- Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс
- Уроки 23 — 24 Преодоление естественных препятствий
- Приглашаем к дискуссии
- Правила преодоления препятствий
- Обеспечение безопасности при переправах через реки
- Задание
- Задание
- Вспомните:
- Правила переправы через замёрзшие реки и водоёмы
- Работа в группах
- Домашнее задание
- Участвуем в проекте
- Организация наведения переправы через водные преграды методическая разработка по физкультуре на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс
Уроки 23 — 24
Преодоление естественных препятствий
Приглашаем к дискуссии
Рассмотрим рисунки. Выскажем предположения: что сделали туристы неправильно при организации движения по маршруту?
Правила преодоления препятствий
Двигаться по лесу надо цепочкой, соблюдая небольшие интервалы. Если нет тропы, следует идти не спеша, осторожно, выбирая наиболее безопасные места. Проходя сквозь чашу или заросли кустарника, впереди идущему туристу необходимо придерживать ветви, чтобы они не хлестали по лицу идущего следом. Идущие впереди должны предупреждать об опасных местах: ямах, торчащих пнях, корягах, корнях, скользких поверхностях, скрытых промоинах и т. п. Особо опасные места лучше обходить стороной.
Следует соблюдать осторожность, когда приходится преодолевать канавы или ручьи по гнилым и неустойчиво лежащим брёвнам и стволам деревьев, особенно в дождливую погоду или после росы, когда они мокрые и скользкие. Перебираясь через глубокие овраги с обрывистыми стенками, заваленные буреломом и камнями (по дну которых нередко текут ручьи), необходимо выбирать наиболее пологое место, где легче всего организовать спуск и подъём. Если приходится подниматься по скользкому и крутому склону, для обеспечения безопасности следует устроить верёвочные перила. Для этого при планировании похода тщательно изучают маршрут по карте, выявляя возможные препятствия. А в групповое снаряжение обязательно включают специальные верёвки (основную и вспомогательную), длина которых должна быть достаточной для безопасного преодоления естественных препятствий.
При переправах через глубокие овраги или бурные реки по брёвнам туристы также должны наводить верёвочные перила. Переправу каждого участника организуют со страховкой. Снаряжение (рюкзаки) переправляют по перилам отдельно от участников.
Обеспечение безопасности при переправах через реки
Задание
Читая текст, обратите внимание на правила разведки при преодолении препятствий.
Часто бывает, что на пути движения туристской группы оказываются реки и ручьи. Следует заранее подумать о том. как через них переправляться. Лучше всего найти на крупномасштабной карте ближайший к маршруту мост и по нему перейти на другой берег. Однако порой это сделать невозможно. Тогда приходится организовывать переправу самостоятельно.
Все переправы через реки можно разделить по способу их организации:
• вброд (с шестом, со страховкой по перильной верёвке, шеренгой, кругом, колонной);
• на плавсредствах (на лодках или плотах);
• над водой (по выступающим над водой камням, по бревну или дереву, по кладям, с использованием наведённых верёвочных перил);
• вплавь (со страховкой и без страховки);
• по льду (в лыжных и пеших походах в межсезонье или зимой).
В горных районах, а также на равнине в период обильных дождей и таяния снега небольшие ручейки могут превращаться в бурные потоки. Такие неожиданности даже опытных туристов заставляют откатиться от переправы. Лучше вернуться назад, потратить на обход лишний день, в крайнем случае вообще отказаться от продолжения похода, но не рисковать. Вероятность несчастного случая при переправе через бурный поток весьма велика.
При разработке графика движения группы необходимо учитывать время на организацию сложных переправ так. чтобы туристы подошли к реке ближе к вечеру. Это позволит ещё до наступления темноты произвести осмотр реки и её берегов, определить наиболее подходящий для организации переправы участок русла. А ранним утром следующего дня приступить непосредственно к самой переправе.
Любая переправа через препятствие (реку или овраг) должна начинаться с разведки, которая предполагает выполнение следующих действий:
• осмотр местности с целью определения наиболее безопасного способа переправы (вброд, над водой, по воде);
• выбор участка реки и берега, где будет осуществляться переправа; например, если руководитель решил переправляться вброд, ищут, где русло самое широкое, а глубина потока наименьшая, где минимальная скорость течения, относительно ровное дно, малое количество камней и небольшая крутизна берегов;
• выбор типа страховки, соответствующего избранному способу переправы (шест, перильная верёвка и пр.);
• при необходимости оборудование места переправы (вкапывание или закрепление опор для крепления верёвочных перил);
• для первого участника переправы (который переплывает или переходит реку без перил) надо продумать страховку;
• распределение ролей между участниками переправы для страховки её первого участника;
• при переправе стенкой или кольцом назначают старшего группы (он координирует действия по оборудованию переправы, когда грохот воды или ширина реки не дают возможности переговариваться);
• проведение инструктажа участников переправы (каждый должен знать, что ему делать во время переправы и на противоположном берегу, как страховать друг друга и как действовать в экстренных ситуациях);
• отдельный инструктаж для туристов, организующих страховку.
Не следует искать переправы вброд в местах поворота русла реки. На таких участках один берег всегда крутой и труднодоступный, русло под ним глубокое, а течение — быстрое. Лучше найти прямой и широкий участок реки: чем русло шире, тем оно мельче.
Если переправа организуется в глубоком месте или на реке с быстрым течением, руководитель обязательно должен организовать ниже по течению «пост перехвата». Его задача — помогать тем. кто сорвался в воду.
При переправе с шестом его следует использовать как опору, опираться следует на ту часть дна. которая выше по течению, захватывать шест надо обеими руками и держать их близко друг к другу, а не разносить по шесту.
Задание
Сравните рисунки и найдите в них отличия. На каких рисунках туристы осуществляют переправу с нарушениями?
Вспомните:
Какие способы ориентирования на местности вы знаете? Как определить с помощью карты ваше местоположение на местности? Какие местные признаки помогут найти стороны горизонта? Как организовать сигнальный костёр?
Правила переправы через замёрзшие реки и водоёмы
Работа в группах
Составьте план переправы с учётом следующих результатов разведки: переправляться можно вброд: туристы подошли к реке перед заходом солнца: берег реки неровен и каменист.
Домашнее задание
Подготовьте ответ на вопрос «Что включает разведка переправы?».
Прежде чем шагнуть на лёд, внимательно осмотритесь. Безопаснее всего переходить водоём или реку по прозрачному льду, который имеет зеленоватый или синеватый оттенок. Толщина его должна быть более 7 см. Прочность льда проверяют ударами палки или ломика. Если после двух-трёх ударов вода не показывается, то лёд достаточно крепок. Если лёд начинает прогибаться или трещать под ногами, надо осторожно вернуться назад. Уходить лучше скользящим шагом — не отрывая ног ото льда. При пешеходой переправе соблюдают дистанцию в 5 — 6 м.
Если переправу совершают лыжники, они должны быть готовы в случае опасности быстро освободиться от снаряжения. Для этого надо, заранее отстегнуть крепления лыж. Палки надо держать в руках, сняв петли с кисти. Рюкзак надо снять со спины и закинуть на одно плечо.
Участвуем в проекте
Тема проекта: «Как укрыться от непогоды».
Группы, используя свой опыт, а также информацию из Интернета, предлагают чертежи (рисунки) укрытий от непогоды, используемых туристами в лыжном и пешем туризме. Заранее выбранная экспертная группа оценивает безопасность, прочность, надёжность и удобство предлагаемой конструкции.
Источник
Организация наведения переправы через водные преграды
методическая разработка по физкультуре на тему
Наведение переправы через водные преграды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodnye_pregrady.docx | 55.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Водные преграды являются одними из тех препятствий, преодоление которых требует определенных знаний, умений и навыков. Существует несколько технически сложных, но относительно безопасных способов наведения переправы (например, навесная переправа). Однако эти способы подразумевают наличие специального снаряжения и оборудования (карабинов, веревок, зажимов и т. д.). Это снаряжение не всегда имеется в наличии, поэтому полезно знать способы преодоления водных преград с использованием подручных средств.
Недопустимо переправляться через реку с ходу. Нужна тщательная разведка берегов реки в обе стороны. Лучше задержаться на несколько часов или сутки, чем подвергать свою жизнь опасности.
В данном разделе рассмотрим некоторые из способов переправ через несложные водные препятствия, не требующих специального снаряжения.
Переправа над водой
Небольшие реки или ручьи иногда можно преодолевать перепрыгиванием, используя в качестве страховки шест: его ставят посредине водного препятствия, опираются на него и, оттолкнувшись, перепрыгивают на противоположный берег.
На неглубоких реках возможна переправа по выступающим камням. Необходимое условие для этого вида переправы — выступающие камни, расположенные на расстоянии шага или небольшого прыжка, который можно совершить с места. Прежде, чем пользоваться этим способом, надо убедиться в устойчивости камней — с помощью шеста. Если же камни неустойчивые, мокрые или обледенелые, то при прохождении по ним есть опасность сорваться в речной поток. В этом случае следует заменить данный способ переправы на более безопасный.
Переправа по бревну или дереву наиболее безопасна и удобна.
Используется она в тех случаях, когда невозможно переправиться другим способом, а под рукой имеется подходящих размеров бревно или дерево на 2-4 метра длиннее русла реки. Для переправы выбирают наиболее узкое место реки с приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу.
Перебрасывая или сплавляя дерево, корневую его часть — комель — надо закрепить. На тонком конце бревна закрепляют веревку. При перебрасывании бревно сначала поднимают вертикально вверх, а затем, поддерживая его веревками, осторожно опускают над потоком.
Для страхующей опоры используют шест, который ставят против течения, или длинную жердь — в качестве перил.
Переправа по естественному завалу . На реках, протекающих в лесной зоне, нередко встречаются завалы из снесенных потоком деревьев или бревен. Ими можно воспользоваться для перехода на другой берег, предварительно проверив устойчивость бревен.
Переправа по клади . Этот способ переправы используют на нешироких, но быстрых и глубоких реках и ручьях, переход через которые вброд связан с риском для переправляющихся. Через препятствие укладывают несколько нетолстых бревен, скрепленных вместе подручными средствами. Для страховки применяют прочные жерди, укрепленные на берегах или удерживаемые участниками. Для страхующей опоры также можно использовать 3-5-метровый шест, который ставят выше по течению. При переходе на противоположный берег шест передается следующему переправляющему.
При использовании данного вида переправы не обязательно в качестве клади использовать живые деревья — в лесу всегда достаточно деревьев поваленных.
Переправа по снежным мостам . Такие мосты образуются обычно в конусах выноса в долины рек зимних и весенних лавин. При организации этого способа переправы необходимо проверить прочность снежного моста зондированием при помощи шеста. Если мост непрочен, его преодолевают ползком.
В высокогорьях — выше зоны леса — водные преграды легче всего преодолеть переходом через язык ледника , из которого, собственно, и вытекает река.
Переправа реки вброд
Основными условиями успешного форсирования реки является выбор безопасного места брода.
Внешние признаки брода — это расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, многочисленные рукава реки, а также тропы и дороги, спускающиеся к реке. После выбора места переправы определяют скорость течения и глубину реки. Прохождение реки вброд рекомендуется при следующей глубине:
- если скорость течения до 1 м/с — не более 0,9 м;
- скорость течения до 2 м/с — не более 0,7 м;
- скорость течения до 3 м/с — не более 0,5 м.
При скорости течения реки более 3-4 м/с, даже при той же самой глубине потока — 0,5 м — переправа вброд опасна, и надо искать другие места или использовать другой способ переправы.
Места переправ можно классифицировать как непроходимые, труднопроходимые и проходимые .
Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к воде: отвесные или крутые склоны, каньоны; сильно заболоченные, вязкие берега и дно реки; ямы, водовороты; большая ширина, глубина или быстрое течение — 3 м/с и более.
Труднопроходимые водные участки характеризуются следующими признаками: широкая пойма реки, сильное течение (2-3 м/с), низкие заболоченные берега, неблагоприятные метеоусловия (дождь, снег).
Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение — до 2 м/с.
Место переправы выбирают, обращая внимание на следующие моменты:
- самые мелкие места находятся в самых широких районах реки и, наоборот, наибольшая глубина и скорость течения встречаются в ее сужениях;
- признаками мелководья могут служить широкие плесы с повышенной скоростью течения по всей ширине реки; места, где река разделяется островками на несколько рукавов; выступающие над водой камни; островки по всей ширине; водная растительность;
- днем, в тихую погоду, поверхность воды над мелкими местами — косами, перекатами — бывает более ровная и светлая, чем над глубокими, где она имеет волнистый вид и темный цвет;
- мелкая рябь на поверхности воды указывает на мелководье;
- участки с крутыми берегами обычно глубокие.
П ереправа с шестом применяется в широком диапазоне глубины и скорости течения реки: от 2,5 м/с, при глубине до пояса, и до 4 м/с, при глубине до колена. Этот способ широко применим в практике.
После выбора места переправы приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним человеком, с минимальной страховкой, в качестве которой может служить прочный шест (палка) длиной 2-2,5 м. Предварительно необходимо убедиться в том, что в случае неожиданной потери устойчивости и падения переправляющегося в воду его не снесет потоком воды, что сила воздействия потока невелика и позволит ему самому быстро восстановить устойчивость. Переправа вброд возможна при глубине потока не выше середины бедра. В случае, если вблизи от места переправы ниже по течению имеется опасное место (резкое сужение потока, в результате чего скорость его течения значительно возрастает, а также крутой обрыв или водопад), то место переправы следует перенести на 30-40 м выше по течению.
Переправляться необходимо только в ботинках: так меньше шансов повредить ноги о камни на дне реки. Переправляющийся начинает двигаться по направлению к другому берегу наискось — под углом к течению, опираясь на шест, поставленный выше по течению. С целью снижения напора потока желательно уменьшить площадь его воздействия, для чего рекомендуется переправу осуществлять вполоборота. Идти надо мелкими шажками, не торопясь, ощупывая дно реки. Необходимо постоянно иметь не менее двух точек опоры: нога — нога или шест — нога. При перемещении шеста его нижний конец не следует поднимать высоко, а тем более совсем вынимать из воды. Поскольку при переносе шеста нет достаточной устойчивости переправляющегося в потоке, очень часто возникает необходимость в немедленной опоре на шест. Важно помнить, что шест, поставленный ниже по течению, не является средством страховки .
В случае, если переправа по одному сопряжена с опасностями (например, глубина реки доходит до пояса, а скорость течения — 3 м/с), переправляются шеренгой, или стенкой (рис. 1).
Рис. 1. Переправа стенкой: а — правильное, б — неправильное положение; F1, F2 — силы воздействия потока на переправляющихся
При переправе стенкой надо иметь в виду, что сила воздействия потока на переправляющихся, в зависимости от их взаимного расположения вдоль течения реки, неодинакова. Всю тяжесть нагрузки принимает на себя идущий выше по течению — он, рассекая поток, играет роль своеобразного волнореза. Учитывая это, выше по течению ставят самого сильного участника движения.
Основные требования к нижеидущим: не выбегать вперед, не отставать, строго выдерживать положение стенки параллельно оси потока, ни в коем случае не увеличивать «поперечное сечение» переправляющейся группы. Если эти условия не будут выполнены, произойдет распад стенки и все участники окажутся в воде.
При переправе стенкой важны коллективные действия. Исходя из сказанного, переправляющихся стенкой должно быть не более четырех человек.
Описанных выше способов вполне достаточно для успешного преодоления вброд проходимых рек.
Основные правила переправы через водные препятствия:
- перед осуществлением переправы необходимо тщательно разведать берега и дать оценку обстановке — с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использования опор;
- следует определить способ переправы;
- важно выбрать место и время переправы;
- лучше затратить больше времени на разведку, поиски безопасного и удобного места для переправы, чем излишне рисковать, переправляясь в неудобном или опасном месте;
- первым на переправе должен идти более опытный;
- при переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению;
- переправляться вброд надо обязательно в обуви (в ботинках).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В представленной презентации рассматриваются основные способы безопасного преодоления водных преград и болот.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е.
Наша школа является площадкой для проведения педагогических экспериментов, направленных на поиск оптимальных форм и методов личностно-ориентированного обучения в преподавании. Метод проектов яв.
На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф.
В работе исследованы основные задачи внеурочной деятельности и организационные модели внеурочной деятельности по профессии «Парикмахер».
Отче о работе театрального кружка.
Формирование знаний для преодоления рек, оврагов по навесной переправе. .
Источник