- Как научиться быстро переключать внимание
- Способы переключения внимания
- Способ первый
- Способ второй
- Способ третий
- Способ четвёртый
- Способ пятый
- Способ шестой
- Как удерживать внимание ученика весь урок: шесть простых приемов
- Евгений Фатьянов
- 1. Неожиданный вопрос
- 2. «Игра» голосом
- 3. Внимание к деталям
- 4. Резкий звук
- 5. Аудиоэффекты
- 6. Вовлечение слушателя
Как научиться быстро переключать внимание
Когда мы чем-то заняты наше внимание, в подавляющем ряде случаев, сосредоточено именно на этом процессе. И, конечно, способность концентрироваться является одним из самых эффективных и нужных человеку навыков. Ведь благодаря ей человек может полностью погрузиться в выполняемую задачу, а все посторонние раздражители проходят, словно мимо него, никоим образом его не отвлекая. Но что делать в ситуациях, когда наше внимание поглощено навязчивыми мыслями, каким-либо объектом или мы просто не можем оторваться от какого-то процесса? Важность способности человека к переключению внимания нисколько не меньше, чем способности к сосредоточению, а сама она порой бывает ему гораздо нужнее. Как научиться переключать своё внимание и развить в себе данный навык? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сказать немного о том, что такое внимание вообще.
Вниманием называется процесс избирательного восприятия того или иного объекта, который характеризуется изменениями в интенсивности переживаний, их ясности и содержании. Как правило, внимание выражается в отношении человека к чему-либо, а за этим отношением уже стоят его установки, потребности, интересы и психическая направленность. В центре внимания всегда находится определённый объект, а всё остальное является второстепенным и не столь ясным. Но сам процесс внимания не является самостоятельным и им можно управлять.
Внимание выполняет ряд особых функций, может быть нескольких видов и форм, а также обладает своими свойствами. Для уточнения стоит заметить, что основными функциями внимания являются следующие:
- Отбор актуальной на текущий момент информации
- Обеспечение концентрации на определённом объекте или какой-либо деятельности
- Активизация первостепенных и торможение второстепенных психических процессов
Непосредственно о внимании и его особенностях более подробно вы можете узнать, ознакомившись с одним из наших тренингов. Сейчас же мы переключим внимание на основную тему сегодняшнего разговора – переключение внимания.
Переключение внимания является, в основе своей, сознательным и целенаправленным перемещением акцента восприятия с одного объекта (или вида деятельности) на другой. Образно этот процесс можно представить в виде светового луча, исходящего от фонарика: например, вы идёте ночью и освещаете этим лучом пространство перед собой, но вот что-то зашуршало в стороне от вас и вы направляете луч света в сторону шуршания, чтобы узнать побольше о его источнике. Этот луч света и есть то самое внимание, которым мы все пользуемся в повседневной жизни. Правда, здесь имеется один нюанс: шуршание отвлекло вас, т.е. ваше внимание переключилось автоматически. Переключение же внимания всегда должно происходить осознанно. В этом и есть различие между простой отвлекаемостью и целенаправленным переключением внимания, которое зависит от актуальных на данный момент задач.
Помимо этого, на успешное переключение внимания оказывают влияние такие факторы как предыдущая и новая деятельность человека, а также его личностные качества. К примеру, если вы только что смотрели интересные видеоролики в Интернете, но вам нужно срочно приступить к тяжёлой работе, то переключение будет происходить сложнее, чем, если бы вы от тяжёлой работы переключались на просмотр видео. Дело в том, что осознанное переключение внимания всегда подразумевает под собой произведение некоего волевого усилия, и гораздо легче и быстрее происходит от предмета (или деятельности) менее значимого и интересного к более значимому и интересному.
Переключение внимания всегда отражает индивидуальные психические особенности каждого человека. Так, например, есть категория людей, способных быстро менять акцент своего восприятия, а есть категория тех, кто делает это медленно. Но, как бы то ни было, этот процесс оказывает непосредственное влияние на всё, что делает человек, даже на то, как он воспринимает окружающий его мир. Ведь направленность нашего внимания, во многом, формирует наше мировоззрение, убеждения, направленность поведения, настрой и т.д. Именно поэтому переключению внимания нужно научиться. А самое интересное в том, что сделать это довольно просто.
Способы переключения внимания
Способ первый
Зная о том, что главным фактором для сосредоточения нашего внимания является поступающая извне информация, можно применить простую технику, позволяющую, пусть и не полностью, но всё же оградить своё внимание от ненужной информации – это игнорирование. Во-первых, не нужно придавать излишнего значения тому, что не касается вас и вашей жизни. Постарайтесь заботиться только о своих делах и о том, что важно именно для вас. Конечно, это не означает, что вы должны стать «твердолобым» и быть озабочены только собой – просто адекватно воспринимайте происходящее и не усложняйте себе жизнь тем, что вам на самое деле не нужно. А во-вторых, ограничьте поток поступающей информации – как многие СМИ, так и многие люди постоянно «загружают» нас избытком негатива: где-то случилось что-то страшное, у кого-то трудности и проблемы и т.п. А мы всё это воспринимаем. Нужно перестать это делать: откажитесь от просмотра телевизора, избегайте постоянно жалующихся людей, оградите себя от потока отрицательной энергии, которая от всего этого передаётся. Интересуйтесь преимущественно тем, что непосредственно влияет на вашу жизнь.
Способ второй
Культивируйте в себе позитивное мировосприятие: не относитесь ко всему слишком серьёзно, учитесь смеяться над самими собой и с улыбкой воспринимать любые события, не беритесь за решение непосильных или бессмысленных задач. Помните, что всё идёт своим ходом, и в случае возникновения неурядиц повторяйте про себя очень действенную поговорку: «Делай, что должно – и будь, что будет». Говоря проще, нужно махнуть на всё рукой. Позвольте всему быть и свободно идите по жизни. Только так вы сможете научиться переводить своё внимание в положительное русло, невзирая ни на какие посторонние раздражители.
Способ третий
Не секрет, что внимание является усиливающей силой для любого состояния. Поэтому, как только вы почувствовали, что ваше внимание переключается на негатив, сразу же старайтесь переключиться на что-то противоположное или хотя бы нейтральное. Например, если вы уже очень долго стоите в очереди, чтобы наконец-таки заплатить за квартиру, но количество бабушек не только не сокращается, а странным образом продолжает увеличиваться, не стоит негодовать по этому поводу и мысленно проклинать и их и почту, и весь белый свет. Переведите внимание на что-то иное: понаблюдайте за происходящим, исследуйте обстановку вокруг или чью-нибудь внешность, подумайте о планах на вечер или вспомните радостные моменты из жизни. По прошествии некоторого времени вы заметите, что ваше состояние изменилось, на самом деле всё не так уж скверно, у вас довольно хорошее настроение, да и в очереди вы – следующий. Ситуация на почте, естественно, лишь пример. Сам же способ можно применять где и когда угодно.
Способ четвёртый
Если вам докучает навязчивое переживание, и вы никак не можете от него избавиться, попробуйте его в буквальном смысле рассмотреть и изучить. Сконцентрируйтесь на самом переживании: попробуйте физически ощутить его присутствие в теле и найти его месторасположение, увидеть его цвет, ощутить вибрацию, определить размеры. Во многих случаях этот метод автоматически нейтрализует нежелательное состояние и приводит человека в норму.
Способ пятый
Этот способ помогает переключиться с одной задачи на другую. Если вы заметили, что не можете перестать чем-то заниматься, и вас словно что-то удерживает, но вы осознаёте, что вам нужно переключиться, а сделать это крайне тяжело, просто задумайтесь о своём внимании и том, на что оно сейчас направлено. Скажите себе твёрдое и чёткое: «СТОП!» Расставьте для себя приоритеты и определите, что для вас сейчас важнее.
Та сторона вашей личности, которая привыкла поддаваться слабостям и делать себе поблажки, будет настойчиво твердить вам: «Всё хорошо, ещё немножечко, и я займусь делами», тем самым стараясь вернуть вас в прежнее русло. Не поддавайтесь этому! Несмотря ни на что не возвращайтесь к прежнему занятию и делайте то, что нужно делать. Буквально 5-10 минут – и ваше внимание с энтузиазмом переключится на новую работу. Поначалу этот приём, вполне вероятно, будет даваться с трудом, но по мере практики будет становиться всё легче и легче. Ко всему прочему, благодаря этому способу вы будете тренировать осознанность и самоконтроль.
Способ шестой
В любой момент, когда вы понимаете, что вам нужно переключить своё внимание с одного объекта (или вида деятельности) на другой, осознайте всё, что происходит в настоящий момент: свои мысли, ощущения, физическое состояние, то, чем вы занимаетесь, то, на чём вы сконцентрированы и т.п. Этот приём расслабит вашу концентрацию на чём-то предшествующем, освободит ваши мысли, окажет успокаивающее воздействие, поможет понять суть происходящего, расставить приоритеты и придаст силы к переключению внимания на желаемый объект (или вид деятельности). Если есть возможность, закройте глаза – это произведёт дополнительный эффект.
Несложно заметить, что для переключения внимания применяются совсем несложные приёмы. Они под силу абсолютно каждому человеку и не требуют для своего осуществления ничего, кроме желания и регулярной практики.
Теперь вы знаете способы переключения внимания, и дело осталось за малым – дочитайте эту статью и целенаправленно направьте «луч своего фонарика» на что-нибудь ещё, например, на написание хорошего комментария.
Источник
Как удерживать внимание ученика весь урок: шесть простых приемов
Евгений Фатьянов
09 февраля • 18:00
Евгений Фатьянов, фото из личного архива
Есть ли хотя бы один преподаватель, который ни разу не сталкивался с равнодушием учеников к тому, как он излагает учебный материал? Невключенность — частая педагогическая проблема, она затрагивает как рассказчика, так и слушателя, и повторяется по кругу. Ведь если ученик не заинтересован в том, чтобы воспринимать речь учителя, он постоянно будет отвлекаться на внешние раздражители, и пытаться донести до него что-либо будет бесполезно. Рассказчик в таких случаях всегда чувствует, что его не слушают, и ему это еще больше мешает: заставляет сбиваться, терять нить повествования; настроение мгновенно меняется, и уже хочется просто побыстрее закончить объяснение. Можно ли поменять эту ситуацию без интенсивных упражнений в риторике и актерском мастерстве? Об этом рассказывает Евгений Фатьянов, экскурсовод, журналист, преподаватель русской школы «Колобок» (Барселона).
«Фатьянов, хватит болтать на уроке!», «Женя, ты ворон считаешь?!», «Почему ты меня не слушаешь?».
Я на всю жизнь запомнил, как скучно мне было на некоторых школьных уроках. Я сидел прямо перед учителем, но лучше слышал не преподавателя, а Сашку с последней парты. И не потому, что Сашка говорил громче. Нет. Учительница иногда орала, как резаная, но Сашку всё равно было слышно лучше. И даже когда предмет был интересный, и учитель рассказывал красиво, моё внимание постоянно куда-то улетало. Но однажды.
У нас появилась новая «училка» английского — Наталья Сергеевна. Английский мне был не интересен, и на этих уроках я обычно думал о чём-то своём или незаметно читал книгу. Но с появлением новой учительницы всё изменилось. Я стал внимательным на её уроках. Какой-то непонятной мне магией обладала её речь. Я по-прежнему многое не понимал (она говорила весь урок на чужом для меня языке), но слушал.Наталья Сергеевна через год ушла в декрет. И я, с появлением новой учительницы, вновь стал отвлекаться на этих уроках.
Я разгадал ее загадку, когда сам стал педагогом. Наталья Сергеевна умело использовала простые правила сторителинга, чтобы удерживать внимание аудитории. Тогда об этом искусстве в России ещё не говорили, но англичанка интуитивно использовала его приемы, которые я теперь тоже взял на вооружение.
Что же это за приёмы?
1. Неожиданный вопрос
Когда архитектор Антони Гауди ходил в школу, его не любили учителя. Не любили за то, что он постоянно задавал им неожиданные вопросы. Например, когда учитель рассказывал детям: «Ребята, Господь дал птицам крылья для того, чтобы они летали», маленький Антони вставал и спрашивал: «А как же курица? Крылья есть, а летать не летает. » Эти вопросы сбивали с толку преподавателей и заставляли детей смеяться или удивляться, хотя такой вопрос учитель мог бы с легкостью использовать в своих интересах: например, попросить других ребят ответить на вопрос Гауди. Или самому задать такой вопрос детям.
Вовремя заданный неожиданный вопрос привлекает внимание. Это может быть как риторический вопрос, не требующий ответа, так и конкретный на уроке русского языка:«Ваня, как ты считаешь, сколько прилагательных можно придумать к слову «геймер»?» На уроке астрономии: «Что общего у мухи, насоса и хамелеона?», или на уроке ботаники: «Серёжа, сколько лепестков у ромашки?».
2. «Игра» голосом
При умелой «игре» голосом можно держать публику во внимании долгое время. Этому аспекту ораторского искусства не возбраняется поучиться у ведущих телевизионных шоу и блогеров. «Скандалы! Интриги! Расследования!» — призывно звучит начало передачи на канале НТВ; «Конкурс!» — четко, резко, отрывисто и звонко выделяет голосом журналист Юрий Дудь завершающую часть своего выпуска. Зритель как бы получает заряд бодрости и со свежими силами переключает свое внимание на новую информацию.
Способов влиять на аудиторию интонацией много. Попробуйте менять ритм, скорость своей речи: постепенно её наращивайте, а потом резко переходите на медленный темп. Представьте, что при помощи звуков вы произносите не текст, а музыку. И ваша музыка должна быть приятна слушателям. Для тренировки ритма полезно читать вслух стихи. «Евгений Онегин» — идеальный пример, услаждает слух и радует ум.
3. Внимание к деталям
Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931. Источник WikiArt
Сюрреалистические картины Сальвадора Дали мало кому понятны: переплетены ли чудесным образом ветки, а может быть — это люди, или — инопланетные существа неровных форм. Вникнуть в сюжет сложно, потому что, сюжета как такового и нет. Но при этом зрители стоят у его картин часами. Что их так привлекает? Детали! Муравей, выползающий из уха. Кузнечик, судорожно схватившийся за чей-то нос. «Расплавленные» часы.
Детали всегда привлекают. Артур Конан Дойл на деталях выстроил сотни захватывающих приключений, от чтения которых невозможно оторваться.
«Ребята, во что был одет Раскольников? Он носил шляпу-цилиндр. Вы видели когда-нибудь человека в таком головном уборе? Но у Раскольникова этот цилиндр был старый и грязный. Вы видели у кого-нибудь старую и грязную шляпу?»
Если при разборе литературного произведения вы будете обращать внимание детей на такие подробности, оно запомнится им лучше, оживет и останется в их воображении.
4. Резкий звук
Хорошо привлекает внимание эффект резкого неожиданного звука. Только не нужно бить по столу линейкой: так можно сломать и ее, и психику слушателей. Но хлопнуть в ладоши, когда в вашем рассказе наступает переломный момент, очень даже можно. Или подыграть тексту. Например, постучать по столу в тот момент, когда в «Горе от ума» Лиза стучится в дверь Софьи Павловны:
«Светает. Ах! как скоро ночь минула!
Вчера просилась спать — отказ,
„Ждем друга“. — Нужен глаз да глаз,
Не спи, покудова не скатишься со стула.
Теперь вот только что вздремнула,
Уж день. сказать им.
(Стучится к Софии.) Господа,
Эй! Софья Павловна, беда.
Зашла беседа ваша за ночь»
Резкие звуки действительно мгновенно привлекают внимание всей аудитории. Но использовать их часто нельзя, так как информация, которая последует за ними, будет восприниматься публикой как тревожная.
5. Аудиоэффекты
Почему бы не включить фоном аудио с кваканьем, когда вы рассказываете детям о жизни лягушек? Или запись свистящего шума вьюги, когда на географии рассматриваете климат Арктики? А на уроке истории, посвящённом Европе начала ХХ века, к месту будет звучать музыка Вагнера.
Любой аудиоэффект не просто привлечет внимание к вашему выступлению, но и поможет слушателям запомнить факты истории, о которых вы рассказываете.
Аудиоэффекты — это не обязательно включенные в компьютере или в телефоне файлы. Это ещё и ваши действия и звуки. Если на уроке в начальной школе вы изобразите голосом падение астероида в мезозойскую эру, внимание слушателей вам будет обеспечено.
«Мы видим, как астероид приближается все ближе к поверхности земли. Динозавры поднимают головы, чувствуя, что сейчас что происходит что-то необычное. Случайный птеродактиль в недоумении застыл в полете, и вдруг — ба-бах!»
Вот этот «ба-бах!» не просто помогает украсить историю, но и держит во внимании всю аудиторию.
На школе юных журналистов, фото из личного архива
6. Вовлечение слушателя
Стройте ваши уроки по принципу иммерсивного театра, в котором зрители активно участвуют в спектакле: включайте, погружайте учеников в ваш рассказ, чтобы они проживали его как актеры.
На уроке истории о битве на Чудском озере в 1242 году, чтобы объяснить классу технику сражения, можно разбить ребят на две группы — рыцари Тевтонского ордена и войско Александра Невского. «Рыцарей» выстраиваем «клином» («свиньёй»), а «русское войско» рядами, и начинаем «битву». Эта десятиминутная сцена запомнится детям на всю жизнь. На уроке русского языка тоже можно распределить роли. Например: «Миша, ты будешь существительным и должен произносить только существительные. Света, ты должна произносить слова, которые отвечают на вопрос „Какой?“, „Какая?“, „Какие?“, то есть, будешь прилагательным. А Саша будет глаголом, произносишь только глаголы. Попробуйте придумать историю, используя только свои части речи».
Не обязательно устраивать на каждом уроке театр. Минутное «включение» того или иного слушателя в историю, вовлекает в нее и весь класс.
«Марк, а что бы ты сделал на месте Герасима при разговоре с хозяйкой? Какой бы у тебя был взгляд в этот момент?»
Вы можете выбрать те приемы, которые больше всего подходят вам и вашему предмету, комбинировать их, и вообще давать простор вашему воображению и педагогическому таланту. А если вы сильно ограничены во времени, то можно воспользоваться готовыми видеоисториями на цифровой платформе EdStories, и разнообразить уроки не только в классе, но и при дистанционном или асинхронном обучении.
Не хотите пропустить публикации по этой теме?
Источник