- Передача материальности и фактуры (текстуры) предметов
- Передача материальности и фактуры (текстуры) предметов
- Передача фактуры предметов
- Читайте также
- 2.6. Передача глубины пространства цветом
- Освещение при съемке предметов
- Стилизованное изображение человеческого тела и окружающих предметов
- Структуры и фактуры
- Изображение объемной и контурной формы фигур и предметов
- Изображение фактуры
- БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ Передача объемов на фотоснимке
- БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Передача фактур на снимке и структура фотоизображения
- 24. Передача «Камыши» (1997)
- Бактериальные поражения конструкций и предметов ДПИ
- О фактурах в живописи
Передача материальности и фактуры (текстуры) предметов
Если вы хотите выразить свое мироощущение через видение окружающей вас жизни, например в городском пейзаже (рис. 26), то вам нужно научиться имеющимися в арсенале художника средствами отразить на бумаге или холсте стены домов, асфальтовые дороги, кустарники, деревья, водную гладь реки, скованной каменными или чугунными парапетами набережных, небо, облака и т.п.
рисунок 26 А.Е. Алексеев. Городской пейзаж (г. Краков). Бумага. Фломастер. 1974
В натюрморте очень важно передать материальность предметов быта из стекла, металла, кожи, пластмассы, а также добиться «живости» изображения цветов, фруктов и т.п.
В портрете индивидуальность личности существенно дополняют (а иногда и выражают ее глубинную сущность, открывая тайны, тщательно спрятанные под маской сдержанности), костюм, платье, драгоценности, другие аксессуары, к которым художники всегда относятся с большим вниманием, техническими средствами своего ремесла и стиля передавая фактуру ткани, кожи, металла, драгоценных камней.
Чтобы ярко и эмоционально передать фактуру и текстуру различных предметов, необходимо использовать те законы изображения предметов в пространстве, которые мы изучили выше — это законы линейной и воздушной перспективы, расположения светотени на предметах, их тональность.
Если в рисунке правильно передана тональность, то и фактура предмета будет показана наиболее выразительно. Например, в одном из портретов, написанных великим русским художником Ильей Ефимовичем Репиным (рис. 27), на переднем плане, на столе лежат книги. Та, что ближе к нам, — старое издание с потрепанным корешком. Но если мы приглядимся внимательнее, то увидим, что корешок книги написан одним широким мазком кисти, без прорисовки деталей (см. врезку на рис. 27). Мастерство художника заключается в правильном определении и выражении тональности предмета, что позволило одним мазком кисти выразить и фактуру, и материальность корешка старинной книги.
рисунок 27 И.Е. Репин. Портрет И.М. Сеченова. Холст. Масло. 1889
В графической технике, начиная с рисунка-наброска, также очень важно умение художника-графика правильно выразить материальность объекта на бумаге.
Наглядное представление о материале дает фактура — состояние поверхности массы материала.
Фактура может быть зеркальной или матовой, гладкой или шероховатой и т.д. Например, отличие поверхности стекла от поверхности бетона. Также имеет значение структура массы, ее строение — то, что художники называют текстурой.
Например, текстура дерева отличается от текстуры мрамора. В графическом рисунке характерные признаки материалов подчеркиваются с помощью различных технических средств изображения. Так, например, для изображения стекла применяют технику акварельной живописи и мягкой кисти (рис. 28), для растительности — палочку, для бетона — сух) кисть и тушь или масляную краску. Кроме того, широко используются графические карандаши. Мягким карандашом хорошо передавать различную фактуру камня на зернистой (акварельной бумаге), более твёрдым, длинными штрихами на гладкой бумаге, можно показать прозрачность стекла или гладь воды.
рисунок 28 Изображение фактуры в технике акварельной живописи
Итак, для того чтобы передавать различные фактуры и структуры (текстуры) предметов и материалов, надо уметь пользоваться различными техническими средствами: карандаш, фломастер, перо, сухая игла и др. (рис. 29).
рисунок 29 Изображение фактуры и текстуры материала различными техническими средствам
Источник
Передача материальности и фактуры (текстуры) предметов
Если вы хотите выразить свое мироощущение через видение окружающей вас жизни, например в городском пейзаже (рис. 26), то вам нужно научиться имеющимися в арсенале художника средствами отразить на бумаге или холсте стены домов, асфальтовые дороги, кустарники, деревья, водную гладь реки, скованной каменными или чугунными парапетами набережных, небо, облака и т.п.
рисунок 26 А.Е. Алексеев. Городской пейзаж (г. Краков). Бумага. Фломастер. 1974
В натюрморте очень важно передать материальность предметов быта из стекла, металла, кожи, пластмассы, а также добиться «живости» изображения цветов, фруктов и т.п.
В портрете индивидуальность личности существенно дополняют (а иногда и выражают ее глубинную сущность, открывая тайны, тщательно спрятанные под маской сдержанности), костюм, платье, драгоценности, другие аксессуары, к которым художники всегда относятся с большим вниманием, техническими средствами своего ремесла и стиля передавая фактуру ткани, кожи, металла, драгоценных камней.
Чтобы ярко и эмоционально передать фактуру и текстуру различных предметов, необходимо использовать те законы изображения предметов в пространстве, которые мы изучили выше — это законы линейной и воздушной перспективы, расположения светотени на предметах, их тональность.
Если в рисунке правильно передана тональность, то и фактура предмета будет показана наиболее выразительно. Например, в одном из портретов, написанных великим русским художником Ильей Ефимовичем Репиным (рис. 27), на переднем плане, на столе лежат книги. Та, что ближе к нам, — старое издание с потрепанным корешком. Но если мы приглядимся внимательнее, то увидим, что корешок книги написан одним широким мазком кисти, без прорисовки деталей (см. врезку на рис. 27). Мастерство художника заключается в правильном определении и выражении тональности предмета, что позволило одним мазком кисти выразить и фактуру, и материальность корешка старинной книги.
рисунок 27 И.Е. Репин. Портрет И.М. Сеченова. Холст. Масло. 1889
В графической технике, начиная с рисунка-наброска, также очень важно умение художника-графика правильно выразить материальность объекта на бумаге.
Наглядное представление о материале дает фактура — состояние поверхности массы материала.
Фактура может быть зеркальной или матовой, гладкой или шероховатой и т.д. Например, отличие поверхности стекла от поверхности бетона. Также имеет значение структура массы, ее строение — то, что художники называют текстурой.
Например, текстура дерева отличается от текстуры мрамора. В графическом рисунке характерные признаки материалов подчеркиваются с помощью различных технических средств изображения. Так, например, для изображения стекла применяют технику акварельной живописи и мягкой кисти (рис. 28), для растительности — палочку, для бетона — сух) кисть и тушь или масляную краску. Кроме того, широко используются графические карандаши. Мягким карандашом хорошо передавать различную фактуру камня на зернистой (акварельной бумаге), более твёрдым, длинными штрихами на гладкой бумаге, можно показать прозрачность стекла или гладь воды.
рисунок 28 Изображение фактуры в технике акварельной живописи
Итак, для того чтобы передавать различные фактуры и структуры (текстуры) предметов и материалов, надо уметь пользоваться различными техническими средствами: карандаш, фломастер, перо, сухая игла и др. (рис. 29).
рисунок 29 Изображение фактуры и текстуры материала различными техническими средствам
Источник
Передача фактуры предметов
Передача фактуры предметов
Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода, ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вы рисуете каменную стену, она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва должна трепетать, вода выглядеть влажной, зеркальной, облака мягкими и легкими.
Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры.
Многие художники наряду с линейной и штриховой разработками рисунка используют специальные удары кистью и заливки тоном.
180. Варианты передачи фактуры кистью
181. Н. В. КУЗЬМИН. Пейзаж на Истре
Вот несколько советов.
Если предмет шероховатый, например камень, попробуйте рисовать на грубой бумаге мягкими карандашами, зная их способность выявлять неровности бумаги и давать зернистый тон.
Если изображаемая поверхность гладкая и похожа на стекло, возьмите бумагу более гладкую и твердые карандаши и рисуйте длинными штрихами.
А чтобы передать пушистую шерстку котенка, лучше взять мягкий материал (уголь, пастель, сангину и т. п.) и поработать на шероховатой бумаге короткими штрихами.
Очень часто рука художника распоряжается штрихами свободно и разнообразно, ощущение передачи фактуры и формы подсказывает ему необходимые средства.
182. Варианты передачи фактуры с помощью различных штрихов
Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов.
Читайте также
2.6. Передача глубины пространства цветом
2.6. Передача глубины пространства цветом У цвета есть еще одно замечательное свойство. Различные цвета могут создавать ощущение приближения к зрителю или удаления, т. е. с помощью цвета можно передать глубину пространства. Это происходит за счет контраста светлого и
Освещение при съемке предметов
Освещение при съемке предметов Выбор осветительных приборов и студийной аппаратуры при съемке неодушевленных предметов – обычных изделий или произведении искусства, всецело определяется размерами фотографируемых объектов. Любой фотографируемый в студии предмет
Стилизованное изображение человеческого тела и окружающих предметов
Стилизованное изображение человеческого тела и окружающих предметов Количество возможных вариантов изображения человеческого тела бесконечно. Однако существует несколько основных моделей стилизации, помогающих разложить все по полочкам. От них можно сколько угодно
Структуры и фактуры
Структуры и фактуры Фактура — важный декоративный элемент в иллюстрации. С ее помощью можно разнообразить однотонную плоскость, создавать контраст в композиции и даже иллюзию полутона.Фактурой считается любое нагромождение изобразительных элементов, настолько
Изображение объемной и контурной формы фигур и предметов
Изображение объемной и контурной формы фигур и предметов Изображение объемной формы фигур и предметов на плоскости снимка также связано с законами линейной и тональной перспективы и подчинено этим законам, поскольку перспективное изображение того или иного предмета
Изображение фактуры
Изображение фактуры Реалистическое изображение действительности выразительными средствами искусства связано с обязательной передачей фактур реального мира. Убедительно переданная фактура увеличивает сходство снимка с оригиналом и дает возможность зрителю,
БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ Передача объемов на фотоснимке
БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ Передача объемов на фотоснимке О передаче объемов на плоскости снимка. Разрабатывая тот или иной прием построения фотоизображения, мы добиваемся правдивости и художественной выразительности снимка. Отобрав типичный, характерный материал, правильно
БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Передача фактур на снимке и структура фотоизображения
БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Передача фактур на снимке и структура фотоизображения Что такое фактура? Под фактурой понимается характер строения поверхностей, которые по этим признакам могут быть разделены на три большие группы: матовые, глянцевые и зеркальные. К матовым
24. Передача «Камыши» (1997)
24. Передача «Камыши» (1997) Денис Одинг (промоутер): Даже к середине 1990-х, когда Казантип уже собирал толпы народу, а мы уже устраивали большие фестивали, вроде «Восточного Удара», электронная музыка рядовому слушателю была известна довольно плохо. Все было очень свежим, хотя
Бактериальные поражения конструкций и предметов ДПИ
Бактериальные поражения конструкций и предметов ДПИ Исследования показали, что разрушение древесины могут совершать также некоторые бактерии.Эта группа микроорганизмов отличается ярко выраженными индивидуальными особенностями:— бактерии не могут передвигаться по
Источник
О фактурах в живописи
Что такое фактура? Заглянем в словарь («Словарь русского языка» М., «Русский язык» 1984 г.) и найдем там два определения понятия «фактура».
Первое — своеобразие художественной техники в произведениях искусства (стихи, музыка, живопись).
Второе — характер обработки, строение какого-либо материала, определяющее внешний вид поверхности ткани, стекла и пр.. Фактура, наряду с цветом и формой, является одним из определяющих качеств предметов внешнего мира, связанных с его материальной природой; качеств, которые несут информацию о свойствах предметов и, одновременно, способны пробуждать наши эмоции, а следовательно, нести духовную функцию.
Французский психолог А.Пьерон установил, что если в зрительных ощущениях преобладает познавательный компонент, то в ощущениях, воспринимаемых тактильными рецепторами –эмоциональный…
Уже в искусствах древних цивилизаций Ассирии, Вавилона, Египта художники широко использовали выразительные качества фактур природных материалов, умело воспроизводили их в своих произведениях и создавали новые фактурные решения.
Но более подробно мы поговорим о фактурах в живописи. Огромное значение для живописца имеет сам материал, в котором воплощается творческий замысел. У каждого вида живописи –особая плоть: густая и вязкая фактура масляной краски, красноречивая плотность темперы, матовая поверхность пастели, прозрачность, светоносная сила акварели. Творческо-личностное отношение художника к изображаемому, к самой идее относится как к выбору материалов так и к способу нанесения этих материалов на холст и впоследствии мы уже можем говорить о сложившейся манере письма или о стилевых отличиях живописи того или иного художника.. . Вот, например, графика, я сейчас имею ввиду как раз выбор, скажем, бумаги для будущей работы. Художник вдумчиво подбирает бумагу: в одних случаях она — практически с абсолютно гладкой поверхностью, но матовая или глянцевая, а с в других рисуется на зернистой бумаге, то есть бумаге, в структуру которой заложена с самого начала фактурность. По зернистой бумаге можно рисовать и сангиной, и углём, и пастелью…и в каждом случае – мы получим свой эффект, рисунок по-разному будет на нас воздействовать…а если мы ещё и добавим многообразный язык наложения штриха или пятна, разнообразные композиционные приёмы… Представляете, какое множество фактур и способов раскрытия художественного замысла? Но художник выбирает лишь ОДНО РЕШЕНИЕ. Почему? На чём основан выбор? Какие механизмы выбора материалов двигают творческую мысль? Это мы не поймём без практических занятий…
Давайте вернёмся к живописи…
Эжен Фромантен так писал о Франсе Хальсе «…работа кисти сама по себе – редкое чудо: краска кладётся по надобности густо или жидко, твёрдо или сочно, жирно или тонко. Фактура свободная, обдуманная, гибкая, смелая; никаких крайностей, ничего незначительного. Каждая вещи написана сообразно её значению, собственной природе и ценности: в каждой детали чувствуется прилежание, другая едва тронута. Гладкий гипюр, лёгкие кружева, отливающий атлас, матовый шёлк, поглощающий больше света, бархат…-всё это мгновенное восприятие сути вещей, безошибочное чувство меры, умение быть точным…ничего не утомляет перегрузкой…»
Мне очень нравится у Хальса «Портрет цыганки». посмотрите, как эмоционально, живо. широкими свободными мазками написана рубаха девушки и обратите внимание как средством живописного мазка передан весёлый темперамент цыганки. Кажется, что её свободный нрав так и хочет выплеснуться наружу.
Когда говорят о какой-то черте человека, определяющей сам суть его личности, то произносят: «он таков до кончиков его ногтей»…но истинный живописец-«живописец до кончика кисти», а истинная живопись- от выбора основы холста до завершающего мазка.
Но давайте рассмотрим ещё один пример. «Портрет Шарля де Солье сьера де Моретта». Ганс Гольбейн младший, 1534 – 35г.г..
Портрет французского посланника при английском дворе Генриха VIII — выдающееся произведение живописи Возрождения. В нем с огромной психологической убедительностью переданы ум и сила воли человека, начинавшего солдатом, прожившего непростую жизнь при дворах трех королей, бывшего заложником у Генриха VIII и вот прибывшего к нему в качестве полномочного посла Франции.
Обратите внимание, как написана его строгая изысканная одежда: черного сукна дублет с золотыми пуговицами, поверх него черный бархатный с черным же шитьем джеркин, на фоне которого особенно эффектно выглядит массивная золотая цепь с ажурным медальоном. Поверх джеркина широкий массивный черный гаун — торжественная одежда высшей знати Европы из плотного черного шелка, исключительно дорогого в то время, отделанный драгоценным мехом. С каким мастерством написаны черные ткани! Мы ясно различаем их контрастные фактуры. Исключительно эффектны прорези на рукавах джеркина, сквозь которые видна легкая белая ткань рубашки, останавливающая наше внимание на энергично сжатых руках посланника. Дорогие драпировки темно-зеленого штофа с богатой свето-теневой моделировкой оттеняют исполненное достоинства лицо посланника.
Фактура драгоценных тканей и металлов образует великолепное обрамление, особо эффектные части которого окаймляют лицо и руки — наиболее значимые части портрета. Здесь фактура выступает в качестве драгоценной рамы, выявляющей смысл портрета.
И это использование разных фактур в одном живописном полотне!
Да… как говорилось выше, для выражения реалистичной фактурности художники прибегали к различным средствам художественного выражения замысла. Например, итальянский художник Караваджо использовал приемы многослойного наложения краски, расплавляя мазок лаком. Он достигал на своих картинах высочайшей иллюзорности изображения. Свойства краски полностью подчинены передаче внешнего вида предмета. Возникает фактурная выразительность упругих персиков, нежной кожуры прозрачного винограда и сочной мякоти арбуза, а плотная белая скатерть контрастирует с отсвечивающим стеклом. Великолепный приём, от которого краски начинают светиться как бы извнутри! Подобный приём я использовала в своих живописных картинах и тепернь я отчётливо понимаю, что современные лаки дают разный живописный эффект или вовсе не приемлемы для какой-либо живописной техники. здесь необходима большая экспериментальная работа, которая, как знать, может и приведёт к мастерству в исполнении и подчинению находки задуманному вами.
Тоже самое мы можем наблюдать в отечественной иконописи. Древнерусские иконописцы всегда пытались передать особенное свечение, исходящее от ликов Святых и Угодников Божьих, от их бестелесых фигур…здесь существует несколько приёмов решения подобной задачи и один из них – добавление в темперные краски творёного сусального золота…в таком случае краска начинала светиться, а живопись отвечала каноническим правилам изображения Божественного, Горнего мира.
О фактурах можно говорить много и бесконечно! Сколько направлений в живописи. сколько знаменитых имён! И у каждого своё понимание живописи, свои секреты мастерства! Одним словом, художники во все времена стремились усложнить и разнообразить фактуры…причём в разных видах искусства, включая даже и создание одежды. Законы «формирования фактур», правила гармонии, правила зрительного восприятия остаются неизменными в течении столетий…но лишь подчиняются законам красоты и развиваются индивидуальным чутьём художника-творца и его извечно ищущей мыслью…
Источник