- Передача персональных данных третьим лицам
- Трудовое право и вопрос передачи данных
- Передача информации для обработки
- Иные случаи передачи данных
- Новые правила обработки и распространения персональных данных с 1 марта 2021 года
- Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2021 года
- Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению
- Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных
- Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных
Передача персональных данных третьим лицам
Защита персональных данных
с помощью DLP-системы
Н е все твердо знают, разрешает ли отечественное законодательство передачу персональных данных третьим лицам и в каких ситуациях это возможно. Есть строго установленный перечень случаев, когда это возможно с точки зрения закона. Если конкретная ситуация не попадает в этот перечень, она будет нарушать права владельцев сведений.
Трудовое право и вопрос передачи данных
Работодатель обязан хранить сведения, предоставленные работником. Трудовой кодекс РФ в ст. 88 предусматривает ситуацию, в которой персональные данные работника могли бы быть переданы третьим лицам. Применяются следующие правила, при которых этот тип правоотношений становится возможным:
- любая ситуация сознательной передачи персональных данных работника третьим лицам становится допустимой только тогда, когда конкретный сотрудник предварительно дает на это разрешение. Немного по-другому такая ситуация трактуется при заполнении анкеты при поступлении на работу. Если при этом согласие не было запрошено или получено, передача данных будущего сотрудника для проверки может быть расценена как нарушение требований кодекса;
- если согласие не было получено или не соответствует установленной форме, передача данных возможна только тогда, когда она поможет предотвратить угрозу жизни или самочувствию конкретного человека или в иных ситуациях, прямо оговоренных в законодательстве;
- любая передача данных с целью получения за это каких-то преференций или прибыли (например, для включения в базу данных клиентов партнерской организации) в принципе невозможна без оформления согласия;
- все сотрудники компании, которым поручено осуществление обработки этих сведений, должны быть поставлены в известность о том, что они обязаны сохранять в их отношении режим конфиденциальности. От них необходимо получить достоверное понимание того, что правило соблюдается и они несут ответственность;
- если обмен персональными данными прямо предусмотрен требованиями закона, то режим максимальной защиты информации не применяется, обмен происходит по стандартным протоколам;
- даже если передача персональных данных происходит в пределах одной компании, например от отдела кадров к отделу, который занимается охраной труда или добровольным медицинским страхованием, такая передача должна происходить в полном соответствии с локальным нормативным актом, ранее принятым в компании на уровне руководства в соответствии с законом о персональных данных;
- доступ к информации надо оформлять ограниченному количеству лиц, при этом объем доступных сведений должен полностью соответствовать требованиям трудовой функции конкретного специалиста;
- компания не может запрашивать любые данные о состоянии здоровья работников, кроме тех случаев, когда такие сведения необходимы для осуществления ими их обязанностей (например, о зрении при допуске работника к выполнению высотных работ) и порядок их получения предусмотрен законодательством;
- если информация затребована представителем, сведения также могут быть переданы только в установленных случаях и в ограниченном объеме.
Следующая по порядку статья кодекса, ст. 89 ТК РФ, определяет права работников-субъектов персональных данных в целях защиты их персональных данных. Она говорит о праве назначить представителя для защиты информации, в любой момент получить все сведения о месте хранения данных, о том, кто может их изучить или распространить, и дает право требовать исключить или уничтожить недостоверные сведения.
Передача информации для обработки
Закон предусматривает ситуации передачи данных для их обработки. Законодательство под термином «обработка» подразумевает любые действия с информацией, в том числе ее копирование, использование, распространение, передачу доступа к ней третьим лицам. При этом оператор обязан получить разрешение обладателей этих сведений. Процедура обязательно основывается на заключении отдельного договора поручения, четко описывающего все особенности правоотношений, или она может происходить в рамках заключенного государственного или муниципального контракта.
Передача сведений оператором третьим лицам должна иметь под собой определенные цели, понятные субъекту персональных данных. Примером может быть предоставление доступа к информационному массиву для статистической обработки или в случае, когда оператор не может самостоятельно обеспечить надлежащую защиту персональных данных.
Может такая передача происходить и на основании определенного акта органа государственной власти. Все лица, которые получают право на обработку персональных данных на основании такого соглашения или акта, обязаны в полной мере выполнять все нормы, установленные законодательством о защите персональных данных, ответствовать его принципам и духу. Поручение, содержащееся в отдельном договоре, должно включать в себя обязательные пункты:
- перечень манипуляций, которые лицо, действующее на основании поручения, может выполнять с передаваемой информацией;
- цели обработки персональных данных, соответствующие законодательству и известные субъекту персональных данных заведомо;
- обязанность агента соблюдать в отношении передаваемых сведений режим строгой конфиденциальности;
- обязанность агента принимать все меры к защите персональных данных при совершении любых операций с ними;
- также в соглашении должны быть указаны все требования к техническим и организационным мерам обеспечения целостности и сохранности информации.
При соблюдении этих условий действия оператора будут полностью соответствовать федеральному закону. При оформлении письменного согласия его рекомендованную форму можно найти на сайте Роскомнадзора. Подписывая согласие, лицо должно быть информировано, в каких именно целях осуществляется обработка данных и какие именно действия с ними предполагается совершать. Согласие должно отвечать трем критериям – оно должно быть сознательным, конкретным и информированным. В противном случае оно может быть признано недействительным. Форма согласия может быть любой, но если оно оформляется от имени субъекта его представителем, Роскомнадзор вправе проверить, действительно ли такое согласие было дано.
Иные случаи передачи данных
Кроме передачи информационных массивов для обработки законодательство предусматривает и некоторые другие случаи, в которых передача сведений третьим лицам станет допустимой. Так, статья 6 закона указывает на ситуации, при которых:
- предоставление доступа к сведениям оператором третьим лицам для обработки становится возможным при наличии согласия на это (примером может быть заполнение анкеты на оформление дисконтной карты);
- передача данных происходит в целях заключения коммерческих договоров, стороной которых или выгодоприобретателем по ним становится субъект персональных данных (примером может стать передача банком сведений заемщика страховой компании для оформления полиса страхования жизни и здоровья заемщика). Исходя из этой же нормы, данные могут быть переданы для выполнения обязательств по таким договорам или же по соглашениям, в которых субъект стал поручителем.
Количество случаев законной передачи данных строго ограничено. Часто возникает необходимость передачи информации при заключении контрактов на площадках электронных торгов. Если у субъекта есть усиленная электронная подпись, необходимая для участия в торгах, оформление согласия производится простым подтверждением – нажатием кнопки на сайте.
Любая ситуация, выходящая за рамки перечисленных, дает возможность гражданину направить обращение в Роскомнадзор с целью проведения проверки и принятия надлежащих мер реагирования.
Источник
Новые правила обработки и распространения персональных данных с 1 марта 2021 года
Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2021 года
Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.
Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 1 марта 2021 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.
2. Согласие на распространение персональных данных теперь оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных.
3. Получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. Нужно заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.
4. Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора.
5. Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.
6. По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.
7. Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет штраф для ИП и должностных лиц организаций от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.
Существующий правовой пробел позволял любым третьим лицам осуществлять сбор и последующее бесконтрольное использование общедоступных персональных сведений, в том числе и в социальных сетях. Причем собранные таким образом сведения зачастую используются третьими лицами в целях, отличных от цели их первоначального распространения, – для рассылки рекламы, предложения услуг и т.д.
Новые правила исключают для операторов персданных и третьих лиц подобную возможность и устанавливают четкие правила дачи согласия на распространение и обработку общедоступных личных сведений.
Одновременно вступившие в силу поправки регламентируют процедуру отзыва согласия на распространение общедоступных персональных данных, а также определяют последствия несоблюдения операторами порядка получения согласия на их обработку и распространение.
Все это позволит избежать бесконтрольного использования третьими лицами общедоступных сведений о гражданах вопреки целям их первоначального получения и обработки.
Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению
Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя.
Для этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.
Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.
Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).
В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.
Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.
Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.
Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных
Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.
Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.
При этом требование о прекращении передачи общедоступных данных должно содержать следующие сведения (п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):
- ФИО заявителя;
- контактную информацию заявителя (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
- перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.
Причем все вышеуказанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому было направлено требование. С момента получения оператором персданных указанного требования действие согласия физлица на обработку его общедоступных сведений считается прекращенным.
Получив от физлица требование о прекращении передачи общедоступных сведений, оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа (п. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). В противном случае он понесет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства в области персональных данных).
Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных
Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.
Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.
Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).
Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.
С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.
Источник