- Способы передвижения животных с примерами таблица
- Параграф 38. Способы передвижения животных. Полости тела. — Латюшин, Ламехова (7 класс).
- Урок биологии в 6-м классе «Движение животных»
- Ход урока
- Таблица: “Способы передвижения организмов в различных средах”
- Урок 42.Способы передвижения животных. Л.Р. № 10 «Изучение способов передвижения животных»
Способы передвижения животных с примерами таблица
1. Изучив текст параграфа, закончите схему и приведите примеры животных, имеющих соответствующий способ передвижения
Амебоидное: амебы, корненожки. лейкоциты
Ресничками и жгутиками: простейшие, ресн.черви
С помощью мышц: человек, животные
2. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия видов животных и способ их передвижения, выбрав последний из предложенных ниже вариантов
Вид Дождевой червь
Способ передвижения – 2
Способ передвижения – 3
Способ передвижения – 1
Способ передвижения – 6
Вид Эвглена зеленая
Способ передвижения – 7
Вид Инфузория туфелька
Способ передвижения – 7
Способ передвижения – 4
Способы передвижения:
1) выталкивание воды из мантийной полости
2) использование щетинок или поочередного сокращения продольных и поперечных мышц
3) шагающие движения при помощи присосок
4) за счет сокращения продольных мышц
5) при помощи мускулистой ноги
7) при помощи жгутиков и ресничек
3. Назовите системы органов в организмах высокоорганизованных животных, где есть клетки, имеющие жгутики или реснички. Почему такие клетки встречаются именно в этих системах?
Жгутики и реснички встречаются в дыхательной, пищеварительной и половой системах. В дыхательной системе необходимо передвижение воздуха, кроме того, происходит раздражение чувствительных клеток; в пищеварительной системе происходит передвижение пищи и всасывание питательных веществ; половые клетки (мужские) двигаются к яйцеклетке для ее оплодотворения
4. Закончите предложения
У рыб движение происходит в основном за счет мышц хвоста и туловища , у земноводных, пресмыкающихся – за счет мышц конечностей . У них мышцы конечностей , сокращаясь, осуществляют разные движения – бег, прыжки, плавание, полет, лазание и т.д.
5. Вспомните, у каких животных впервые появилась полость тела
Дайте определения понятий
Полость тела – пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами
Полостная жидкость – жидкость, которая находится в первичной полости тела и
омывает внутренние органы
Первичная полость тела – пространство между стенкой тела и кишечником, в котором расположены внутренние органы, не имеющее собственной оболочки
Вторичная полость тела – пространство между стенкой тела и внутренними органами; ограничено собственными эпителиальными оболочками и заполнено жидкостью
6. Докажите примитивность строения животных, имеющих первичную полость тела
Первичная полость тела заполнена жидкостью и выполняет множество функций: поддержание формы тела, опора, транспорт питательных веществ и накопление ненужных продуктов жизнедеятельности организма. Она присутствует у круглых червей. У более развитых животных, начиная от кольчатых червей, появляется вторичная полость тела, которая является более прогрессивной. Она поделена перегородками, полостная жидкость есть только у кольчецов, у более высокоорганизованных животных отсутствует. Вторичная полость разделена собственными эпителиальными оболочками, благодаря чему тело разделяется на сегменты. Развиваются дыхательная, кровеносная и другие системы органов, то есть у организмов наблюдается дифференциация и специализация систем органов и тканей
Источник
Параграф 38. Способы передвижения животных. Полости тела. — Латюшин, Ламехова (7 класс).
1. Закончим схему.
2. Подпишем названия видов животных.
(Слева направо и вниз)
Вид Дождевой червь
Способ передвижения – 2.
Вид Пиявка
Способ передвижения – 3.
Вид Кальмар
Способ передвижения – 1.
Вид Амеба
Способ передвижения – 6.
Вид Эвглена зеленая
Способ передвижения – 7.
Вид Инфузория туфелька
Способ передвижения – 7.
Вид Аскарида
Способ передвижения – 4.
Способы передвижения:
1) выталкивание воды из мантийной полости;
2) использование щетинок или поочередного сокращения продольных и поперечных мышц;
3) шагающие движения при помощи присосок;
4) за счет сокращения продольных мышц;
5) при помощи мускулистой ноги;
6) амебоидное;
7) при помощи жгутиков и ресничек.
3. Назовем системы органов.
Жгутики и реснички встречаются в дыхательной, пищеварительной и половой системах. В дыхательной системе необходимо передвижение воздуха, кроме того, происходит раздражение чувствительных клеток; в пищеварительной системе происходит передвижение пищи и всасывание питательных веществ; половые клетки (мужские) двигаются к яйцеклетке для ее оплодотворения.
4. Закончим предложения.
У рыб движение происходит в основном за счет мышц хвоста и туловища, у земноводных, пресмыкающихся – за счет мышц конечностей. У них мышцы, сокращаясь, осуществляют разные движения – бег, прыжки, плавание, полет, лазание и т.д.
5. Укажем первое животное с полостью тела.
У круглых червей.
Дадим определения понятий.
Полость тела – пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.
Полостная жидкость – жидкость, которая находится в первичной полости тела и
омывает внутренние органы.
Первичная полость тела – пространство между стенкой тела и кишечником, в котором расположены внутренние органы, не имеющее собственной оболочки.
Вторичная полость тела – пространство между стенкой тела и внутренними органами; ограничено собственными эпителиальными оболочками и заполнено жидкостью.
6. Докажем примитивность строения животных.
Первичная полость тела заполнена жидкостью и выполняет множество функций: поддержание формы тела, опора, транспорт питательных веществ и накопление ненужных продуктов жизнедеятельности организма. Она присутствует у круглых червей. У более развитых животных, начиная от кольчатых червей, появляется вторичная полость тела, которая является более прогрессивной. Она поделена перегородками, полостная жидкость есть только у кольчецов, у более высокоорганизованных животных отсутствует. Вторичная полость разделена собственными эпителиальными оболочками, благодаря чему тело разделяется на сегменты. Развиваются дыхательная, кровеносная и другие системы органов, то есть у организмов наблюдается дифференциация и специализация систем органов и тканей.
Источник
Урок биологии в 6-м классе «Движение животных»
Разделы: Биология
Цели:
- Образовательные: Познакомить учащихся с понятием “движение” как одним из главных свойств живых организмов, показать разнообразие способов движения животных;
- Развивающие: продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания, сопоставлять среду обитания организма с приспособлениями к движению; реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
- Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.
Оборудование: таблицы по биологии
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративный, репродуктивный.
Ход урока
1. Проблемный вопрос: Почему движение важный признак всех живых организмов?
Вопрос: Какие признаки живых организмов вы знаете?
Ответ: Признаками живых организмов являются: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.
Вопрос: Знаете ли вы живые организмы, которые абсолютно неподвижны?
Ответ: Растения не способны на активное перемещение, но движутся листья и стебли к солнцу. Движутся все живые организмы, даже самые мелкие – бактерии, простейшие, но их движения заметны только в сильный микроскоп.
– Давайте посмотрим, как же двигаются животные.
Демонстрация видеороликов на мультимедийном проекторе: движение амебы, инфузории-туфельки.
Вопрос: Какие приспособления к движению имеются у одноклеточных организмов?
Ответ: У одноклеточных организмов приспособлениями к движению являются жгутики, ложноножки, реснички.
– Движется даже цитоплазма внутри клетки.
Демонстрация движения хлоропластов внутри клетки.
2. Проблемный вопрос: С чем связано многообразие приспособлений к передвижению у животных?
Демонстрация: передвижение животных в почве, воде, воздухе, наземной среде. Заполнение таблицы по мере демонстрации способов передвижения.
Таблица: “Способы передвижения организмов в различных средах”
Среда обитания | Способ передвижения | организмы |
почва | Сокращение мускулатуры | Дождевой червь |
вода | Сокращение мускулатуры |
крылья
пингвин
Летучая мышь
– Назовите особенности различных сред обитания.
– Назовите особенности строения органов передвижения, связанные со средой обитания.
Обсуждение заканчивается выводом о связи способов передвижения со средой обитания.
– А сейчас рассмотрим подробнее движение наземных животных.
Большинство наземных животных – “ходильные” животные, т.е. при ходьбе они опираются на конечности – ноги. У насекомых их три пары, и проблема устойчивости перед ними не стоит. У пресмыкающихся, например, у крокодила, две пары ног располагаются по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени.
Демонстрация изображения крокодила, варана.
Таким образом, достигается устойчивость тела, но скорость передвижения небольшая. У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли. Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.
Деление млекопитающих в зависимости от того как они опираются на стопу:
- стопоходящие
- пальцеходящие
- копытные
Вопрос: Почему копытные животные двигаются быстрее стопоходящих?
Ответ: Копытные животные передвигаются на кончиках одного или двух пальцев, что уменьшает площадь соприкосновения с землей и увеличивает скорость перемещения.
Демонстрация на экране различных животных.
– Расскажите, каким способом передвигаются эти животные.
Выполнение теста:
1. Инфузория передвигается с помощью:
А) ложноножек;
Б) ресничек;
В) жгутика;
Г) сокращения мышц.
2. Реактивный способ движения используют:
3. У земноводных для передвижения в воде используют:
А) перепонки;
Б) плавники;
В) реактивное движение;
Г) ласты.
Изучить Раздел 16, составить план рассказа об особенностях движения животных.
Список литературы:
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика,1972.
- Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002.
- Сонин Н.И. «Биология. Живой организм. 6 класс», М.: Дрофа, 2006.
Источник
Урок 42.Способы передвижения животных. Л.Р. № 10 «Изучение способов передвижения животных»
Тип урока — комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Способы передвижения животных: амебоидное, с помощью ресничек и жгутиков, с помощью мышц; характеристика и представители
Полости тела: первичная и вторичная, функции полости тела, представители.
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
Способы передвижения животных.
Из всех классов животных – высших и примитивных – многие виды используют отличные друг от друга способы передвижения (иногда весьма оригинальные) по воде, под водой, в воздухе и по поверхностям. Способы передвижения животных зависят от многих факторов: формирования в процессе эволюционного развития, наличия или отсутствия скелета, других особенностей строения конкретно взятого вида.
Важнейшая особенность Способность двигаться – одно из свойств живых организмов, к какому бы они классу или виду ни причислялись учеными. Даже растения осуществляют движение внутри на клеточном уровне. А животным, в отличие от растений, свойственно перемещать все тело, преследуя тем самым различные цели: поиск пищи, размножение, защита от врагов. Потому что движение – это и есть сама жизнь живой природы и, в частности, ее фауны.
Способы передвижения животных. Классификация.
Все они по типу делятся на несколько больших групп.
1. Амебоидное. Название происходит от слова амеба. Это простейшее животное не имеет даже постоянной формы, а ее тело состоит из одной клетки и имеет свойство постоянно изменять очертания. На теле образуются своеобразные выросты, называемые ложноножками (псевдоподиями). Благодаря этим приспособлениям это простейшее способно передвигаться. Под микроскопом, достаточно сильным, можно видеть, как оно как бы приподнимается на коротеньких выростах, как на лапках, и перекатывается, осуществляя двигательный процесс.
2.Реактивное. Некоторые другие простейшие (например, грегарины) передвигаются таким способом, резко выделяя из окончания тельца слизь, которая и толкает данное животное вперед.
3.Существуют также простейшие, которые парят пассивно в какой-либо среде (к примеру, в воде). А еще каковы способы передвижения одноклеточных животных? Они отличаются завидным разнообразием.
4.При помощи жгутиков и ресничек. Такие способы передвижения животных также характерны для простейших. Приспособления осуществляют различные движения: волнообразные, колебательные, вращательные. При помощи данных движений движется и само животное (к примеру, эвглена), совершая спиралевидную траекторию. По данным норвежских ученых, некоторые жгутиковые, обитающие в морях, могут вращаться вокруг оси с огромной скоростью: 10 оборотов за секунду!
5. С помощью мышц. Эти способы передвижения животных характерны для многих видов, обладающих мышечной структурой или подобием ее. При помощи мышц движутся и все млекопитающие, к которым относится и человек.
Эволюционное развитие. При эволюции животных от простейших и одноклеточных структур организмов до высших многоклеточных, обладающих различными органами и функциями, эволюционировали и способы передвижения животных. За миллионы лет вырабатывались сложнейшие двигательные системы, позволяющие разным видам добывать пищу, убегать от врага, защищаться и размножаться. Характерно, что лишь немногие из известных животных осуществляют сидячий образ жизни. Подавляющее большинство передвигается различными способами.
С помощью мышц. Для многоклеточных представителей фауны характерно осуществление передвижения с помощью мышц, которые образованы особой тканью, называемой мышечной. Данная структура имеет особенность сокращаться. Сокращаясь, мышцы приводят в движение рычаги, которыми являются составные части скелетов животных. Так и осуществляется перемещение.
Кто во что горазд.
Итак, при помощи мышечных структур слизни и улитки скользят по поверхностям. Дождевые черви, используя полостное мышечное движение, цепляются щетинками за неровную почву. Пиявки используют присоски, а змеи – чешуйки кожи. Многие животные, приподнимая тело над землей, передвигаются при помощи конечностей, значительно таким образом уменьшая трение. Как результат, возрастает и скорость передвижения (быстрейшее животное на планете – гепард, который развивает скорость свыше 110 километров). Некоторые животные прыгают (даже по воде). Некоторые планируют в воздухе или летают. Некоторые ныряют или плавают по воде или в глубинах. Но везде используется мышечная сила.
Необычные способы передвижения животных
Пресноводная гидра движется при помощи своеобразных шагов и кувырков. Она изгибает тело и прикрепляется щупальцами к поверхности, затем подтягивает подошву. А актинии очень медленно движутся, сокращая и расслабляя мышцы самой подошвы.
Головоногие (кальмары, осьминоги) способны к реактивному передвижению. Они засасывают жидкость в специальную полость своего тела и с силой выбрасывают ее сквозь узкую воронку. Тем самым двигают тело в противоположном направлении.
Движение головоногих моллюсков
Ящерица-василиск быстро бегает по воде (2 метра в секунду). На поверхности воды ее удерживают пузырьки воздуха под чешуйками лап.
Геккон бежит по вертикальной стеклянной стене со скоростью 1 метр в секунду, не падая. Это происходит за счет специальных присосок на лапках ящерицы.
Дневной мадагаскарский геккон .
Райские украшенные змеи, обитающие в Азии, перелетают по воздуху с дерева на дерево, используя уплощение своего тела, которое превращается на это время в подобие летающей тарелки.
Летающая змея (Chrysopelea) Удивительная природа
Разнообразные виды движений характерны для всех животных, существующих на нашей планете. Сам процесс осуществляется несколькими способами. Каждый из живых организмов приспособлен к определенным, характерным для него, видам движений.
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М. Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Источник