Способы перевоплощения для актера

Презентация по ИЗО 8 класс на тему «Тайны актерского перевоплощения»

Выбранный для просмотра документ Тайны актерского перевоплощения урок ИЗО 8 класс.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно, Всегда готовы утверждать Все, что на свете человечно. Здесь все прекрасно – жесты, маски, Костюмы, музыка, игра. Здесь оживают наши сказки И с ними светлый мир добра

ТАЙНЫ АКТЕРСКОГО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Костюм, маска и грим, или Магическое «если бы» Урок изобразительного искусства, 8 класс Автор: Канищева Оксана Анатольевна учитель ИЗО, МХК МБОУ «Вересаевская средняя школа», Сакский район, Республика Крым 2016

Внешний облик героя – отражение его внутреннего мира и характера

Цель актерского искусства – лицедейство, игра, в которой ты превращаешься в кого-то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Ты не становишься Ромео и Джульеттой, но живешь на сцене их жизнью, их чувствами.

Существуют два способа актерского перевоплощения: внешнее (коренится в традициях театра представления) и внутреннее (коренится в традициях театра переживания)

В театре представления актер скрывается за личиной своего героя – маской – в прямом и переносном смысле. Он скорее представляет персонаж, изображает его характер и поведение, нежели живет его жизнью. Средства внешней выразительности: грим и пластика, особенности дикции и костюма.

В театре переживания смыслом творчества актера становится рождение на сцене полнокровного образа, когда зритель следит за развитием судьбы героя, изменениями его характера и происходит «воплощение на сцене жизни человеческого духа» (К.С.Станиславский) Конечно, это остается театральной игрой, но использование средств внешней выразительности (костюм, парик и грим) в этом случае служит для воплощения динамично живущего образа, его жизненной и сценической характеристики

Театральный костюм — это средство преображения актера и один из элементов игры. Прежде чем костюм «заиграет», он должен пройти множество этапов: от идеи до материального ее выражения.

Первая стадия создания костюма — переговорная. Режиссер доносит до художника свое видение будущего спектакля, делает словесные наброски образов, озвучивает концепцию и идею произведения. Художник на основе полученной, зачастую размытой информации создает наброски и эскизы. В этот момент придумывается целый мир, который потом воплотится на сцене.

Образ, найденный художником, должен понравиться не только ему, но и актеру, для которого предназначен этот костюм. И здесь могут проявиться несовпадения во взглядах и концепциях. Следующий этап — показ эскизов режиссеру

Далее следует выбор материала для костюма. Все ткани художник ищет сам, или поручает это своим помощникам — конфекционерам или художникам-технологам. У каждого театрального художника по костюмам есть своя палитра тканей, которая копится всю жизнь. Затем, исходя из эскизов и подобранных материалов, составляется смета на данный костюм.

После этого заказ идет в мастерские Художник должен довести до своих коллег-технологов и конструкторов свое видение будущих костюмов и свои пожелания. Эти специалисты могут сконструировать костюм с учетом пластики и индивидуальных особенностей актера, избавить костюм от лишних деталей, если смета «поджимает», и знают столько хитростей, что порой из лоскутков и подручных материалов могут сотворить настоящие чудеса.

Обычно костюм сначала шьется, потом расписывается. Вместо объемной или расшитой камнями вышивки часто используют рисунок специальной разведенной пастой – фунтиком. Часто вместе с конструктором, художник придумывает маленькие хитрости, чтобы костюм выглядел эффектнее. В мастерских костюм раскраивается и шьется

Первая примерка Когда костюм-черновик готов, наступает пора первых примерок, обсуждений, корректировок. Костюм должен «обжиться» на актере и не причинять ему дискомфорт во время игры. Также важно, чтобы костюм не просто был хорош сам по себе, но и вписывался в общую визуальную концепцию спектакля.

Ну, вот и готов костюм. Простенький или шикарный, современный или исторический. В него вложили столько труда и души режиссер, художник по костюмам, конструктор, технолог, закройщик, швея. И все для того, чтобы этот костюм заиграл на сцене. Чтобы зритель оценил и его, и все создатели этого костюма заслуженно получили свою долю аплодисментов. Каждый костюм, как человек, проживает свою жизнь. От эскиза и отреза ткани до (если повезет) элемента музейной экспозиции.

Классификация костюма Карнавальный костюм Национальный костюм Праздничный костюм Игровой костюм Сценический костюм

МАСКА (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз, рта и носа

КАРНАВАЛЬНЫЕ Условный язык масок почти забыт, как и их история. До наших дней дошли лишь ритуальные маски разных племен, маски танца и маски карнавалов. Карнавальные маски за свою тысячелетнюю историю не раз меняли форму и размеры.

РИТУАЛЬНЫЕ На ритуальных празднествах перед зрителями в масках и костюмах изображались самые разнообразные благожелательные и вредоносные духи. Плясать в облике духа — лучший способ подчинить духа своему влиянию.

КОМИЧЕСКИЕ И ТРАГИЧЕСКИЕ Изначально маска служила элементом костюма участников праздников. В эпоху античности она олицетворяла трагические и комические типы персонажей. По сути своей маска выражает только одну эмоцию — это либо ужас перед лицом судьбы, либо открытая веселость духа, который высмеивает эту судьбу.

Читайте также:  Линкомицин акос мазь способ применения

Маски придают таинственность

ГРИМ Грим — от французского grime, буквально — забавный старикан, от староитальянского grimo — морщинистый — искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др

История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный грим связан с древнейшими военными ритуальными обрядами Народные актёры средневековья (скоморохи, жонглёры) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений.

Начнем с ТЕАТРАЛЬНОГО грима. Существуют следующие разновидности театрального грима: РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ (возрастной, национальный, исторический, портретный, характерный). Целью наложить театральный грим реалистического типа является создание жизнеподобного образа персонажа. УСЛОВНЫЙ (жанровый, гротескный, сказочный). Условный грим основан на отказе от традиций реализма – преувеличении определенных особенностей, черт.

Лёгкий театральный грим живописными методами для работы на близкой сцене. На лбу, висках и подбородке приклеены искусственные волосы. Рога из латекса на проволочном ободке. Легкий театральный грим

Живописный грим это использование только красок для создания объёма.

Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также накладных усов и бороды.

Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из латекса или силикона.

Условный грим: Жанровый Гротескный Сказочный (фантастический)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Дома выполнить грим условный или реалистический, используя живописную технику. Сделать фото-отчет своей работы.

РАБОТЫ ВЫПОЛНЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ

Величко Тимофей 8-а Реалистический грим

Работа Волковой Веры 8-б Условный грим

Работа Рамазановой Диляры и Календаровой Алиме 8-а, условный грим

Работа Егоровой Татьяны и Пижук Карины 8-а, условный грим

Норкин Александр 8-б Реалистический грим

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Сейчас обучается 152 человека из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 216 человек из 52 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-003039

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Тайны актерского перевоплощения.Костюм, грим и маска, или магическое «если бы».

Содержимое разработки

Муниципальное казённое учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

имени Героя России Шерстяннникова А. Н. УКМО

«Тайны актерского перевоплощения.

Костюм, грим и маска, или магическое «если бы».

(методическая разработка урока изо для 8 класс)

Марисова Марина Петровна

Цель урока: Познакомить учащихся с историей грима и маски особенностями их выполнения

Задачи: Обучающие: формирование навыков нанесения грима и маски, применения их на практике.

Развивающие: совершенствовать способности образного мышления и представления, выделять общее и различное. Развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Воспитательные: воспитывать уважение к театральному искусству ,искусству перевоплощения через знакомство с афишей, декорацией, костюмом и знакомство с профессиями так как класс предпрофильный и стремится познать себя, выбору своих интересов и способностей.
Тип урока — урок применения навыков и умений

Универсальные учебные действия

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом (мотив — освоить выразительные возможности грима и умение ими пользоваться; цель — изучение различных видов искусств (театр, пение, хореография).

Регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня его усвоения, его временных характеристик; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений изменений в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; воспитание волевой саморегуляции.

Преобразование объекта из чувственной формы в модель (загримировать себя или товарища по заданному образцу, использовать различные техники наложения грима для достижения дополнительных эффектов и большей выразительности).Выбор эффективных способов решения поставленных задач;

Контроль и оценка процессов и результатов деятельности; Извлечение необходимой информации, умение структурировать знания;

Читайте также:  Способы получения стали электропечи

Самостоятельное создание способов решения задач творческого характера.

Коммуникативные: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: иллюстрации грима, фото видов грима, проектор + экран, презентация «Искусство перевоплощения», таблица «Аквагрим пошагово»

Чтобы делать рисунки на лице, понадобится следующее:

краски разных цветов;

кисточки из натурального материала;

карандаши или мелки

Приветствие, настрой на работу, проверка готовности к уроку.

II. Постановка цели и задач урока

Сегодняшний урок посвящен «Искусству перевоплощения». Мы продолжаем работать над проектом«Магия театра».

«Весь мир – театр, а люди в нём – актёры» (Шекспир)

– Как вы понимаете это высказывание?

– Кто такой Шекспир?(английский поэт, актёр, оказавший огромное влияние на развитие творческого искусства

О чём мы говорили в первой четверти?

Мы окунулись в удивительный мир театра. Что узнали? (ответы учащихся). Чем и как живет театр и что работают там люди, которые создают этот удивительный мир театра.

Театр –коллективное творчество и в нем работают люди которые создают- этот праздник. Какие профессии есть в театре? Давайте вспомним, какими качествами должен обладать и какую работу выполняют режиссер, звукооператор, декоратор, сценарист, костюмер.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Определите тему сегодняшнего урока (Грим и маска).

Сегодня на уроке вы узнаете о роле грима и маске в быту, и театре.

Поставим задачи урока.

Попробуете изобразительные средства перевоплощения: грима и маски, а так же способами нанесения грима и создания художественного образа сказочного героя.

III. Актуализация знаний.

-Для чего нужен грим? ( Грим нужен для изменения лица.)

Чаще всего грим применяют в театре, кино и цирке.

Цель актерского искусства — лицедейство, игра, в которой актер перевоплощается в кого — то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Каким должен быть грим — решает режиссер с театральным художником. Грим не может быть найден в готовом виде, оторвано от образа, вне его. Правильно подобранный грим — большое и тонкое искусство.

Существует два способа актерского перевоплощения: внешнее и внутреннее.

Это традиции народного театра «представления» и театра «переживания». Драматургия «театра переживания» требовала от актера рождения на сцене полнокровного образа, когда зритель следит за развитием судьбы героя, изменениями его характера и происходит «воплощение на сцене жизни человеческого духа». Правда, актерского существования основана на тончайшей внутренней технике.

Использование средств внешней выразительности (костюм, парик — наклеенные на ткань волосы, грим) в этом случае служит для воплощения динамично живущего образа.

IV. Первичное усвоение новых знаний. (Презентация «Искусство перевоплощения»)

ГРИМ (франц. grime, от итальянского grimo – морщинистый), искусство изменять внешность актера (в первую очередь лицо) в соответствии с требованиями исполняемой роли.

Грим – древнее искусство, берет свое начало от первобытных обрядов, связанных с «оживлением» тотема – животного, являющегося гербом и покровителем племени. Некоторые формы театра, основанные на древней классической традиции (Япония –«но» и «кабуки»; Индонезия – «топенг», традиционные китайские и индийские театры) и сегодня сохраняют крайне условный тип грима, когда раскраска лица актера максимально приближена к маске.

Существует три вида грима.

Объемный грим, живописный грим, пластический грим. Ребята приготовили небольшие сообщения про данные виды грима.(Марк.Т, Кирилл.Т, Света Л.)

Создание сценического образа.

Легкий театральный грим. Возрастной грим- искусство старения и омоложения

В самом общем виде типы грима можно разделить на «реалистический» и «условный». Реалистичный грим. Главная цель реалистического грима – достижение высокой степени жизнеподобие изображаемого персонажа. Здесь можно выделить целый ряд направлений грима:

При разработке реалистического грима невозможно ограничиваться изменением лица; гримируются все открытые участки тела, в первую очередь – руки и область декольте. Скажем, когда молодая актриса играет возрастную роль, то гладкая, без морщин шея может разрушить правдоподобие образа.

Принципы условного грима основаны на отказе от реалистических традиций, на преувеличении отдельных черт, особенностей, качеств персонажа, или на использовании стилистики конкретного эстетического течения. Основные направления условного грима:

Жанровый (выбеленное лицо Пьеро в комедии дель арте; «масочные» гримы классических театров Востока; использование традиций античных трагедий; клоунские нарисованные улыбки во все лицо; и т.д.);

Гротескный, или эксцентрический (доведенный до максимума принцип характерного грима);

Сказочный грим (используют при воплощении вымышленных персонажей, либо «очеловеченных» образов: Баба-Яга или Кащей Бессмертный в русских сказках; Хлеб, , Кот и Огонь др.

Возрастной грим — искусство старения и омоложения

Посмотрите как поэтапно наносят возрастной грим

Гримировальные краски меняют лицо актера живописными приемами: общий тон, штрихи, образующие складки, меняющие форму губ, бровей, овал лица, – в сочетании с разработанной световой партитурой спектакля, – позволяют достичь нужного эффекта.

Для сильного изменения формы лица, которого невозможно добиться только с помощью гримировальных красок, используются разнообразные наклейки, как плоские, так и объемные. Например, сделать курносый нос или азиатский разрез глаз можно с помощью специального пластыря.

Важнейшим средством грима, позволяющим значительно изменять лицо и общий облик персонажа, являются различные постижерные изделия (парики, усы, бороды, шиньоны и другие волосяные накладки и наклейки). Они изготавливаются как из настоящих, так и искусственных волос и широко применяются во всех видах грима. Художник, разрабатывающий грим и помогающий актеру изменить свою внешность, называется гримером-постижером.

ТЕАТРАЛЬ НЫЕ МАСКИ – специальные накладки с вырезом для глаз (как правило, форма маски повторяет человеческое лицо) используются с давних времён с целью передачи характера ролей и душевного настроения

Читайте также:  Клиник id активный концентрат способ применения

Маски бывают: Карнавальные, Ритуальные, Комические и трагические.

Изготавливаются их из бумаги, папье-маше, гипса, дерева, металла и других материалов.

Многие театры используют театральные маски, изготовленные профессионалами из Венеции, где уже несколько веком проходят театральные карнавалы и фестивали. Только соблюдая полную гармонию между всеми вышеперечисленными средствами актёрского перевоплощения, можно рассчитывать на признание зрителей.

V. Первичная проверка понимания

В штате театра гример так же необходим, как режиссер или актеры. Гример колдует над лицами актеров перед спектаклем, помогая создать нужный образ. Если в образе присутствуют глубокие шрамы, бородавки пользуются таким материалом, как гуммоз. При помощи наложенного грима, можно изменить овал лица, состарить актера или сделать моложе, а так же подчеркнуть черты характера героя пьесы. Некоторые актеры гримируются самостоятельно. Для того чтобы хорошо загримироваться, актер должен не только хорошо знать свое лицо, и учитывать характер персонажа.

Профессия Художник–гример придумывает грим для создания определенного образа или сходства с историческим персонажем, подбирает парики, бороды, накладки, прически и другие детали, подчеркивающие образ героя. Это перевоплощение, создаваемое актером вместе с художником, иногда составляет даже суть всего представления. Художник –гример должен владеть чувством тона, линии, цвета, парикмахерским искусством, знанием истории прически, умением создавать их.(запись в тетрадях)

Сегодня на уроке у нас макияжный грим и акварель.

Как накладывается грим, я вам покажу на маске. Главное создать художественный образ героя

VI. Первичное закрепление Как накладывают грим? Работа гримера с актером

Начинают со смазывания кожи актера вазелином или кремом. Это нужно для создания эффекта «эластичности» кожи для последующего легкого наложения грима. Затем приступают к подбору и нанесению общего тона (основы). Если основой пренебречь, лицо актера в театральном свете будет выглядеть серо, в какой-то мере болезненно, зрительно «потеряется». От выбранного цвета основы зависит внешний облик персонажа. По нему можно судить о возрасте, расе, даже характере действующего лица. Важно не забыть нанести основу на мочки ушей и шею актера, чтобы сам лицевой грим не выглядел маской.

Следующий этап гримирования — нанесение румян. Не только гримеры могут это делать виртуозно, это по силам даже обычной женщине. Но техника нанесения грима в театре несколько другая: начинают от выступающей части скул плавно, небольшими мазками, переходя к глазной впадине и к уху; затем от внутреннего уголка глаз «ведем» к крыльям носа; и наконец, уделяем внимание вискам, надбровным дугам, затем подбородку и мочкам ушей. Основные приемы корректировки лица (сужение или расширение) делаются при необходимости.

Затем гример прорисовывает детали лица: лоб, глаза, брови, нос, щеки, губы персонажа в зависимости от его образа и замысла спектакля в целом. Это наиболее трудоемкая и важная часть работы гримера. Здесь нужно понимать и учитывать индивидуальные особенности черт лица актера. Затем припудривают лицо для гармоничности созданного образа

VI. Первичное закрепление Практическая работа.

Техника аквагримирования является простой даже для начинающих. Однако прежде чем разрисовать лицо любимого малыша, стоит учитывать следующие противопоказания:

царапины, повреждения на лице;

Как рисовать на лице детям красками? Основные этапы и правила для начинающих:

Основу нужно наносить от линии роста волос с помощью губки или спонжа.

Особое внимание уделяют носогубным складкам, области вокруг глаз, бровям.

С помощью широкой кисточки обрабатывают веки.

Брови рисуют специальным карандашом.

Наносят рисунок поэтапно: на щечки, губы, подбородок ребенка.

Прорабатывают контуры и мелкие детали.

Сейчас мы с вами будем настоящими гримёрами.Для того чтобы грим получился точным, гримёр берёт фотографию нужного персонажа и уже глядя на неё накладывает грим актёр. Работаем кисточкой аккуратно, нельзя краской попадать в глаза. Актера надо посадить так, чтобы на него падал свет. Практическая работа. Учащиеся делятся на гримеров и артистов.

VII. Театрализованный показ проделанной работы. Инсценирование фрагментов из спектакля «Летучий корабль». Первое публичное выступление. (Дебют) Итак, сядьте поудобнее, актёры наши готовы к выступлению.

IX. Рефлексия: Участники проекта делятся мнениями. Группы оценивают работу каждого участника. Актеры дают свою оценку гриму, гримеры дают оценку актерам, отмечают положительные и отрицательные стороны грима, маски. костюма атрибутов. Как грим помог перевоплотиться в героя (как художественный образ). Учащиеся оценивает работу групп в целом. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

X. Итог: Искусство театра носит коллективный характер Не одно представление не обходится без талантливых рук гримёров, которые мастерски умеют при помощи различной бутафории, париков, грима, специальных накладок превратить обычного актёра в загадочное существо, монстра, сказочное существо или же литературного героя, исторического жанра.

Дома: В сети интернете найти картинки загримированных актёров. Приготовить небольшой рассказ про грим.

1.Анджан А., Волчанецкий Ю. Грим в кино. — М.: Искусство, 2010

2.Бейган Ли. Грим для театра, кино и телевидения. — М.: Искусство, 1997.

3. Пави Патрис. Словарь театра. — М.: ПРОГРЕСС, 1991.

4.Сикорская С., Сикорская А. Имиджмейкерство в салоне красоты. – М.: Изд. дом «РИПО Лклассик», 2005.

5.Сыромятникова Ирина. Искусство грима и макияжа. — М.: Изд. дом «РИПОЛ классик», 2006. Сыромятникова Ирина. История прически. — М.: Издательский дом «РИПОЛ классик», 2008.

Источник

Оцените статью
Разные способы