Способы переработки педагогической информации

Презентация на Тему «Основные методы средств обработки информации»

Выбранный для просмотра документ Основные методы средств обработки информации.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сбор данных, информации, знаний — представляет собой процесс регистрации, фиксации, записи детальной информации (данных, знаний) о событиях, объектах (реальных и абстрактных), связях, признаках и соответствующих действиях. При этом, иногда выделяют в отдельные операции «сбор данных и информации» и «сбор знаний». Сбор данных и информации — процесс идентификации и получения данных от различных источников, группирование полученных данных и представление их в форме, необходимой для ввода в ЭВМ. Сбор знаний — получение информации о предметной области от специалистов — экспертов и представление в форме, необходимой для записи в базу знаний.

Графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира.

Звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г. ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации

Текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания.

Числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными.

Видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Обработка информации Обработка информации — это упорядоченный процесс ее преобразования в соответствии с алгоритмом решения задачи.

Методы обработки информации Существует множество методов обработки информации, но в большинстве случаев они сводятся к обработке текстовых, числовых и графических данных.

Обработки текстовой информации Чаще всего в качестве инструментального средства обработки текстовой электронной информации применяют текстовые редакторы или процессоры. Они представляют программный продукт, обеспечивающий пользователя специальными средствами, предназначенными для создания, обработки и хранения текстовой информации. Текстовые редакторы и процессоры используются для составления, редактирования и обработки различных видов информации. Отличие текстовых редакторов от процессоров заключается в том, что редакторы, как правило, предназначены для работы только с определенным видом информации (тексты, формулы и др.), а процессоры позволяют использовать и другие виды информации.

Редакторы, предназначенные для подготовки текстов условно можно разделить на обычные (подготовка писем и других простых документов) и сложные (оформление документов с разными шрифтами, включающие графики, рисунки и др.). Редакторы, используемые для автоматизированной работы с текстом, можно разделить на несколько типов: простейшие, интегрированные, гипертекстовые редакторы, распознаватели текстов, редакторы научных текстов, издательские системы.

К основным операциям редактирования относят: добавление; удаление; перемещение; копирование фрагмента текста; поиск; контекстная замена. Если создаваемый текст представляет многостраничный документ, то можно применять форматирование страниц или разделов. При этом в тексте появятся такие структурные элементы, как: закладки, сноски, перекрестные ссылки и колонтитулы.

Обработка табличных данных Пользователям в процессе работы часто приходится иметь дело с табличными данными в процессе создании и ведении бухгалтерских книг, банковских счетов, смет, ведомостей, при составлении планов и распределении ресурсов организации, при выполнении научных исследований. Стремление к автоматизации данного вида работ привело к появлению специализированных программных средств обработки информации, представляемой в табличной форме. Такие программные средства называют табличными процессорами или электронными таблицами. Подобные программы позволяют не только создавать таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных.

Важным свойством таблиц является возможность использования в них формул и функций. Формула может содержать ссылки на ячейки таблицы, расположенные, в том числе, на другом рабочем листе или в таблице, размещённой в другом файле. Excel предлагает более 200 запрограммированных формул, называемых функциями. Для удобства ориентирования в них, функции разделены по категориям. С помощью «Мастера функций» можно формировать их на любом этапе работы.

Обработка графической информации В графическом режиме экран монитора представляет совокупность светящихся точек — пикселей («pixel», от англ. «picture element»). Суммарное количество точек на экране называют разрешающей способностью монитора, которая зависит также от его типа и режима работы. Единицей измерения в этом случае является количество точек на дюйм (dpi). Разрешающая способность современных дисплеев обычно равна 1280 точкам по горизонтали и 1024 точкам по вертикали, т.е. 1310720 точек.

Количество отражаемых цветов зависит от возможностей видеоадаптера и дисплея. Оно может меняться программно. Каждый цвет представляет одно из состояний точки на экране. Цветные изображения имеют режимы: 16, 256, 65536 (high color) и 16 777 216 цветов (true color). Любое компьютерное изображение состоит из набора графических примитивов, которые отражают некоторый графический элемент. Примитивами могут также быть алфавитно-цифровые и любые другие символы.

Для успешного выполнения обработки информации исполнителю (человеку или устройству) должен быть известен алгоритм обработки, т.е. последовательность действий, которую нужно выполнить, чтобы достичь нужного результата.

Виды обработки информации Различают два типа обработки информации. Первый тип обработки: обработка, связанная с получением новой информации, нового содержания знаний (решение математических задач, анализ ситуации и др.). Второй тип обработки: обработка, связанная с изменением фор мы, но не изменяющая содержания (например, перевод текста с одного языка на другой).

Читайте также:  Самый эффективный способ избавиться от герпеса

Важным видом обработки информации является кодирование — преобразование информации в символьную форму, удобную для ее хранения, передачи, обработки. Кодирование активно используется в технических средствах работы с информацией (телеграф, радио, компьютеры). Другой вид обработки информации — структурирование данных (внесение определенного по рядка в хранилище информации, классификация, каталогизация данных).

Ещё один вид обработки информации — поиск в некотором хранилище информации нужных данных, удовлетворяющих определенным условиям поиска (запросу). Алгоритм поиска зависит от способа организации информации.

Технологический процесс обработки информации Технологический процесс обработки информации зависит от характера решаемых задач, используемых технических средств, систем контроля, числа пользователей и др. факторов.

Технологический процесс обработки информации может включать следующие операции (действия): Сбор данных; Обработка данных; Генерация данных; Хранение данных; Передача данных.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 598 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-294120

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методики сбора педагогической информации

При построении системы мониторинга качества образования необходимо отдельно рассмотреть вопрос о требованиях к используемым в такой системе диагностическим средствам: методикам, материалам, способам обработки и представления результатов. Другими словами, к инструментарию мониторинговых исследований.

Просмотр содержимого документа
«Методики сбора педагогической информации»

Методики сбора педагогической информации

Громак Надежда Ивановна,

заведующий отделом анализа и

среднего общего образования

ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»

Педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений, оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать информационное обеспечение управления.

При построении системы мониторинга качества образования необходимо отдельно рассмотреть вопрос о требованиях к используемым в такой системе диагностическим средствам: методикам, материалам, способам обработки и представления результатов. Другими словами, к инструментарию мониторинговых исследований.

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов, таблицы для фиксации результатов обследования.

К основным принципам разработки и использования инструментария мониторинга возможно отнести следующие принципы:

необходимость учета общеупотребимых сегодня в науке характеристик качества инструментария, основные из которых называются «валидностью» и «надежностью». (Валидность инструментария – это его способность оценивать именно то свойство, для которого он используется. Надежность – это способность инструментария количественно точно оценивать соответствующее свойство);

необходимость учета того, что каждый тест (или другой контрольный измерительный материал) проверяется на определенной группе людей (выборке), следовательно, ориентирован на ее аналоги;

необходимость комплексного подхода к оценке результата измерения, поскольку данный результат – следствие взаимодействия среды (образовательной организации, семьи и других общественных институтов) с характером, знаниями, способностями, мотивациями и состоянием обучающегося в данный конкретный момент.

К основным правилам, которые необходимо соблюдать при разработке и использовании инструментария мониторинга следует отнести следующие правила:

— для получения наиболее достоверных выводов по итогам мониторинга необходимо разумное дополнение информации, полученной с помощью объективных методов оценки, информацией, получаемой с помощью научно обоснованных субъективных методов оценки;

– только корректное, уважительное отношение к оцениваемому лицу гарантирует от превышения допустимой погрешности измерения.

В практике уже существуют апробированные средства оценки (методики, программное обеспечение и др.) и алгоритмы их применения, которые обеспечивают достаточно валидную и надежную оценку показателей качества деятельности образовательных организаций, отражающих результативность обеспечения этой деятельностью личностного развития обучающихся.

Диагностический инструментарий мониторинга помимо традиционных форм (экзаменов, опросов, контрольных работ) — включает анкеты для учителя, опросные листы, анкеты для обучающихся, формы отчетности, инструкции по проведению тестов или контрольных работ, схему анализа тестов или контрольных работ, текст теста или контрольной работы. Инструментом мониторинга служит компьютер и программное обеспечение для обработки данных. Одним из условий эффективного проведения мониторинговых исследований является использование качественного инструментария и современного программного обеспечения для обработки и анализа данных мониторинга.

Читайте также:  Способ разрешения юридических коллизий это

К числу требований, предъявленных к инструментарию, относятся:

обеспечение полноты предмета и объектов наблюдения;

эффективное сочетание возможных методов и способов сбора информации;

обеспечение актуальности и оперативности анализа поступающих данных;

соответствие полученных результатов современной методологической и методической базе;

возможность проведения сопоставительных и сравнительных исследований по уровням образовательной системы – общего, дошкольного и дополнительного образования;

практическую применимость полученных результатов.

Сбор, обработка и хранение информации входят в этапы внутреннего мониторинга качества образования. Назовем основные формы сбора информации:

тематический контроль – глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы и изучение системы работы учителя в границах учебной темы;

фронтально-обзорный контроль – пилотажное изучение коллектива учащихся и работы группы учителей, всех педагогов по общим вопросам;

сравнительный контроль – параллельное изучение личности учащихся, классов и работы отдельных учителей;

персональный контроль – всестороннее изучение личности конкретного ребенка и системы профессиональной деятельности отдельного педагога;

классно-обобщающий контроль – изучение качества знаний, умений учащихся и качества преподавания в конкретном классе;

предметно-обобщающий контроль – изучение знаний, умений учащихся и качества преподавания по отдельным учебным предметам и курсам;

комплексно-обобщающий контроль – всестороннее изучение учащихся и работы учителей в конкретном классе, параллели, ступени обучения;

оперативный контроль – изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе.

Для сбора и обработки информации возможно использование метода изучения документации образовательной организации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебного и воспитательного процессов. К учебно-педагогической документации образовательной организации относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета образовательной организации и педагогического совета, книга приказов, книга учета педагогических и технических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков и др.

Даже сам факт изобилия документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.

В практике образовательной организации широко используются социологические методы сбора информации: тестирование; анкетирование, опрос, интервьюирование, наблюдение; беседа; метод педагогического эксперимента, метод хронометрирования. Они позволяют быстро получить интересующую информацию, причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.

Метод тестирования. Тест (анг. — проба, испытание, исследование) представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения. По структурным признакам могут быть: 1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом; 2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выбором ответа; 3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихся заданий; 4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью компьютера и без них.

Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятие изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость обучающихся, зафиксированная в формах оценок, темпов освоения учебной информации, объемов освоенного материала, фактов личной инициативы учащихся в добывании знаний.

Различаются несколько видов наблюдений. Непосредственное и опосредованное, где факты фиксируются по нескольким косвенным показателям. Выделяются, далее, сплошные или дискретные наблюдения. Первыми охватываются процессы в целостном виде. От их начала и до конца, до завершения. Вторые представляют собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока. К разновидностям наблюдений относят и такие, как открытое и конспиративное наблюдения. Конспиративное наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемых. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе педагогических процессов и поведении участников образовательно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и свободы от глаз посторонних.

Хранение материалов наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, видео-кино-регистрации, фонографические записи и др. В заключение подчеркнем, что метод наблюдения при всех его возможностях ограничен. Он позволяет обнаруживать лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными.

Беседа, интервьюирование, анкетирование, – это общеизвестные разновидности опросных методов. Беседа – специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом; вопросы, проверяющие искренность ответов и другие.

Практикуются открытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы. Близок к методу беседы метод интервью.

Интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов; Здесь педагог как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Читайте также:  Способ дистилляция пример смеси

Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий, вызываемых проверяющим у испытуемых. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти того кто вел беседу. Не допускается в педагогической науке оба опросных метода, похожих на допрос.

Анкетирование как письменный опрос белее продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования.

Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет проверяющим при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес проверяющей организации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем так называемого «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. После этого дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбирается тип анкетирования. Техника обработки анкет предопределяется как числом лиц, вовлеченных в опрос, так и степенью сложности и громоздкости содержания анкеты. Обработка «вручную» производится путем подсчетов типов ответов по категориям запоминающего.

Машинная обработка анкет возможна при индексированных и поддающихся формализации, статистической обработке ответов. Поскольку с помощью анкет можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки. Количественная обработка может дать, прежде всего, общие данные о количестве утвердительных и отрицательных ответов, полученных по каждому вопросу анкеты. При проведении экспериментальной проверки в разных местах большую наглядность этим данным придает сведение их в общие таблицы. Таким образом, общая методика обработки анкетных данных сводится к их тщательному подсчету, проведению внимательного анализа всех случаев заметного совпадения, разнобоя в данных, разброса.

На сегодняшний день мониторинг качества образования, являющийся наиболее важным инструментом изучения основных характеристик всей системы образования, позволяет увидеть изменение ситуации по исследуемому вопросу и отследить положительную или отрицательную динамику по возникшим проблемам. Такого рода мониторинговые исследования целесообразнее проводить с использованием интерактивных анкет в онлайн — режиме.

Интерактивная анкета – это инструмент мониторинга, позволяющий проводить онлайн — анкетирование обучающихся, педагогов и родителей. Онлайн -мониторинг позволяет сократить время как респондента при заполнении анкеты, так и исследователя при обработке данных. Интерактивная анкета позволяет перевести в электронный формат любую стандартную анкету с использованием уникального набора инструментов, которые широко распространены в системе онлайн коммуникации.

Такой способ имеет ряд достоинств:

число респондентов не ограничено;

современное удобное оформление (интерфейс);

удобные способы рассылки на участие в анкетировании;

нет зависимости от местонахождения респондента;

современные инструменты (возможности) создания вопросов;

минимальные материальные затраты;

быстрая и точная обработка результатов.

Онлайн-опрос (интернет-опрос, web-опрос) — это метод сбора информации, который осуществляется на основе использования интернет-технологий.

Онлайн-опросы проводятся по интерактивной анкете, размещённой на сайте и заполняемой с компьютера или мобильного устройства в режиме онлайн. Онлайн -исследования предоставляют респондентам возможность выбора удобного времени и места участия и могут быть завершены в любое удобное для респондента время. Онлайн — опросы – эффективный формат контента, а также инструмент, который позволяет установить прочную связь с аудиторией и узнать её мнение по тому или иному вопросу. Кроме того, опросы увеличивают охват аудитории и вовлечённость пользователей посредством включения визуального, звукового и текстового восприятия; с помощью опросов вы показываете опрашиваемым, что интересуетесь их мнением.

Главное достоинство онлайн — опросов — предельная простота, дешевизна и высокая скорость сбора данных. Исследователь, не обладающий специальной компьютерной подготовкой, может разослать подготовленный им вопросник и проанализировать полученные данные.

В целом, можно выделить следующие преимущества онлайн-опроса:

большой объём выборки;

возможность оперативного реагирования (например, изменение инструментария);

нацеленность (возможно построение специфической выборки);

релевантность (самостоятельность) коммуникации, то есть более низкий уровень влияния интервьюера на респондента, возможность давать более развёрнутые ответы;

высокий уровень доверия (обусловленный анонимностью онлайн-среды);

широта охвата предметный полей (возможность изучать деликатные и закрытые для публичного обсуждения темы);

организационная гибкость (респондент сам выбирает время и место участия);

строгая логика проведения опроса (специальное программное обеспечение позволяет исключить традиционных ошибок заполнения анкеты);

оперативный контроль по ходу заполнения анкеты (например, выявление логических противоречий в ответах и их исправление).

К основным недостаткам и ограничениям онлайн-опроса относят следующие:

намеренное искажение данных;

ограниченный контроль по ходу заполнения времени заполнения и количества исправлений в ответах (важно при использовании некоторых методик);

коммуникационные проблемы (неверная интерпретация вопросов анкеты, ошибки в переходах, заполнении таблиц и пр.);

индивидуальные параметры системы (влияние программного обеспечения, установленного на компьютере респондента).

Перед обычным «бумажным» опросом у электронных форм есть главное преимущество: они позволяют сэкономить время на сборе, обработке данных и дают возможность обратиться к результатам опроса, когда вам необходимо. Вместе с тем, так же как и в «бумажном» опросе анкета, создаваемая для онлайн-опроса, должна иметь четкую композицию.

Источник

Оцените статью
Разные способы