Способы передачи педагогического опыта

Доклад: «Формы трансляции педагогического опыта».
консультация

Модернизация образования на современном этапе ставит перед педагогами новые задачи, решение которых требует оперативного формирования новых образовательных практик и распространения наиболее успешных из них.

Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непо­средственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педа­гогического явления, анализа и сравнения резуль­татов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.

Скачать:

Вложение Размер
formy_translyatsii_pedagogicheskogo_opyta.docx 16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: « Формы трансляции педагогического опыта».

Модернизация образования на современном этапе ставит перед педагогами новые задачи, решение которых требует оперативного формирования новых образовательных практик и распространения наиболее успешных из них.

Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.

Под трансляцией лучших педагогических практик понимается процесс предъявления содержания практики заинтересованному педагогическому сообществу с последующим воспроизведением в новых условиях.

Трансляция педагогического опыта – неотъемлемая часть методической работы. Она предполагает представление содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными. То есть если в процессе работы отмечаются высокие результаты в реализации образовательной Программы, имеются значительные достижения в воспитании и обучении, и выявлено, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, положительные результаты неслучайны и стабильны, в этом случае речь может идти об определенной сформированной системе работы педагога, которую он может представить в виде обобщения опыта своей деятельности.

Основными формами представления опыта работы могут быть:

  • печатные способы распространения ПО (публикации в газете,
  • брошюры и т.п.),
  • информационная выставка,
  • оформленный доклад,
  • оформленное выступление на заседании методического объединения,
  • разработка авторских спецкурсов (мастер-классов),
  • авторский сайт,
  • блог,
  • брошюры,
  • плакаты с методической направленностью,
  • видеоматериалы (фильм методической направленности),
  • пакет документов (методические рекомендации),
  • выставка (виртуальная или реальная),
  • методическое пособие,
  • сборник методических материалов,
  • программа,
  • педагогический авторский проект.

Рассмотрим основные методы передачи педагогического опыта.

— Открытые НОД по различным темам и вопросам образовательной деятельности. Эта распространенная форма изучения и обобщения опыта широко используется во всех ОО. Посещая открытые НОД опытных педагогов, их коллеги и руководители ДОУ коллективно обсуждают, отмечают те стороны, которые действительно являются передовыми, выявляют условия, при которых опыт конкретного педагога становится передовым и может стать достоянием других.

— Мастер-класс , где педагоги разрабатывают методические и дидактические образовательные материалы по заявленной проблеме, тематике, размещают разработанные материалы в открытых информационных зонах – зонах мастер-классов и в консультационном режиме сопровождают деятельность других педагогов по ознакомлению с их материалами. Обязательным элементом мастер-классов является консультационная работа педагогов-авторов с коллегами, заинтересовавшимися предоставленными материалами.

— Педагогические советы , производственные собрания, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведется большая подготовительная работа: посещаются НОД разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая педагогический опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.

— Научно-методическая и научно-практическая конференции — удачная форма изучения и обобщения передового опыта. В соответствии с темой конференции педагоги изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег.

— Педагогическая выставка , отражающая передовой опыт, например, дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, различные схемы и материалы, образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам образовательной деятельности.

— Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение педагогам своего опыта. Он сначала выступает с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на окружные чтения, рекомендуются для опубликования в журналах.

— Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам образовательной работы. Они организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются актуальные спорные педагогические проблемы.

— Семинары — практикумы . Тема семинара определяется на год или на несколько лет. При изучении общей темы, например, «Активизация образовательного процесса», рассматриваются более частные вопросы, такие, как компоненты образовательного процесса; субъект и объект в образовательном процессе и их взаимодействие; активность воспитанника как одно из условий его успешного обучения; приемы активизации дошкольников в образовательной деятельности. Изучается теоретический и методический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов — участников семинара, делаются обобщения.

— Самообразование — это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.

Мы с вами рассмотрели формы трансляции педагогического опыта. Какие на ваш взгляд наиболее эффективные формы? А какие формы вы используете в работе?

Источник

Формы передачи идей опыта

Татьяна Балтабаева
Формы передачи идей опыта

Модернизация образования на современном этапе ставит перед

педагогами новые задачи, решение которых требует оперативного

формирования новых образовательных практик и распространения наиболее

успешных из них.

1. Запись. Под трансляцией (передачи) лучших педагогических практик

понимается процесс предъявления содержания практики заинтересованному

педагогическому сообществу с последующим воспроизведением в новых

Запись. Трансляция педагогического опыта – неотъемлемая часть

методической работы. Она предполагает представление содержания работы

по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся

приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно

свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются

оптимальными. (Читать. То есть если в процессе работы отмечаются

высокие результаты в реализации образовательной Программы, имеются

значительные достижения в воспитании и обучении, и выявлено, что эти

успехи являются результатом определённой системы использования

интересных, эффективных приёмов, положительные результаты

неслучайны и стабильны, в этом случае речь может идти об определенной

сформированной системе работы педагога, которую он может

представить в виде обобщения опыта своей деятельности).

Запись. Классификация педагогического опыта

— индивидуальный и массовый (коллективный);

— перспективный и бесперспективный;

— реальный и потенциальный;

— положительный и отрицательный;

передовой и устаревший;

— творческий и репродуктивный;

— планомерно (целенаправленно) сформированный и стихийный.

2. Запись. Устная форма представления опыта осуществляется путем

организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об

опыте. Это может сделать методист ДОУ, руководитель ДОУ, сам

воспитатель, опыт которого обобщен. Выступления организуются на

педсоветах, заседаниях методических объединений, научно-практических

конференциях, педагогических чтениях и т. д.

3. Основными формами представления опыта работы могут быть:

печатные способы распространения ПО (публикации в газете,

информационная выставка,

оформленный доклад,

оформленное выступление на заседании методического объединения,

разработка авторских спецкурсов (мастер-классов,

плакаты с методической направленностью,

видеоматериалы (фильм методической направленности,

пакет документов (методические рекомендации,

выставка (виртуальная или реальная,

сборник методических материалов,

педагогический авторский проект.

— Шефство –наставничество. Пройдите по ссылке Наставничество в ДОУ (caduk.ru)

для ознакомления (чтения).

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации,

способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению

Цель наставничества в ДОУ — создание условий для профессионального роста

молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному

вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе,

поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;

использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности

и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить

информационное пространство для самостоятельного овладения

совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;

приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения,

объединять вокруг традиций ДОУ.

Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить

личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник

должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными

способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников,

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием

эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям,

умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен

всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию

профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в

общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы,

содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его

творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем

потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению

инновационными технологиями обучения и воспитания.

не дань моде и не

традиционный, но при

педагогов к новым

наставника, так и его

не только для молодых

педагогов, но и для

квалификацию которых по

передать знания

на рабочем месте

В основу организации системы наставничества положены нормативные

1. Положение о наставничестве МКДОУ

2. Методические рекомендации по наставничеству

3. Приказ об организации наставничества молодого специалиста в ДОУ

4. План работы наставника на период с. по г.

— Педагогическая выставка, отражающая передовой опыт, например,

дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса,

различные схемы и материалы, образцы планов, конспектов и методических

разработок по разным вопросам образовательной деятельности.

— Творческие отчеты. Творческий отчет воспитателя представляет собой

один из множества вариантов аттестации. Он состоит в предоставлении

педагогом детского дошкольного учреждения, проходящего аттестационный

процесс, опыта собственной деятельности по профессии, разработанного и

испытанного на практике в период между предыдущей и нынешней

аттестацией. При этом в отчете должны иметься элементы новизны и

применения свежих, передовых методик, с тем, чтобы полученный результат

в дальнейшем можно было использовать в работе других педагогов

ДОУ. Творческий отчет воспитателя на аттестацию создается таким образом,

чтобы он мог дать возможность оценить вклад воспитателя в обучение и

воспитание дошкольников, а также в работу всего детского образовательного

В основу работы над документом помещаются такие способы

совершенствования деятельности педагогического коллектива, как

самоанализ, рефлексия и объективная оценка самим сотрудником ДОУ

результатов и эффективности своей профессиональной деятельности.

Первым этапом подготовки к созданию отчета является определение и

формулировка проблемы или нескольких проблем, с которыми воспитатель

столкнулся на предыдущем этапе. Началом документа становится анализ

проделанной работы и определение полученного результата, решения ранее

В работе могут быть задействованы различные темы творческих отчетов

воспитателей, а также используются собственные или заимствованные у

коллег и творчески переосмысленные методические разработки,

оригинальные способы взаимодействия с детьми, другими сотрудниками

ДОУ и родителями. При выборе темы необходимо ориентироваться в первую

очередь на практичность, то есть, даст ли она реальный результат, который

принесет пользу другим педагогам, поможет ли в решении проблем.

Отчет правильно оформляется и дополняется пояснениями, демонстрациями,

иллюстративным материалом, а выводы подтверждаются обоснованиями.

Составные элементы творческих отчетов воспитателей ДОУ

В состав творческого отчета воспитателя о проделанной работе должны

входить следующие компоненты:

Доклад аттестуемого педагога. Он должен содержать тему, выбранную для

работы, с расшифровкой используемых методик и применяющихся систем. В

докладе должен быть четко определим профессиональный уровень педагога

и его квалификация в работе с детьми.

Учебно-методические составляющие, демонстрирующие наличие научного

обоснования проделанной работы.

Описание сути проделанной работы, анализ используемой методики с точки

зрения теории и практики, содержание, организация, метод, приемы и формы

педагогической деятельности сотрудника ДОУ.

Результаты деятельности, в каких условиях приходилось работать, с какими

Период, в который проводилась работа, то есть длительность проведения

опыта воспитателем.

Демонстрация элементов уроков или занятий с воспитанниками, возможно, в

Показ графиков, таблиц и выкладок, полученных в результате деятельности и

иллюстрирующих результативность работы воспитателя.

Демонстрация использовавшегося наглядного и дидактического материала.

Размер документа зависит от объемов выполняемой воспитателем учебной и

Оформление документа

Хотя отчет и выполняется в произвольной форме, основные его компоненты

должны обязательно присутствовать. В обязательном порядке должно быть

указано количество воспитанников в группе – мальчиков и девочек. Если

речь идет о младшей группе, то в отчете должны присутствовать тесты на

адаптацию детей к условиям нахождения и обучения в детском саду. Для

старшей группы в него вносятся данные об оценке готовности воспитанников

к школе. Также вносятся данные о посещении детьми различных кружков и

Дополняется документ всесторонней характеристикой детей группы с

указанием имеющихся проблем и способов их решения.

Отчет состоит из следующих разделов:

Титульный лист. Здесь обязательно должно присутствовать наименование

ДОУ, личные данные воспитателя, период, за который отвечает отчет. Если

этот документ подготавливался на аттестацию, нужно указать стаж работы,

имеющуюся квалификационную категорию и ту, на которую педагог

Основная часть или пояснительная записка. В нее входят такие

компоненты, как введение, анализ проделанной работы и заключение. Все

части должны быть логически связанными между собой и являться

смысловым продолжением друг друга.

Прилагающиеся материалы и документы. Можно использовать любые

способы демонстрации, в том числе и современные компьютерные

В оценке проделанной работы используются следующие критерии:

Актуальность выбранной темы, ее соответствие современным направлениям

Четко обрисованная и сформулированная основная идея.

Качественный последовательный анализ своей работы и взаимоотношений с

Определение конкретных задач.

Свежие методические находки с обоснованием необходимости и полезности

Логика в составлении документа и в изложении материала.

Культура речи педагога.

Навыки выступления на публике.

На основании полученных суммарных данных принимается решение о

качестве и успешности проделанной специалистом работы.

Творческий отчет по теме самообразования воспитателя больше внимания

должен уделять прогрессу в профессиональной деятельности педагога,

уровню его развития как личности и специалиста. В него должны входить

персональные наработки и пусть небольшие, но важные открытия в сфере

применения педагогических знаний на практике. В этом воспитателям

помогает методист, подсказывающий наиболее актуальные направления

деятельности, снабжающий методическим и дидактическим материалом,

Творческий отчет старшего воспитателя содержит в себе обобщение всей его

деятельности в ДОУ за определенный отрезок и свидетельствует о том,

насколько хорошо в этом детском дошкольном учреждении владеют

современными методиками работы с детьми.

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду — формы.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Консультация для родителей «Сидим дома, не скучаем. Детские передачи о музыке на ТВ изучаем» Телевидение — это окно в мир! ТВ — прекрасная возможность, благодаря которой можно учиться, получать положительные эмоции и просто интересно.

Обучение дошкольников основным принципам и приемам передачи цвета Цвет — основа восприятия окружающего мира С первых месяцев жизни цвет и свет являются сильными раздражителями для зрительного восприятия.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ » НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД «Нетрадиционные формы работы с родителями » (.

Сценарий праздника 8 марта. «Любимые передачи, для наших мамочек!» (старшая группа) Действующие лица Диктор телевидения Ведущая Старуха Шапокляк Герои сценки: Мама, папа, дочка, сын. Атрибуты: Бутафорский телевизор.

Сценарий передачи школьного радио к 75-летию снятия блокады Ленинграда «Ленинград» Часть 1. Песня 1 (Заставка) Алексей: Добрый день дорогие радио слушатели! Полина: Здравствуйте! Алексей: Сегодня наш эфир будет посвящен.

Источник

Читайте также:  Флуконазол мужчинам способ применения
Оцените статью
Разные способы