Способы передвижения для инвалидов
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 15
Ч. 1 ст. 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяется с 01.07.2016 только к новым или реконструированным, модернизированным объектам (ФЗ от 01.12.2014 N 419-ФЗ).
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 152-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
(часть восьмая в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 79-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов III группы распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
(часть девятая в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 184-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида (его законного или уполномоченного представителя), поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — заявление).
(часть десятая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)
Оператор федерального реестра инвалидов обеспечивает, в том числе посредством информационного взаимодействия с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размещение в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использование и предоставление этих сведений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)
В федеральном реестре инвалидов размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида, при этом оператор обеспечивает возможность их изменения.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)
Места для парковки, указанные в части девятой настоящей статьи, не должны занимать иные транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных правилами дорожного движения.
(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 184-ФЗ)
Источник
Жизнь в движении: приспособления для мобильности пожилых
В последнее время стремительно растет продолжительность жизни, что приводит к увеличению числа пожилых людей. Но возраст берет свое — с годами неизбежно начинается старение организма. Поэтому вполне закономерна ситуация, когда мобильность пожилого человека существенно снижается, появляется слабость в ногах. Со временем двигательная функция может полностью отказать, из-за чего человек в почтенном возрасте становится полностью зависимым от близких людей.
Читайте также:
Почему плохо ходят ноги у пожилых людей
Основная причина — возрастные дегенеративные изменения в костных тканях. В результате у человека становятся хрупкими кости, он часто падает. Даже незначительные падения нередко приводят к переломам и другим травмам. Известны и другие провоцирующие факторы — перенесенные операции, врожденные и приобретенные заболевания.
Решить проблему поможет специальное оборудование, которое позволит пенсионеру вернуть мобильность и жить полноценной жизнью. Он не будет обузой для близких, сможет выполнять свои ежедневные действия, ходить в магазин, совершать прогулки.
Устройства для мобильности
Существует несколько видов приспособлений для передвижения пожилых людей:
Помимо основных средств передвижения для пожилых людей, используют и вспомогательные средства реабилитации (трости, костыли, поручни, пандусы, подъемники), которые:
поддерживают в вертикальной позиции;
обеспечивают устойчивость благодаря наличию дополнительной площади опоры;
равномерно распределяют весовую нагрузку.
Выбирая средства передвижения для инвалидов и пожилых людей, необходимо учитывать диагноз, возраст и общее состояние здоровья пациента.
Поручни для пожилых людей
Существенно облегчить жизнь пожилым людям позволят поручни, которые помогут провести санитарно-гигиенические процедуры или сесть в инвалидную коляску.
Рекомендуется установить в квартире несколько видов вспомогательных приспособлений:
- поручни для ванны (их фиксируют вдоль стен и на саму ванну);
- поручни для туалета позволяют легко сесть на унитаз и встать с него;
- поручни для раковины облегчат гигиенические процедуры;
- поручни для кровати закрепляют у стены вдоль кровати — они помогут пожилому человеку не только встать, но и перевернуться в постели.
Согласно другой классификации поручни делят на:
- стационарные — достаточно надежны, так как имеют трехточечную опору и способны выдержать любой вес. Они чаще всего устанавливаются в просторных помещениях, хотя могут использоваться и в небольших комнатах;
- поворотные и откидные — рекомендованы, если нет возможности закрепить стационарные конструкции. Они более удобны, так как в закрытом состоянии не мешают членам семьи;
- передвижные — обладают солидными габаритами и занимают много места, зато они не закрепляются на стене и могут использоваться для ходьбы;
- на присосках — легкие и мобильные (при необходимости их можно убрать), но не совсем надежные, так как могут сдвинуться или оторваться, что, помимо травм, провоцирует психологический дискомфорт у старика;
- жесткой фиксации — крепятся в двух местах (к стене и полу), что придает повышенную прочность;
- ступенька с поручнем для ванной для пожилых — рекомендована для людей с выраженными проблемами функционирования опорно-двигательного аппарата и нарушенной координацией движения. Такое приспособление позволяет легко спуститься в ванну и так же легко выбраться из нее.
Электроскутеры для пожилых людей
С недавних пор стал доступен инновационный метод передвижения — электроскутер для инвалидов и пожилых. Подобный транспорт характеризуется повышенной устойчивостью, оснащен пневматическими колесами, регулируемой высокой спинкой и различными полезными приспособлениями.
При выборе скутера для пожилых людей необходимо учесть наличие следующего функционала:
- механизма торможения (ручного и автоматического);
- фар, хорошо освещающих дорогу;
- табло или дисплея, на котором четко видны параметры движения;
- зеркала заднего вида;
- широкого комфортабельного сиденья, позволяющего регулировать высоту и угол наклона;
- багажника или корзины для перевозки нужных вещей;
- подлокотников и подставки для ног.
Еще одна очень важная деталь в конструкции электроскутера для пожилых людей — приспособление против опрокидывания. Также следует обратить внимание на то, чтобы транспорт не был дорогим в обслуживании, поскольку не каждый пенсионер может себе позволить дорогостоящий ремонт.
В продаже имеются модели с тремя и четырьмя колесами. Трехколесные электроскутеры для пожилых обладают меньшими размерами и меньшим весом, что делает их более маневренными. Поэтому их рекомендуется приобретать тем людям, которые будут использовать их не только на улице, но и в общественных местах. Четырехколесные модели стоит предпочесть тем, кто в основном ездит по улице, так как они более надежные и устойчивые.
Помимо скутеров, для инвалидов и пожилых людей производят специальные трехколесные велосипеды с анатомическими педалями и комфортным сидением.
Коляски для передвижения пожилых
Коляски для инвалидов и пожилых людей рекомендованы при частичной и полной потере двигательной активности. Их используют после операций и травм в условиях стационара, а также в домах престарелых, когда пожилой человек не может обойтись без посторонней помощи. С помощью коляски люди с ограниченными физическими возможностями могут обрести независимость и способность к передвижению.
Источник