- Велосипед-водолет
- Почему он движется и не тонет?
- Эволюция акваскиппера
- Техника езды на акваскиппере
- Читайте также
- 5 комментариев
- Восемь самых «крутых» транспортных средств для экстрима на воде
- Quadrofoil Q2S на подводных крыльях
- Электрическая доска для серфинга Aquila
- Подводный джетпак S.C.P Marine Innovation x2
- Персональная субмарина DeepFlight Dragon
- Водный велосипед Schiller X1
- Ховерборд от ZR
- Sea-Doo Spark
- Модульный гидроцикл BomBoard
- Водный туризм описание,виды,фото,видео.
- Виды водного туризма
- Экзотические плавсредства
- Туры на подводных лодках
- Катание по морским волнам
- Рыболовные экстрим-туры
- Дайвинг
Велосипед-водолет
Одно из интереснейших средств передвижения по водной глади с использованием только мускульной силы человека – акваскиппер. Издали его можно принять за велосипед, двигающийся непонятным образом по поверхности водоема. Но присмотревшись, можно обнаружить, что на нем нет ни педалей, которые бы вращали какой-либо движитель, ни, что самое странное, поплавков, придающих плавучесть. Как же эта конструкция, сама по себе нелёгкая, да еще и с человеком «на борту» остается на плаву и развивает немалую скорость?
Почему он движется и не тонет?
Конструкция акваскиппера (или как его часто называют – «аквапланера») на первый взгляд весьма незатейлива.
Широкая площадка для ног двумя стойками жестко связана с главным задним крылом. От площадки вперед уходит трубчатая рама, оканчивающаяся рулевой втулкой, очень напоминающей велосипедную.
Рулевая поперечина переходит в «бушприт», связанный шарнирно с изогнутой стойкой переднего стабилизирующего крыла. Несколько вперед от передней плоскости вынесена стойка с «волнорезом» — глиссирующей пластиной.
Эластичность конструкции обеспечивает полимерная дугообразная пружина, установленная между «бушпритом» и стойкой переднего крыла. Вот в принципе, и все.
Иногда некоторые модели дополняются поплавками, которые не задействуются при движении, нужны лишь для повышения плавучести перевернувшегося акваскиппера.
Вся конструкция, как правило, выполнена из легких алюминиевых сплавов, однако вес водного самоката все равно достигает 12 килограмм. За счет чего же она удерживается на плаву и совершает поступательное движение?
Почему птицы не падают в полете? За счет подъемной силы расправленных крыльев. Если такое возможно в воздухе, то должно, наверняка, работать и в жидкой среде, превосходящей воздух по плотности в сотни раз.
За счет чего развивают огромные скорости водные млекопитающие – дельфины или киты? Это достигается изменением угла атаки своих мощных «крыльев» — горизонтальных хвостовых плавников. На таких же принципах основана работа и акваскиппера.
Пилот, управляющий таким аппаратом, совершает ритмичные подпрыгивающие движения, передавая нагрузку от ног на заднее крыло.
Для занятий спортом на воде в холодную погоду вам понадобится гидрокостюм Сарган.
Фильмы о сноубордистах и лыжниках не нужно больше искать. Список самых лучших на этой странице.
Эволюция акваскиппера
Первые разработки подобного способа передвижения по воде начал проводить шведский конструктор Александр Сахлин в 90-е годы прошлого столетия.
Итогом его работы стал аппарат под названием «трампофойл», запатентованный и представленный на суд публики в 1993 году.
Принцип действия трампофойла ничем не отличается от описанного выше. Разница в том, что необходимую эластичность конструкции обеспечивала не шарнирное соединение и пружина, а изогнутая гибкая рама, требующая от пилота при движении приложения значительных усилий.
Подобные «водные велосипеды» быстро обрели популярность, долгое время выпускались серийно. Иногда их можно встреть и в наше время.
Акваскиппер с дугообразной пружиной, созданный в 2007 году, получился более легким, за счет снижения массы рамы, и более эластичным. Это позволило освоить этот способ передвижения по воде широкому кругу любителей.
Акваскипперы выпускаются довольно большими сериями, их несложно приобрести, тем более что цена на них значительно снизилась – вполне возможно подыскать модель за 11–12 тысяч рублей.
Развитием темы было также создание «пампбайка». Эта модель, запатентованная в 2003 году южноафриканским инженером и изобретателем Майком Пьюзи, несколько отличается своим внешним видом и конструктивным исполнением, но принцип действия абсолютно такой же.
На пампбайке вместо рамы применена достаточно широкая пластиковая доска, к которой жестко закреплена рулевая стойка.
Платформа для ног пилота оснащена стременами, что не только создает повышенную комфортность, но и позволяет повысить КПД.
Интересен и механизм изменения угла атаки главного крыла – он собран на подпружиненной шарнирной основе непосредственно в месте крепления стоек крыла к платформе.
Общая конструкция пампбайка несколько сложнее, нежели обычного акваскиппера, что сказывается на его цене. Правда, эти и наиболее скоростная модель – абсолютный рекорд скорости для подобных аппаратов (32,19 км/час) установлен именно на ней.
Техника езды на акваскиппере
Не следует полагать, что акваскиппер – это тот аппарат, на котором можно просто «сесть и поехать». Освоение подобного способа передвижения по водной глади может потребовать определенной сноровки и значительного приложения сил. Впрочем, попрактиковавшись около часа, большинство новичков начинают двигаться самостоятельно.
Начинать движение лучше всего с пирса (мостков), возвышающегося над водой на 0,5 метра. Для того чтобы удержаться на воде и получить поступательное движение, акваскипперу необходим первоначальный импульс.
Пилот ставит одну ногу на платформу, опускает переднее крыло до уровня воды и отталкивается второй ногой от опоры. Минимальная стартовая скорость, способная удержать акваскиппер на воде – около 8 км/час.
Дайвинг на Пхукете и других самых интересных местах для дайвинга по всему миру описаны на нашем сайте.
Возможно вас заинтересует список лучших фильмов о паркуре. Тогда посетите эту страницу.
После придания первоначального движения вторая нога также ставится на платформу. Пилот начинает совершать прыгающие движения, распределяя нагрузку на заднюю платформу (до 80 %) и на переднее крыло (20%).
Легкий толчок на руль должен слегка предварять основное усилие на заднее крыло. Если старт прошел удачно, акваскиппер начинает набирать скорость.
Прыжки выполнять следует, стоя на носках. Для движения с небольшой скоростью прыжки выполняются часто и с небольшим усилием. Чтобы развить хорошую скорость, усилия прикладываются с меньшей частотой, но с глубокой амплитудой.
Повороты осуществляются с помощью рулевой колонки и за счет незначительного перенесения центра тяжести тела пилота.
После первых неудач не стоит паниковать – техника владения акваскиппером придет обязательно. Если пользоваться страховочным жилетом, никакой опасности неудачные попытки не представляют – конструкция аппарата предусматривает положительную плавучесть, его несложно будет отбуксировать к месту старта.
Не стоит ждать с самого начала длительных прогулок «с ветерком» – плавание на акваскиппере весьма схоже с работой на силовых тренажерах. Неопытный пилот вряд ли продержится на воде больше нескольких минут.
На видео: как собрать и кататься на акваскипере

Заплывы на скорость или на значительные расстояния доступны только весьма тренированным спортсменам. Но зато при плавании на таком «водном велосипеде» задействуются практически все группы мышц, что превращает акваскиппер в отличный вид фитнесса.
Технический прогресс не стоит на месте, и сейчас выпускается усовершенствованная модель мини-средств передвижения на подводных крыльях – «гидроглайдер». Этот аппарат сочетает в себе крыльевой аппарат и рулевое управление акваскиппера, серфинговую доску и электрический движитель, и позволяет продвигаться со скоростью до 40 км/час более двух часов. Впрочем, это уже совсем другая история.
Читайте также
5 комментариев
ЁМАЁ! Даже страшно смотреть на это сооружение, не то что кататься на нем! Я бы наверное никогда не осмелилась встать на этот велосипед, действительно опасно, никогда не знаешь как все закончится…ведь тут даже если падать будешь, нечаянно на эту штуковину попал и все, пиши пропало.. Не знаю на каких людей рассчитан этот спорт!
Я бы наверное испугалась воспользоваться данным сооружением. Я на обычном кататься то не умею велосипеде. А тут водный. Ещё буду бояться, что смогу упасть в воду. Но это как сказать на любителей.
Вау! Я бы хотела на таком прокатиться! Это такое чувство свободы и адреналина, новые ощущения и силовые упражнения, удовольствие и польза в одном флаконе! Просто класс! Да еще и цена приемлемая)
Я бы тоже хотела прокатиться на таком велосипеде! С большим удовольствием! Вестибулярный аппарат тут нужен очень крепкий, все таки велосипед и на воде!
Акваскипперу велосипедных колёс маленьких четырёх не хватает, в которых храповик в каждом есть во втулке, чтобы не только плыть на подводных лыжах, но и ехать подобным же образом на акваскиппере на этих трёх колёсах по дороге и Земле. Оси колёс — установлены симметрично на каждом боку самых нижних подводных крыльев акваскиппера, своей длиной в той же плоскости, что и направление длины этих крыльев. На заднее крыло — 2 колеса, и на переднее крыло — 2 колеса. Храповики внутри втулок каждого из этих колёс, позволяют ехать акваскипперу вперёд по дороге, а взад не двигаться, при этом движения пружины акваскиппера, позволяет всем колёсам это качение акваскиппера по дороге и Земле совершать!
Источник
Восемь самых «крутых» транспортных средств для экстрима на воде
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Quadrofoil Q2S на подводных крыльях
Quadrofoil Q2S, получивший звание самого «зелёного» гидроцикла, похож на двухместного жука-водомерку, парящего над водой. На этом футуристическом транспортном средстве установлен электродвигатель мощностью 5,5-кВт и аккумулятор 10-кВт-ч. На одной зарядке можно преодолеть до 100км, развивая скорость до 40 км\ч. Необычного вида гидроцикл уже можно купить под предзаказу за $ 27 500.
Электрическая доска для серфинга Aquila
Электрические доски для серфинга (вейкборды и паддлборды) были очень популярной игрушкой для развлечений на воде в 2014 году. Aquila вывела этот продукт на новый виток, выпустив доску, которая разгоняется до 70 км/ч.
Подводный джетпак S.C.P Marine Innovation x2
Одним из самых необычных девайсов для водных видов спорта можно считать джетпак, который дает возможность погрузиться под воду и плыть при помощи пары переносных двигателей. Сдвоенные двигатели крепятся на руках, батареи для них — на майке, превращая человека в настоящего подводного киборга. Цена джетпака $ 5500.
Персональная субмарина DeepFlight Dragon
Персональная подводная лодка до недавних пор казалась неосуществимой мечтой. Однако, DeepFlight Dragon удалось сломать все стереотипы. Маленькая одноместная подводная лодка, которая весит всего 1800 кг, может погружаться на 120 м с помощью электродвигателей. Стоит аппарат пока очень дорого — $ 1,5 млн.
Водный велосипед Schiller X1
Вращая педали этого водного велосипеда, можно плыть со скоростью до 16 км/ч. Конструкция проста, как всё гениальное, — рама из алюминия и нержавейки. ПВХ-понтоны и светодиодные фары.
Ховерборд от ZR
Вдохновившись знаменитым ховербордом из фильма «Назад в будущее 2», Фрэнки Сапата разработал водный реактивный ховерборд . С помощью такой необычной доски серфингист может лететь по воздуху на высоте до 5 м над волнами со скоростью до 25 км/ч. Стоить летающая доска будет $ 6000.
Sea-Doo Spark
Создатели гидроцикла Sea-Doo Spark постарались совместить мощь суперкаров с доступной ценой. Spark мощностью 90 лошадиных сил, очевидно, не самое быстрое или самое высокотехнологичное судно на рынке, но сверхлегкий гидроцикл за $ 5000, который лихо прыгает по волнам со скоростью 64 км/ч, явно найдет своих поклонников.
Модульный гидроцикл BomBoard
В нынешнем году на рынке появился модульный гидроцикл BomBoard . Он состоит из четырех частей, которые в разобранном виде можно упаковать даже в багажник автомобиля. Собрать же гидроцикл можно всего за минуту. Максимальная скорость BomBoard составляет 64 км/ч. Вес – 68 кг.
Специально для экстремалов, которые решили провести новогодние праздники в родных широтах, а не на далёких морях, мы подготовили обзор о скоростных санках из углеволокна .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Водный туризм описание,виды,фото,видео.
Виды водного туризма
Водный туризм — вид туризма, при котором отдых осуществляется на воде с
использованием байдарок, каяков, надувных спасательных плотов (ПСН), лодках,
рафтах, катамаранах (каркасно-надувной конструкции), плотах (деревянные
конструкции с надувными элементами) и других плавательных средств. Для
организованных туристов, не увлекающихся спортивным туризмом, приемлемы
маршруты на теплоходах по рекам и на океанских лайнерах по морям.
Географически и по времени спортивный водный туризм очень разнообразен: от
часовых однодневных маршрутов по ближайшим рекам, до многонедельных
походов по рекам в гористой местности. Для свершения несложных путешествий
может использоваться небольшая резиновая надувная лодка, наиболее популярная у
рыбаков. В других случаях, для прохождения сложных порогов, на байдарки, ПСНы
и рафты шьются специальные «фартуки», чтобы плавательные средства не заливало
Водные походы условно разделяются на некатегорийные и категорийные (I — VI категории сложности). В некатегорийных походах побывали почти все красноярцы, принимая участие в походе выходного дня — летний сплав по Мане. Сложные категорийные маршруты доступны только очень подготовленным группам туристов. В Красноярском крае у туристов-водников пользуются популярностью сплавы по горным рекам Западного Саяна, плато Путорана, рекам Енисей, Кан, Казыр, Кизир, Шинда, Сисим, Чулым, Ангара, Нижняя Тунгуска, Таймыра, Хатанга, Пясина и другим. На Таймыре водные маршруты нередко прокладывают для любителей рыбной ловли, активно используя местные озера.
Вейкбординг — представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой, широкой доске. Двигаясь на скорости 30-40 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин. В прыжке можно исполнить множество разнообразных трюков. Стоимость полного комплекта вейкбордического снаряжения от $400.
Дайвинг — очень популярен во всем мире. Общая подготовка и снаряжение обойдутся новичку в сумму до $1000, зато потом он будет тратиться только на билеты и гостиницы. Если же снаряжение не покупать, то стоимость подготовки к первому туру снижается до $250. Правда, тогда придется платить по $30-40 за аренду костюма, акваланга и других, необходимых на глубине вещей. Действительно же хорошее снаряжение стоит от $1500 за полный комплект.
Водные лыжи — один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам. Для занятий водными лыжами потребуются четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм. Стоимость лыж варьируется от 120 до 1000 долларов, плюс остальное снаряжение (гидрокостюм, перчатки, спасательный жилет) стоит где-то $150.
Виндсерфинг — это овальная доска из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости и с плавниками-стабилизаторами на нижней плоскости, и небольшим парусом, который крепится к доске. Серфинг — это то же самое только без паруса. Собственно виндсерфинг и произошел от серфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10-12 м/с. Виндсерфер в комплекте стоит $1000, запасной парусный комплект (мачта, гик, парус) — $500, гидрокостюм — $200, итого $1700.
Каякинг — сплав на одноместных пластмассовых лодках (каяках), управляемых двухлопастным байдарочным веслом.
Каякинг набирает все большую популярность и в России. Этот спорт одиночек, хотя и лишен командного духа, зато дает возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развиваются три основных направления — гребной слалом, родео и сплав.
Слаломный каякинг — это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.
Рафтинг (сплав) — сплав на рафтах, то есть многоместных надувных судах, управляемых, как канойными, однолопастными, так и дополнительно распашными (лодочными) веслами.
Рафт-туры в основном бывают следующими: поездки на день (от 60 до 150 $) или полдня (в районе 25-75 $), и многодневные путешествия. Во время последних туристы попадают в отдаленные уголки гор, с нетронутой природой, разбивают лагерь по мере прохождения реки и исследуют дикие окрестности вокруг стоянок. Минимальная стоимость таких рафт-туров — от 1000-1500 $.
Водный туризм — недешевый отдых: хороший катамаран вместе с каркасом может стоить 30-40 тысяч рублей
Экзотические плавсредства
Новым, очень интересным и оригинальным способом путешествий на воде является water-skyshoes.Оказывается, на лыжах можно перемещаться не только по снегу. Сравнительно недавно были изобретены «надувные ботинки» — своеобразный необычный вариант водных лыж. Прообразом для их создания послужили снегоступы. Несмотря на их довольно забавный вид, на таких надувных лыжах некоторым смельчакам удавалось проходить очень большие расстояния по воде, причем не только по рекам. Некоторые путешественники преодолевали свыше 5000 км по океанским волнам.
Из современных способов получения острых ощущений на воде можно отметить катание на аквабайках (гидроциклах или водных мотоциклах).
Туры на подводных лодках
Новым видом туристических развлечений, связанных с экстримом, являются туры на подводных лодках .
Если раньше погружения в батискафах и субмаринах были доступны лишь ученым и военным и проводились исключительно с целью исследований или совершенствования техники, то в последнее время как за рубежом, так и в России все большее развитие получают подводные туристические экскурсии.
Подводные плавательные средства во многих странах, в том числе и в нашей, пока сравнительно немногочисленны и производятся промышленностью только на заказ.
До недавнего времени собственно туристических субмарин существовало немного. Чаще всего их предлагали туристам в аренду научно-исследовательские лаборатории. Самыми известными из подводный лодок являются «Морская звезда» — подводный дом, в котором на дне Красного моря (на глубине 10 м) пять человек прожили месяц, изучая рыб и морские растения.
Совсем недавно в Голландии построена подводная лодка, специально предназначенная для туристических погружений в тропических морях. Она может опускаться на глубину до 300 м и оставаться под водой почти две недели. Скорость ее движения — до 28 км в час.
Далеко не каждый рискнет спуститься га глубину с аквалангом, да и не всем это позволит здоровье, а вот прокатиться на подводной лодке, как знаменитые герои Жюля Верна, познакомиться с живой природой морей и океанов в естественной среде, осмотреть обломки затонувших кораблей и затопленные части древних городов смогут многие.
Кроме подводных лодок, для знакомства с подводным миром сейчас во многих туристических центрах используются суда с прозрачным дном.
Катание по морским волнам
Катание по морским волнам на самых разных приспособлениях становится одним из самых популярных видов туризма, спорта и развлечений. Поклонники скоростного перемещения по воде начитывают в своих рядах десятки миллионов человек во всем мире.
В 2005 г. на юге России, на окончании Ейской косы, омываемой водами Таганрогского залива и Ейского лимана (побережье Азовского моря), был создан первый в нашей стране клубный отель водных видов спорта и активного отдыха на воде. Он называется «Акватория лета». Выбор места был неслучаен. Именно здесь собирались в течение более 10 лет поклонники водного экстрима. Объясняется это тем, что роза ветров здесь идеально подходит для занятий морским спортом. Прежде всего это виндсерфинг (катание на доске под парусом), кайтсерфинг (катание на доске под парашютом) и вейкбординг (катание на доске, буксируемой катером).
В комплекс клуба входят три двухэтажных жилых корпуса на 86 номеров (включая номера «люкс»), трехэтажное здание ресторана с панорамными окнами, бассейн и вводно-спортивный комплекс (причал, прокат оборудования, пляж). Номера отеля оборудованы индивидуальными кондиционерами, душем, телевизорами, мобильной телефонной связью. Спортивный центр оснащен самым современным оборудованием общей стоимостью около 300 тыс. долларов, а обучение водному экстриму проводит большая команда квалифицированных инструкторов. У отеля есть подробный интернет-сайт и московское представительство, активно сотрудничающее с несколькими десятками турагенств. На базе территории клуба созданы многочисленные спортплощадки для занятий прыжками на батуте, айкидо и многими другими видами спорта. В дальнейшем планируется создание сети российских спортивных клубных отелей под маркой «Акватория лета».
Рыболовные экстрим-туры
Несмотря на то что рыбалка всегда считалась довольно безопасным занятием, многие ее виды, например в труднодоступных или сложных местах, а также лов крупной или хищной морской рыбы являются довольно экстремальным занятием.
Современная рыбалка позволяет современному мужчине чувствовать себя и охотником, и героем, и даже где-то кормильцем. В последние годы среди серьезных рыбаков (например, на соревнованиях) все чаще встречаются и представительницы слабого пола.
В России водоемов (морей, озер, рек), где любители рыбной ловли могут испытать свою подготовку (в том числе и физическую), навыки и умения, — огромное количество. Одним из рыбацких вариантов рая является дельта Волги. На Ахтубе — могучей реке находятся многочисленные пороги, заливные озера — ильмени, представляющие собой настоящие водные джунгли. Здесь водится свыше 200 видов рыб, населяющих бассейн Нижней Волги.
В настоящее время по всей России открываются многочисленные Дома рыбаков.
Дайвинг
Магическая сила подводного мира заключается в универсальности его среды: имеется отличие от положения на земле и в воздухе, под водой можно двигаться во все стороны, самостоятельно выбирая направление.
Подводное плавание (diving) — один из самых сложных и опасных видов спорта и туризма. Несмотря на это, а также дороговизну снаряжения, которая не каждому по карману, движение дайверов расширяется с каждым годом как у нас в стране, так и за рубежом. Человека всегда манил к себе загадочный подводный мир. В настоящее время только в Европе любителей подводного плавания насчитывается свыше 3 млн.
Однако, если во многих других видах туризма можно обойтись без специальной обучения и подготовки, в подводном плавании это недопустимо. Единственная, даже незначительная ошибка под водой может стоить аквалангисту жизни. Поэтому без надлежащего обучения под руководством опытных инструкторов и приобретения необходимых практических навыков спускаться под воду не рекомендуется даже самым отчаянным авантюристам. Дайвинг-центры не допускают до погружения новичков, не прошедших специального курса обучения и не имеющих специальной лицензии.
Во многих странах созданы центры подготовки водолазов-любителей и центры организации подводного туризма.
Большинство центров по подготовке и обслуживанию любителей подводного плавания объединены в ассоциации. Крупнейшим из них является PADI (Professional Association of Diving Industrion), имеющая около 200 подводных центров в 175 странах мира (число подводников с сертификатами PADI около 6 млн человек), CMAS (Confederation Mondile des Activites Subag Nation), SGL (Scubargo Education Association) и др.
По некоторым подсчетам подводным плаванием в мире увлекаются не менее 30 млн человек.
Задачами таких центров являются подготовка подводников-любителей, разработка мероприятий по обеспечению безопасности подводных путешествий, аттестация и сертификация членов подводных центров, разработка карт и атласов подводных объектов.
Полный курс обучения начинающего дайвера включает в себя: обучение плаванию с дыхательной трубкой, аквалангом сначала в бассейне, а затем на открытой воде, подводное ориентирование, способы подводного плавания, ориентирование под водой по компасу и с помощью подводных ориентиров, плавание в условиях ограниченной видимости и ночью, поиск под водой предметов и подъем их на поверхность, глубоководное погружение.
Одна из опасностей, связанных с дайвингом, — это возможность возникновения кессонной болезни. Поэтому необходимо тщательно следить за глубиной погружения, временем нахождения под водой и скоростью подъема на поверхность. Не рекомендуются многократные погружения под воду в один день и многодневные погружения без перерыва.
Определенную опасность представляют собой морские течения при открытой береговой линии, а также прибойные волны вблизи скал и рифов.
Кроме того, опасность для туристов, занимающихся подводным плаванием, представляют некоторые морские обитатели (ядовитые медузы, ежи, морские звезды, моллюски, морские змеи, рыбы, а в некоторых местах также морские хищники, например акулы).
Особенно большое внимание уделяется подводному плаванию в скандинавских странах: Швеции, Финляндии и Норвегии. Так, в Швеции имеется свыше 300 центров подготовки туристов-подводников, в Финляндии — около 60.
В России также создаются специальные организации подводного туризма — «Бадди», «Морские технологии», «Золотой Галеон», «Подводный клуб МГУ» и др.
Подводное плавание включает в себя разные направления. Наиболее популярным из них является подводная археология (поиск и исследование затонувших объектов — городов, кораблей). Более половины участников подводных центров занимаются подводным плаванием с целью поиска и обследования погибших судов, часть из них участвует в кладоискательстве.
Большое распространение подводная археология получила в прибрежных морских районах, где имеются затонувшие части античных или средневековых городов. Различные экспедиции, связанные с глубоководным погружением, работают и на реках и озерах (например, на Днепре, в районе острова Хортица, в высокогорных священных озерах на бывшей территории империй инков и майя и т.д.).
Другим направлением подводного плавания является участие в научных исследованиях с целью изучения подводного мира.
Очень увлекательным видом деятельности в дайвинге является подводная видео- и фотосъемка, как любительская, так и профессиональная.
В последнее время получил распространение подводный ритуальный туризм — оказание различных почестей и возложение венков на месте затонувших судов и массовой гибели моряков в результате катастроф или военных действий. Такой вид туризма особенно популярен в северо-восточных регионах России (Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской, Новгородской областях и в республике Карелия). Данные регионы имеют значительный потенциал для приключенческого, научного, учебного и ритуального подводного туризма. По данным АО «Морские технологии» только в Российском бассейне Балтийского моря и прилегающих озерах находится свыше 6000 затонувших объектов. На базе этих объектов создан «Атлас объектов на дне Финского залива и Балтийского моря».
В России подводный туризм популярен также в бассейнах Черного, Каспийского, Азовского и Баренцева морей, а также на Тихоокеанском побережье Дальнего Востока, озера Байкал, Белое и др.
Одним из развивающихся направлений в дайвинг-туризме является подводное плавание в северных морях.
В Кандалакшском заливе на Белом море (одном из наиболее доступных из наших северных морей для дайверов) функционирует несколько современных дайвинг-центров, оснащенных современным подводным оборудованием, катерами, ботами и моторными лодками.
Один из них под названием «Полярный круг», открытый усилиями энтузиастов из подводного клуба Московского государственного университета в 2004 г., располагается у старинного поморского поселка Нильмогуба. На морском льду оборудован комфортабельный мобильный лагерь, состоящий из нескольких фанерных домиков-балков на полозьях. В них могут с удобствами разместиться 3-4 дайвера, в тепле облачиться в гидрокостюм, проверить снаряжение. Балки установлены в непосредственной близости от майн — отверстий во льду для ныряния. Один из балков занят под столовую и кают-компанию.
Спуски под лед в легководолазном снаряжении относятся к наиболее экстремальному виду дайвинга, поэтому во время таких спусков особое внимание уделяется безопасности.
У подводников клуба МГУ есть прекрасно оборудованное судно «Картеш», на котором летом можно посетить любую точку русского Севера. Базируется судно в Чупе (Кандалакшский залив Белого моря) или Тернберке (Баренцево море).
Еще один дайвинг-центр имеется на берегу Авачинской бухты на Беринговом море.
Эти центры у наших полярных морей привлекают любителей подводного экстрима почти нетронутой природой и, конечно, относительной транспортной доступностью.
Дайвинг-центры как в России, так и за рубежом принимают активное участие в экологических акциях, направленных на охрану окружающей среды. Начиная с 2003 г. в России проводится «день очистки» водоемов, который проводит профессиональная ассоциация дайвингистов — инструкторов PADI. Дайверы и волонтеры из России и других стран очищают дно естественных и искусственных водоемов от скопившегося там мусора. Например, команда подводников МГУ подняла с 8-метровой глубины Спасо-Каменского карьера старый «Москвич». Дайверы клуба «Лохматый кашалот» достали из озера Сенеги увесистую ржавую гирю, а представители клуба «Юнион-спорт» добыли из большого Садового пруда информационную стойку от остановки. В мероприятии «Великий мусорный день» в 2005 г. участвовало 190 человек. В общей сложности с площади 6 га было собрано 5 т мусора.
Как отличить в дайвинге отдых от спорта, а спорт от экстрима? Бывалые подводники отвечают просто: «по цвету бездны». Если аквалангист опустился на глубину, где вода имеет голубую окраску, это отдых, приятный и относительно безопасный. Если цвет воды при дальнейшем погружении сменился на синий, это уже спорт, а там, где начинается черная вода, это экстрим.
Самыми экстремальными и опасными видами подводного плавания являются технодайвинг, т.е. глубоководные декомпрессионные погружения на разных дыхательных смесях в открытой воде, а также проникновение в подводные пещеры (подводная спелеология) и на затонувшие объекты.
Подводные исследования в пещерах требуют не только специального снаряжения и подготовки, но и большого мужества. Существуют очень сложные пещеры, до дна которых приходится продвигаться несколько суток, преодолевая очень сложные препятствия в виде глубоких колодцев и завалов. Однако стремление увидеть то, что доступно немногим, преодолевает все.
Для тех же, кто очень хочет почувствовать себя дайвером, но в силу разных причин (возраста, состояния здоровья, характера) не может погружаться на большие глубины, туристические центры, расположенные на морских курортах на острове Маврикий, продумали такой вид развлечений, как «снуба дайвинг». Это один из простейших способов погружения под воду. На голову ныряльщику одевается специальный шлем, в который через длинный шланг подается воздух. На талию надевается пояс с грузом — и вперед, вернее вниз. Дайверов погружают на глубину 3-4 м возле рифов, куда подплывают прикормленные стайки рыбок, моллюсков и мелких морских животных. Возраст ныряльщиков практически не ограничен — от 7 до 77 лет. «Снуба дайвинг» очень популярен среди мам с малышами и пожилых людей.

Источник