§ 40. Движение организмов
1. Какие способы движения животных вам известны? 2. Каково значение движения в жизни организмов?
Почти все живые существа способны приводить в движение хотя бы часть своего тела. Так, всё время изменяют своё положение в пространстве и совершают движения растущие части растений. Например, в направлении источника света изгибаются молодые проростки и верхушки побега с листьями. Изгибаясь, органы растений занимают оптимальное положение по отношению к источнику света. При прорастании семени, независимо от его положения, зародышевый корешок обязательно растёт вниз, а главный побег — вверх. Если проросток перевернуть корнем вверх, а побегом вниз, то через некоторое время корень изогнётся вниз, а побег — вверх.
В отличие от растений, большинство животных могут двигаться всем телом и перемещаться с места на место. Самым простым является пассивное движение животных в потоках воздуха и водных течениях.
Одним из самых древних и простых является амёбоидное движение с помощью выпячиваний. Таким образом перемещается одноклеточное животное амёба обыкновенная, а также фагоциты — специализированные защитные клетки, уничтожающие болезнетворные микроорганизмы в теле животных и человека.
Многие одноклеточные и мелкие многоклеточные животные передвигаются с помощью жгутиков и ресничек. Жгутиков, как правило, один или два. Они длиннее, чем реснички. С помощью жгутиков перемещаются, например, одноклеточные организмы — ббдо, а также эвглена зелёная, хламидомонада. Реснички служат органоидами движения инфузорий, личинок многих водных червей и ряда других животных.
В передвижении более крупных животных участвуют мышцы. Они могут сокращаться и, наоборот, удлиняться, приводя в движение организм животного. Наблюдая за ползущим дождевым червём, можно увидеть, как по его телу проходит волна сокращений. При этом утолщённые участки тела чередуются с тонкими и вытягивающимися .
Головоногие моллюски: кальмары, осьминоги и каракатицы — могут двигаться разными способами. Одни скользят по волнам (осьминог аргонавт), другие мчатся, как реактивная ракета (кальмар, осьминог) (рис. 97).
У членистоногих животных: раков, пауков, насекомых — появились специальные органы передвижения — конечности. Они состоят из члеников и приводятся в движение мышцами. Кроме ног, у многих насекомых есть крылья.
С их помощью они освоили воздушную среду. Первые летающие насекомые появились на Земле около 200 млн лет назад.
Специальная опорно-двигательная система, состоящая из костей и мышц, существует у позвоночных животных — рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих (зверей). Благодаря этому позвоночные животные способны активно перемещаться в воздухе, воде, почве и на её поверхности.
Различными способами и с различной скоростью плавают в воде рыбы. В этом процессе большую роль играют плавники, особенно хвостовой. С его помощью рыбы плывут вперёд.
У таких активных пловцов, как киты и дельфины, передние конечности превратились в ласты. Основным органом движения этих водных зверей служит мощный хвост, заканчивающийся двухлопастным плавником.
Как по твёрдому грунту, так и в воде могут активно передвигаться бобры, ондатры, лягушки, жабы. Их задние лапы снабжены плавательными перепонками, натянутыми между пальцами.
Строение мпогих животных в первую очередь приспособлено для передвижения. Подвижность позволяет им находить пищу, покидать неблагоприятные места, спасаться от хищников. Таким образом, движение является одним из важнейших свойств живых организмов.
Движения у растений. Передвижение животных
Ответьте на вопросы
1. Какие движения совершают растения? 2. Каково значение движения в жизни растений? 3. С помощью каких органов передвигаются животные?
Почему у животных, в отличие от растений, выработались различные способы передвижения?
Источник
Презентация к уроку по теме «Способы передвижения животных»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Способы передвижения животных.
Среды обитания Воздушная Птицы Насекомые Летучие мыши Водная Рыбы Земноводные Птицы Пресмыкающиеся Млекопитающие Наземно-воздушная Насекомые Земноводные Пресмыкающиеся Млекопитающие
Ключевое слово сегодняшнего урока – движение. Что такое движение по вашему мнению? Для чего животные активно передвигаются в отличие от растений? Какие процессы жизнедеятельности зависят от движения организма?
Движение- одно из основных свойств живых организмов. Несмотря на многообразие существующих способов передвижения, их можно разделить на 3 основные группы: Амебоидное движение; Движение при помощи жгутиков и ресничек; Движение с помощью мышц.
1. Амебоидное движение присуще корненожкам и некоторым отдельным клеткам многоклеточных животных(например — лейкоцитам крови). Корненожка. Красные(эритроциты) и белые кровяные(тромбоциты) тельца.
Пока у биологов нет единого мнения о том , что является причиной амебоидного движения. У клетки образуются выросты цитоплазмы, число и величина которых постоянно меняется и форма самой клетки.
2 — бактерии (кокки, кишечная палочка, спириллы со жгутиками на концах тела); 8 — инфузория; 11 — жгутиконосец. 2. Движение при помощи жгутиков и ресничек. Характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий, оно присуще некоторым многоклеточным животным и их личинкам.
Жгутики отличаются от ресничек лишь длиной. Так, сперматозоиды млекопитающих имеют по одному жгутику длиной до 100 мкм. Реснички короче жгутиков более чем в 10 раз, на одну клетку приходится несколько тысяч ресничек. Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Вращаясь и взмахивая, жгутики и реснички создают движущую силу и закручивают тело вокруг собственной оси. Увеличение числа ресничек убыстряет движение.
3. Движение с помощью мышц. Осуществляется у многоклеточных животных. Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани – способность сокращаться. За счет сокращения мышц и осуществляется движение.
Интересен способ передвижения пиявок. На обоих концах червя есть присоски, которыми он может присасываться к подводным предметам. Пиявка присасывается к ним передним концом, сгибается в дугу, приближается.
БРЮХОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ ДВИГАЮТСЯ БЛАГОДАРЯ ВОЛНАМ СОКРАЩЕНИЯ, ПРОБЕГАЮЩИМ ПО ПОДОШВЕ НОГИ. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение. ДВУСТВОРЧАТЫЕ МОЛЛЮСКИ ДВИГАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ МУСКУЛИСТОЙ НОГИ.
МНОГИЕ РАКООБРАЗНЫЕ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ГРУНТУ ИСПОЛЬЗУЮТ ХОДИЛЬНЫЕ НОГИ, А ДЛЯ ПЛАВАНИЯ ИМ СЛУЖИТ ЛИБО ХВОСТОВОЙ ПЛАВНИК, ЛИБО ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ НОГИ.
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ РЫБ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ МЫШЦ ЖИВОТА И ХВОСТА. НАЛИЧИЕ ПЛАВНИКОВ, СЛИЗИСТОЙ ЧЕШУИ, ОБТЕКАЕМОЙ ФОРМЫ ТЕЛА, ГИБКОГО ХВОСТА ДЕЛАЮТ ДВИЖЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ, УМЕНЬШАЯ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОДЫ
У ЗЕМНОВОДНЫХ, ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, ПТИЦ И МЛЕКОПИТАЮЩИХ ЗА СЧЕТ МЫШЦ КОНЕЧНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТЛЯЮТСЯ ТАКИЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ, КАК И БЕГ, ПРЫЖКИ, ПЛАВАНИЕ, ЛАЗАНИЕ И Т.Д.
Полость тела животных — пространство, ограниченное внутренней поверхностью стенки тела, в котором расположены внутренние органы. Различают первичную полость тела, не имеющую собственной стенки, и вторичную полость тела, состоящую из одного слоя эпителиальных клеток.
Полость тела круглых червей называют первичной, она заполнена полостной жидкостью, которая не только поддерживает и сохраняет форму тела, но и выполняет функцию транспортировки питательных веществ в организме, в ней также накапливаются ненужные продукты жизнедеятельности. Внутренние органы круглых червей свободно омываются полостной жидкостью. Полость тела кольчатых червей так же, как и у круглых, простирается от переднего конца тела до заднего. У кольчатых она поделена поперечными перегородками на отдельные сегменты, а каждый сегмент, в свою очередь, поделен еще на две половины. В каждом сегменте имеется полость тела, заполненная полостной жидкостью, но в отличие от первичной она отграничена от внутренних органов и от стенок тела оболочкой, состоящей из слоя эпителиальных клеток. Такая полость, в которой пищеварительная, выделительная, нервная, кровеносная системы и внутренние стенки тела не омываются полостной жидкостью и отделены от нее стенками, состоящими из одного слоя эпителиальных клеток, называется вторичной полостью тела. У всех хордовых полость тела вторичная. В отличие от кольчатых червей вторичная полость тела хордовых не содержит полостной жидкости, и внутренние органы свободно располагаются в полости.
Источник
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока по биологии 5 класс тема: «Движение — свойство живых организмов»
Технологическая карта урока
на тему «Движение – свойство живых организмов»
— деятельностная : совершенствование навыков осознанного чтения, формирование умения осуществлять контроль, развитие навыков критического мышления, моделирования, коммуникативных навыков;
— содержательная : формирование представления о движении как одном из важнейших свойств живого.
— способствовать актуализации знаний обучающихся о движении живых организмов на примере представителей царств Растений, Животных;
— создать условия для формирования представлений о разнообразии способов движения растений и животных;
— создать условия для установления приспособлений к передвижению в различных средах;
— предоставить возможность для оценки достоверности информации;
— развивать умения преобразовывать информацию из текстовой формы в табличную;
— вовлекать в деятельность по осуществлению контроля;
— развивать умение целеполагания, формулировки выводов, оценки собственных достижений;
— организовать групповую работу.
— имеют представление о движении животных и растений;
— могут назвать различные способы движения;
— знают приспособления животных к водной и воздушной средам;
— могут критически оценивать предоставляемую информацию;
— способны преобразовывать информацию из текстовой формы в табличную;
— могут найти необходимую информацию в тексте учебника и дополнительных источников;
— осуществляют взаимоконтроль при проверке результатов групповой работы, корректируют ошибки;
— могут определить тему и цель урока, выявить затруднения, оценить собственные достижения;
— могут сотрудничать в группе.
Основные понятия: движение, приспособление, полет, бег, бионика.
Ресурсы: Проектор, презентация, жетоны, кейсы с заданиями, фишки, сигнальные конусы.
Используемые технологии: элементы деятельностного подхода, геймификации.
Демонстрирует видеоролик. Организует обсуждение.
— Какие организмы показаны в видеоролике?
— Представителями какого царства они являются?
— Сделайте вывод, какое свойство живых организмов отражено на всех этих фрагментах?
— Как вы думаете, какому свойству живых организмов будет посвящен наш урок?
Смотрят, анализируют видеофрагмент.
— Все фрагменты отражают свойство живых организмов – движение.
Создан положительный эмоциональный фон урока.
Учащиеся осознают цель: познакомиться со способами движения растений и животных.
2. Выявление затруднений
Создает проблемную ситуацию.
Демонстрирует картинки с изображением животных и видов транспорта.
-Что общего у объектов на всех этих картинках?
— Только ли способность к движению объединяет эти объекты?
Для того, чтобы подробнее ответить на этот вопрос, сегодня мы превращаемся в ученых и перемещаемся в лабораторию по бионике.
— Что это за область науки?
Демонстрирует слайды, объясняет, чем занимается бионика конкретных примерах.
Рассматривают картинки, делают выводы
— Они могут двигаться.
Выявлены затруднения: недостаточны знания о сходстве объектов живой природы и видов транспорта.
3. Актуализация знаний
Организует подводящий диалог к определению задач урока.
— Нашей лаборатории предстоит решить несколько сложнейших задач. Но, чтобы приступить к их решению, нужно достигнуть определенного уровня доступа и доказать, что вы действительно являетесь учеными. Для этого вам предстоит пройти «сканирование мозга» — тоесть показать уровень своих знаний.
У каждой группы есть задание, которое имеет три уровня сложности. Вам нужно дать ответ на вопрос, но помните, что всем вместе нам нужно набрать достаточное количество баллов. Подумайте, не старайтесь выбрать самый простой уровень, правильно рассчитывайте свои силы. \когда группа будет готова, прошу выставить зеленый сигнальный конус. (Приложение 1)
Управляет процессом выбора вопросов, выставляет баллы за правильные ответы, выдает жетоны.
Работают в группах, выбирают задания определенного уровня сложности, формулируют ответ, прикрепляют жетоны к макету «Уровень доступа».
Актуализированы знания, необходимые для восприятия нового материала.
Организована работа в группах.
4. Реализация преодоления затруднения
Молодцы, вы получили доступ к первому кейсу заданий.
В нашу лабораторию пришли разведывательные данные о том, что ученые лаборатории по бионике некоей страны изобрели современный летательный аппарат, который обладает исключительными качествами: быстрота и дальность полета, экономичность. Разведчики уверены, что среди полученных данных есть дезинформация. Ваша задача: определит, что является вымыслом, а что правдой. Напоминаю, что все разработки основаны на изучении полета птиц и насекомых. А значит, и вывод вы должны сделать на основании этих данных.
Где можно найти информацию?Если у вас в группе возникнут затруднения, прошу выставить красный сигнальный конус.
Организует работу по заполнению таблицы.
Осуществляет консультации, оказывает помощь.
Осуществляет проверку выполнения задания, организует взаимоконтроль.
— Начинаем проверку ваших заданий. Отвечает 1 группа, остальные внимательно слушают и готовятся дополнять или поправлять своих коллег .
Фиксируют проблему, пытаются найти пути её решения.
Читают текст, анализируют иллюстрации, выявляют признаки приспособления к передвижению в воздушной среде. Оценивают достоверность информации. Отвечают на вопросы, заполняют таблицу. Формулируют выводы.
Высказывают свое мнение.
Найдена и проанализирована информация о приспособлениях к полету. Составлена таблица «Приспособления к полету»
Учащиеся понимают, какие приспособления к полету имеют живые организмы, критически оценивают предлагаемую информацию.
Организует выполнение задания
— Молодцы, вы отлично справились с работой и достигли нового уровня.
Перед нашей лабораторией стоит новая задача: модернизировать летательный аппарат в аппарат-амфибию.
Организует работу по анализу таблицы.
Осуществляет консультации, оказывает помощь.
Осуществляет проверку выполнения задания, организует взаимоконтроль.
Выбирают приспособления к передвижению в водной среде, совместно создают модель аппарата-амфибии.
Защищают свою точку зрения, осуществляют взимоконтроль.
Знают приспособления к передвижению в водной среде, могут выбрать их из предложенного списка. Могут осуществлять взаимоконтроль.
Организует заполнение «пропусков» и присвоение «титулов».
Записывают на «пропусках» информацию, которая больше всего заинтересовала.
Выбирают учащихся, достойных титулов «Мегамозг», «Сверхскорость», «Суперидея».
Могут оценить действия одноклассников и свои собственные по критериям.
6. Задание на дом
Сообщает и объясняет задание на дом.
Домашнее задание записано и понято.
(Преобразование текста параграфа в схему).
Оценки за выполненные на уроке задания – после проверки рабочих листов – будут включать и результат домашнего задания.
Поднимите руки те, кто считает, что урок для него прошел не зря.
Осуществляют эмоциональную самооценку.
Выберите правильный ответ. Что является причиной того, что растения не способны к активному передвижению? (1 балл)
А) У них нет мышц.
Б) Растения являются автотрофами, им не нужно активно искать пищу.
В) Они не могут двигаться, потому что их прочно удерживают корни.
Почему животные двигаются активно, а растения не способны к активному движению? (2 балла)
Чем отличается движение этих организмов? Объясните причину этих различий. (3 балла)
Какая особенность этого растения дала ему название? (1 балл)
Почему подсолнухи так называются? (2 балла)
Почему подсолнухи всегда повернуты к солнцу? Приведите другие примеры движения у растений. (3 балла)
К какому способу передвижения приспособлены эти органы? (1 балл)
К какому способу передвижения приспособлены эти организмы? (2 балла) К какому способу передвижения приспособлены эти организмы? (3 балла)
Назовите 1 причину, зачем двигаются животные и 1 причину, зачем двигаются растения? (1 балл)
Назовите 2 причины, зачем двигаются животные и 2 причины, зачем двигаются растения? (2 балла)
Назовите 3 причины, зачем двигаются животные и 3 причины, зачем двигаются растения? (3 балла)
1 «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО!»
Нашей лаборатории поручено проверить разведданные о новом типе летательного аппарата.
По данным разведки этот аппарат обладает следующими характеристиками:
Он изготовлен из нового материала, который позволяет сделать летательный аппарат наиболее легким.
Обладает сверх-обтекаемой формой, что, якобы, увеличивает скорость полета и уменьшает затраты топлива.
Имеет четыре крыла, которые отпускаются и поднимаются одновременно.
Известно, что при его изобретении были использованы данные о строении птиц и насекомых.
Аналитическую информацию необходимо предоставить в виде таблицы:
Перед нашей лабораторией снова поставлена сложная задача: модернизировать летательный аппарат в аппарат-амфибию.
Необходимо снабдить его дополнительными опциями, позволяющими быстро передвигаться под водой. Для этого нужно проанализировать приспособление рыб к передвижению в водной среде.
Перед Вами список качеств. Будьте внимательны, выберите и используйте для модернизации только те, которые позволят передвигаться под водой.
Вычеркните качества, не являющиеся приспособлением к водной среде обитания.
Преобразуйте оставшиеся качества в свойства аппарата-амфибии (ответ запишите или зарисуйте на отдельных карточках)
Почему птицы … летают
Многие пернатые освоили наземно-воздушную среду обитания. Приспособление птиц к полету стало возможным из-за многих изменений во внешнем виде и внутреннем строении.
Особые аэродинамические свойства придает птицам обтекаемая форма тела. В частности, крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к конечностям идут сухожилия (поэтому птички такие тонконожки). При полете они подгибают ноги, а иногда сгибают и длинную шею (как, например, пеликан), чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Плотно прилегающие друг к другу перья тоже способствуют уменьшению сопротивления воздуху.
Пережевывание пищи происходит не в голове (с помощью зубов), а в желудке (с помощью камней). Облегчение тела получается вряд ли, но тяжелые жевательные приспособления не нарушают центровку (так как расположены в центре тела), да и сам процесс жевания нарушал бы аэродинамические способности. Представьте себе птицу, которой бы в полете приходилось пережевывать пищу.
В процессе эволюции тело птиц стало легким. Перья , образующие летательную поверхность крыльев, мертвые (аналоги наших волос). Им не нужны кровеносные сосуды, приносящие питание и кислород, поэтому перья очень легкие. Легкий скелет наполнен воздухом (в костях находятся воздушные мешки. Уменьшено количество костей , особенно в крыльях и ногах. Череп имеет большие глазницы, что значительно уменьшает его вес.
Зато у птиц есть особая кость киль для прикрепления мощных летательных мышц (опускающих крыло).
Передние конечности пернатых превратились в крылья (что, не ожидали?), поэтому приходится ходить на двух ногах. Чтобы доставать до земли, большие птицы имеют длинную гибкую шею.
Полет – очень энергозатратный процесс, поэтому у птиц высокая скорость обмена веществ, а значит, они вынуждены больше есть. Большой скорости обмена способствуют более высокая температура тела, более частое сердцебиение и двойное дыхание.
Но ведь летают не только птицы. Рекордсменами по полету среди насекомых являются стрекозы. Чтобы экономить энергию (эти насекомые ещё и одни из самых прожорливых) стрекоза крыльями машет не постоянно. Она перемежает активный полет с пассивным, когда она просто планирует. Весьма привлекателен и характер взмахов крыльев. Они движутся в противофазе — когда первое крыло идет вверх, второе идет вниз. С точки зрения аэродинамики такое поведение оправдано: полет становится более быстрый и маневренный.
Источник