- Способы переработки любой информации
- Презентация к уроку родного русского языка 8 класс «Информация: способы и средства её получения и переработки»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Способы получения и переработки информации
Способы переработки любой информации
Обработка (преобразование) информации — это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными.
В результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию.
Во многих задачах бывает заранее известно правило, по которому следует осуществлять преобразование входной информации в выходную. Это правило может быть представлено в виде формулы или подробного плана действий.
Обработка информации — это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату.
Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой. Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.
Обработка информации – это:
· представление и преобразование информации из одного вида в другой в соответствии с формальными правилами;
· процесс интерпретации (осмысления) данных;
· процесс преобразования к виду, удобному для передачи или восприятия (кодирование, декодирование и т.д.);
· процесс преднамеренного искажения или изменения структуры данных, изменение числовых значений данных и т.д.
Обработка информации заключается в различных преобразованиях самой информации или формы ее представления:
— извлечение новой информации из данной путем логических рассуждений, например, раскрытие преступления по собранным уликам
— изменение формы представления информации, например, перевод текста с одного языка на другой или шифровка (кодирование) текста;
— сортировка информации, например, упорядочение списка фамилий по алфавиту;
— поиск информации, например, поиск телефона в телефонной книге или поиск иностранного слова в словаре.
Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам. Примерами таких преобразований могут служить: замена одной буквы на другую в тексте; замена нулей на единицы, а единиц на нули в последовательности битов; сложение двух чисел, когда из информации, представляющей слагаемые, получается результат – сумма.
Слова «Обработка информации», таким образом, вовсе не подразумевают восприятие информации или ее осмысление. Компьютер – всего лишь машина и способна только к технической, машинной обработке информации.
Конечно, технические преобразования информации обычно производятся с целью достижения некоторого осмысленного эффекта. Например, если в тексте восклицательный знак заменить на вопросительный, то это будет соответствовать и некоторому смысловому изменению. Однако сама замена восклицательного знака на вопросительный носит технический характер и может быть произведена в любом тексте:
Это правда! à Это правда?
а+%599-!222 à а+%599-?222
Обработка информации на ЭВМ обычно состоит в выполнении огромного количества такого рода элементарных, технических операций.
Но всегда ли нам известно, как, по каким правилам входная информация преобразовывается в выходную?
Такую систему, в которой наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а её структура и внутренние процессы неизвестны, называют «чёрным ящиком».
Обработка информации по принципу «черного ящика» — процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.
«Черный ящик» — это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.
Источник
Презентация к уроку родного русского языка 8 класс «Информация: способы и средства её получения и переработки»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Владеть родным языком — это значит знать поэзию, прозу, происхождение слов и выражений, владеть смысловыми и стилистическими богатствами слова, синтаксическими конструкциями, понимать эстетику слова и культивировать её как важнейшую часть духовной экологии. Не зря же говорят, что родным языком человек овладевает всю жизнь. Родной язык нельзя «проходить», как проходят другие школьные дисциплины. «Проходя» язык, человек пройдёт мимо сокровищ, не станет подлинным гражданином Отечества. Лев Иванович Скворцов – российский лингвист, автор «Большого толкового словаря правильной русской речи»
Двадцать шестое ноября. Классная работа. Информация: способы и средства её получения и переработки
Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — очень широкое понятие, имеющее множество трактовок. В обыденной, жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди. Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющих его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Источники информации: — телевизор, — радио, — интернет, — газета, — журнал, — книга, — часы, — телефон.
БУМАЖНАЯ КНИГА Бумажная книга – один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая информация, имеющее, как правило, твердый переплет.
ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА Электронная книга – класс мобильных цифровых устройств, предназначенных для чтения книг в электронном (цифровом) формате.
ИНТЕРЬЕРНАЯ КНИГА В русскоязычных контекстах это название встречается преимущественно на английском – coffee table book (букв, «книга для кофейного столика») и обозначает иллюстрированное подарочное, обычно крупноформатное издание в твёрдой обложке, используемое, главным образом, как предмет интерьера, элемент дизайна, статусный атрибут либо выставочный экспонат.
Шебби – бук – это книга сделанная из ткани. Используется для украшения интерьера.
Партворк – это узкоспециализированное периодическое издание познавательного, развлекательного, коллекционного характера, состоящее из выпусков (частей), выходящее еженедельно или один раз в две недели .
Флипбук – книжный формат малого размера с уникальной ориентацией страниц, при которой страницы перелистываются вертикально.
KNIGLI — это одновременно книга и картина. Книгля представляет собой рисунок, созданный из целого текста произведения, для чтения которого кокетливо прилагается лупа трёхкратного увеличения.
Виммельбух – детская развивающая книжка крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями.
Книга – театр (понорамка). Читая такие книги, мы попадаем в мир сказки. При открывании каждой страницы книги, как по волшебству перед нами оживают объемные картинки из тонкого картона.
Книга раскладушка – это когда страницы книги сложены наподобие мехов гармони, поэтому читать и рассматривать ее нужно раскладывая и складывая страницы
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Главная задача буктрейлера — заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения. При создания буктрейлера можно использовать видео, иллюстрации, фотографии, обложки книг.
Каким будет чтение завтрашнего дня?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок родного русского языка к учебнику О.М. Александровой. 8 класс
Номер материала: ДБ-1521579
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Способы получения и переработки информации
Способы получения и переработки информации
Работа с книгой.Это один из основных видов самостоятельного учебного труда студентов. Умение работать с литературными источниками является наиболее важным средством овладения будущей специальностью.
Опыт показывает, что студенты порой; испытывают большие трудности в работе с книгой. Они не всегда знают, как обращаться с каталогом библиотеки, затрудняются в подборе необходимой литературы, не; умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, приступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержатся в оглавлении, аннотации, введении.
Лист самооценки учебных умений
№ п/п | Компоненты учебной деятельности |
На занятиях умею слушать преподавателя и записывать основной махериал | |
Умею читать схемы, графики, таблицы | |
Умею выступать на семинарах и аргументировано защищать свои позиции | |
Умею работать в библиотеке с каталогом и самостоятельно подбирать литературу по определенной теме | |
Умею составлять аннотации | |
Умею составлять назывной план по любому информационному тексту | |
Умею конспектировать статьи, книги | |
Умею составлять тезисы | |
Умею использовать и оформлять цитаты | |
Умею составлять рецензию на прочитанный текст | |
Умею реферировать несколько источников по одной проблеме и оформлять рефераты | |
Умею работать со справочными материалами (словарями, энциклопедиями, справочниками и др.) |
При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т.д.), кому адресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), определиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в книге). Изучение оглавления (содержания) — это уже более детальное ознакомление со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск ответов на вопросы, возникшие у читателя.
Существуют разные виды чтения книг, выбор зависит от целей, которые ставит перед собой читатель.
Беглое, ознакомительное чтение (по диагонали», по абзацам, выборочное). Прочитываются начало глав, параграфов, выделенные курсивом или жирным шрифтом места, формулировки понятий, отдельные абзацы, выводы.
Скоростное чтение, которому обучаются по специальным методикам и которое позволяет читать весь текст очень быстро и осмысленно.
Аналитическое <глубоко осмысленное) чтение имеет несколько подвидов:
фиксирующее, или регистрирующее, — читается весь текст внимательно с учетом всех сносок и ссылок с целью постижения основного содержания книги;
разъяснительное — по ходу чтения выясняются при помощи справочной литературы или при помощи консультантов все непонятные места;
критическое — предполагает анализ, оценку источника, сопоставление авторской позиции с взглядами других авторов и своей собственной;
творческое — на основе прочитанного вырабатывается свой подход, свое видение проблемы [7, с. 183—184].
Задание
Проверьте себя. При подготовке к занятиям используйте разные виды чтения и определите: в какой степени вы владеете этими видами чтения.
При чтении книг следует придерживаться некоторых правил.
1. Читать книгу необходимо с бумагой и карандашом. Желательно иметь под рукой справочники и словари.
2. При чтении необходимо внимательно следить за мыслью автора и вести записи. Запись — лучшая опора для памяти.
3. Чтение должно быть активным, т.е. чтением-размышлением. Именно такое чтение позволит глубоко понять текст и прочно его усвоить.
4. После прочтения книги всегда полезно подумать» о том, чему новому она вас научила.
5. При обдумывании прочитанного в книге важно связывать новое с ранее изученным, чтобы представить его в общей системе
6. Следует по возможности связывать содержание книги с собственным жизненным опытом.
7. Если при чтении книги возникают трудности, нужно попытаться разобраться в них самому и только потом обратиться за помощью к преподавателям [13, с. 112—113].
Для будущего педагога важно также читать периодическую педагогическую литературу. Представление о педагогической периодике могут дать обзоры изданий, самостоятельно подготовленные студентами и проведенные на занятиях. Подготовка обзора проходит в несколько этапов.
Выбрать источник, на основе которого вы будете готовить обзор. Это могут быть газеты («Учительская газета», «Первое сентября», «Школьный психолог», «Педагогический вестник» и др.) и журналы («Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Директор школы», «Классный руководитель» и др.).
Просмотреть два-три последних номера (газеты или журнала) и выписать следующие данные: фамилия главного редактора; с какого времени выходит и какова периодичность издания; постоянные рубрики и их тематика; эпизодические рубрики.
Определить, какую помощь может оказать это издание в процессе профессиональной подготовки и в практической деятельности.
Отметить одну статью в любом номере (газеты или журнала), которая более других привлекла ваше внимание. Подготовить ее краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурсники обязательно обратились к; ней и прочли статью полностью.
Для того чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать. Формы фиксации прочитанного могут быть разными: составление аннотации, простого или сложного плана информационного текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефератов.
Аннотирование.Аннотация — краткая характеристика печатного издания (или его части) с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация включает сведения о содержании произведений печати, его авторе и достоинствах работы, носит пояснительный или рекомендательный характер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати.
Аннотация помещается на обороте титульного листа книги, включает характеристику издания, его основной темы и проблематики, дает представление об объекте, цели работы и ее результате. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению. При переиздании указывают на то, что отличает новое издание от предыдущего. Средний объем аннотации 500 печатных знаков [15, с. 24]. Итак, аннотация представляет собой самое краткое изложение содержания книги, дает общее представление о ее теме.
Виды аннотаций.По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.
Справочные аннотации, которые также называют описательными или информационными, характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.
Рекомендательные аннотации характеризуют книгу и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей.
По полноте охвата содержания аннотируемого про изведения и его назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.
Общие аннотации характеризуют книгу в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Это дает возможность в первом приближении представить себе содержание книги, понять, окажется ли она полезной для расширения представлений об исследуемой области.
Специализированные аннотации представляют лишь, определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.
Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, касающаяся некоторой части содержания книги. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный характер.
Аннотации могут быть обзорными, или групповыми. Обзорная аннотация содержит обобщенную характеристику двух и более документов, близких по тематике.
Справочная обзорная аннотация объединяет сведения о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.
В рекомендательных обзорных аннотациях отвечают различия в трактовке темы, в степени доступности и др. [8., с. 163 —166].
Задание
Прочитайте аннотации. Определите их вид. Аргументируйте свой
Орлов А. А. Введение в профессиональную деятельность.: Практикум по педагогике. — М., 2003. — 240 с.
Содержание и методический аппарат практикума ориентированы на включение студентов в продуктивную самостоятельную работу с целью развития мотивов и умений учения, формирования профессиональной направленности мышления, профессиональных ценностных ориентации и этических позиций, а также стимулирования потребности в профессиональном самообразовании и самовоспитании. Представлена система индивидуализированных заданий, выполнение которых позволит студентам самим выбирать направления, формы и темпы продвижения в изучении дисциплины «Введение в педагогическую деятельность».
Для студентов первого курса высших педагогических учебных заведений и работающих с ними преподавателей.
Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. — М., 2003. — 240 с.
В пособии представлены современные системы общественного воспитания за рубежом (Ф.Фребеля, М.Монтессори, С.Френе, Л.Малагуцци, Р. Штейнера и др.), охарактеризована постановка дошкольного образования в разных странах — США, Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Китае, Японии и др. Материал пособия дан в проблемном изложении — с точки зрения возможного использования зарубежного опыта в отечественной педагогике.
Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Педагогика и методика начального образования».
Задания
1. Прочтите аннотацию следующей книги.
Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие / Под ред. Ю. М. Забродина. — М., 1994. — 344 с.
В пособии приведены история, теория и методика профессионального педагогического самообразования, которое в понимании автора выступает как органическая составляющая педагогической деятельности. Микропрактикумы, содержащие тексты и различные практические задания и рекомендации, помогут изучающим настоящее пособие в самопознании личностных особенностей и профессиональной склонности к работе учителя, в определении уровня сформированности самообразовательной и педагогической деятельности.
Для преподавателей вузов, педколледжей и педучилищ, студентов, слушателей системы повышения квалификации, учителей школ и учащихся педагогических классов.
2. Ответьте на вопросы:
Получили ли вы общее представление о книге?
Содержится ли в аннотации основная идея книги?
Может ли эта книга быть вам полезна? чем?
При написании курсовых и дипломных работ могут быть полезны справочные аннотации, поскольку они предоставляют информацию о новейших достижениях в различных областях науки и помогают экономить время на поиск и сбор научной информации.
Знание же правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.
Чтобы составить устную аннотацию, нужно ответить на следующие вопросы.
Как называется работа (статья, монография)?
Где и когда напечатана?
Какие вопросы рассматриваются в данной работе?
Кому она адресована?
В письменных аннотациях первые два вопроса заменяет библиографическое описание.
Аннотация в силу своей предельной краткости не допускает цитирования, в ней не используются смысловые фрагменты оригинала. Основное содержание первоисточника передается лаконично и емко. Особенностью аннотации является использование в ней стандартизированных оборотов речи (речевых клише).
Задание
Прочтите статью (на ваш выбор) из любого педагогического журнала или педагогической газеты и самостоятельно составьте аннотацию. В случае затруднения можно обратиться к речевым стандартам, приведенным ниже.
Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете).
Монография вышла в свет в издательстве.
Статья посвящена вопросу (теме, проблеме).
Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание — указать чего?).
Авхор ставит (освещает) следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов).
В статье рассматривается (затрагивается, обобщается — что?). ; говорится (о чем?). ; дается оценка (анализ, обобщение — чего?). ; представлена точка зрения (на что?). ; поставлен вопрос (о чем?).
Статья адресована. ; предназначена (кому?). ; может быть использована (кем?). ; представляет интерес (для кого?).
Составление плана информационного текста.План текста — это самая краткая запись его содержания, порой он может состоять из трех-четырех простых предложений. План отражает последовательность изложения текста, помогает сосредоточиться на главном при длительной работе над источником. С помощью плана очень легко восстановить в памяти большой объем печатного материала. Умение составлять план текста способствует развитию логического мышления, формированию навыка четко формулировать и последовательно излагать собственные мысли. Кроме того, план помогает составлять другие виды краткой записи текста, например конспекты и тезисы, а также способствует организации самоконтроля.
Удачно составленный план свидетельствует об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
Типы планов: вопросный, назывной, тезисный, план-опорная схема [8, с. 41]. Каждый из этих планов по-своему фиксирует информативные центры текста.
При составлении вопросного плана использует вопросительные слова (каков? каковы? что такое? и т.д.).
Тезис обычно совпадает с информационным центром абзаца. Выделяют тезисы номинативного строя, состоящие из назывных предложений, и тезисы глагольного строя, состоящие из предложений со сказуемыми. План, в котором действие обозначают существительным (например, «Подготовка материала к реферату»), — назывной, а если действие обозначено глаголом в неопределенной форме (например, «Подготовить материал к реферату») — тезисный.
План-опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста. Например, на основе текста книги С. В. Поповой «Формирование музыкального кругозора подростка на уроке музыки и внеклассных занятиях» (М., 1988) можно составить план-опорную схему (см. схему).
Последовательность действий при составлении плана:
1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.
2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смысловые границы, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая.
3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.
4. Просмотреть текст еще раз, чтобы убедиться в правильности установления границ смены мыслей и точности формулировок.
Формулирование пунктов плана.При составлении заголовков к отдельным частям текста (пунктов плана) нужно помнить, что пункт плана не раскрывает содержание, а только называет какой-либо отрывок текста. Поэтому наиболее приемлемы форму лировки в виде кратких и емких назывных предложений. Однако на практике это нее всегда удается сделать. В случае необходимости можно пользоваться свободной или смешанной формой плана, тогда допускаются назывные, вопросительные, восклицательные предложения и цитаты из текста. Но основное место все же нужно отводить назывным предложениям.
Следует помнить, что работа над составлением плана не самоцель, а средство проникновения в содержание текста.
КОМПОНЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА ПОДРОСТКОВ
|
Задание
Прочитайте текст. Подумайте, на какие смысловые частицы) их можно разделить. Выделите информационные центры в абзацах. Поставьте и запишите вопросы к ним.
Задание
Подобрать статью из периодическом педагогической печати и прочесть ее. Составить назывной план текста прочитанной статьи.
Составление тезисов.Каждая книга, статья, доклад представляют собой цепь логически связанных утверждений, которые в тексте обычно сопровождаются обоснованиями, доказательствами, пояснениями, иллюстрациями. Если вычленить из текста основные утверждения или положения, получим то, что называют тезисами.
В толковом словаре дается такое определение.
Тезис: 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения [15, с. 160].
Иными словами, тезис — это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.
Какую помощь оказывают тезисы читателю.Тезисы, как никакая другая форма записи, позволяют обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках, раскрывающих смысл всего произведения.
Процесс тематического тезирования позволяет глубоко разобраться в том или ином вопросе, всесторонне продумать его, составить ответ, объединив с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей.
Тезисы лучше других видов записи помогают написать доклад, представить основное содержание подготовленного для этого материала.
Тезисы позволяют сделать критический анализ книги, статьи или доклада. Они акцентируют внимание на сути излагаемого материала, облегчают сопоставление своих мыслей с рассуждениями автора произведения.
Чем тезисы отличаются от плана.Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания, а тезис дает ответ на этот вопрос, т.е. раскрывает его содержание. При составлении плана мы вдумываемся в содержание текста, но главное внимание направлено на порядок, последовательность, взаимосвязь высказываемых в нем мыслей. При составлении тезисов для нас важен не только порядок изложения, но сами мысли, их содержание.
Работа над тезисами позволяет глубже проникнуть в читаемый материал. Тезисы несут в себе больше информации, чем план. Однако сказанное не умаляет значение плана. Каждый вид фиксации прочитанного нужен и важен по-своему. Без плана очень, сложно составить тезисы или полноценный конспект.
Виды тезисов. Тезисы, которые содержат только категорические утверждения или отрицания чего-нибудь, называются простыми. Если тезисы содержат не только утверждения, но и обоснования высказываемых мыслей, они называются сложными.
Последовательность написания тезисов.Прежде всего нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок — пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения записать. Они и являются тезисами. Такую работу необходимо проделать со всеми фрагментами текста.
Умело составленные тезисы вытекаьот один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он в той или иной мере определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего — подытожить все предыдущие.
Задание
Выберите статью из периодической педагогической печати. Составьте назывной план. Используя план как основу, составьте тезисы. Представьте работу в следующей форме:
План | Тезисы |
Конспектирование.В русском языке немало слов, корень которых начинается со слога «кон». Например: контекст, конспект, конверт, концепция и др. В этих словах «кон» несет смысл сжатия, сближения, средоточения чего-то в чем-то; «кон» означает начало, предел, сужение пространства действий. В этом сужении, предельном сокращении, свертывании информации и заключен главный смысл конспекта. Конспект определяется как краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи [2].
Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста если использовать другие, более сжатые формулировки.
Конспект нужен для того, чтобы:
-научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;
-выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;
-создать модель проблемы (понятийную- или структурную);
-упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
-накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).
Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста. Вы уже знаете, что и тезисы помогают сохранять основное содержание текста. Каковы различия между ними?
Различия между тезисами и конспектом
Содержат основные мысли автора текста в форме утверждения или отрицания.
В каждом положении заключается одна мысль.
Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии,
Выделяются, «извлекаются» из текста.
Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними.
Сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу.
Составляется с целью сохранения в памяти.
Сжимает, «уплотняет» оригинальный текст.
Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный.
Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.
Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой более исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.
Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.
Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.
• Сделать в тетради для конспектов широкие поля.
• Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.
• Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.
• Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.
• Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.
• Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.
Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.
• Активно использовать поля конспекта: на полях; можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! – важно; etc —и т.д.; ех — например; ? — сомнение, вопрос ; NB — важный теоретический материал; РS —приписка, написанная после; p — ново; * — выучить»; и др.
• Вносить в конспект во время семинарских занятий исправления и уточнения.
• Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.
Задание
Выберите статью из периодической педагогической печати. Укажите ее выходные данные. Составьте назывной план. Используя планка к основу, составьте конспект. Представьте работу в следующей форме.
План | Конспект | Поля |
Цитирование. При составлении конспектов нередко используется цитаты. Цитата — точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста[8, с. 113 ].
Приведем общие требования к цитате и основные правила ее оформления, а также способы введения цитаты в контексту.
Общие требования к цитируемому материалу. Цитата, должна быть неразрывно связана с текстом (служить, доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений).
Цитата приводится в кавычках, точно по тексту первоисточника: с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме.
Пропуск слов, предложений, абзацев при; цитировании обозначается многоточием.
При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест, Каждый таксой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.
При цитировании каждая цитата должна, сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка).
Правила оформления цитат. Цитата как самостоятельное предложение (после точки, заканчивающей предыдущее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.
Цитата, включенная в текст после подчинительного союза — что, ибо, если, потому что и т. д., — заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.
Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начинается со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится).
Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются.
Если предложение заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением, например: Очень перекликается с нашим временем риторический вопрос Лоринзера: «Кто теперь помнит строгое запрещение молодым людям слишком много читать без отдыха, особенно в ночное время» Однако необходимый знак ставят в том случае, если цитата не является самостоятельным предложением, т. е. входит в текст авторского предложения. Например: «Народное образование» не ставит точки в своей истории. Одним из девизов юбилейного издания можно считать оптимистичные слова. «Продолжение следует».
Цитироваться может одно слово или словосочетание. В этом случае оно заключается в кавычки и вводится в канву предложения.
При цитировании не по первоисточнику следует указать: «цит. по:». Как правило, это делается лишь в той случае, если источник является труднодоступным (редкое или зарубежное издание и т.п.).
Если вы хотите передать мысль автора своими словами (непрямое цитирование), делать это нужно достаточно точно, не забывая при этом на него ссылаться, например: «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения» (А. П. Чехов). А. П. Чехов говорил, что нет национальной науки, как нет национальной таблицы умножения. Национальной науки нет, считал А. П. Чехов, как нет национальной таблицы умножения.
Цитату можно ввести в контекст различными способами:
Автор (в частности) пишет: «. »;
«. — указывается в работе (статье), — . »;
«. — отмечается по этому поводу в статье (работе), — . »;
«. — указывается в этой связи, — . »;
Автор делает следующее замечание: «. »;
Вместе с тем имеется уточнение: «. »;
В итоге делается такой вывод: «. »;
Сделан такой вывод: «. »;
В заключение автор пишет: «. » [8 , с. 114—116].
Задание
Прочитайте любую статью (на ваш выбор) из журнала «Педагогика». Найдите в ней различные виды цитирования. Обратите внимание на способы включения цитат в текст.
Рецензирование.Все рассмотренные виды записей прочитанного, отличаясь друг от друга по назначению и форме, имеют одно общее свойство: они помогают понять прочитанный текст, разобраться в нем, усвоить и запомнить его содержание. Оценка произведения, критический отзыв о нем не входят в задачу конспектирования, тезирования и тем более планирования.
Элементы критической оценки при конспектировании допустимы, но это именно элементы, и помещают их обычно не в самом тексте, а вне его, на полях тетради.
Краткая оценка произведения, возможная при аннотировании, не представляет развернутого и мотивированного высказывания. Но при работе с книгой может возникнуть надобность в оценке книги, критическом отзыве о ней. Эту функцию, которая относится не столько к записыванию прочитанного, сколько к области критики, выполняет рецензирование.
Рецензия — это:
1) статья, содержащая в себе критический обзор какого-либо научного или художественного произведения;
2) отзыв на научную работу (например, диссертацию) или какое-либо произведение (например, монографию) или учебник) перед их защитой, публикацией.
Рецензия освещает содержание рецензируемого документа и дает критическую оценку как отдельным положениям, так и рецензируемому документу в целом. Она может иметь вид рукописного или опубликованного (например, в журнале) текста [15, с. 141].
Любой вид записывания содержит в себе анализ, но план, тезисы, конспект фиксируют его результаты в расчлененном виде, по пунктам и подпунктами, в то время как рецензия дает эти результаты в форме «сплошного», связного изложения. Оценочные выводы рецензии должны быть мотивированы и сформулированы либо по ходу рассуждения, либо как завершение анализа.
Рецензии пишут главным образом на новые, недавно вышедшие произведения и помещают в периодической печати (газетах, журналах). Основные функции рецензии — информирующая и оценочная — могут быть по-разному реализованы. Возможно Доминирование одной из них, что создает варианты и разновидности текстов рецензии.
В зависимости от значимости произведения, его величины и ряда других обстоятельств, рецензии могут быть сравнительно небольшими и довольно пространными. Если рецензия пишется на несколько произведений, объединенных по каким-нибудь признакам (например, по тематическому, хронологическому и т.п.), то она приобретает характер критического обзора.
В литературе сложился типовой план для написания рецензии.
1. Объект анализа.
2. Актуальность темы.
3. Краткое содержание.
4. Формулировка основного тезиса.
6. Недостатки, недочеты.
7. Выводы [8, с. 230 — 236].
Объектом оценки могут быть:
— полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;
— новизна и актуальность поставленных проблем;
— позиция, с которой автор рассматривает проблемы;
— корректность аргументации и системы доказательств;
— характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
Для написания рецензий используют следующие речевые стандарты.
Объект анализа — книга, статья в журнале, кандидатская диссертация, автореферат, дипломный проект и т.д. — принято называть: работа автора, рецензируемая работай т.д.
Актуальность темы раскрывают с помощью словосочетаний: «Работа посвящена актуальной теме. », «Автор посвятил свою работу. », «Актуальность темы обусловлена. » и т.д.
Краткое содержание включает в себя перечисление имеющихся введения, глав, разделов, заключения, всех приложений, указание числа страниц, рисунков, источников, упомянутых в библиографии, и т. д. Например:
«В начале работы (статьи, монографии, дипломной работы. ) автор указывает, что. »;
«Автор анализирует имеющуюся литературу по этой проблеме. »;
«Показывает несостоятельность позиций своих оппонентов. »;
«Рассматривает вопрос о. »;
«. приходит к выводу о том, что. ».
Основной тезис формируется с использованием следующих, например, выражений:
«Центральным вопросом работы является вопрос о. »;
«В статье на первый план выдвигается вопрос о. ».
Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений:
«Безусловным (очевидным, главным) достоинством работы является актуальность поднятых в ней проблем»;
«Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория. »;
«. дается интересный анализ современного этапа. ..»-
«. представлены разные точки зрения по вопросу. »;
«Работа отличается: высокой информативностью..-»;
«. богатым фактическим материалом. »;
«. нестандартным подходом к анализу поднятых проблем. »;
«Автор справедливо отмечает. »;
«. удачно решает вопрос. »;
«. обоснованно опровергает тезис о том, что.. .»;
«Автор прав, утверждая, что. »;
«Трудно не согласиться с тем, что (с автором: в том, что. ). ».
«Излагая аргументацию автора, необходимо отметить, ряд спорных моментов»;
«Однако эта интересная мысль не подкрепляется фактами, что делает в данном случае рассуждения автора декларативными, но в целом работа заслуживает положительной оценки»;
«Справедливо указывая на. автор ошибочно полагает, что. »;
«В подтверждение этого тезиса автор приводит ряд аргументов, которые не всегда представляются убедительными. »;
«Несмотря на несогласие с рядом положений данной работы, нельзя недооценивать, ее значение и актуальность, для. »;
«Замеченные недостатки носят локальный характер и не влияют на конечные результаты работы. »;
«Отмеченные недочеты не снижают высокого; уровня работы в целом. ».
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник