§ 30. Передвижение веществ у растений
1. Из каких веществ состоят организмы? 2. Какие вещества передвигаются по растительному организму?
В каждом живом организме обязательно происходит передвижение (или траспорт) различных веществ (питательных, кислорода, продуктов распада и др.). У растений есть транспортная (проводящая) система. Она соединяет различные части растения и обеспечивает перенос веществ от одних частей к другим.
У низших растений — водорослей — нет тканей и вещества передвигаются из одной клетки в другую. У высших растений вода, минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям (рис. 72).
Известно, что корни снабжают растение водой и минеральными веществами. А листья, в свою очередь, обеспечивают корни органическими веществами, которые образуются в процессе фотосинтеза. Как же происходит передвижение веществ?
Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки. Сосуды — длинные трубки, представляющие собой мёртвые клетки, поперечные перегородки между которыми растворились.
Органические вещества образуются в листьях и передвигаются в другие органы — корни, цветки, плоды по ситовидным трубкам. Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами. Ситовидные трубки расположены в коре — с внутренней стороны.
Передвижение (транспорт) веществ у растений происходит с помощью проводящей системы. От корня вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, а к корню органические вещества — по ситовидным трубкам.
Не все органические вещества, образуемые в процессе фотосинтеза, используются для жизнедеятельности растения. Часть органических веществ откладывается в запас. У пшеницы, овса и ржи органические вещества откладываются в семенах, у моркови, свёклы и редиса — в корнеплодах, у ландыша и пырея — в корневищах. В семенах органические вещества служат для питания развивающегося зародыша, а накопленные в ветвях, корневищах, луковицах используются для образования новых органов.
Проводящие ткани. Сосуды. Ситовидные трубки
Ответьте на вопросы
1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?
2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.
3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?
1. Используя рисунок 72, составьте рассказ о передвижении веществ у растений.
2. Используя дополнительные источники информации. объясните, какую роль в передвижении веществ у растений играют корневые волоски и устьица.
Как можно спасти дерево с повреждённой корой?
Источник
Образовательный портал
Вещества, образующиеся при тех или иных процессах, обычно не остаются на месте. Они передвигаются прежде всего внутри клетки, от одних органелл к другим, из цитоплазмы в пластиды и наоборот, к растущим участкам клеточной оболочки (например, когда образуется вырост клетки — корневой волосок). Такому внутриклеточному передвижению способствует движение самой цитоплазмы.
Но вещества передвигаются так же из клетки в клетку. Например, продукты фотосинтеза из поверхностных зеленых клеток молодого стебля могут переходить в глубже расположенные бесцветные (в сердцевину). Такому передвижению способствуют, во-первых, свойства клеточных стенок. Они проницаемы для воды и растворенных в ней веществ, поэтому по ним, а также по межклетникам растворы могут передвигаться. Во-первых, цитоплазма соседних живых клеток всегда сообщается через тончайшие канальцы, которые обычно находятся на тонких местах клеточных оболочек — порах. По этим цитоплазматическим ниточкам тоже передвигаются вещества.
И наконец, существует «дальний транспорт» — перенос веществ по телу растения, из одних органов в другие. Вода из корней поднимается к листьям и почкам у крупных деревьев на высоту 30 — 40 м (а иногда и до 1011 м). Питательные вещества из листьев передвигаются к местам потребления, где идет рост или отложение в запас — к почкам, цветкам, зреющим плодам, к подземным органам.
Вы уже хорошо знаете, что для этого дальнего передвижения служат специальные проводящие ткани древесины и луба. В древесине проводящую функцию выполняют сосуды, а в лубе ситовидные трубки. В виде так называемых проводящих пучков эти элементы древесины и луба есть в каждом органе: в центре корня и стебля, среди запасающей ткани корневищ и клубней, в жилках листьев, чашелистиков, лепестков, в тычиночных нитях, в стенках завязи пестиков, а потом и в стенках плодов (околоплодниках). Проводящие пучки подходят и к зреющим семенам через семяножку — так растение снабжает необходимыми веществами свое будущее потомство.
Все проводящие пути тела растения связаны между собой в единую непрерывную проводящую систему.
Ребенок растет и уже пора покупать кроватку побольше? Есть выбор в городе Калининград детская кровать от 3х лет
Источник
Биология. 6 класс
Передвижение веществ
Необходимо запомнить
Как осуществляется транспорт веществ по растению?
Вода растворяет минеральные вещества, содержащиеся в почве, почвенные растворы всасываются корневыми волосками. Затем по клеткам коры они поступают в сосуды проводящей ткани центрального цилиндра корня. Сосуды — это длинные трубки, образованные из клеток без перегородок, внутреннее содержимое которых отмирает. Сосуды — это мёртвые проводящие элементы, по которым вода и растворённые в ней минеральные вещества передвигаются снизу вверх по стеблю к листьям. Это движение растворов получило название восходящий поток веществ.
Органические вещества транспортируются от листьев по стеблю в направлении корневой системы. Это передвижение происходит по ситовидным трубкам, которые в отличие от сосудов, состоят из живых клеток, поперечные стенки которых имеют много отверстий, т.е. похожи на сито. Передвижение органических веществ от листа ко всем органам по ситовидным трубкам называют нисходящим.
Передвижение веществ у растений
Где и для чего запасаются вещества в растении?
Где и для чего запасаются вещества в растении?
Растения запасают как неорганические, так и органические вещества.
Например, кактусы, алоэ и молочаи имеют мясистые сочные стебли или листья. В них накапливается много воды, которая необходима растениям в засушливый период. Благодаря этому растения могут переносить продолжительные периоды засухи.
Кроме воды, огромное количество растений откладывает в запас органические вещества – углеводы, белки и жиры. Например, крахмал обычно откладывается в сердцевине стебля деревьев, видоизменённых корнях — корнеплодах (морковь, свёкла) и корневых клубнях (георгин), видоизменённых побегах – клубнях (картофель), корневищах (касатик, или ирис) и луковицах (тюльпан).
Белки и жиры запасаются в основном в семенах (кукуруза, горох, фасоль, орех), реже в плодах (облепиха, маслины).
Запасные питательные вещества помогают растениям переносить неблагоприятные условия, обеспечивают появление у них новых органов растений или способствуют размножению.
Источник
Биология. 6 класс
Конспект урока
Биология, 6 класс
Урок 7. Передвижение веществ у растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- На уроке будут раскрыты особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении.
- Сформировано представление о биологическом значении транспорта веществ для растения.
- Более подробно изучены проводящие ткани.
Проводящая ткань – вид тканей растений, служащих для передвижения по организму растворённых питательных веществ. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами и ситовидными трубками).
Сосуды (трахеи) – длинные трубки, образованные одним рядом мёртвых клеток со сквозными отверстиями на поперечных стенках, по которым происходит передвижение веществ из корней в другие органы растений (восходящий ток веществ).
Ситовидные трубки – удлинённые живые клетки, по которым органические вещества передвигаются из листьев в другие органы растений (нисходящий ток веществ).
*Луб – проводящая ткань растений, в состав которой входят ситовидные трубки и другие виды клеток.
*Древесина – проводящая ткань растений, состоящая из сосудов и других видов клеток.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
- Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение процессов жизнедеятельности живых организмов и познакомимся с тем, как осуществляется транспорт веществ.
Вы уже знаете, что в живых организмах происходят сложные процессы, в результате которых образуются разнообразные вещества. Обычно эти вещества могут передвигаться внутри клетки от одного органоида к другому или же между клетками одного организма, переходя от одной клетки к другой.
Вода с минеральными веществами поступает в растение из почвы через корневые волоски. Затем по клеткам коры этот раствор поступает в сосуды проводящей ткани, которые находятся в центральном цилиндре корня. Сосуды – это длинные трубки, которые образуются из многих клеток, поперечные стенки между которыми разрушаются, а внутреннее содержимое отмирает. Таким образом, сосуды – мертвые проводящие элементы. По сосудам, благодаря действию ряда факторов, вода и растворённые в ней вещества передвигаются по стеблю к листьям. Это направление движения растворов получило название восходящий поток веществ.
Органические вещества транспортируются от листьев по стеблю в направлении корневой системы. Передвижение этих веществ происходит сначала по ситовидным трубкам листа, а потом стебля. Ситовидные трубки – это живые клетки, поперечные стенки которых имеют много отверстий и похожи на сито. Отсюда и название этих проводящих элементов. Поток органических веществ по ситовидным трубкам от листа ко всем органам называют нисходящим.
Таким образом, восходящий поток обеспечивает транспорт неорганических веществ по сосудам, а нисходящий поток – транспорт органических веществ по ситовидным трубкам.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Закончите фразу.
Передвижение веществ в растении обеспечивает____________________.
В образовании органических веществ принимает участие__________________.
- Проводящая ткань
- Образовательная ткань
- Фотосинтезирующая ткань
- Покровная ткань
- Механическая
- Запасающая
Правильный вариант ответа:
Передвижение веществ в растении обеспечивает проводящая ткань.
В образовании органических веществ принимает участие фотосинтезирующая ткань.
Разбор типового контрольного задания
Задание 2. Заполните таблицу.
Поливаем растения правильно
Как не следует поливать растения
- Поливать водой комнатной температуры
- Рыхление почвы после полива
- Соблюдать режим полива, учитывая экологические характеристики растения
- Поливать можно любые растения 1 раз в день
- Воду из-под крана необходимо отстаивать
- Почву после полива не рыхлить
- Поливать водой из-под крана сразу
- Поливать нужно холодной водой
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Источник
Биология. 6 класс
Конспект урока
Биология, 6 класс
Урок 7. Передвижение веществ у растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- На уроке будут раскрыты особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении.
- Сформировано представление о биологическом значении транспорта веществ для растения.
- Более подробно изучены проводящие ткани.
Проводящая ткань – вид тканей растений, служащих для передвижения по организму растворённых питательных веществ. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами и ситовидными трубками).
Сосуды (трахеи) – длинные трубки, образованные одним рядом мёртвых клеток со сквозными отверстиями на поперечных стенках, по которым происходит передвижение веществ из корней в другие органы растений (восходящий ток веществ).
Ситовидные трубки – удлинённые живые клетки, по которым органические вещества передвигаются из листьев в другие органы растений (нисходящий ток веществ).
*Луб – проводящая ткань растений, в состав которой входят ситовидные трубки и другие виды клеток.
*Древесина – проводящая ткань растений, состоящая из сосудов и других видов клеток.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
- Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение процессов жизнедеятельности живых организмов и познакомимся с тем, как осуществляется транспорт веществ.
Вы уже знаете, что в живых организмах происходят сложные процессы, в результате которых образуются разнообразные вещества. Обычно эти вещества могут передвигаться внутри клетки от одного органоида к другому или же между клетками одного организма, переходя от одной клетки к другой.
Вода с минеральными веществами поступает в растение из почвы через корневые волоски. Затем по клеткам коры этот раствор поступает в сосуды проводящей ткани, которые находятся в центральном цилиндре корня. Сосуды – это длинные трубки, которые образуются из многих клеток, поперечные стенки между которыми разрушаются, а внутреннее содержимое отмирает. Таким образом, сосуды – мертвые проводящие элементы. По сосудам, благодаря действию ряда факторов, вода и растворённые в ней вещества передвигаются по стеблю к листьям. Это направление движения растворов получило название восходящий поток веществ.
Органические вещества транспортируются от листьев по стеблю в направлении корневой системы. Передвижение этих веществ происходит сначала по ситовидным трубкам листа, а потом стебля. Ситовидные трубки – это живые клетки, поперечные стенки которых имеют много отверстий и похожи на сито. Отсюда и название этих проводящих элементов. Поток органических веществ по ситовидным трубкам от листа ко всем органам называют нисходящим.
Таким образом, восходящий поток обеспечивает транспорт неорганических веществ по сосудам, а нисходящий поток – транспорт органических веществ по ситовидным трубкам.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Закончите фразу.
Передвижение веществ в растении обеспечивает____________________.
В образовании органических веществ принимает участие__________________.
- Проводящая ткань
- Образовательная ткань
- Фотосинтезирующая ткань
- Покровная ткань
- Механическая
- Запасающая
Правильный вариант ответа:
Передвижение веществ в растении обеспечивает проводящая ткань.
В образовании органических веществ принимает участие фотосинтезирующая ткань.
Разбор типового контрольного задания
Задание 2. Заполните таблицу.
Поливаем растения правильно
Как не следует поливать растения
- Поливать водой комнатной температуры
- Рыхление почвы после полива
- Соблюдать режим полива, учитывая экологические характеристики растения
- Поливать можно любые растения 1 раз в день
- Воду из-под крана необходимо отстаивать
- Почву после полива не рыхлить
- Поливать водой из-под крана сразу
- Поливать нужно холодной водой
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Источник