Способы передать формы цветам

Правила передачи объема

Портрет Лопухиной в технике «старых мастеров»

Свет в живописи и его влияние на художественное произведение

Правила передачи объема

Одна из ключевых задач художника – правильно передать объем содержимого картины. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты, знание которых поможет быстрее найти способ сделать тот или иной объект объемным. Ну а дальше – практика, практика и еще раз практика. Только натренированные глаз и рука позволяют уверенно изображать трехмерные объекты на плоскости.

Понятие объема

В изобразительном искусстве под объемом понимают иллюзорную передачу пространственных характеристик предметов при помощи конструктивных и перспективных построений, а также художественных приемов. Проще говоря, чтобы сделать объект трехмерным, необходимо показать его форму в пространстве и прорисовать светотени. Расположение и размеры светотеневого рисунка в свою очередь зависят от силы и направления источника света.

Начинающие художники часто допускают одну и ту же ошибку: они изображают только те части предметов, которые обращены к ним и не уделяют внимание другим участкам. Связано это с тем, что новички не имеют представления о внутренней конструкции изображаемых объектов. В результате их произведения получаются плоскими и безжизненными. Необходимо вспомнить, по каким параметрам мы определяем, что предмет объемный. Это длина, ширина и высота. А значит нужно так располагать объекты, чтобы зритель видел все эти три параметра.

Как превратить плоскость в объем?

Приступая к рисованию предмета с натуры, нужно научиться видеть его внутреннюю конструкцию. Самый простой способ – представить объект прозрачным. Под конструкцией мы подразумеваем каркас, который удерживает все части изображаемого предмета. Например, конструкция куба – это 8 узловых точек, хотя каркас можно сделать и более сложным, добавив дополнительные секции.

Тренировка разбивания геометрических фигур на отдельные фрагменты, помогает представлять сложные объекты как совокупность простых связанных друг с другом частей.

Следует понимать, что основа предметов простой конфигурации – одна геометрическая фигура, а сложные состоят из нескольких. И чем сложнее объект, тем больше он может иметь составных частей. Подобные геометрические схемы помогают рисовать людей, но, прежде чем приступать к портретам, необходимо изучить анатомию.

Правилам конструктивного и перспективного рисования объемных предметов с помощью линий много внимания уделяется на уроках по рисунку. Необходимо понимать, что создание любого художественного произведения начинается с композиции , одна из задач которой – правильное соотношение размеров, пропорций и конфигураций, что напрямую влияет на объем. Об одном из методов построения конструкции речь идет в видео , которое демонстрирует этап обучения технологии оптических просветов. Обратите также внимание, как при помощи светотени, получаются сложнейшие складки одежды. А теперь непосредственно о светотеневом рисунке.

Понятие светотени

Любой объект ограничен прямолинейными либо криволинейными плоскостями. Каждая из них во время освещения попадает в особые световые и цветовые условия – одни участки освещаются сильнее, другие – слабее. На интенсивность освещенности также влияет расстояние до источника света и угол падения потока света на поверхность объекта. Самыми освещенными будут те участки, на которые световые лучи падают под прямым углом, и наоборот, чем больше наклон потока света, тем темнее поверхность. Светлота также зависит от фактуры и цвета. Например, полированные материалы отражают свет лучше, матовых и шероховатых, а чем темнее участки, тем сильнее поглощается свет.

Читайте также:  Два способа получения энергии автотрофными бактериями

Наряду с геометрией объекта, градация света и тени является важной составляющей передачи объема. Чтобы создать иллюзию объемного предмета, необходимо правильно изобразить светотень, состоящую из:

  • блика;
  • света;
  • падающей и собственной тени;
  • полутона;
  • рефлекса.

Блик – самая яркая часть светотеневого рисунка, где световой поток практически полностью отражается. Свет – наиболее освещенная часть предмета, а собственная тень – самая темная. Промежуточная по светлоте и месторасположению область называется полутенью или полутоном, а рефлекс – это отраженный в теневой части предмета свет. Отражение дают любые, находящиеся со стороны тени объекты: стены, потолок, поверхность стола и т. п. Падающая тень – это та, которую отбрасывает предмет на окружающие его поверхности.

На приведенном выше рисунке светотень изображена с помощью штриховки – классического метода, которому обучают в художественных школах. Однако штриховка не является естественной для глаза формой передачи объема, поэтому на наших занятиях по рисунку мы ее заменяем тонированием с помощью графитового порошка. Работа ведется «от пятна», линии и переходы получаются мягкими и естественными. Подробности см. в видео .

Очень важно определить границу между светом и тенью. У начинающих художников с этим обычно возникают трудности, потому что пограничная зона всегда разная и зависит от условий освещения. Например, на шаре она изогнутая, на цилиндре – прямая, на вазе – извилистая, а на портрете имеет сложную конфигурацию.

Передача объема по технике Старых мастеров

В живописи есть прием под названием «кьяроскуро», суть которого заключается в том, чтобы противопоставить свет тени – создать резкий тоновый контраст. Этим методом часто пользовался известный итальянский художник Караваджо, делая освещенные участки очень яркими, а теневые – практически черными. Кьяроскуро хорошо использовать в процессе обучения, создавая искусственную подсветку предмета одним источником света. Конструкция светотени при направленном световом потоке видна намного лучше, чем при рассеянном.

Однако самым естественным способом передачи объема является техника Старых мастеров, при которой изображение как бы выводится наружу из глубины полотна. В технологии оптических просветов, в основе которой лежит методика художников эпохи Возрождения, для отображения трехмерного пространства, объемных предметов и мягкого светотеневого рисунка используется поэтапная система. Она включает в себя подготовку полотна, работу оптическими смесями, имприматуру и лессировки. Объем закладывается при обработке поверхности наждачной бумагой, а затем происходит тонкая доводка вышеперечисленными инструментами. Больше о технологии оптических просветов можно узнать из нашей книги, скачать которую можно здесь .

Источник

nastya buzdina

Пособие для начинающего флориста. Часть 6. (Понятие композиции. Распределение материала)

Почему бывает так, что один букет нам нравится, а другой нет? Вроде, одни и теже цветы используются. Несомненно, восприятие того или иного букета — «дело вкуса», это как картины в галерее, что-то нам понятно, а что-то нет, но все они произведения искусства, признанные обществом. Есть мастера-флористы, признанные обществом. И их работы во флористике тоже произведениями исскуства. В любом проявлении творчества есть свои правила, есть фундаментальные законы, на которых основываются авторы при создании творческих работ. Человек даже не осознаёт, что ему природой дано распознавать элементы этих законов, скажем, в живописи или во флористике. В этой части мы и поговорим о законах композиции.

Читайте также:  Fresh care sleeping pack способ применения

Само слово «композиция» употребляется в разных значениях. Напримет, «композиция на стол», и здесь подразумевается вид флористической работы. К ним также относятся букет и флористический объект. Когда говорят, что композиция цельная или целостная, имеют в виду само содержание флористической работы. О законах именно такого понятия композиции и пойдёт речь. Есть три фактора композиции, за счет которых работа производит впечаиление на зрителя, запоминается ему.

1. Композиционная целостность — то, что отличает одну работу от другой. Она достигается за счет грамотной работы с такими составляющими композиции, как цвет, форма и движение. Цвет — одно из самых мощных выразительных средств, изменение которого напрямую влияет на характер работы, на эмоциональный окрас. Форма работы должна быть чёткой и узнаваемой. Вся работа должна подчинятся одному движению (параллельное, радиальное, свободно-хаотическое), оно задается за счет линий, изгибов стеблей, цветовых пятен и форм.

2. Выразительность или контраст — передача настроения, информации. Контрасты в работе могут быть по форме (большое-маленькое), по фактуре (жёсткое-мягкое), по светлоте (светлое-тёмное), по цвету (синее-оранжевое, красное-зелёное) и т.д. Настроение также может передаваться и самим положением цветка (в центре — я главный, всё внимание на меня).

3. Идея работы. Для чего вы ее создаете, что хотите сказать, донести до зрителя.

Как только вы определились с основными факторами композиции, т.е. выбрали форму работы, ее идею, цвет и ма териалы, пришла пора задуматься, как вы расположите цветы в работе, чтобы ещё точнее передать характер, подчеркнуть форму, сделать цвета ещё более выразительными. В этот момент и наступает очередь выбрать распределение материала. Честно сказать, все эти мысли и выборы должны рождаться одновременно, каждое из выразительных средств композиции (при грамотном ее построении) усиливает другое. Например, цвет подчеркивает форму или делает ее более размытой (по замыслу), и плотность материала делает то же самое. Грамотно оперируя всеми возможными средствами выражения идеи в композиции, мы получаем восхитительный результат. Но вернёмся к видам распределения материала. Разделим их на три основных вида и два подвида.

1. Равномерное распределение

1а. Орнаментальное распределение.

2. Распределение с уплотнением (со сгущением).

3. Сгруппированное распределение.

3а. Фактурное распределение.

Я так распределила для себя. По моему мненю, орнаментальное вытекает из равномерного, также как фактурное из сгруппированного. Кто-то разделяет пять видов отдельно, кто-то только три. Далее я опишу два первых с подвидом, рассмотрим примеры работ правильных и неправильных для наглядности.

1. Равномерное распределение материала характерно для работ статичных и спокойных по фактуре. В букетах с таким распределением цветы ставятся симметрично. Первый цветок в геометрическом центре букета. Равномерное распределение используется при создании работ торжественных, официальных, а также в траурной флористике. Акцент в таких работах ставится на форму и цвет.

Обратите внимание, основной ццветок (орхидея цимбидиум) располагается равномерно, на одинаковом расстоянии от одного цветка до другого. Также стройно идут и розы, а вот второстепенный материал (ирисы и кермек) уже выставлены по иному, по 1-2, а иногда и 3 цветка. Такой вариант постановки делает работу с равномерным распределением более живой и интересной для восприятия. Тем не менее, форма читается хорошо, в цветовой палитре выбраны холодные родственные сочетания. И букет несёт настроение покоя, умиротворенности и прохлады.

Читайте также:  Способ монтажа трековый это

А какой посыл у этого букета? Есть ли настроение? Честно сказать, если оно и есть, то оно неочевидное. В этом букете один вид цветка выставлен равномерно, и несмотря на то, что белые розы стоят небольшими группами, букет живее не становится. Просто форма и цвет. Торжественно? Да! Интересно? Нет. А вот если представить, что это композиция и их несколько стоит на длинном столе на разном расстоянии друг от друга. Все они одинаковы по цвету, но разные по размеру. Тогда уже интересно и торжественно одновременно. Возникает игра.

1а. Орнаментальное распределение. Мне кажется, что из самого названия вытекает способ распределения цветов. Правильно! Орнамент! Он изначально симметричен, в орнаменте симметричны абсолютно все элементы.

На фото, не идеальный орнамент, но всёже. Есть ли очарование в таких работах? Дело вкуса. Их создание — прекрасное практическое задание. Возможность сосредоточиться на самом цветке и цвете, на технике работы с цветком, как с живым материалом, так сказать, руку набить именно в технике работы с оазисом или спиральной сдорке букета, а не думать о сложной асимметрии и равновесии. Главное, расстояние соблюдать.

2. Распределение с уплотнением или со сгущением. Что и куда сгущать и уплотнять? Представим след на стене от брошенного в нее снежка. по центру плотно, а к переферии следа лишь мелкие части. Плавный переход от плотного скопления элементов в центре к более разреженному на переферии. Такой тип распределения характерен для летних букетов, потому как позволяет передать очень точно характер цветущих лугов и разнотравья, лёгкости и воздуха. Одни из самых потрясающих и выразительных букетов в частности и флористических работ в целом, на мой взгляд. Это разноуровневые работы, т.е. между цветами есть ощутимая разница по высоте, но в общей массе они все равно образуют полусферу.

Как видно по фотографиям, есть разная степень разновысотности и сгущения. У каждого свой характер.

Теперь пройдёмся по неудатным вариантам.

Если Вы используете цветок в разной стадии распускания, нужно внимательно обращать внимание в какую часть букета он ставится. В случае создания вертикального букета, бутоны ставятся выше, чем более распущенные «собратья». Если букет круглый, самые крупные цветы ставятся ближе к центру, потом идут средней величины и к переферии уже бутоны. Безусловно, бутоны могут быть и ближе к центру, но основная их часть все равно стремиться к переферии. Если букет не только круглый, а ещё и разновысотный, нужно следить за двумя измерениями (вид сбоку и вид сверху). На фото ошибка как раз в неправильной постановке цветка. Крупные пионы с краю, а мелкие бутоны в центре, и, как следствие, зияющая дыра. Букет визуально развалился.

Об оставшихся видах распределения в следующей статье. Удачи!

Источник

Оцените статью
Разные способы