Передача пространства
В изобразительном искусстве передача пространства — очень важное средство, с помощью которого художники определенным образом воздействуют на зрителя. Проблемы изображения с передачей пространства на плоскости имеют давнюю историю.
Эта история началась с наскальной живописи и получила развитие в фундаментальных исследованиях ученого в области космонавтики Бориса Викторовича Ра-ушенбаха. В его трудах рассмотрена роль физиологии художественных, национальных и религиозных традиций в восприятии картинной плоскости и построена математическая модель процессов восприятия. Желающие могут ближе познакомиться с работами ученого 21.
Научные исследования Б. В. Раушенбаха с применением математических методов многое прояснили в процессе восприятия вообще и восприятия перспективы, изображенной на плоскости, в частности. Нас же интересует практическое применение передачи пространства в рекламе. Чаще всего рекламные объявления строятся с использованием фотографий. Перечислим эти фотографические приемы:
— линейная перспектива, с ее помощью предметы уменьшаются по мере удаления, в кадре присутствуют линии, которые, собственно, и строят этот вид перспективы (рис. 117)[*].
— тональная перспектива, когда изображенные объекты на переднем плане имеют большую тональную плотность, чем удаленные.
Малая тональная плотность удаленных объектов объясняется наличием туманной дымки в атмосфере (рис. 118).
— глубина резкости проявляется, когда СВКЦ изображается резко, а объекты, находящиеся на некотором расстоянии от СВКЦ, — нерезко. Это достигается фотографированием объективами либо с большими фокусными расстояниями, либо с допустимо открытой диафрагмой (рис. 119, 120). На рис. 120 использовано еще изобразительное средство чередующиеся элементы в изображении.
— использование двух- и трехпланового композиционного построения. В этом случае отсутствуют линии, обозначающие перспективу, а пространство передается за счет уменьшения изображенных объектов на дальних планах (рис. 121). Если необходимо получить все планы, имеющиеся в кадре, резкими, то это достигается расчетным значением диафрагменного числа или применением широкоугольных объективов, у которых большая глубина резкости. При наличии в фотографии рекламного объявления двух- или трехплановой композиции СВКЦ желательно выносить на передний план (см. «Сюжетно важный композиционный центр — СВКЦ»).
Существуют и другие варианты передачи пространства при композиционном построении. Среди практических приемов, помогающих передавать на плоскости объемность предметов, упомянем использование бокового (рисующего) света (рис. 122); съемку широкоугольными объективами (рис. 123). Здесь летящий велосипедист снят с близкого расстояния широкоугольным объективом, о чем говорит изображенное большое переднее колесо и маленькое заднее.
На изображениях, снятых телеобъективом, малая глубина резкости, поэтому задний план изображен нерезким, что и подчеркивает передачу пространства (см. рис. 75); изображение чередующихся уходящих и поэтому уменьшающихся элементов в кадре (рис. 124); наличие ярко выраженного переднего плана (рис. 125) — здесь на передний план вынесена бутылка рекламируемого рома, изображенная в цвете; рис. 126 — фары и радиатор автомобиля вынесены на передний план.
Порой в рекламном объявлении необходимо выделить форму объекта, его объем и фактуру.
Показ формы достигается выбором разных точек фотосъемки (изобразительные средства: точка съемки и ракурс). Объемность и фактуру обычно показывают фотосъемкой с рисующим светом.
Современные технологии изготовления рекламной продукции позволяют получать в полиграфии объемные (выпуклые и вогнутые) шрифты и изображения.
Наружная реклама также использует объемные изображения (рис. 127). Отметим еще один прием, который применяется в рекламе (не только в наружной), но непосредственно к изобразительному средству «передача пространства» не относится. Часто композиционное решение строится таким образом, что какая-то часть изображения выносится за плоскость рекламного объявления (рис. 128). Если это наружная реклама, то из проезжающей мимо машины меняется точка, с которой человек видит щит. С изменением точки видения меняются и линейные размеры, что вызывает иллюзию движения объекта, изображенного на рекламном щите, а также иллюзию изменения объемности (рис. 129).
В изобразительном искусстве давно используются эффекты зрительного «обмана» (зрительных иллюзий). Известен, например, феномен картины Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) «После побоища» (1880), где ноги погибшего русского воина всегда направлены на зрителя, независимо от того, с какой точки зала рассматривается картина.
Этот прием часто применяется в рекламных объявлениях, которые можно объединить одним названием: «А ты?» (рис. 130). Здесь вопрошающий указывает на зрителя пальцем, и направление пальца не меняется от того, под каким углом рассматривается рекламное объявление. Идея этих рекламных объявлений заимствована из знаменитого плаката Д. Мора 1921—1924 годов «Ты записался добровольцем?», которая, в свою очередь, взята со знаменитого американского плаката Дж. М. Флегга «Ты нужен американской армии», призывающего молодых граждан вступать в армию США в 1917 году.
Автор рекламы (рис. 131) нашел довольно оригинальный прием передачи пространства с помощью коллажа разных частей пейзажа, снятых даже в разное время года. При этом рамка рекламной картинки сделана размытой, что дает еще большую иллюзию объемности.
Довольно часто используется изображение «парящих» рекламируемых объектов. На рис. 132 пластиковые карты изображены под разными углами зрения и показаны «парящими» за счет теней под ними.
Рекламная продукция в большинстве своем живет не очень долго, так как производители товаров и услуг постоянно совершенствуют ее. Именно поэтому срок жизни товара и рекламы короток. Сейчас большинство рекламных объявлений разрабатываются без передачи пространства. Графические решения довольно простые: на плоскости изображен товар, текст, иног
да люди или животные. И этим все довольствуются, что вполне оправдано (рис. 133, 134).
На рис. 135 представлено рекламное объявление, где девочка сфотографирована в рисующем свете, и тем подчеркнута объемность этой части рекламного объявления.
Источник
Рисование.ру
Урок 3. Перспектива: передача трехмерных форм и пространства
Для того, чтобы создать ощущение трехмерности в вашем рисунке, вам нужно будет кое-что узнать о перспективе, которая и является техникой передачи трехмерных форм и пространства на плоскости. В жизни перспектива дает нам возможность оценить расположение предметов и людей по отношению друг к другу, и вам нужно будет отразить это в своих рисунках, чтобы они получались достаточно реалистичными.
Принципы простой перспективы
Сначала проведите на всей странице три параллельные друг другу горизонтальные линии. Центральная линия должна быть расположена немного ближе к верхней линии, чем к нижней. Эта центральная линия (1) представляет собой уровень глаз, который всегда будет линией горизонта. Остальные — верхняя горизонталь (2) и нижняя горизонталь (3).
Теперь проведите вертикальную линию от верхней горизонтали к точке схода и затем к нижней горизонтали (6). Зафиксируйте точку на линии уровня глаз и соедините два конца проведенной вертикальной линии с этой точкой, которая называется точкой схода (4). Эти две линии являются верхней линией перспективы (5) и нижней линией перспективы (7). Теперь у вас получился треугольник, соединяющий три горизонтальные линии и одну вертикальную.
Затем нарисуйте две вертикальные линии, параллельные первой вертикали (одну справа (9) и одну слева (8)), которые будут пересекать две линии, идущие к точке схода.
Теперь вы можете стереть линии построения и оставить лишь видимый твердый блок, например, коробку или здание, причем линия горизонта проходит позади этого объекта. В итоге вы получили трехмерное изображение объекта, которое выглядит достаточно убедительно.
Принципы сложной перспективы
До сих пор мы изучали перспективу очень кратко, поэтому в этом продолжении урока мы рассмотрим ее более подробно, поскольку она является важным условием рисования реалистичных картин. Принципы перспективы не так уж трудно понять и освоить, но вам придется попрактиковаться, прежде чем использование перспективы станет вашей второй натурой, и вы сможете использовать их, почти не задумываясь. Эту часть урока можно пропустить сейчас и вернуться к ней после прохождения всех уроков до 19 урока включительно.
Первый этап изучения перспективы — теория, и пока вы не начнете применять ее на практике, она, вполне возможно, покажется вам довольно запутанной, к тому же эта теория без прямого наблюдения не выглядит особенно убедительной. именно поэтому явно трехмерные изображения, созданные компьютером, всегда выглядят немного нереальными. На первый взгляд там все правильно, но, если у вас есть время, чтобы изучить их, вы заметите, что они не настолько реальны, как то, что мы видим в реальности.
Немного попрактиковавшись в использовании перспективы в рисунках, вы скоро начнете видеть, как это работает в реальной жизни, и сможете вносить все более и более тонкие корректировки, благодаря которым ваши рисунки станут более убедительными. Может показаться, что это довольно сухой материал, но удостоверьтесь, что вы способны справиться с подобной формой визуализации окружающей действительности, прежде чем у вас выработается привычка рисовать предметы, выглядящие для зрителя абсолютно реальными.
Искусство перспективы состоит в том, чтобы убедить глаз (и мозг соответственно), что он видит трехмерное пространство, имеющее глубину и протяженность. В этом уроке я привел серию упражнений, которые, если их точно скопировать, дадут вам хорошее представление о том, как рисовать предметы и пейзажи с использованием перспективы.
Одноточечная перспектива
В первом упражнении мы изучим то, что называется одноточечной перспективой. Это означает, что на линии горизонта есть только одна точка схода, к которой ведут все основные линии композиции. Все остальные линии будут либо горизонтальными, либо вертикальными.
Начните с рисования линии горизонта, располагая ее на листе слева направо. В реальной жизни горизонт всегда будет располагаться на уровне ваших глаз. Убедитесь, что он параллелен верхнему и нижнему краям листа бумаги. Теперь поставьте точку в центре этой линии горизонта — единственную точку схода. Затем нарисуйте исходящие из этой точки пять линий под углом к линии горизонта, две слева и три справа от точки схода.
Затем аккуратно проведите шесть вертикальных линий, параллельных боковым сторонам листа и перпендикулярных линии горизонта, две слева от точки схода и четыре справа. Они будут представлять собой фасады трех больших блоков, которые располагаются в пространстве между горизонтом и передним планом.
В конце вам нужно будет провести шесть горизонтальных линий, которые начинаются от верхнего и нижнего концов этих вертикалей, левые тянутся влево от вертикали, а правые — вправо. Теперь, когда вы сотрете вспомогательные направляющие, вы получите то, что будет выглядеть как три больших блока, устойчиво стоящих в созданном пространстве.
Двухточечная перспектива
Следующая схема разъясняет, как работает двухточечная перспектива. И снова сначала нарисуйте поперек листа бумаги линию горизонта, убедившись, что она параллельна верхнему и нижнему краям бумаги. Затем отметьте две точки схода, одну слева и одну справа. В центре нарисуйте более короткую вертикальную линию, перпендикулярную линии горизонта и разделяющую ее пополам, как показано на рисунке. Теперь нарисуйте линии от точек схода до верхнего и нижнего концов вертикального отрезка в центре и продлите их до краев листа, как показано на рисунке.
Чтобы блок казался трехмерным, нужно нарисовать еще две вертикальные линии, параллельные первой, одну слева и дальше от центральной линии, а другую — справа. Завершите их сверху и снизу на линиях перспективы, которые вы уже провели. Затем из двух точек схода проведите еще по две линии перспективы.
Линии, исходящие из левой точки схода, должны касаться верхнего и нижнего краев вертикального отрезка справа, а линии, исходящие из правой точки схода, должны касаться верхнего и нижнего краев вертикального отрезка слева. Благодаря этим построениям, вы создадите структуру блока, четко и просто зафиксированного в пространстве.
Чтобы завершить создание иллюзии прозрачного объемного блока, вам нужно будет нарисовать последнюю вертикаль, которую вы бы не увидели, если бы блок был непрозрачным. Она соединяет точки, где пересекаются последние группы линий перспективы. Итак, вы снова нарисовали зрительно объемный блок, но на этот раз прозрачный.
Трехточечная перспектива
Трехточечная перспектива используется нечасто, но я показываю ее здесь потому, что она позволяет завершить объяснение того, как работает перспектива.
Она применяется при рисовании очень высоких зданий, и ее не так легко увидеть в реальной жизни, если вы не стоите у подножия одного из них.
Сначала, как и раньше, нарисуйте линию горизонта поперек листа бумаги, а затем, после фиксации двух точек схода слева и справа, соедините их с точкой на длинной вертикали, проведенной в центре, как и раньше, сверху и снизу, только верхняя точка должна быть настолько высоко, насколько это возможно из-за размеров листа, в то время как нижняя точка должна находиться близко к линии уровня глаз. В результате, как вы можете видеть, получается очень высокий четырехугольник.
Теперь нарисуйте две линии по обе стороны от центральной вертикали так, чтобы они в верхней части одинаково наклонялись внутрь, как если бы у вас была третья точка схода на вертикали намного выше края листа бумаги, так высоко над горизонтом, что вам понадобился бы огромный лист бумаги, чтобы вместить ее.
Нарисуйте еще несколько линий от правой и левой точек схода, которые, как вы можете видеть, соединяются на разной высоте на поверхности этого высокого блока, так что он теперь напоминает небоскреб.
Этот рисунок больше похож на то, что вы могли увидеть в реальности, но для того, чтобы нарисовать этот предмет в полный рост, потребуется большой лист бумаги.
Несколько вертикальных линий на одной стороне блока усилят драматизм перспективы и создадут впечатление высокого здания, видимого снизу. Конечно, угловатость блока сильно преувеличена, но этот рисунок хорошо передает саму идею. Помните, что перспектива — это только способ обмануть глаз, чтобы тот поверил в устойчивость зданий и глубину пространства. Если воспринимать ее слишком буквально, иллюзия рушится.
Схема перспективы
Это чисто схематическое упражнение предназначено для того, чтобы вы могли попрактиковаться в использовании перспективы так, чтобы вы научились рисовать трехмерные предметы без вспомогательных линий, потому что вы уже освоили базовые принципы. Координация глаз и сознания достигается постоянной практикой.
Упражнение 1
ШАГ 1
Как и раньше, нарисуйте линию горизонта и точки схода для двухточечной перспективы. На этот раз нарисуйте вертикаль в левой стороне листа, а затем еще одну, меньшую, — внизу, как показано на рисунке. Затем соедините с точками схода верхнюю и нижнюю точки большей вертикали, а также нижний конец меньшей вертикали.
ШАГ 2
Теперь нарисуйте еще две вертикали, чтобы получить большой куб, а затем соедините верхний конец меньшей вертикали с точками схода. Затем нарисуйте два эллипса позади верхнего края меньшего блока.
ШАГ 3
Теперь завершите рисование нижнего блока, как показано на рисунке, и проведите вертикали от узких концов двух эллипсов. Одна пара вертикалей должна завершиться ниже линии горизонта, а вторая пара — над ней. Нарисуйте еще два эллипса, чтобы у вас получились два цилиндра — один длинный, а другой короткий.
ШАГ 4
Затем, чтобы немного усложнить композицию, нарисуйте еще две линии перспективы, чтобы вы могли построить ряд столбов, выстроившихся в ряд между двумя блоками с одинаковыми промежутками. Проведите вертикальную линию от нижнего конца нижней линии, а затем — еще одну на небольшом расстоянии от первой, чтобы получился четырехугольник. Начертите диагонали этого четырехугольника и проведите еще одну вертикаль и линию перспективы через точку пересечения диагоналей.
ШАГ 5
Используя прием, описанный выше, чтобы нарисовать ряд столбов в перспективе, продолжайте вычерчивать диагонали, которые используют следующую точку пересечения диагоналей для построения новой вертикали, пока не получите ряд столбов.
Когда вы сотрете все вспомогательные конструктивные линии, рисунок должен выглядеть так, как показано здесь. Это упражнение может занять некоторое время, но его стоит выполнить, чтобы отработать свои навыки рисования с учетом перспективы. Результат должен быть достаточно убедительным.
Упражнение 2
Последнее упражнение на перспективу легче выполнить, чем предыдущие, потому что вам нужно только оглядеться вокруг, чтобы увидеть следующий сюжет для картины. Это не означает, что задача становится легче, когда речь заходит о рисовании, но по крайней мере теперь вы уже достаточно попрактиковались в рисовании с использованием перспективы, так что вы сможете гораздо более уверенно приступить к выполнению упражнения.
ШАГ 1
Прежде всего, посмотрите на этот первоначальный эскиз интерьера. На основании ранее выполненных упражнений вам сразу станет ясно, что для создания рисунка используются линии перспективы.
ШАГ 2
На следующей схеме показаны линии перспективы, наложенные на эскиз, которые помогут вам проверить правильность изображения комнаты. Вы обнаружите, что самые трудные для рисования участки вашей собственной комнаты располагаются на периферии — в этих областях часто возникает небольшое искажение видимой картинки, которое выглядит на рисунке странно. Возможно, вам придется исправить или проигнорировать предметы, видимые периферическим зрением.
ШАГ 3
После того, как вы построили эскиз, который, по вашему мнению, точно соответствует тому, что вы видите, начните помещать на рисунок основные контуры комнаты и мебели, которые находятся в поле вашего зрения. Однако, если имеются какие-либо сложные предметы мебели или вещи, сильно усложняющие картину, удалите их из поля зрения или просто оставьте вне вашего рисунка. Все художники учатся корректировать сцену, которую рисуют с натуры, чтобы упростить ее или сделать более интересной и композиционно эффектной. Подобные исправления вы можете наблюдать в картинах, написанных с натуры Тёрнером, Каналетто или Гварди. Линии перспективы должны позволить вам добиться точной передачи пропорций всех элементов композиции.
ШАГ 4
Затем вы можете начать работать над тональными величинами, чтобы придать изображению атмосферу и глубину. Если вам придется оставить рисунок и вернуться к работе позднее, проследите за тем, чтобы мебель не перемещалась и угол, под которым падает свет, был тем же самым. Если погода была солнечной, а вы решите возобновить работу в другое время дня, то расположение освещенных участков и теней окажется совершенно иным, поскольку вечернее освещение частично обеспечивается естественным светом, а частично — источником света вверху комнаты. Обратите внимание на то, как я выстроил тона, вплоть до глубокого черного цвета на сиденьях стульев у стола.
Источник