- Как правильно писать тезисы к статье
- Что такое тезисы
- Разновидности тезисов
- Основные цели написания
- Как правильно писать тезисы
- Вступление
- Основной текст
- Заключение
- Правила написания научных тезисов
- Описание проблемы
- Результаты исследований
- Требования к оформлению
- Пример тезисов к статье
- Образец написания вступления к тезисам
- Образец основного текста
- Образец заключения
- Распространенные ошибки
- Главные секреты подготовки тезисов
- Полезные рекомендации
- Виды тезисов
- Из опыта работы по теме «Как составить тезисы»
Как правильно писать тезисы к статье
Перед проведением конференции организаторы просят участников предоставить тезисы выступления. По тому, как написаны тезисы к статье, к примеру, для доклада или публикации в сборнике, сложится мнение обо всей работе целиком. Ведь хорошо изложенные мысли привлекут внимание к обсуждаемой в выступлении проблеме и самому докладчику.
Благодаря тезисам можно сразу понять, какая будет работа.
Что такое тезисы
Тезисы — это изложенные в сжатой форме главные положения, самые важные мысли научной работы (статьи, доклада на конференцию, курсовой или диплома).
Это смысл, основное содержание, выраженное в предельно краткой форме.
Являясь самостоятельной работой, они могут быть составлены непосредственно перед написанием статьи, в качестве подготовки выступления на конференции, а могут быть написаны на основе уже готового труда. Отличительный признак тезисов от других научных трудов — их малый объем, всего от 1 до 5 печатных страниц.
Разновидности тезисов
В зависимости от таких факторов, как специфика, структура и параметры используемого для работы материала, тезисы делятся на 3 типа:
- основные — это определяющие положения, главные выводы;
- простые — содержат ключевые аспекты (утверждения или отрицания) без каких-либо пояснений, на них строятся основные;
- сложные — включают в себя основные и простые, представляют собой аргументирование высказанных положений (содержат доказательную базу).
Основные цели написания
Одной из целей написания тезисов является отработка умения излагать основную информацию в своих работах в сжатой форме, обобщение каждой части написанной работы. Тезирование необходимо для апробации материалов научной работы, исследования, публикации, а также при подготовке речи для защиты и доклада на конференции.
Тезисы заранее необходимо предоставлять организаторам конференций (форумов, симпозиумов, семинаров). После таких мероприятий их используют для анализа и составления отчетов.
Как правильно писать тезисы
Требования к оформлению текстов разрозненны, меняются от одного издательства к другому, а также устанавливаются организаторами конференций, где необходимо выступать.
Тем не менее есть следующие основные элементы, которые являются базой для написания тезисов:
Тема или название — простая и лаконичная фраза, которая передает смысл написанной работы. Тема должна соответствовать написанному труду.
Вступление
Этот фрагмент статьи, занимающий не больше 3-4 строк, содержит сжатое описание сути рассмотренного вопроса, его актуальность, описание проблемы, ее новизну, потребность в ее решении.
Некоторые требования включают в себя необходимость дополнительных положений во вступлении к тезисам, таких как:
- степень разработанности;
- цель;
- задачи;
- объект;
- предмет;
- методология.
Дополнительные положения формулируются лаконично, нежелательно расписывать их подробно. Не должно быть лишних размышлений и сведений.
Основной текст
Требования к этой части текста различаются.
Основной фрагмент статьи отвечает за раскрытие содержания работы и должен включать доказательства и подтверждение выдвинутых теорий.
Это самый объемный раздел, он должен занимать больше половины от всей публикации.
Основной блок является передачей аргументированных результатов, умозаключений и выводов в виде списка или последовательного изложения.
Заключение
Заключение обобщает и исчерпывающе описывает полученные результаты исследований и материалы. Завершение должно представлять собой отчет на базе анализа проделанной работы.
В конце автор может отметить практическое применение результатов проекта и перспективность будущих исследований в этом направлении.
Везде всегда разные требования, но есть основные, например: степень разработанности, цель,задачи и т.д.
Правила написания научных тезисов
Выделяются 2 основных типа тезисов:
- к постановке проблемы;
- по результатам исследования.
Оба варианта предъявляют строгие правила к структуре.
Описание проблемы
Тезисы к постановке проблемы строятся в виде логических блоков:
- вступление (изложение актуальности и современности проблемы);
- цель (постановка задачи);
- синопсис положения дел в исследуемой области;
- собственные идеи;
- планируемые действия (исследования);
- выводы (определение проблемы для предстоящих исследований).
Результаты исследований
Тезисы по результатам исследований составляются в виде следующих разделов:
- краткое вступление;
- цель исследования;
- теоретическое обоснование или гипотезы;
- использовавшиеся методы сбора и обработки информации;
- полученные результаты;
- выводы (рекомендации, практическое применение, перспективы).
Требования к оформлению
Автору следует заранее узнать требования к оформлению публикации.
Внимание нужно обратить на такие тонкости, как размеры полей, цвет шрифта, тип разрешенного шрифта (например, Times New Roman), абзацные отступы и расстановку переносов.
Несоблюдение этих правил может стать причиной, по которой работу не включат в электронную базу или в печатный сборник. В худшем случае это может стать поводом для отстранения от участия в конференции.
Если специфических предписаний нет, то можно опереться на общие требования к оформлению:
- объем — до 5 листов формата А4;
- шрифт — 14 кегель Times New Roman;
- межстрочный интервал — полуторный;
- поля страницы — справа и слева по 2,5 см, сверху и снизу — по 2 см;
- абзацный отступ — не менее 1,2 см.
При необходимости список литературы нужно составить в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
Некоторые организаторы предоставляют шаблон написания и оформления или даже пример тезисов к статье. В таком случае надо скачать шаблон и работать с этим документом.
Пример тезисов к статье
Использование различных вводных слов и фраз поможет подчеркнуть логическую структуру текста.
Образец написания вступления к тезисам
«К числу важнейших задач …, относится…»
«Актуальность проблемы формирования … напрямую зависит от уровня…»
«Проблема литературных традиций далеко не однозначна, и самым сложным является вопрос …»
Образец основного текста
«Главное назначение … — это…»
«Для … характерны признаки…»
«Корреляционный анализ показал тесную взаимосвязь между…»
«Полевые исследования проводились на участках…»
«Собранная информация использовалась для оценки…»
Образец заключения
«По связи между … и … оценена вероятность существования…»
«При проведении теоретической части исследований рассмотрены 2 простые модели…»
«Результаты проведенного анализа могут быть использованы…»
«Применение методики зондирования позволяет определять …»
Если использовать вводные слова, то можно подчеркнуть логическую структуру текста.
Распространенные ошибки
Концентрированное логическое содержание тезисов, необходимость выразить в работе главные позиции в сухом, но понятном виде, может привести автора к следующим распространенным ошибкам:
- большому количеству сложных оборотов (специализированная терминология, сложные речевые формулировки);
- низкой информационной составляющей(показатель качества научной работы);
- лишнему разбиванию предложений и фраз (приводит к потере целостности доносимой мысли);
- чрезмерной экспрессивности (восклицания, эмоциональные метафоры и т. д.);
- смешению речевых стилей (контрастность темы и формы изложения);
- небрежности в оформлении (невыполнение требований к оформлению).
Главные секреты подготовки тезисов
Следующие правила позволят грамотно подойти к формированию научной публикации:
- Не рекомендуется раскрывать ход самого исследования, углубляться в детали.
- Можно при необходимости добавить данные проведенного исследования, информацию о выборке.
- Итоговые выводы должны иметь прямую связь со сформулированными во вступлении задачами.
- Необходимо помнить, что, несмотря на сжатость, тезис передает основное содержание.
- Текст тезиса, адресованный аудитории, должен быть выдержан в стилистике понятной и свойственной научному стилю тематики.
- Следует избегать сокращений и аббревиатур.
- При необходимости добавления цитаты использовать косвенное цитирование.
Полезные рекомендации
От правильности оформления зависит оценка выполненной работы:
- Кратко описывайте главную мысль текста или доклада.
- Сосредоточьтесь на полученных результатах исследования, изложите их по порядку получения. Сначала промежуточные, а затем основные данные.
- Внимательно работайте над текстом, обращая внимание на то, чтобы приведенные аргументы были доказаны, обоснованы в научной работе.
- Следуйте всем требованиям к оформлению, рекомендуемым организаторами мероприятия, на котором эти тезисы будут заслушаны, или издателями сборника, где будут опубликованы.
Безошибочно написанная статья привлечет к себе внимание научного сообщества.
Источник
Виды тезисов
1) Основные тезисы – это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника (главные выводы).
2) Простые тезисы – главные мысли, присутствующие в отдельных частях информации. Простые тезисы раскрывают основные.
3) Сложные тезисы – включают основные и простые тезисы. Каждый основной тезис поясняется простыми.
Рекомендации по составлению тезисов:
— Располагать тезисы следует в той логической последовательности, в которой наиболее правильно изложены основные идеи этой книги (что не всегда совпадает с последовательностью изложения материала).
— Для написания тезисов целесообразно использовать сложный план.
— Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой.
— В тезисах не приводят обосновывающих фактов, примеров.
— Часть тезисов может быть написана в виде цитат.
— Хорошо составленные тезисы вытекают один из другого.
Алгоритм составления тезисов
1. Внимательно прочитать текст.
2. Разделить текст на логические части.
3. В каждой части выделить главное.
4. Обдумать выделенное, сформулировать тезисы.
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки.
Конспекты содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации.
Конспектом, написанным одним читателем, могут пользоваться другие. Он более универсален, чем иные виды записей. К конспектам можно с успехом обращаться через несколько лет после их написания.
Типы конспектов:
1) Плановый конспект – составляются на основе плана. Каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта. Где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом.
2) Текстуальный конспект – создается в основном из цитат автора книги. Выписки могут быть связаны логическими переходами, могут быть снабжены планом и включать тезисы. Помогает определить ложность суждений автора или выявить спорные моменты.
3) Свободный конспект – сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы. Часть его текста может быть снабжена планом. Для составления свободного конспекта необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов, чтобы четко и кратко сформулировать основные положения.
4) Тематический конспект – дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему. Такой конспект составляется на основе нескольких источников, поэтому не обязательно отражает все содержание каждого из них.
Источник
Из опыта работы по теме «Как составить тезисы»
учитель украинского и
русского языка и литературы
МОШ І – ІІІ ступеней № 21
Как составить тезисы
Мы учимся не для школы, а для жизни.
Формирование грамотного, эстетически развитого, творческого читателя, который ощущает радость открытия при общении с художественным произведением, способного к сопереживанию – процесс продолжительный, но необходимый. Именно от читательской культуры и отношения к ней зависит общая духовная культура личности и система её собственных ценностных ориентиров.
Способность воспринимать художественные произведения, оценивать их на основе собственных чувств, личные читательские интересы, эстетические предпочтения читателя создают ценностно-ориентированный аспект культуры чтения.
Важное место в работе словесника принадлежит развитию ученического творчества. Учитель систематически работает над активизацией творческой мысли обучаемого: в процессе идейно-художественного анализа литературного произведения; во время написания рецензии и откликов на самостоятельно прочитанные книжки; на семинарских занятиях, где ученики защищают сообщения, подготовленные на основе дополнительных источников.
Не только в школе, но и в повседневной жизни школьники должны уметь критически воспринимать информацию, выступать с сообщениями, принимать участие в дискуссиях.
В практике работы с книгой установлены такие формы записи прочитанного — план, тезисы , выписки, конспект.
Нам предстоит расширить сведения об основных признаках научного стиля, сформировать понятия о тезисах как одном из видов самостоятельной работы с литературой, ознакомиться с требованиями к составлению тезисов.
Тезисы – это основная мысль, раскрываемая в размышлении. Они существенно отличаются от плана, передавая содержание произведения, основные выводы автора. С помощью тезисов кратко передаётся то, о чём подробно излагается в книге или статье. При составлении тезисов приходится работать с каждым абзацем, выделять каждую мысль, освещённую автором, факты, примеры, которые её подтверждают.
Начиная работу над составлением тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение в целом. Далее необходимо продумать основные идеи работы или её составляющих, изложить их в виде последовательных пунктов. В тезисы не включается детальный фактический материал, помещённый в книге или статье. Поэтому тезисам присуща некая прерывистость изложения.
Различают виды тезисов:
Цитатные – отбор авторских тезисов из текста. Выписываются основные положения, выдвинутые автором, и размещаются в определённой последовательности в соответствии с развитием авторской мысли;
Свободные – формирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами. Необходимо найти в тексте основные авторские мысли, по-своему их интерпретировать и записать в определённой последовательности;
Смешанные – цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются;
Простые – тезисы отображают главную мысль части в виде утверждения или отрицания чего-либо;
Сложные – помимо утверждения мысли, содержится её доказательство.
Таким образом, тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста, вмещающие суть высказанного автором (доклада, лекции, сообщения).
Порядок работы при составлении тезисов:
Прочитать весь текст, если он небольшой, либо раздел, если текст велик по объёму.
Продумать содержание текста, найти и проследить основные положения, выдвинутые автором.
Изложить основные авторские мысли в виде последовательных пунктов.
Требования к составлению тезисов:
Формулировать мысли чётко и кратко, но самобытность формы должна сохраняться, не взирая на некоторую прерывистость.
Каждое положение содержит в себе одну мысль.
Составлять тезисы по абзацам. Иногда один тезис может объединять несколько абзацев.
Записывая тезисы, нумеруем каждый, пропускаем строку между ними; в каждом тезисе желательно выделить главное слово и отметить логическое ударение.
Если произведение объёмное, то в конце каждого тезиса указываем номер страницы текста. Если небольшой – источник изложения.
Известно, что записи помогают сохранить в памяти прочитанное. Они дисциплинируют, заставляют погрузиться в содержание, приучают выделять главное, способствуют крепкому усвоению, повторению и закреплению информации.
Если план помогает представить структуру текста и назвать его основные темы, то тезисы раскрывают сущность все текстовой информации.
Памятка для учащихся «Как составить тезисы статьи»
Предварительно ознакомься со статьёй. Обдумай цель, которую ставишь перед собой, приступая к работе.
Внимательно прочитай статью, определи её основную мысль.
Раздели статью на смысловые части, определи все микротемы.
Сформулируй пункты плана, логично связав между собой.
Выбери для тезисов основные идеи и положения, отдели важные детали от подробностей и запиши их словами автора и собственными словами, придерживаясь определённой последовательности.
Руководствуйся главным принципом конспектирования чужого текста – не допускать перекручивания содержания.
Конспект — краткий, но связный и последовательный пересказ содержания статьи, книги, лекции …
Особенности составления тезисов
Тезисы – кратко сформулированные основные положения прочитанного текста.
Прочитайте тези статті О. Гончара «Цвіт слова народного». Спробуйте відтворити зміст статті.
Класична українська література показала приклад того, як треба ставитись до народної мови, цього цілющого для художника джерела.
Творчість народу у царині слова.
Енергія слова – з енергії душі. Убога стилістика є породженням убогої думки.
Найвища майстерність художника слова – у його вірності життєвій правді, яка вбирає в себе правду народної мови.
Пускай путеводной нитью для каждого послужит пословица: «Мудрец способен читать и строчки, и между строчками».
Примерные темы межпредметных проектов
А. «Гордость Донбасса – люди»
« Наши знаменитые земляки»
Цель: углубить сведения об истории родного края, о жизненном подвиге выдающихся деятелей культуры, искусства; развивать познавательный интерес, желание прославить родной город своими достижениями; формировать эстетические вкусы школьников, лелеять естественное чувство национальной гордости, гуманное отношение к человеку; воспитывать духовность, человечность, любовь к Отчизне, родному краю.
Б. «Мой город – моя гордость»
« Макеевка – жемчужина Донбасса»
Школьное краеведение многогранно. Оно призвано вызывать у учеников искреннее стремление защищать светлые достижения материальной и духовной жизни края, оберегать и приумножать их, продолжая традиции рода, края.
В. «За здоровый образ жизни»
Цель: воспитывать внутреннюю потребность вести здоровый образ жизни; формировать стремление к самодисциплине, к самоорганизации; совершенствовать стремление укреплять физическое и моральное здоровье; развивать речевую компетентность; воспитывать организованность, жизнелюбие.
Внедрение учителями инновационной личностно-ориентированной педагогической технологии жизнеутверждающих проектов с ориентиром на формирование ключевых жизненных компетенций обучаемых – действенный и эффективный шаг к совершенствованию компетентностного потенциала личности.
Источник