зимой птенцов выводит,
В шишках семена находит?
Клюв ее совсем не прост,
А названье птицы. (Клест)
8. Что за птица? Клюв крючком,
Видит ночью, словно днем.
Каждый шорох ночью слышит
И охотится на мышек. (Сова)
9. Семена сосны и ели
Птицы дружной стайкой ели,
И чешуйки в снег летели.
Что за птицы прилетели? (Клесты)
10. Продолбил себе дупло,
В нем просторно и тепло.
Для семьи построил дом.
Кто хозяин в доме том? (Дятел)
Задание 2. Узнай по птицу описанию. Введи ответ.
- Головка у этой птички в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко — желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками и червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлебные, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.
Ответ: синица
- Эти черные с красной грудкой птицы появляются у нас с первым снегом. Питаются семенами рябины, клена, трав. С наступлением весны они улетают от нас в более северные места.
Ответ: снегирь
- На замершем дереве пристроилась птица. Какая она нарядная зимой! Головка и спинка черные, а на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки и полоски.
Ответ: дятел .
4. Задание типа: «Сопоставление»
Задание 1. Рассмотри изображения птиц. Установи соответствие между особенностями внешнего вида птицы и ее питанием.
Задание 2. У живых организмов есть три основные «профессии». Постарайся определить, кто какую «профессию» выполняет в природе.
5. Задание типа: «Выделение»
Задание 1. Выдели названия насекомых.
Лось, пчела , щука, бабочка , стрекоза, лягушка, медведь, синица, белка, шмель, кузнечик , сом, жук , ворона.
Задание 2. Выдели названия зверей.
Лось , сова, щука, кабан , медведь , бабочка, белка , гадюка, бобр , жук, окунь, ворона, еж , крот .
Задание 3. Выдели названия птиц.
Сова , пчела, лиса, окунь, синица , дятел , белка, утка , лягушка, чайка , крот, воробей , заяц, карась.
Задание 4. Выдели названия рыб.
Пчела, щука , стрекоза, медведь, окунь , гадюка, лягушка, плотва , сом , бобр, карась .
Задание 5. Для чего зверям хвосты? Прочитай текст и выдели слова, которые объясняют, какую роль выполняет хвост у животного.
Лиса без хвоста пропадет. Погонятся за ней собаки – быстро ее бесхвостую поймают. А с хвостом лиса их обманет . Поведет хвостом вправо, а сама влево метнется. Так и уйдет рыжая плутовка от погони. А еще лисице хвост помогает резко поворачивать, совсем как руль.
Когда белка прыгает с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост, и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе , помогает белке сохранить равновесие . В зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.
Бобер большую часть жизни проводит в воде. Хвост служит ему как руль и весло и, кроме того, помогает добывать пищу . Когда зверь грызет дерево, он сидит на задних лапах и опирается на свой широкий хвост. Если бобер замечает опасность – волка, большую щуку, – он с силой ударяет хвостом по воде . Этот шлепок – как сигнал тревоги для всех бобров, которые сразу же ныряют под воду и прячутся.
6. Задание типа: «Потерянная буква»
Задание 1. Что помогает зайцу спасаться от хищников? Вставь нужные слова.
Быстрые _______, острый ________, цвет ______.
Слова для справок : слух, шкурки, лапы.
7. Задание типа: «Стрелки»
Задание 1. Определи, чьи это уши. Соедини стрелкой название животного и рисунок его ушей.
Задание 2. Кто как передвигается? Покажи стрелками.
Задание 3. Как перечисленные растения привлекают насекомых-опылителей? Укажи линиями верные ответы.
8. Задание типа: «Перемести в область»
Задание 1. Распредели зверей по группам: растительноядные, насекомоядные, хищные.
Млекопитающие: лось, кабан, заяц, лесная мышь, лисица, волк, еж, медведь, крот.
Времена года играют огромную роль в жизни животных. Для них каждый сезон является периодом определенной деятельности. Если человек может перенести свои планы или изменить образ жизни, то животные на это не способны. Жизнь по правилам природы у них в крови.
Как животные встречают весну
Весна для всех животных является периодом новой жизни. После долгой и спокойной зимы, все представители животного мира начинают активно готовиться к наступлению жаркого лета.
Весенние дни в жизни животных сопровождаются сменой шерстяного покрова — с зимнего на летний. Свою серую шкурку белки меняют на ярко-рыжую. Их все чаще можно встретить в парках. Белочки скачут по деревьям в поисках пищи.
После зимней спячки просыпаются бурундуки. Внешне его можно спутать с белкой, но главным отличием являются пять темных полос на спинке. Бурундуки запасаются пищей еще с зимы, до того, как они впали в спячку. Поэтому эти животные с приходом весны не озадаченны поисками того, чем можно насытиться.
А вот медведи, также впадающие в зимнюю спячку, не заботятся о том, чем будут питаться после долгого сна. Поэтому весной они выходят из своих берлог в поисках еды.
Для волков весна является временем, когда у них выводится потомство. Маленькие волчата находятся в логове родителей до того времени, пока у них не появится зрение, чтобы хорошо ориентироваться в пространстве. Будучи маленькими, они очень похожи на лисят, только кончики хвостов у них не белые, а серые.
Зайцы начинают линять, меняя свою зимнюю белую шкурку, на серую и менее теплую. Также и енотовидные собаки, просыпаясь после зимней спячки, меняют свой окрас на менее примечательный. Цвет шерсти имеет большое значение. Зимой шкурки белые, это дает возможность слиться с белоснежным покровом земли, если рядом охотится хищник. Серая шерсть летом также служит неким камуфляжем.
Ранней весной просыпаются ежи, ведь в апреле им предстоит выводить потомство.
Жизнь животных летом
Лето является самым благоприятным периодом в жизни животных. Долгие солнечные дни, тепло и достаток пищи, несомненно, радуют зверей. В это время года они особенно активны. Они еще не готовятся к зиме, но подготавливают к суровому периоду свое потомство. Поэтому звери находятся в постоянном поиске пищи для своих детенышей, чтобы насытить их полезными веществами и витаминами.
Травоядные млекопитающие временами выходят из ареалов своего обитания, потому что повсюду растет то, чем они питаются. Свежие сочные листья позволяют им запастись полезными веществами впрок.
Для птиц лето является пиром, ведь они могут найти лакомство абсолютно везде. Мошки, черви, гусеницы, рыбки — все это является их пищей в летнее время. Также пернатые являются помощниками огородников. Они съедают всех вредителей, способных уничтожить урожай.
Несмотря на то, что лето является самым активным периодом в жизни животных, есть одно исключение. Суслики предпочитают отдыхать в эти теплые дни. А для насыщения жизненной энергией, они ночью выходят на охоту.
Самыми активными животными в летний период являются белки, волки, медведи, различные грызуны. Также эту пору любят: жирафы, верблюды, гиены, гепарды, обезьяны и многие другие.
Изменение в жизни животных осенью
Осень является периодом подготовки к зимним холодам. От того, как они проживут осень, что успеют сделать за это время, зависит их жизнь зимой. Мохнатые, пернатые, хищники — все должны с ответственно отнестись к этой подготовке, ведь на кону стоит их собственная жизнь и жизнь потомства.
Самыми первыми приход холодов чувствуют насекомые. Они начинают строить себе норки, искать убежища, которыми чаще всего приходятся опавшая листва или древесная кора. Здесь они и проведут всю зиму.
У бабочек есть свой способ пережить холодный период — они превращаются в куколок.
Также одними из первых прячутся жабы, лягушки, змеи и ящерицы. Некоторые лягушки живут поближе к водоемам, чтобы с наступлением холодов, нырнуть в них и проспать на дне, пока не вернутся теплые дни. А вот жабы наоборот, прячутся на суше. Их зимним пристанищем являются корни деревьев или норки грызунов.
Лесные звери в осенний период начинают часто и сытно питаться, ведь им необходимо накопить запас веществ и жира, который поможет им выжить в суровые морозы.
А белки, мыши и кроты начинают запасаться пищей впрок. Они несут в дом как можно больше орехов, ягод и шишек.
Большинство животных проживают естественный процесс предзимней линьки. Они вновь меняют свои шкурки на более теплые и менее приглядные.
Как зимуют животные
Как правило, зимуют только те животные, которые на это способны. А те, кто категорически боится холодов, сбегают в южные края.
Жизнь животных в зимнее время замирает. Осенью все подготовили для себя убежища, в которых теперь они живут. Холода не страшны для тепло одетых в свои шкурки: зайцев, белок, песцов, лисиц, волков, лосей и многих других.
А некоторые просто засыпают: еноты, сурки, бурундуки, барсуки, медведи и другие животные.
Моллюски зарываются на зимовку в ил. Также норки для себя приготовили осы, шмели, тарантулы.
Тритоны прячутся на берегу, в толстом слое опавших листьев или ветвистых корнях деревьев.
Сон в зимнее время предпочитают суслики, хомяки и тушканчики.
В конце августа — начале сентября суслики, хомяки, тушканчики забираются в свои глубокие норы и засыпают.
Источник