- Как играть перебором на гитаре, виды переборов
- Как научиться играть перебор с нуля и самостоятельно?
- Видео
- Как просто и быстро научиться играть перебором на гитаре?
- Правило большинства гитарных переборов
- Правильная посадка и постановка правой руки
- Извлечение звуков с помощью ногтей
- Как играть перебором. Методы извлечения звука
- Пальцы и ногти
- Медиатор
- Плектры
- Что такое арпеджио?
- Правая рука
- Виды переборов на гитаре
- Перебор четверка
- Перебор шестерка
- Перебор восьмерка
- Список популярных песен
- Красивые переборы на гитаре. 9 схем с примерами и описанием (Часть 1).
- Вводная информация
- Обозначения пальцев
- Красивые переборы – табы и схемы
- Схема 1
- Схема 2
- Схема 3
- Схема 4
- Схема 5
- Схема 6
- Схема 7
- Схема 8
- Схема 9
- Заключение и советы
Как играть перебором на гитаре, виды переборов
Как научиться играть перебор с нуля и самостоятельно?
Чтобы освоить игру на этом инструменте не нужно заканчивать консерваторию, ходить в музыкальную школу или на какие-то курсы. Обучиться этому можно и самостоятельно. Основы легко изучить самому. Достаточно купить самоучитель для игры на гитаре, разобраться в табах, смотреть разборы на YouTube и конечно же регулярно тренироваться. Тогда вы сможете исполнять любимые песни.
Видео
Как просто и быстро научиться играть перебором на гитаре?
Для удачного обучения перебору изучаются основные правила для новичков. Они простые, но их соблюдение облегчит задачу:
- Сила зажимания струн. Она не должна быть большой. Контролировать нажатие можно при помощи одного упражнения: прижать один из ладов, медленно ослабить давление до тех пор, пока струна не перестанет издавать звук. В беззвучном режиме проиграть пентатоническую гамму. Сначала упражнение дается нелегко, но немного практики, и все получится.
- Извлечение звука. Необходимо научиться извлекать звук при защипывании струны, а не битье по ней. Для отработки этого навыка существует методика, которая включает три фазы: прикосновение пальца к струне, отклонение струны от обычного положения при помощи крайней фаланги (при этом появляется звук), возвращение пальца в исходную позицию.
- Разделение позиций. Каждому пальцу принадлежит конкретная струна. Для указательного – третья, среднего – вторая, безымянного – первая. Это правило можно нарушать только в том случае, когда композиция требует повторения звука с одной струны несколько раз подряд.
Лучше закрепить описанные советы на практике, тогда освоить сложные музыкальные произведения будет несложно.
Правило большинства гитарных переборов
На самом деле научиться играть на гитаре перебором не так сложно, как кажется. Первое, что необходимо запомнить: каждый палец должен дергать определенную струну, а именно:
- 6-ю, 5-ю и 4-ю струны (т.е. басовые) ударяет большой палец;
- 3-ю струну – указательный;
- 2-ю струну – средний;
- 1-ю струну – безымянный.
Правильная посадка и постановка правой руки
При игре перебором важно соблюдать правильную посадку и положение правой руки. Вы должны ровно держать гитару, чтобы гриф находился чуть под углом относительно вас. Большой палец правой руки должен находиться перпендикулярно указательному. Тело расслаблено – и рука особенно. Правильная постановка рук – это отдельная тема, о которой можно прочитать целую статью.
Извлечение звуков с помощью ногтей
Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.
Для более яркого звучания, в дальнейшем используйте специальные медиаторы которые одеваются на пальцы (когти). Как правило они есть в любом музыкальном магазине, а их цена достаточно низкая примерно 60 рублей или 0,9 доллара за единицу. Всего Вам потребуется 4 медиатора.
Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.
По методике знаменитого испанца нужно:
- Захватить струну мягкой стороной фаланги;
- Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
- Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.
Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.
Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.
Как играть перебором. Методы извлечения звука
Несмотря на то, что техника перебора требует игры именно пальцами – не все так просто, и сейчас последовательность нот можно воспроизводить несколькими способами.
Пальцы и ногти
Самый стандартный метод, которым пользуется подавляющая часть начинающих гитаристов. На правой руке нужно отрастить ногти и играть ими, цепляя и дергая струны. Еще один вариант – делать то же самое, но подушечками пальцев. Главное преимущество этого метода – он не требует никаких дополнительных предметов, и вы можете заиграть сразу же, как возьмете в руки гитару. Из минусов стоит отметить очень слабую атаку и контроль над игрой, особенно при игре ногтями – соответственно, звук будет получаться размытым и нечетким. Тем не менее, таким образом перебором играет множество знаменитых гитаристов – Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow, Blackmore’s Night), Брент Хайндс (Mastodon).
Медиатор
Еще один популярный способ игры перебором пришел из рок-музыки. Он заключается в игре медиатором тех же структур, что играются пальцами. Этот способ требует большей скорости игры, поскольку вместо пяти пальцев гитарист имеет только один медиатор, однако он дает больше преимуществ – например, четкую атаку, которую не получишь при игре пальцем, а также возможность совмещать аккордную технику с перебором. Кроме того, часто гитаристы играют одновременно пальцем и медиатором – зажимая плектр указательным и большим пальцем, а остальными тремя подцепляя другие струны. На сайте есть отдельная статья, посвященная тому, как играть медиатором .
Плектры
Плектры – это не только медиаторы, но и еще специальные насадки на пальцы с острым треугольным концом. Этот предмет пришел в музыку от банджо и быстро разошелся по музыкальному миру. По сути это та же техника игры пальцами, однако с четкой атакой и ровным, острым и ясным звуком. На данный момент это наиболее популярный метод звукоизвлечения среди фингерстайл-гитаристов – на всех видеороликах с их игрой можно увидеть плектры, надетые на их пальцы.
Что такое арпеджио?
Арпеджио – это поочередное взятие звуков аккорда, то есть тот самый перебор. В переводе с Итальянского арпеджио означает “как на арфе”, так как этот метод характерен для неё. Арпеджио можно в возрастающем или убывающем порядке. Это хорошее упражнение для развития техники игры. Играйте его на разных ладах, с разной скоростью и на всевозможных аккордах.
Правая рука
Теперь рассмотрим постановку правой руки и звукоизвлечение. На фото представлены названия пальцев.
Присвоим буквы пальцам для удобства
Большой палец – p (по испански – pulgar)Указательный палец — i (по испански indice)Средний палец — m (по испански-medio)Безымянный палец — a (по испански -anular)Гитаристы в большинстве случаев используют ногтевой способ звукоизвлечения, звук при таком способе получается более громкий, поэтому на пальцах имеются небольшие ногти.
Поставьте пальцы на струны: большой палец p– на шестую струну,i– на третью струну,m – на вторую и a – на первую. Звукоизвлечение большим пальцем p– происходит благодаря только пястному суставу,поэтому обратите внимание, чтобы при звукоизвлечении работал только пястный сустав, что даёт устойчивое положение всей кисти.
После удара по струне большой палец круговым движением возвращается в исходное положение или остаётся на пятой струне, если звук надо произвести на следующей струне. На фото показано положение правой руки сверху, где большой палец p образует подобие креста в соотношении с указательным пальцем i.На гитаре существует два приёма звукоизвлечения это apoyando-извлечение звука с опорой на соседнюю струну и tirando – извлечение звука без опоры на соседнюю струну.Правильная постановка руки на гитаре:
Неправильная постановка руки на гитаре:
Виды переборов на гитаре
Если вы уже матерый гитарист, который подбирает ноты и аккорды на слух, то вам уже и не нужно ориентироваться на какие-то схемы. Игра на гитаре у вас идет интуитивно. Но если вы пока что гитарист новичок, то вам обязательно нужно знать и держать в голове схемы переборов на гитаре. Самых основных видов существует 3 штуки. Их названия созвучны с названиями видов боя и связаны они с ритмическим рисунком. У каждого вида есть несколько вариаций, которые мы рассмотрим ниже.
Перебор четверка
Это самый простой вид. Его название идет от количества щипков струны — четыре. Соответственно, нетрудно понять, что играется он четвертными долями или просто четвертями. Первый щипок это басовая струна и дальше идут остальные в определенном порядке.
Перебор шестерка
Данный перебор можно играть в триольном ритме, когда все ноты имеют одинаковую длительность, либо в обычном ритме 4/4. Тогда басовая струна будет извлекать четвертную ноту, а остальные 5 щипков будут иметь длительности равные восьмой доли. Говоря простыми словами — одна четверть и 5 восьмушек.
Перебор восьмерка
Эта категория переборов более сложная, чем две предыдущие. Из-за того, что входящих нот здесь целых 8, у новичков могут быть проблемы с координацией пальцев. Но восьмерки очень хороши на вариативность — вариантов сыграть такой перебор очень много. Разберем самые распространенные.
Список популярных песен
Список композиций, которые можно сыграть перебором, помогут разобраться в смысле техники. Они подходят для начинающих музыкантов, известны со времен детства и юности:
- Северный ветер – «Дворовая».
- Юрий Хой – «Твой звонок».
- Машина Времени – «Костер».
- Наутилус – «Я хочу быть с тобой».
- Noize MC – «Зеленый – мой любимый цвет».
- «Изгиб гитары желтой» в исполнении Олега Митяева.
- ДДТ – «Это все».
- «Одинокая звезда» – исполнитель группа Фактор-2.
- Луч солнца золотого («Бременские музыканты»).
- «Я верю» в исполнении Ляписа Трубецкого.
- Тальков Игорь – «Чистые пруды».
- Наутилус – «Прогулки по воде».
- Юрий Хой – «Лирика».
- Сплин – «Романс».
Среди музыкальных произведений каждый исполнитель найдет мелодию по душе, вне зависимости от возраста.
Источник
Красивые переборы на гитаре. 9 схем с примерами и описанием (Часть 1).
Вводная информация
Если в игре не электрогитаре вершиной мастерства считается освоение техники свипа и скоростных соло, то освоение фингерстайла – это однозначно одно из очень серьезных достижений в игре на акустике. Этот способ игры требует от гитариста идеальной координации обеих рук, высокой скорости игры пальцами и переборами, а также чистого звукоизвлечения. Эта техника игры позволяет серьезно вырасти в сочинении любой музыки, а также даст огромный простор в создании аранжировок. Почти все великие гитаристы, так или иначе, владеют или владели фингерстайлом. Именно для того, чтобы вы смогли сами научиться играть, красивые переборы на гитаре и создана эта статья.
Первый этап – это подготовка. Это значит, что если вы вообще не имеете представления о том, как играть пальцами – то лучше перейдите на виды переборов для начинающих – статью, где описываются базовые паттерны, которые лучше всего освоить перед тем, как заниматься фингерстайлом. Всего схем 21, но они довольно простые. Конечно, упражняться можно и без подготовки – однако тогда все будет даваться гораздо сложнее. Так или иначе, ниже – первая часть статьи, с базовыми и не очень сложными упражнениями.
Обозначения пальцев
Прежде чем начать обучение, стоит сказать об обозначении каждого пальца. В данных упражнениях и схемах их используется четыре – большой, который обозначается буквой «p», указательный, который маркируется как «i», далее – средний, под буквой «m», и безымянный – «a». Мизинец при этом не используется.
Для удобства также стоит сказать, что чаще всего большой палец будет отвечать за басовые струны, а остальные – за текстуру. Еще один совет – это приобретение специальных плектров, которые надеваются на палец. Таким образом, вы получите атаку по струне такой же, как и при игре, медиатором – звук станет четче и ярче.
Красивые переборы – табы и схемы
Схема 1
Первый, и самый простой перебор, который очень похож на партию не для гитары, а для банджо. В данном случае басовыми струнами являются 5 и 4. Помимо этого, в нем всего три ноты, которые играют поочередно тремя пальцами. Выглядит схема так:
Вместе с этим паттерном отлично подойдут такие аккорды как C, G, Am, а также их различные надстройки и модуляции. Тональность в данном случае – C, что позволяет без труда экспериментировать с аккордами внутри нее.
Схема 2
Второй паттерн уже значительно сложнее, поскольку при его игре требуется больше координации, а также скорости. Басовые струны в данном случае – шестая и пятая, а также четвертая. Обратите внимание, что нота текстуры в некоторых местах имеет двойную скорость – это значит, что он должна играться в два раза меньше, чем остальные. Кроме того, вторая струна на пятом ладу, которую вы дергаете в начале, должна звучать постоянно – это сильно усложняет задачу, поскольку надо играть так, чтобы пальцами не глушить ее. Схема следующая:
Этот паттерн идеально подойдет для блюза и кантри, а также отлично звучит с различными септаккордами – например, A7 или E7. Впрочем, подойдут и классические трезвучия. Тональность в данном случае – E.
Схема 3
Следующий вид перебора на гитаре тоже довольно сложный, однако однозначно стоит того, чтобы потратить на него время. Он обладает поистине мощнейшим грувом, который даже при повторяющейся игре способен унести слушателя в другое измерение. Этот паттерн можно вставлять даже в песни на электрогитаре, особенно если при этом нарулить очень гулкий эффект дисторшн. Басовые струны в данном случае – шестая, пятая и четвертая.
В качестве аккордовой текстуры можно использовать различные формы G, C, Am и их достройки. Тональность – G.
Схема 4
Основная проблема в этом переборе – ритмический рисунок, который называется «свинг». Это значит, что басовая нота звучит дольше, чем текстура. То есть, получается примерно следующее – «Раз – пауза – два – три – пауза – два — три» и так далее. К этому придется привыкнуть, потребуется некоторые время потратить на тренировки на гитаре. Басовые струны в данном случае – с шестой по четвертую.
Для текстуры аккордов хорошо подойдут E, C, B и их производные с поднятыми и опущенными ступенями. Тональность – E.
Схема 5
Обратите внимание на то, как в этом паттерне выстроена басовая партия – она использует октавы, по сути, играя одну и ту же ноту. В целом, с ним не должно возникнуть никаких проблем. Басовые струны – шестая и четвертая.
Для дополнения можно использовать различные аккорды тональности E. Это, например, тот же самый E, F или F#.
Схема 6
Очень простой перебор, для которого понадобится использовать только указательный и большой палец. По сути, его можно даже играть медиатором, используя в качестве вступления, прежде чем как играть боем на гитаре какой-то блюзовый или тяжелый мотив. Такой прием очень любят использовать современные тяжелые команды – наигрывая какой-то интервал на чистом звуке, и после – врываясь тяжелыми рифами. Басовая струна тут только одна – четвертая.
Аккорды к этому перебору можно подобрать следующие – D, G, F и другие, входящие в тональность перебора – D.
Схема 7
Используемые басовые кварты сразу выдают в этом переборе кантри-музыку. Тут же можно отработать важный для фингерстайла прием – щипок, когда вы одновременно играете несколько струн, кроме нижних. В целом, это еще один паттерн, который точно можно посоветовать для обучения основам красивого перебора струн. Басовые – с шестой по четвертую.
Аккорды, используемые в данном случае, могут быть, например, C, родственный ему Am, F и другие, входящие в основную тональность – C.
Схема 8
А вот в этом случае читается чистейший блюграсс, изначально играющийся на банджо. Об этом можно судить по характерному щипку на слабую долю. Лучше всего партия будет звучать в высоком темпе, и – будем честными – сыгранным именно на банджо. Тем не менее, для акустической гитары он тоже подойдет. Басовые струны – с шестой по четвертую.
В данном случае уместнее всего будут звучать характерные септаккорды, которые часто используются в кантри. Это могут быть, например, G7, D7 и другие. Тональность в данном случае – G.
Схема 9
И последний паттерн, который тоже хорошо подойдет для начинающего. Он будет хорошо звучать как на акустической, так и на электрогитаре, особенно если нарулить приятный чистый звук, обильно сдобренный дилеем, хорусом и ревером. Басовые струны в данном случае – шестая, пятая и четвертая.
Аккорды красивого перебора могут быть следующие: A, E, Bm. Тональность в данном случае – A, поэтому используйте трезвучия, соответствующие ей.
Заключение и советы
Итак, в начале статьи мы писали, что фингерстайл лежит на трех китах – чистоте звучания, скорости игры и координации. И среди этого списка скорость – наименее важный аспект. Поэтому в отработке этих упражнений играйте под метроном и медленно, заставляя звучать буквально каждую ноту правильно – без глушения, звона и дребезга. Постепенно наращивайте темп и поставьте перед собой цель – исполнять паттерн чисто, а не быстро. Обязательно помните про постановку рук, а особенно – правой, ведь от нее зависит очень многое. Именно тогда вы встанете на правильный путь фингер-гитариста, который исполняет произведения не только в заданном темпе, но к тому же чисто и четко.
Источник