- Виды теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике презентация к уроку по физике (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Презентация «Теплопередача». презентация к уроку по физике (8 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Урок физики «Внутренняя энергия. Способы изменения. Виды теплопередачи». 8-й класс
- Презентация к уроку
- Ход урока
- Объяснение нового материала:
Виды теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
презентация к уроку по физике (8 класс) на тему
Презентация составлена для проведения урока в 8 классе. Рассмотрены виды теплопередачи. Много рисунков для облегчения понимания материала, а также слайдов со словами «объясни», что помогает активизировать внимание, мышление, а также проверить степень усвоения материала. Есть физкультминутка для глаз. Много примеров теплопередачи в природе и технике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_teploperedachi_primery_teploperedachi_v_prirode_i_tehnike.ppt | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 вариант Если кусок алюминиевой проволоки быстро изгибать в одном и том же месте то в одну, то в другую сторону, то это место сильно нагревается. Объясните явление 2 вариант Чем объясняется сильный нагрев покрышек колёс автомобиля во время длительной езды? Два одинаковых латунных шарика упали с одной и той же высоты. Первый упал в глину, а второй, ударившись о камень, отскочил и был пойман рукой на некоторой высоте. Какой из шариков больше изменил свою внутреннюю энергию?
С совершением работы Если вам случалось вытачивать какую-либо деталь на станке, то вы знаете, как сильно нагреваются при этом и резец, и заголовок, и стружка. Разогрев происходит в результате трения инструмента о деталь и о стружку, причем до 99% теплоты резания идет на нагревание стружки. При скоростной обработке температура в зоне резания достигает более 800 о С.
ТЕПЛОПЕРЕДАЧА М.В. Ломоносов считал, что природа теплоты состоит в движении молекул тела, которые он называл корпускулами. Он полагал, что корпускулы совершают вращательные движения . На основе своих представлений Ломоносов объяснил такое тепловое явление, как теплопроводность. Это происходит потому, что корпускулы нагретого тела вращаются быстрее, чем холодного.
Теплопроводность твердых тел . Теплопроводность – вид теплопередачи, при котором происходит непосредственная передача энергии от частиц более нагретой части тела к частицам менее нагретой части. При теплопроводности само вещество не перемещается вдоль тела, а переносится лишь энергия .
Теплопроводность жидкостей и газов. Металлы – хорошие проводники тепла благодаря движению свободных электронов. Изоляторы – плохие проводники тепла (жидкости, газы, пух, солома, дерево, рыхлый снег).
Конвекция. Конвекция – это тип теплопередачи, осуществляемый потоками (или струями ) вещества. Характерна для жидкостей и газов.
Излучение. Излучение – это вид теплопередачи, осуществляемый лучами. Может происходить передача энергии через вакуум . Мощность излучения и поглощения зависит от температуры тела и от цвета . Черные тела хорошо излучают и хорошо поглощают лучистую энергию.
Подведём итоги и сделаем выводы
Сформулируй вывод об особенностях видов теплопередачи
Объясни увиденное и ответь на вопросы
Объясни и назови виды теплопередачи
Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом они легче переносят холод? 2. Что приносит вред растениям, особенно злаковым: обильный снег или бесснежная зима? Объясни 3. Греет ли шуба?
1. В слове, состоящем из 9 букв, 3 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки: . О . . Е . Ц . . Отгадайте это слово, означающее один из способов передачи теплоты.
1. Почему чистое оконное стекло под действием солнечных лучей почти не нагревается, а стекло закопченное становится теплым? 2. В каком из чайников (а или б) кипяток остынет быстрее? 3. Какие слова будут написаны на этих “ арках ” , если на каждом их “ кирпичике ” проставить одну букву, слова должны означать различные виды теплопередачи?
Примеры теплопередачи в природе и технике
Объясни по картинке увиденное
Коэффициент потерь тепла
Увеличилась или уменьшилась внутренняя энергия жидкости во втором сосуде? Как вы это определили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды теплопередачи в природе и технике
Урок в 8 классе «Виды теплопередачи в природе и технике» проводится в форме защиты учебных проектов. Тема проекта группой определяется по соглашению или в резуль.
Интерактивный тест по физике «Виды теплопередачи», 8 класс
Тест предполагается применить на этапе текущего контроля, для проверки усвоения и понимания восьмиклассниками учебного материала по темам: «Теплопроводность», «Конвекция», «Излучение», изложенным в уч.
Призентация 8 класс. Примеры теплообмена в природе и технике.
Углубить знания учащихся о видах теплопередачи.
Разработка урока «Виды теплопередачи в природе, быту, технике»
Разработка урока по физике 8 класс «Виды теплопередачи в природе, быту, технике».
Урок по теме «Виды теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. Использование энергии Солнца на Земле»
урок проводится как семинар, продолжение этого урока захватывает часть следующего урока.
Проект » Виды теплопередачи в быту и технике» физика 8 класс
В проекте «Виды теплопередачи в быту и технике» всесторонне изучена информация по видам теплопередачи, использованию излучения, теплопроводности и конвекции в быту и технике, выяв.
Презентация » Виды теплопередачи в быту и технике» 8 класс
Данная презентация является составной частью проекта с аналогичным названием.
Источник
Презентация «Теплопередача».
презентация к уроку по физике (8 класс) по теме
В данной презентации рассказывается о видах теплопередачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teploperedacha.ppt | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физика. Теплопередача. Пшеленская С.В. МБОУ «первомайский ЦО»
Теплопередача Внутреннюю энергию тела можно изменить двумя способами: совершая механическую работу или теплопередачей
Теплопередача-это процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом. Теплопередача может осуществляться тремя способами: 1)теплопроводностью 2)конвекцией 3)излучением
Теплопередача Теплопроводность Конвекция Излучение
Теплопроводность Теплопроводность-это явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте. При теплопроводности не происходит переноса вещества от одного конца тела к другому.
Хорошей теплопроводностью обладают: Металлы(особенно серебро и медь) Ртуть Расплавленные металлы Дерево Стекло Жидкости Газы Плохой теплопроводностью обладают : Следовательно — теплопроводность у различных веществ различна.
Конвекция Конвекция-вид теплопередачи, при котором энергия переносится самими струями газа или жидкости. Различают два вида конвекции: естественную (или свободную) и вынужденную.
Явление конвекции можно наблюдать и при нагревании жидкости снизу. Нагретые слои жидкости- менее плотные и поэтому более легкие- вытесняются более тяжелыми, холодными слоями. Холодные слои жидкости, опустившись вниз, в свою очередь нагреваются от источника тепла и вновь вытесняются менее нагретой водой. Благодаря такому движению вся вода равномерно прогревается. Данный пример конвекции является естественным, но если жидкость размешать ложкой, то он станет вынужденным.
В отапливаемой комнате благодаря конвекции поток теплого воздуха поднимается вверх, а холодного опускается вниз. Поэтому у потолка воздух всегда теплее, чем вблизи пола. Данный вид конвекции является свободным.
Для того чтобы в жидкостях и газах происходила конвекция, необходимо их нагревать снизу. В твердых телах конвекция происходить не может, так как при нагревании в них не могут образовываться потоки вещества.
Излучение Излучение- это вид теплопередачи, который может осуществляться в полном вакууме. Излучают энергию все тела: и сильно нагретые, и слабо, например тело человека, печь, электрическая лампочка, и др. но чем выше температура тела, тем больше энергии путем излучения оно передает.
В небольшую, закопченную с одного бока, колбу вставим пробку, через которую вставлена изогнутая под прямым углом трубка. В эту трубку, имеющую узкий канал, введем подкрашенную жидкость. Укрепив на трубке шкалу, получим прибор-термоскоп. Этот прибор позволяет обнаружить даже незначительное нагревание воздуха в колбе. Если к темной поверхности термоскопа поднести кусок нагретого металла, то столбик жидкости переместится вправо. Очевидно воздух в колбе нагрелся и расширился. Быстрое нагревание воздуха в термоскопе можно объяснить лишь передачей ему энергией от нагретого тела.
Если в опыте с термоскопом повернуть колбу к нагретому куску металла сначала закопченной стороной, а затем незакопченой стороной, то столбик жидкости в трубке будет перемещаться в первом случае быстрее, чем во втором. Это показывает, что тела с темной поверхностью лучше поглощают и излучают энергию, чем тела, имеющие светлую поверхность.
Спасибо за внимание. Удачи в изучении физики.
Источник
Урок физики «Внутренняя энергия. Способы изменения. Виды теплопередачи». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Цели урока:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися таких важных понятий как энергия, внутренняя энергия, теплопередача и ее виды: теплопроводность, излучение, конвекция;
- формирование у учащихся представлений о фундаментальных законах природы на примере закона сохранения энергии.
Задачи:
- приобретение учащимися знаний о внутренней энергии, способах ее изменения, знакомство с терминами: теплопередача, теплопроводность, излучение;
- формирование у учащихся умения наблюдать природные явления, проводить экспериментальные исследования, делать выводы;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, результат эксперимента.
Тип урока: комбинированный.
Демонстрации:
- превращение механической энергии (на примере движения резинового мячика и маятника Максвелла);
- превращение механической энергии во внутреннюю (на примере падения свинцового шарика на свинцовую плиту);
- изменение внутренней энергии по рис 4 и 5 учебника (Перышкин А.В Физика-8), нагревание монеты в пламени свечи и при ее трении о деревянную линейку, нагревание свинца ударами молотка;
- опыты по рис.6-9 в учебнике (Перышкин А. В. Физика-8);
- опыты по рис 10,11 в учебнике (Перышкин А. В. Физика-8)
- наблюдение конвекции в газах на примере наблюдения конвекционных потоков от горящей свечи в проекции на освещенный экран;
- демонстрация светильников, в которых используется явление конвекции;
- нагревание воздуха в теплоприемнике излучением;
- демонстрация поглощательной способности различных веществ.
Ход урока
Примечание:
Материалы, представленные в данной презентации, включают несколько тем, важных для дальнейшего изучения тепловых явлений, рассчитаны на использование на нескольких уроках и при объяснении новой темы, и при обобщающем повторении в 8 классе и при изучении молекулярной физики в 10 классе.
Закрепление полученных знаний по теме целесообразно приводить на примерах задач, которые достаточно представлены в сборниках задач по физике:
- А.В. Перышкин Сборник задач по физике 7-9 классы, изд. «Экзамен» М., 2013.
- В.И. Лукашик, Е.В. Иванова Сборник задач по физике 7-9 классы, изд. «Просвещение» АО «Московские учебники», М., 2001.
- и другие.
Поэтому данная презентация может быть использована частично и (или) полностью на уроке в зависимости от целей и задач данного урока. Например при изучении нового материала.
Объяснение нового материала:
Приступая к формированию понятия внутренней энергии, необходимо предложить учащимся вспомнить, что они знают о механической энергии тел.
- В каком случае говорят, что тела обладают энергией?
- Какие виды механической энергии различают?
- Какие тела обладают кинетической энергией и отчего она зависит?
- От чего зависит потенциальная энергия тел?
- Приведите примеры превращения механической энергии.
В основу формирования понятия внутренней энергии положена идея о кажущемся «нарушении» закона сохранения энергии при соударении свинцового шара о свинцовую плиту.
Опыт №1. Соударение свинцового шара о свинцовую плиту. На основании «нарушения» закона сохранения энергии и исследования состояния свинцового шара после удара, делают вывод о наличии у всех тел энергии, которая называется внутренней энергией (слайд 6-8).
Далее необходимо разъяснить учащимся отличие внутренней энергии от механической энергии тел. Важно сделать вывод о том, что внутренняя энергия тел не зависит от механической энергии тела, а зависит от температуры тела и агрегатного состояния вещества. Другими словами, внутренняя энергия тела определяется скоростью движения частиц, из которых состоит тело и их взаимным расположением.
Следующий этап изучения нового материала – это изучение способов изменения внутренней энергии тела. На опытах можно наглядно продемонстрировать, что изменить внутреннюю энергию тела можно при совершении работы (над телом и самим телом) и при теплопередаче.
Это следующие опыты:
1. Изменение внутренней энергии совершением работы над телом.
Опыт №2. Потереть монетку о деревянную линейку, ладони рук друг о друга. Учащиеся делают вывод: внутренняя энергия тела увеличилась.
Опыт №3. Взять воздушное огниво. При быстром сжатии воздух нагревается столь значительно, что пары эфира, находящиеся в цилиндре под поршнем, воспламеняются. Учащиеся делают вывод: внутренняя энергия тела увеличилась.
2. Изменение внутренней энергии при совершении работы самим телом.
Опыт №4. В толстостенный стеклянный сосуд, закрытый пробкой, накачиваем воздух насосом через специальное отверстие в ней. Через некоторое время пробка вылетит из сосуда. В момент, когда пробка вылетает из сосуда, необходимо обратить внимание учащихся на образование тумана в стеклянном сосуде, что свидетельствует о понижении температуры находящихся в нем воздуха и водяного пара. Учащиеся делают вывод: внутренняя энергия тела уменьшилась.
3. Изменение внутренней энергии путем теплопередачи.
На основе опытов из повседневной жизни (ложка, опущенная в горячий чай нагревается, выключенный горячий утюг в комнате остывает).
На основе всех примеров и опытов делается общий вывод: внутренняя энергия тела может изменяться (увеличиваться или уменьшаться) со временем при теплообмене данного тела с окружающими его телами и при совершении механической работы (слайд 9).
При изложении механизмов и способов теплопередачи, необходимо обратить внимание учащихся, что теплопередача всегда происходит в определенном направлении: от тела с более высокой температурой к телу с более низкой температурой, что по существу подводить учащихся к представлению о втором законе термодинамики.
Рассмотрение различных видов теплопередачи начинают с теплопроводности. Для изучения этого явления рассматривают опыт №5 с нагреванием металлического стержня (см учебник Перышкин А.В. Физика-8) На основании результатов опыта учащиеся устанавливают факт передачи теплоты от одной части тела к другой и объясняют его.
Затем вводят понятие о хороших и плохих проводниках тепла. Наглядно демонстрируют на простых опытах №6, №7, №8, описанных в учебнике (А.В. Перышкин Физика-8) различную теплопроводность веществ и рассматривают использование в технике, быту и природе свойств тел по разному проводить тепло (слайд 11-13).
Изучение явления конвекции начинают с постановки следующего опыта №9: пробирку, наполненную водой нагревают на спиртовке в верхней части пробирки. При этом снизу пробирки вода остается холодной, а в верхней части – кипит. Учащиеся делают вывод о том, что вода обладает плохой теплопроводностью. Но! Вопрос учащимся: Как нагревают воду, например, в чайнике? Почему?
Ответы на эти вопросы получим, если проделаем следующий опыт №10:будем нагревать снизу на спиртовке колбу с водой, на дне которой помещен кристаллик марганцовки, окрашивающий конвекционные потоки.
Для демонстрации конвекции в газах, можно воспользоваться проектором и наблюдать конвекционные потоки, идущие от горящей свечи в проекции на экране.
В качестве примеров конвекции в природе рассматривают образование дневных и ночных бризов, а в технике – образование тяги в дымоходах, конвекцию в водяном отоплении, водяном охлаждении двигателя внутреннего сгорания (слайд 14-15).
Понятие об излучении как одном из способов передачи тепла можно начать с постановки вопроса: «Может ли энергия Солнца передаваться Земле теплопроводностью? Конвекцией?» Учащиеся делают вывод, что не может и, следовательно, существует другой способ передачи тепла.
Продолжить знакомство с излучением можно, поставив опыт №11 по нагреванию теплоприемника, соединенного с жидкостным манометром, и находящимся на некотором удалении сбоку от электрической плитки
Перед учащимися ставится вопрос: вследствие чего же воздух в теплоприемнике нагревается? Ведь теплопроводность и конвекция здесь исключены. Возникает проблемная ситуация, в результате обсуждения которой учащиеся приходят к заключению о том, что в данном случае имеет особый вид передачи – излучение – теплопередача с помощью невидимых лучей.
Далее на опыте №12 выясняют, что тела с различной поверхностью обладают разной способностью поглощать энергию. Для этого используют теплоприемник, у которого одна поверхность блестящая металлическая, другая черная и шершавая.
В заключении объяснения можно привести примеры излучения в природе и технике (слайд 16-17).
Источник