Особенности педагогической коммуникации и передачи сообщения в условиях аудиторного обучения
учебно-методический материал
Особенности педагогической коммуникации и передачи сообщения в условиях аудиторного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Слушатель: Лебедь Елена Владимировна
2.Тема лекции: «Особенности педагогической коммуникации и передачи сообщения в условиях аудиторного обучения».
3.Учебные и воспитательные цели лекции:
3.1. Обучающая: овладение научными знаниями в области педагогической коммуникации, изучение особенностей аудиторной передачи сообщения, специфики передачи сообщения в речевом аспекте, методов управления аудиторией, развитие у студентов умений и навыков коммуникативной деятельности как особого вида профессиональной активности; целенаправленное освоение продуктивных форм деловой и межличностной коммуникации в системе обучения.
2. Развивающая: активизация мыслительной деятельности, овладение коммуникативными компетенциями по направлению профессиональной подготовки учителя, преподавателя.
3. Воспитательная: формирование научного подхода в образовании и воспитании, ценностных установок и профессиональных качеств.
4. Приемы, методы, технологии обучения
Метод устного изложения, метод упражнений, метод закрепления устного материала, а также метод проверки и оценки знаний, умений и навыков. Использование материальных и идеальных средств обучения.
5. Основное содержание лекции
Приемы, методы, технологии обучения; виды деятельности
Актуальность и необходимость изучения педагогических коммуникаций определяется рядом причин. Ученые давно доказали, что успешность педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативной культуры педагога, в частности от его коммуникативно-речевых умений. Анализ деятельности образовательных учреждений показывает, что коммуникация является особым видом профессионально-педагогической активности. Для педагога сегодня важно не только овладеть формами, средствами, приемами коммуникации, изучить наработанный опыт, но найти индивидуальный способ их применения, оптимального сочетания в каждой конкретной педагогической ситуации.
Каждому педагогу необходимо в смысловом отношении объединить личностную и информационную стороны коммуникации, лишь в единстве способные обеспечить ее педагогическое предназначение.
Сегодня проблема коммуникативной деятельности в образовании – это проблема качества:
— информации, которую предлагает педагог своим подопечным;
— учебных текстов, с которыми работают участники образовательного процесса;
— результатов воспитания и обучения;
— эффективности педагогического взаимодействия на межличностном и межкультурном уровнях;
— владения современными средствами коммуникации;
— социального партнерства в сфере образования;
— профессионального имиджа работников образования и образовательной сферы в целом;
— профессиональной подготовки педагога;
— взаимопонимания всех участников образовательного процесса.
Возможности современного общества открывают перед педагогом перспективу широкого использования в своей деятельности всего богатства коммуникативных средств и информационно-коммуникационных технологий. Вместе с тем наблюдения убеждают, что в реальной образовательной практике осознанно используется лишь малая толика того, что способно обеспечить взрослым и детям, педагогам и учащимся, воспитателям и воспитанникам обмен информацией, основанный на подлинном взаимопонимании.
Метод устного изложения
- Особенности аудиторной передачи сообщения.
Знание особенностей передачи сообщений помогает преподавателю правильно организовать процесс обучения. Опираясь на психологические свойства человека, коммуникативный процесс имеет свою специфику, учёт которой необходим для лучшего усвоения материала учащимися.
Остановимся на некоторых основных закономерностях коммуникативного процесса в системе «преподаватель — аудитория».
Известно, что в процессе преподавания большое значение имеет мастерство педагога. Чем лучше преподаватель владеет педагогическими приемами подачи информации, тем лучше и глубже учащиеся усваивают предлагаемый курс. Процесс передачи знаний связан с определенными трудностями, как подачи самого материала, так и его усвоения. Известно, что один и тот же курс может быть прочитан преподавателями, владеющими (или не владеющими) соответствующими приёмами и способами передачи знаний. В самом общем виде, ситуацию аудиторной передачи сообщения можно представить в следующем виде:
преподаватель ==> сообщение ==> аудитория
Уточним некоторые особенности лекционного сообщения, по сравнению с передачей информации по каналам связи массового (технического) типа.
1. В лекционной ситуации речь преподавателя является разновидностью прямой коммуникации, когда между оратором и аудиторией нет пространственных или временных преград, следствием чего является синхронность восприятия речи.
2. В лекционной ситуации характерно наличие «обратной связи», т.е. возможность воспринимать реакцию аудитории непосредственно во время выступления и при необходимости корректировать его.
3. В лекционной ситуации возможно отчётливое проявление личных качеств оратора и их эмоциональное воздействие на аудиторию.
4. Речь преподавателя характеризуется комплексностью в использовании различных знаковых систем:
-лингвистической(язык);
-паралингвистической(интонация);
— кинетической (мимика, жесты).
5. И, наконец, в лекционной ситуации довольно точно известен адресат сообщения, когда преподаватель имеет определенное представление о составе и особенностях аудитории, к которой он обращается. В этом смысле лекционное сообщение занимает промежуточное положение между межличностной коммуникацией, имеющей самый точный адрес, и массовой коммуникацией с весьма неопределенным адресом.
Рассмотрим виды обратной связи . Она может быть:
1. Линейной — преподаватель получает сведения о реализации речи по слуховому каналу в виде реплик слушателей, шума в аудитории и т.д.
2. Нелинейной — преподаватель получает сведения о реализации речи по каналу невербальной коммуникации. Наблюдая за мимикой и жестами молчащей аудитории, опытный преподаватель безошибочно определяет характер её реакции. Улыбка, кивок головы в знак согласия, выражение интереса в глазах или, наоборот, пожимание плечами, отсутствующий взор и т.д. — всё это решающим образом влияет на поведение оратора и даёт ему возможность ориентации и коррекции.
3. Внутренней — преподаватель анализирует свою собственную роль и корректирует её, сравнивая с внутренним эталоном, в соответствии с собственным стандартом.
4. Внешней — преподаватель сопоставляет задание с поведением аудитории и её реакции на сообщение.
Психологические исследования показывают, что обратная связь, возможность наблюдать аудиторию, а также слышать звуки собственного голоса положительно влияют на весь ход речи. Благодаря обратной связи отношение «преподаватель — аудитория» превращается в процесс взаимостимуляции, сотрудничества, в особый вид коллективного творчества. Наоборот, перерывы в обратной связи вызывают неуверенность в речи и поведении преподавателя, снижают эффективность занятия. Таким образом, наличие обратной связи составляет важное преимущество в системе коммуникации «преподаватель — аудитория», дающее возможность опытному лектору успешно управлять аудиторией.
В процессе самого чтения лекции, точнее, в последовательности предъявления учебного материала, имеется несколько основных особенностей. Так, для лучшей организации внимания возможно использование следующих приёмов: вызывание интереса, связанного с личным мотивами слушателей, постановка практической проблемности лекций, обращение к опыту и знаниям слушателей, учёт специфики аудитории — её возраста, психических особенностей и т.д.
При чтении лекции обязательно следует учитывать так называемый «эффект начала», который заключается в том, что первые 8-15 минут лекции наиболее важны для организации внимания аудитории. Поэтому необходимо концентрировать мотивационно-проблемные ситуации именно в этот период. В середине лекции наступает утомление аудитории, что ведёт к затруднению восприятия материала. Поэтому следует правильно уловить начало утомления и попытаться каким-то образом снять эту усталость, отвлечь аудиторию, временно переключить её на другую деятельность («освежить внимание»).
Необходимо также учитывать, что в соответствии с «эффектом ряда» материал середины лекции запоминается хуже, чем начало и конец, поэтому его необходимо подкреплять более сильными средствами, как правило, или облегченным способом введения информации, или сильным личным или эмоциональным подкреплением, т.е. давать более яркий, но не столь перегруженный информацией материал, чем в начале и конце. Иногда, если позволяет ситуация, для уменьшения «эффекта ряда» следует просто сделать перерыв, разбив этим предъявляемый ряд информации на два меньших отрезка, что повысит усвоение. Повторение также улучшает запоминание.
Далее, имеется «эффект конца» — каким образом закончить лекцию? Здесь желательно не только закрепление только что прочитанного материала, но и актуализация направленности на будущие знания, или на будущий личный или эмоциональный интерес слушателя .
Методы устного изложения, упражнений, закрепления. Работа с видеоматериалами
- Общая схема лекционного сообщения.
Самая общая схема лекционного сообщения подразделяется на докоммуникативную фазу (подготовка к лекции) и коммуникативную фазу (речевые сообщения, непосредственная передача знания во время реализации развернутого лекционного замысла). Каждая из этих фаз включает определённое количество более мелких операций; докоммуникативная фаза включает пять таких фаз, коммуникативная фаза включает три основных и две дополнительные фазы: основные относятся непосредственно к лекционному сообщению, а дополнительные — к поведению оратора.
Изобразим эти фазы в виде такой схемы:
Докоммуникативная фаза (подготовка к лекции)
Коммуникативная фаза
(речевое сообщение)
Источник
Современные способы онлайн коммуникации учителей и школьников
Современные IT-технологии предоставляют целый перечень инструментов для коммуникаций преподавателей с учениками не только в учебное время, но и за стенами школ. Особенно актуальны они для классных руководителей, которые ищут новые, нестандартные методы сплочения своего класса, повышения авторитета в глазах детей, установления дружественной связи со своими воспитанниками. Насколько они доступны учителям и как умело они ими пользуются — это уже другая тема для обсуждения. Данный пост хочу посвятить тем педагогам-новаторам, которые не останавливаются на стандартных методах обучения и коммуникаций и находятся в постоянном поиске новых идей для реализации своего призвания.
Группа класса на сайте Facebook или «ВКонтакте»
Данные социальные сети дают немало возможностей для коммуникаций между людьми. В аккаунтах и группах Facebook или «ВКонтакте» можно обновлять статусы, размещать новости, анонсы, фотографии, видео. А доступ ко всей этой информации имеет одновременно неограниченное количество людей: ученики, преподаватели и даже родители.
В таких группах школьники смогут задавать вопросы по поводу учебы друг другу и учителям и оперативно получать на них ответы. Преподаватели же имеют возможность инициировать дискуссии, повышая интерес детей к учебе, выкладывать различные видео, фото, текстовые документы и другие материалы для того, чтобы ученики могли подготовиться к тому или иному уроку.
Аккаунт класса в Twitter
В «Твиттере», как и в других социальных сетях, можно публиковать новости, напоминания, анонсы – все, что касается жизни класса. А благодаря удобному поиску по хештегам каждый пользователь сможет легко найти необходимую именно ему информацию. В этой сети также можно общаться друг с другом, задавать вопросы, публиковать свои комментарии, цитаты и т. д.
Блоги школьников и/или учителя
Обычные бумажные дневники для записи своих мыслей постепенно все-таки уходят в небытие. Причиной тому являются постоянно расширяющиеся возможности онлайн-блогов. При помощи последних ребенок сможет не только научиться излагать свои мысли, но и делиться ими – пускай не со всем миром, но хотя бы со своими одноклассниками. Например, можно вынести на обсуждение пройденной темы или поездки на экскурсию, а также рассказать о новых фильмах, музыке, книгах и т. д., проиллюстрировать все это собственными фотографиями и видео.
Аккаунт на YouTube
Многие продвинутые учителя используют видео с YouTube на своих уроках, чтобы сделать их более интерактивными, максимально увлекательными и интересными для детей. Так почему бы не создавать собственные видео в рамках школьных программ? Ребятам наверняка понравится смотреть, как их соученики сами объясняют усвоенное, обсуждают книги и фильмы, дают свою интерпретацию увиденному и прочитанному, комментируют происходящие события и т. д.
Аккаунт в Instagram
Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Instagram дает уникальные возможности публиковать фото, которые расскажут о жизни класса намного лучше, чем слова. Здесь каждый сможет публиковать собственные работы, касающиеся учебы и класса. Попросите ребят проявить свою фантазию, находя и публикуя фото, связанные с изучаемыми темами — например, относящиеся к их любимым книгам или известным историческим персонажам.
Мобильные приложения для управления классом
Еще одному инструменту для учителей хочется уделить особое внимание. Это мобильные сервисы для управления классом и коммуникаций со своими подопечными. За рубежом мобильные средства коммуникаций с классом через программу на смартфоне или планшете — довольно таки популярная вещь. Известные в США сервисы BlackBoard и Canvas объединяют школы и кампусы. Через приложение преподаватель дает учащимся задания, проводит тестирование, вносит расписание занятий, уведомляет о предстоящих событиях и сообщает важные объявления. Через приложение можно получить доступ к онлайн-курсам по различным направлениям для школьников и студентов. В BlackBoard пользователям доступна информация о ближайших на территории кампуса библиотеках, кафе, зонах отдыха и т. п.
В России подобных аналогов пока что замечено не было. Наиболее близкое к ним по своей сути и содержанию — мобильное приложение «Школьник», которое служит площадкой для объединения одноклассников вместе с их классным руководителем. Через программу учитель информирует свой класс о заданных на дом заданиях, корректирует расписание, публикует новости школы и объявления по классу, выносит тему на обсуждение и получает фидбэк от каждого учащегося. Учитель может добавить интересные книги, полезные материалы, тесты, анкеты — то есть все то, с чем ребятам будет интересно и полезно ознакомиться.
Такое виртуальное пространство создает ощущение сплоченности коллектива, дружеских отношений с классным руководителем. А функционал приложения, который дает возможность вести свой электронный дневник позволяет всегда иметь под рукой достоверную информацию о домашнем задании и расписании. Кстати, возможна интеграция приложения «Школьник» с электронным журналом. В данном случае учащимся будут доступны и их оценки.
Взгляд в будущее
Если предположить, какие новые инструменты коммуникаций ждут школы в ближайшем будущем, то уже сейчас можно предсказать, что верх возьмут такие устройства, как ibeacon. Это устройство-маячок будет установлено в школе для передачи персонализированных сообщений ученикам или педагогам. Например, при входе в школу учащихся 11-х классов на их смартфоны поступит уведомление о событии, которое имеет отношение только к одиннадцатиклассникам. «Ребята! Сегодня в 13:00 в актовом зале состоится лекция о поступлении в вуз. Ждем вас!» — подобные сообщения будут приходить в виде push-уведомлений через специальное приложение для школьников. Таким образом, учителя и администрация школ смогут поздравлять учащихся с праздниками, напоминать им о важных событиях, передавать поручения и настраивать на учебную волну позитивными месседжами.
Источник