Обработка и хранение информации
Сферы применения информационных технологий
Более полувека тому назад Норберт Винер опубликовал книгу «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», возвестившую о становлении новой науки — кибернетики, в которой информационно-управленческая связь в явлениях материального мира выступает как его фундаментальное свойство. Это понимание дало мощный толчок развитию вычислительных систем и их применению во многих отраслях знания и бизнеса.
Сферы применения информационных технологий в современном обществе чрезвычайно велики. В таблице 2.1 приведены основные и производные сферы использования ИТ.
В современном обществе основным технологическим средством накопления, переработки и защиты информации служит корпоративный и/или персональный компьютер и программная среда, которые существенно повлияли как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результата. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития ИТ и, как следствие, изменение названия технологии за счет присоединения одного из символов: «новая», «компьютерная» или «современная» (таблица 2.2).
Экономика | Политика | Культура | Наука |
---|---|---|---|
Производственные отношения | Государство | Эпохи | Теория |
Производство | Власть | Уклады | Методы |
Финансы | Общество | Традиции | Средства |
Бизнес-правила | Международные и региональные организации и отношения | Религия | Систематизация |
Взаимодействие | Партии | Национальные ценности | Научно-технические революции |
Продукт | Общественные организации | Этика | Применение |
Услуга | Искусство | Результаты | |
Система | Образование | Последствия | |
Качество | Спорт | ||
Потребитель |
Методология | Основной признак | Результат |
---|---|---|
Целенаправленные создание, хранение, передача и отображение информации | Учет закономерностей изменения социальной среды и бизнеса. Ориентация на знания | Новые подходы к организации производства . Смещение фокуса на потребителя |
Новая технология обработки информации | Целостные технологические информационные системы | Интеграция функций специалистов и менеджеров |
Принципиально новые средства обработки информации | «Встраивание» в технологию управления | Новые технологии принятия управленческих решений |
Таким образом, понятие информационная технология является емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования и потребления информации в информационном обществе .
Обработка информации
Понятие обработки информации является весьма широким. Ведя речь об обработке информации, следует дать понятие инварианта обработки. Обычно им является смысл сообщения (смысл информации, заключенной в сообщении). При автоматизированной обработке информации объектом обработки служит сообщение, и здесь важно провести обработку таким образом, чтобы инварианты преобразований сообщения соответствовали инвариантам преобразования информации.
Цель обработки информации в целом определяется целью функционирования некоторой системы, с которой связан рассматриваемый информационный процесс. Однако для достижения цели всегда приходится решать ряд взаимосвязанных задач.
К примеру, начальная стадия информационного процесса — рецепция. В различных информационных системах рецепция выражается в таких конкретных процессах, как сбор и/или отбор информации (в системах научно-технической информации), преобразование физических величин в измерительный сигнал (в информационно-измерительных системах), раздражимость и ощущения (в биологических системах) и т. п.
Процесс рецепции начинается на границе, отделяющей информационную систему от внешнего мира. Здесь, на границе, сигнал внешнего мира преобразуется в форму, удобную для дальнейшей обработки. Для биологических систем и многих технических систем, например читающих автоматов, эта граница более или менее четко выражена. В остальных случаях она в значительной степени условна и даже расплывчата. Что касается внутренней границы процесса рецепции, то она практически всегда условна и выбирается в каждом конкретном случае исходя из удобства исследования информационного процесса.
Следует отметить, что, независимо от того, как «глубоко» будет отодвинута внутренняя граница, рецепцию всегда можно рассматривать как процесс классификации.
Формализованная модель обработки информации
Обратимся теперь к вопросу о том, в чем сходство и различие процессов обработки информации, связанных с различными составляющими информационного процесса, используя при этом формализованную модель обработки. Прежде всего, нельзя отрывать этот вопрос от потребителя информации (адресата), а также от семантического и прагматического аспектов информации. Наличие адресата, для которого предназначено сообщение (сигнал), определяет невозможность установления однозначного соответствия между сообщением и содержащейся в нем информацией. Совершенно очевидно, что одно и то же сообщение может иметь различный смысл для разных адресатов и различное прагматическое значение .
Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как » технологический процесс «, «технологическая операция», » метрика «, «норматив» и т. п. могут применяться и в ИТ. Для этого нужно начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий ( рис. 2.1).
1-й уровень — этапы, где реализуются базовые технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней.
2-й уровень — операции , в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на 1-м уровне программной среде.
3-й уровень — действия, совокупность стандартных для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели.
4-й уровень — элементарные операции по управлению элементарными действиями объектов.
ИТ, как и другие технологии, должны отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия;
- включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
- иметь регулярный и масштабируемый характер;
- этапы, действия, операции технологического процесса должны быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.
Традиционно в процессе обработки информации используются как измерительная аппаратура, обеспечивающая входные данные , так и собственно обрабатывающие ( вычислительные) системы . И те и другие прошли длинную дорогу развития вместе с человеческой цивилизацией. В следующем пункте будут перечислены основные вехи их истории.
Если раньше обрабатывающей системой был человек или какие-то механические приспособления, то для проведения процесса обработки было достаточно сформулировать набор правил (инструкций). Давно подметили, что повторяющиеся операции целесообразно автоматизировать в первую очередь и желательно перепоручить машинам. При этом человек, задавая циклическое правило работы машине, колоссально выигрывает в трудозатратах.
Предположим, вам надо сложить 1000 последовательных данных измерений. Заводим специальный счетчик- сумматор и присваиваем ему значение 0. Для каждого из данных надо получить результат измерений и добавить его к счетчику, то есть вам надо сделать 2001 операцию при «ручном» счете. Другой вариант — написать шесть инструкций для машины:
- завести счетчик- сумматор и присвоить ему значение 0;
- завести индекс (номер) текущей операции и присвоить ему значение 0;
- получить новый результат измерений;
- добавить его к счетчику-сумматору;
- увеличить на 1 индекс текущей операции;
- если он меньше 1000, то перейти к шагу 3.
За прошедшее время существенно усложнились задачи обработки информации, развились способы формулировки и записи правил работы машин (программ работы). Вычислительные устройства превратились в компьютеры, а правила работы — в компьютерные программы.
Программирование — процесс создания компьютерных программ с помощью языков программирования. Программирование сочетает в себе элементы искусства, науки, математики и инженерии.
В узком смысле слова программирование рассматривается как кодирование — реализация одного или нескольких взаимосвязанных алгоритмов на некотором языке программирования. Под программированием также может пониматься разработка логической схемы для интегральной микросхемы, а также процесс записи информации в микросхему ПЗУ ( Постоянного Запоминающего Устройства ) некоторой электронной системы. В более широком смысле программирование — процесс создания программ, то есть разработка программного обеспечения .
Составителями программ являются программисты. Большая часть работы программиста связана с написанием и отладкой исходного кода на одном из языков программирования.
Различные языки программирования поддерживают различные стили программирования (или парадигмы программирования ). Отчасти искусство программирования состоит в том, чтобы на одном из языков эффективно реализовать алгоритм , наиболее полно подходящий для решения имеющейся задачи. Разные языки требуют от программиста различного уровня внимания к деталям при реализации алгоритма, результатом чего часто бывает компромисс между простотой и производительностью (или между временем программиста и временем пользователя).
Единственный язык, напрямую выполняемый процессором, — это машинный язык (также называемый машинным кодом). Изначально все программисты прорабатывали весь алгоритм в машинном коде, но сейчас эта трудная работа уже не делается. Вместо этого программисты пишут исходный код на языке высокого уровня (например, С, С++, С#, Java ), а компьютер , используя компилятор или интерпретатор и уточняя все детали, транслирует его за один или несколько этапов в машинный код, готовый к исполнению на целевом процессоре. Если требуется полный низкоуровневый контроль над системой, программисты пишут программу на языке ассемблера , мнемонические инструкции которого преобразуются один к одному в соответствующие инструкции машинного языка целевого процессора.
В некоторых языках вместо машинного кода генерируется интерпретируемый двоичный код » виртуальной машины «, также называемый байт-кодом (byte-code). Такой подход применяется в языке Forth , некоторых реализациях языков Lisp , Java , Perl, Python , а также в языках платформы Microsoft . NET .
Типичный процесс разработки программ состоит, в общем, из семи этапов:
- постановка задачи;
- формализация и специфицирование;
- выбор или составление алгоритма;
- программирование;
- компиляция (трансляция);
- отладка и тестирование;
- запуск в эксплуатацию.
Эксплуатируемая программа имеет дело с данными различных типов, предназначенных для решения конкретных задач.
Источник
Разработка урока на тему «Информация. Способы и средства её получения и переработки» (8 класс)
Урок родного (русского) языка в 8 «Б» классе
Тема: «Информация: способы и средства её получения и переработки».
Цель урока: закрепить понятие «информация», познакомить с понятиями источников информации, видами информации и существующими способами ее получения и переработки, с понятием читательской грамотности и способами её повышения.
· Образовательная: помочь учащимся усвоить понятия свойства информации, познакомить с видами информации и существующими способами ее получения и переработки.
· Развивающая: развитие познавательных интересов, навыков работы с текстом, самоконтроля, умения конспектировать, повышение читательской грамотности.
· Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Оборудование : компьютер с видеопроектором, учебники, рабочие листы, видеоролик, раздаточный материал.
Тип урока : урок освоения нового знания.
Орг.момент (1 мин)
Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня на уроке присутствуют гости, давайте повернёмся к ним и поздороваемся. Очень надеюсь, что вы сегодня будете работать активно и покажете весь свой потенциал J
Актуализация опорных знаний (2 мин)
Итак, сегодня нам предстоит работать с понятием, которое – несмотря на свою широчайшую распространённость в современном мире – так и остаётся одним из самых дискуссионных в науке , а термин может иметь различные значения в разных отраслях человеческой деятельности.
Информа́ция (от лат. informātiō «разъяснение, представление, понятие о чём-либо» ← informare «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать» [1] ) — сведения независимо от формы их представления.
Первоначально под информацией подразумевали любые сведения, передаваемые людьми устным , письменным или каким-либо другим способом (с помощью условных сигналов , технических средств и т. д.); с середины XX века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом , автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире ; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (например, генетическая информация ); одно из основных понятий кибернетики . Но мы с вами всё-таки отойдём от кибернетики будем рассматривать информацию в её традиционных рамках.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 – 4 мин)
Сейчас посмотрите, пожалуйста, ролик (отрывок из фильма «Шерлок Холмс» с эпизодом первой встречи Холмса и Ватсона) и подумайте: что могло стать источниками информации для знаменитого сыщика, благодаря чему он составил такое точное представление о докторе Ватсоне?
(Просмотр ролика и выслушивание ответов учащихся)
Итак, источников информации может быть множество. Для Шерлока в данном случае – это походка, поведение Ватсона, состояние его телефона и др.
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Да, мы поговорим сегодня об информации, а также о том, как её получают и перерабатывают.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Информация: способы и средства её получения и переработки».
Первичное усвоение новых знаний (6 мин)
Зачем нам нужно это знать (откуда брать и как перерабатывать информацию)?
Правильно, нам важно всё это знать для того, чтобы самим более эффективно ориентироваться в мире информации. Но поскольку нельзя объять необъятное, мы с вами сосредоточимся именно на чтении текста и получении и переработке информации, которая в нём содержится, поскольку чтение в эпоху цифровой грамотности сильно отличается даже от того, каким оно было 20 лет назад. Ведь до середины 1990-х годов люди читали в основном с бумажных носителей. Печатные материалы существовали и продолжают существовать во многих различных формах, от детских книг до длинных романов, от листовок до энциклопедий, от газет и журналов до научных сборников, от административных заявок до заметок на рекламных щитах.
Однако в связи с массовым распространением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) среди широкой публики чтение сместилось с печатных текстов на цифровые, а поэтому особую актуальность приобрело развитие читательской грамотности.
Давайте ответим на два вопроса, найдя ответы на них при помощи ваших навыков чтения. Сейчас будет непереводимая игра слов: давайте познакомимся с помощью чтения с видами чтения, а также с понятием «читательская грамотность» (раздаю материал, даю две минуты на ознакомление с текстами).
Итак, каким же может быть чтение?
Изучающее — направлено на проникновение в смысл текста при помощи его анализа, предполагается полнота и точность понимания.
Ознакомительное — представляет собой извлечение основной информации, для него характерны большие тексты.
ПросмОтровое — чтение является получение общей информации о содержании текста.
Поисковое — чтение направлено на извлечение конкретной информации.
Вы каким пользовались, выполняя задание?
Что такое читательская грамотность? ( Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни). Давайте запишем определение (Читательская грамотность – это способность понимать, использовать и анализировать прочитанный текст).
Итак, этот термин появился появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Это исследование проходит раз в три года и охватывает пятнадцатилетних подростков. В прошлый раз оно проводилось в нашей стране в 2018 году. Теперь пройдёт в 2021, то есть в следующем учебном году. Посчитайте, сколько вам будет лет? Кого коснётся это исследование? Правильно, как раз вас. Поэтому для нас с вами особенно актуально совершенствовать читательскую грамотность.
Давайте теперь запишем, какие две большие группы навыков должны быть сформированы у развитого читателя:
1) способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения;
2) умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.
Необходимо также помнить, что текст может быть не только привычным нам сплошным текстом (описанием, повествованием, рассуждением), но может включать в себя различные элементы инфографики, что стало особенно популярно в современном мире, поскольку такой способ подачи информации позволяет трансформировать весьма объёмные тексты в компактные и лаконичные графические изображения, когда форма привлекает внимание и воспринимается быстрее, чем текст. Инфографика может заменять до 5 страниц текста.
Вторая причина возросшей популярности инфографики заключается в том, что человек может запомнить 10 % информации, которую слышит, 20 % из прочитанного текста и 80 % из того, что увидит. Визуализация данных способна остановить на себе взгляд, сфокусировать внимание и даже вызвать эмоции. И все это возможно с помощью одного рисунка.
Таким образом, наша задача на сегодняшний урок – постараться извлечь максимум информации из предлагаемых источников.
Посмотрите, какие аспекты составляют читательскую грамотность, чтобы в дальнейшем, когда вы приступите к выполнению заданий, вы поэтапно двигались в процессе работы с информацией:
— толкование текста в буквальном смысле;
— оценка языка и формы сообщения;
— поиск информации и ее извлечение;
— формулирование основных идей и выводов;
— общее понимание текста;
— размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.
И вот сейчас мы с вами убедимся, что извлечение информации из текста, из инфографики и её переработка зависит от многих факторов. Попробуем извлечь максимум из тех материалов, которые вы получили. Вам предстоит работа в парах. Вместе читаете, обсуждаете полученную информацию и отвечаете на вопросы.
Работа в парах с раздаточным материалом (12 мин).25
Первичная проверка понимания (9 мин).
Первичное закрепление (4 мин).
Домашнее задание (инструктаж) (1 мин).
Рефлексия (1 мин).
Имеется связь между наличием хобби и интернет-зависимостью:
· среди независимых и слабозависимых пользователей имеют хобби 100%;
· среди абсолютно зависимых пользователей – только 28,6% (причем, для них хобби и проведение времени в Интернете тождественны).
Имеется также прямая связь между отсутствием распорядка дня и интернет-зависимостью:
· 100% независимых всегда планируют время;
· среди слабозависимых таких 40%;
· у абсолютно зависимых это значение равно нулю.
Способы обработки информации
1. план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные); аннотация, рецензия, отзыв;
2. конспекты (плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности);
3. схема-конспект, структурно-логическая схема;
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник