Способы переработки информации оператором могут быть

ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ

Процессы памяти

Приняв поступившую информацию, оператор так или иначе ее анализирует и преобразует. В процессах переработки информации решающая роль принадле­жит памяти и мышлению.

В деятельности человека, управляющего машина­ми по приборам, в том или ином виде проявляются все основные формы памяти: кратковременная (непосред­ственная, или иконическая, и оперативная) и долго­временная. Формы памяти различаются по времени хранения информации. Кратковременная память обес­печивает хранение поступившей информации в тече­ние секунды и минуты, долговременная — в течение дня, месяца, года.

Кратковременная память подразделяется на непос­редственную (иконическую) и оперативную. В непос­редственной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств, но хранится она недолго: всего несколько се­кунд. Непосредственное запоминание — это как бы фотография объектов, воздействующих на органы чувств. Оперативная память представляет собой спо­собность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выпол­нения данного действия. Простейший пример опера­тивной памяти — сохранение первых слов принимае­мого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из непосредственной памяти в оперативную происходит ее селек­ция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек.

Долговременная память хранит информацию как бы впрок. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация. Соотношение между перечисленными формами памяти зависит от задач, решаемых системой «человек—машина», и от структуры деятельности оператора. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других — долговременной. В инженерной психологии большое внимание уделяется оперативной памяти, так как она в значительной степени влияет на надежность и эффективность действий оператора. Показано, что существенную роль в оперативной памяти могут играть не только процессы запоминания информации, но и процессы ее «сбрасывания», т. е. исключения инфор­мации из памяти. Оператор иногда допускает ошибки не потому, что не запомнил необходимую информацию, а потому, что не забыл ненужную, уже использованную.

Объем оперативной памяти определяется не коли­чеством сохраняемой информации, а количеством воспринимаемых стимулов и почти не зависит от их информационного содержания.

Объем долговременной памяти, оцениваемой по отношению запоминаемого материала к необходимому числу повторений, определяется количеством прини­маемой информации [119].

Кратковременная и долговременная память име­ют различные функции в организации поведения. Кратковременная память связана прежде всего с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэто­му направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания.

С учетом всего сказанного может быть представ­лена так называемая трехкомпонентная модель памя­ти (рис. 12.1). Согласно этой модели, информация из внешней среды попадает сначала в сенсорные регис­тры (непосредственную память). Здесь она хранится не более секунды в форме очень полного описания физических сигналов в том виде, в котором они были

Рис. 12.1. Схема трехкомпонентной модели памяти.

преобразованы на уровне органов чувств, без последу­ющего перекодирования. Затем информация либо уга­сает, либо переводится в оперативную память, где хранится десятки секунд в форме амодального вербально-акустического кода. Длительность сохранения зависит от активных процессов управления — прого-варивания, перекодирования, выбора способа запоми­нания и т. д. В долговременной памяти объем неограни­чен; информация в ней представлена в семантических кодах и может сохраняться очень долго (несколько лет) или даже постоянно. Основные характеристики раз­личных блоков памяти приведены в табл. 12.1 [16].

Основными процессами памяти являются запоми­нание, забывание и воспроизведение.

Запоминание. Характер запечатления, его сила, яркость и четкость зависят, с одной стороны, от осо­бенностей воздействия отражаемых человеком пред­метов и явлений, а с другой — от характера деятельно­сти и психологического состояния человека, т. е. от его активности.

Исследования показывают, что для облегчения запоминания, увеличения объема памяти важнейшее значение имеет рациональная группировка исходного материала, переход на более крупные оперативные единицы памяти. Кроме того, можно указать на следу­ющие приемы:

Читайте также:  Простой способ приготовить повидло

■ в определенных условиях переход на более длинный алфа­вит, на укрупненные оперативные единицы памяти ока­зывается выгодным, ибо позволяет сократить количество символов в запоминаемом материале без увеличения ко­личества информации;

■ для облегчения запоминания важное значение имеет на­хождение в запоминаемом сообщении избыточной ин­формации;

■ один из способов сокращения информации состоит в пе­рекодировании запоминаемых символов.

Источник

ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Полезное

Смотреть что такое «ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ» в других словарях:

ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ — (англ. information processing by human operator) совокупность когнитивных процессов, с помощью которых человек оператор осуществляет преобразование воспринятой информации об объекте управления в целесообразное воздействие на него. О П. и. о.… … Большая психологическая энциклопедия

информационный поиск — Этимология. Происходит от лат. ifоrmatiо разъяснение, изложение. Категория. Познавательный процесс. Специфика. Распознавание оператором поступающей информации в аспекте решения им задач управления или контроля. Структура. В структуре… … Большая психологическая энциклопедия

инженерная психология — (от франц. ingenieur инженер, специалист в области техники) отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. И. п. возникла в условиях научно технической революции, преобразовавшей… … Большая психологическая энциклопедия

информационная модель — Этимология. Происходит от лат. ifоrmatiо разъяснение, изложение. Категория. Система сигналов, свидетельствующих о динамике объекта управления, условиях внешней среды и состоянии самой системы управления. Виды. В качестве информационной модели… … Большая психологическая энциклопедия

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психич. процессы, состояния и свойства человека с целью решения инж. задач: разработки техн. средств трудовой деятельности, познания и общения. Занимает пограничное положение между психол. и техн. науками. И. п.… … Российская педагогическая энциклопедия

ПРАКТИКУМЫ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — учебные пособия для студентов вузов, предназначенные для проведения лабораторных и практических занятий. Основными из них являются следующие. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии / Под ред. Б. А. Душкова. М.: Высшая школа, 1983 … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА — (от франц. etape стадия. ) отдельные стадии выполняемой оператором деятельности. Обычно выделяют четыре Э. д. о. 1. Прием информации. Содержанием этапа является формирование перцептивного (чувственного) образа реальной ситуации. Выполняемые… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Инженерная психология — отрасль психологии, изучающая психические процессы, состояния и свойства человека с целью решения инженерных задач: разработки технических средств трудовой деятельности, познания и общения. И.п. возникла в 40 х гг. 20 в. Осн. объектом… … Педагогический терминологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. psyche душа и logos учение, наука), наука о законах и механизмах развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, опосредованной субъективным образом внеш. реальности и активным отношением к ней. В течение… … Российская педагогическая энциклопедия

Психология — (от Психо. и . Логия) наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей… … Большая советская энциклопедия

Источник

ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ

Процессы памяти

Приняв поступившую информацию, оператор так или иначе ее анализирует и преобразует. В процессах переработки информации решающая роль принадле­жит памяти и мышлению.

В деятельности человека, управляющего машина­ми по приборам, в том или ином виде проявляются все основные формы памяти: кратковременная (непосред­ственная, или иконическая, и оперативная) и долго­временная. Формы памяти различаются по времени хранения информации. Кратковременная память обес­печивает хранение поступившей информации в тече­ние секунды и минуты, долговременная — в течение дня, месяца, года.

Кратковременная память подразделяется на непос­редственную (иконическую) и оперативную. В непос­редственной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств, но хранится она недолго: всего несколько се­кунд. Непосредственное запоминание — это как бы фотография объектов, воздействующих на органы чувств. Оперативная память представляет собой спо­собность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выпол­нения данного действия. Простейший пример опера­тивной памяти — сохранение первых слов принимае­мого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из непосредственной памяти в оперативную происходит ее селек­ция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек.

Читайте также:  Лучший способ мариновать шашлыки

Долговременная память хранит информацию как бы впрок. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация. Соотношение между перечисленными формами памяти зависит от задач, решаемых системой «человек—машина», и от структуры деятельности оператора. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других — долговременной. В инженерной психологии большое внимание уделяется оперативной памяти, так как она в значительной степени влияет на надежность и эффективность действий оператора. Показано, что существенную роль в оперативной памяти могут играть не только процессы запоминания информации, но и процессы ее «сбрасывания», т. е. исключения инфор­мации из памяти. Оператор иногда допускает ошибки не потому, что не запомнил необходимую информацию, а потому, что не забыл ненужную, уже использованную.

Объем оперативной памяти определяется не коли­чеством сохраняемой информации, а количеством воспринимаемых стимулов и почти не зависит от их информационного содержания.

Объем долговременной памяти, оцениваемой по отношению запоминаемого материала к необходимому числу повторений, определяется количеством прини­маемой информации [119].

Кратковременная и долговременная память име­ют различные функции в организации поведения. Кратковременная память связана прежде всего с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэто­му направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания.

С учетом всего сказанного может быть представ­лена так называемая трехкомпонентная модель памя­ти (рис. 12.1). Согласно этой модели, информация из внешней среды попадает сначала в сенсорные регис­тры (непосредственную память). Здесь она хранится не более секунды в форме очень полного описания физических сигналов в том виде, в котором они были

Рис. 12.1. Схема трехкомпонентной модели памяти.

преобразованы на уровне органов чувств, без последу­ющего перекодирования. Затем информация либо уга­сает, либо переводится в оперативную память, где хранится десятки секунд в форме амодального вербально-акустического кода. Длительность сохранения зависит от активных процессов управления — прого-варивания, перекодирования, выбора способа запоми­нания и т. д. В долговременной памяти объем неограни­чен; информация в ней представлена в семантических кодах и может сохраняться очень долго (несколько лет) или даже постоянно. Основные характеристики раз­личных блоков памяти приведены в табл. 12.1 [16].

Основными процессами памяти являются запоми­нание, забывание и воспроизведение.

Запоминание. Характер запечатления, его сила, яркость и четкость зависят, с одной стороны, от осо­бенностей воздействия отражаемых человеком пред­метов и явлений, а с другой — от характера деятельно­сти и психологического состояния человека, т. е. от его активности.

Исследования показывают, что для облегчения запоминания, увеличения объема памяти важнейшее значение имеет рациональная группировка исходного материала, переход на более крупные оперативные единицы памяти. Кроме того, можно указать на следу­ющие приемы:

■ в определенных условиях переход на более длинный алфа­вит, на укрупненные оперативные единицы памяти ока­зывается выгодным, ибо позволяет сократить количество символов в запоминаемом материале без увеличения ко­личества информации;

■ для облегчения запоминания важное значение имеет на­хождение в запоминаемом сообщении избыточной ин­формации;

■ один из способов сокращения информации состоит в пе­рекодировании запоминаемых символов.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ОПЕРАТОРОМ

Процессы памяти

Приняв поступившую информацию, оператор так или иначе ее анализирует и преобразует. В процессах переработки информации решающая роль принадле­жит памяти и мышлению.

В деятельности человека, управляющего машина­ми по приборам, в том или ином виде проявляются все основные формы памяти: кратковременная (непосред­ственная, или иконическая, и оперативная) и долго­временная. Формы памяти различаются по времени хранения информации. Кратковременная память обес­печивает хранение поступившей информации в тече­ние секунды и минуты, долговременная — в течение дня, месяца, года.

Читайте также:  Способы расчета валовых издержек

Кратковременная память подразделяется на непос­редственную (иконическую) и оперативную. В непос­редственной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств, но хранится она недолго: всего несколько се­кунд. Непосредственное запоминание — это как бы фотография объектов, воздействующих на органы чувств. Оперативная память представляет собой спо­собность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выпол­нения данного действия. Простейший пример опера­тивной памяти — сохранение первых слов принимае­мого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из непосредственной памяти в оперативную происходит ее селек­ция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек.

Долговременная память хранит информацию как бы впрок. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация. Соотношение между перечисленными формами памяти зависит от задач, решаемых системой «человек—машина», и от структуры деятельности оператора. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других — долговременной. В инженерной психологии большое внимание уделяется оперативной памяти, так как она в значительной степени влияет на надежность и эффективность действий оператора. Показано, что существенную роль в оперативной памяти могут играть не только процессы запоминания информации, но и процессы ее «сбрасывания», т. е. исключения инфор­мации из памяти. Оператор иногда допускает ошибки не потому, что не запомнил необходимую информацию, а потому, что не забыл ненужную, уже использованную.

Объем оперативной памяти определяется не коли­чеством сохраняемой информации, а количеством воспринимаемых стимулов и почти не зависит от их информационного содержания.

Объем долговременной памяти, оцениваемой по отношению запоминаемого материала к необходимому числу повторений, определяется количеством прини­маемой информации [119].

Кратковременная и долговременная память име­ют различные функции в организации поведения. Кратковременная память связана прежде всего с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэто­му направлена главным образом на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания.

С учетом всего сказанного может быть представ­лена так называемая трехкомпонентная модель памя­ти (рис. 12.1). Согласно этой модели, информация из внешней среды попадает сначала в сенсорные регис­тры (непосредственную память). Здесь она хранится не более секунды в форме очень полного описания физических сигналов в том виде, в котором они были

Рис. 12.1. Схема трехкомпонентной модели памяти.

преобразованы на уровне органов чувств, без последу­ющего перекодирования. Затем информация либо уга­сает, либо переводится в оперативную память, где хранится десятки секунд в форме амодального вербально-акустического кода. Длительность сохранения зависит от активных процессов управления — прого-варивания, перекодирования, выбора способа запоми­нания и т. д. В долговременной памяти объем неограни­чен; информация в ней представлена в семантических кодах и может сохраняться очень долго (несколько лет) или даже постоянно. Основные характеристики раз­личных блоков памяти приведены в табл. 12.1 [16].

Основными процессами памяти являются запоми­нание, забывание и воспроизведение.

Запоминание. Характер запечатления, его сила, яркость и четкость зависят, с одной стороны, от осо­бенностей воздействия отражаемых человеком пред­метов и явлений, а с другой — от характера деятельно­сти и психологического состояния человека, т. е. от его активности.

Исследования показывают, что для облегчения запоминания, увеличения объема памяти важнейшее значение имеет рациональная группировка исходного материала, переход на более крупные оперативные единицы памяти. Кроме того, можно указать на следу­ющие приемы:

■ в определенных условиях переход на более длинный алфа­вит, на укрупненные оперативные единицы памяти ока­зывается выгодным, ибо позволяет сократить количество символов в запоминаемом материале без увеличения ко­личества информации;

■ для облегчения запоминания важное значение имеет на­хождение в запоминаемом сообщении избыточной ин­формации;

■ один из способов сокращения информации состоит в пе­рекодировании запоминаемых символов.

Источник

Оцените статью
Разные способы