Приемы педагогической поддержки младшим школьникам
статья по теме
Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_ped_podderzhki.docx | 33.4 КБ |
puti_ped_podderzhki.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания
Приемы педагогической поддержки младшим школьникам
Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением .
Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление. Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку. В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором — удержать, чтобы не скатился вниз, не упал. «Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем .
Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося возможна при соблюдении следующих условий.
1. Согласие ребенка на помощь и поддержку . Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.
2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем . «Ребенок – главное» — правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.
3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.
4. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.
Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 и5 классах. В это время ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли, адаптируется в новых условиях.
При переходе к конкретным случаям поддержки необходимо выделили виды и причины трудностей в обучении. Основные трудности в обучении младших школьников:
- ребенок плохо учится;
- ребенок ленится;
- ребенок рассеян;
- ребенок неуправляем ;
- хронические неудачи;
- уход от деятельности;
- развитие ребенка по игровому типу;
На основе работ психологов и педагогов, были разработаны способы оказания педагогической поддержки в конкретных случаях, которые могут использоваться в дальнейшей педагогической деятельности
Основная трудность: ребенок плохо учится (неуспеваемость). Учащиеся с трудом усваивают программу по основным предметам на протяжении длительного времени. При этом возникают сомнения, что они смогут учиться хорошо, даже если захотят.
Трудности в обучении
Наиболее вероятные психологические причины
Ребенок плохо учиться
Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника.
Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально
Нарушение учебной мотивации
- Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности.
- Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека
- Поддержать доброжелательные взаимоотношения,
- Найти и обеспечить сферу успеха;
- Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха.
Нарушение отношений с учителем.
- Осознать причины напряженности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям…)
- Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, то постараться не усугублять их.
Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноз требуется заключение медико-педагогической комиссии.
Желательно обучение в классе выравнивания.
- Игровые формы обучения, репетиторство;
- Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром.
Обязательна консультация со специалистами с целью определения методов спец. коррекции.
Развитие ребенка по «игровому типу»
Развитие по типу «Хронической неуспеваемости»
Основная трудность: ребенок ленится. Дети, которые, по мнению учителя, учатся хуже своих способностей:
Равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу.
Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания.
Утомленный вид или наоборот чрезмерная возбудимость к концу занятия.
Нарушение учебной мотивации. Повышенная тревожность. Нарушение отношений с учителем.
Сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога)
- Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после урока, если не успел)
- Приучать к умению эффективно и следить за своей работоспособностью
Общая замедленность темпа деятельности
- Не осуждать за медлительность.
- По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество.
- Основная трудность: ребенок рассеян. Учащиеся проявляющие высокую учебную активность, но делают это неэффективно, так как результат активность низкий:
Ненавязчивый контроль исполнительности |
|
4. Основная трудность: неуправляемый учащийся. Такие дети не способны или не желают выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением:
Основная трудность: неуправляемый учащийся.
Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив .
Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо.
Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна.
Двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога)
- Спокойный стиль взаимоотношений.
- Порекомендовать родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в воспитании подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее.
5. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Главная черта таких учащихся: постоянный страх ошибаться, сделать что-то не так. Дети нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность и, таким образом, неудачи становятся хроническими:
«Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость».
Учил, но не может хорошо ответить.
Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо.
Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы.
После неудачного ответа не может включиться в работу…
- Основная: личностная тревожность.
- Факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность:
- нарушение отношений с учителем;
- завышенные ожидания взрослых;
Первичные трудности с освоением школьной программы в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопедические нарушения, слабое развитие мелкой моторики
- Поддерживать доброжелательные отношения;
- Найти и обеспечить сферу успеха;
- Щадящий оценочный режим в сфере неудач;
- Снизить значимость сфер неуспеха;
- Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность.
В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом.
6. Диагностическая таблица «Уход от действительности». Главная черта таких учащихся – склонность к фантазированию. Такие дети часто «витают в облаках» во время урока. Стремятся завладеть вниманием учителя: ведут разговоры на «взрослые» темы, задают вопросы, делают подарки, хвастаются:
«Уход от действительности».
Мечтают на уроке;
Лень (может учиться, но не хочет).
Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в деятельности класса.
Основная— неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся с легкой тревожностью.
Дополнительная— потеря учебной мотивации (преобладания мотивов избежания неудач)
- Помочь ребенку найти сферу успешности, где бы он мог стабильно утверждаться и получить признание взрослых (занятия живописью, спортом…)
- Включать работу воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные темы, участие в работе творческих студий…);
- Помочь утвердиться в учебе. Поощрять за успехи в содержательном плане (активность на уроке, изучение материала сверхзаданного, за содержательные, а не за пустые вопросы)
7. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по игровому типу». У таких учащихся с первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: игра школьными принадлежностями, может не захотеть выполнять задание учителя, не переживает своих неуспехов, может быть капризным, неуправляемым. При этом по интеллектуальным способностям может быть готов к решению предлагаемых задач.
«Развитие ребенка по игровому типу».
Неуправляемость; требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям.
Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя.
Неуспеваемость по многим предметам.
Основная —отсутствие произвольности регуляции поведения, ведущее к неготовности принятия на себя роли школьника.
Дополнительная— задержка психического развития.
- Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказанием заранее обречена на провал
- Единственное средство – всеми способами поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении нового материала. Если наряду с игровым поведением ребенок не ориентируется в очередных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы.
Нельзя все проблемы поместить в схемы, потому что каждый ребенок – индивидуален. И поэтому нужно рассматривать некоторые конкретные ситуации и способы поддержки в конкретном случае.
- Вельчинская Т.П. «Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста». М., 2000.
- Волков Б.С. «Младший школьник. Как помочь ему учиться?». М., 2004.
- Степанов В.Г. «Психология трудных школьников». М., 2002.
- Яшнова О.А. «Успешность младшего школьника». М.,2003.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания Приемы педагогической поддержки младшим школьникам Скурстенис О.В., МОУ СОШ № 13, н.п. Высокий, М урманская область
Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и с жизненным и профессиональным самоопределением.
«Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем .
Согласие ребенка на помощь и поддержку. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем . Совместность, сотрудничество, содействие. Доброжелательность и безоценочность . Условия успешного взамодействия :
ребенок плохо учится; ребенок ленится; ребенок рассеян; ребенок неуправляем; хронические неудачи; уход от деятельности; развитие ребенка по игровому типу; Основные трудности в обучении младших школьников:
Трудности в обучении Наиболее вероятные психологические причины Общие рекомендации Ребенок плохо учиться Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника. Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально Нарушение учебной мотивации Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности. Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека Повышенная тревожность Поддержать доброжелательные взаимоотношения, Найти и обеспечить сферу успеха; Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха.
Нарушение отношений с учителем. Осознать причины напряженности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям…) Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, то постараться не усугублять их. Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноз требуется заключение медико-педагогической комиссии. Желательно обучение в классе выравнивания. Игровые формы обучения, репетиторство; Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром. Обязательна консультация со специалистами с целью определения методов спец. коррекции. Развитие ребенка по «игровому типу» Развитие по типу «Хронической неуспеваемости» См. отд таблицу
Ребенок ленится Равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу. Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания. Утомленный вид или наоборот чрезмерная возбудимость к концу занятия. Нарушение учебной мотивации. Повышенная тревожность. Нарушение отношений с учителем. См. пред.таблицу Сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога) Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после урока, если не успел) Приучать к умению следить за своей работоспособностью Общая замедленность темпа деятельности Не осуждать за медлительность. По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество.
Основная трудность: ребенок рассеян Торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле. Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил. Несформированность организации деятельности. Повышенная энергетика. Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия. Приучать внимательно относиться к инструкциям учителя. Ненавязчивый контроль исполнительности Повышенная тревожность Поддерживать доброжелательные взаимоотношения. Найти и обеспечить сферу успеха. Щадящий оценочный режим. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п
Основная трудность: неуправляемый учащийся. Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив . Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо. 1 . Избалованность Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна. Повышенная энергетика Двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога) Спокойный стиль взаимоотношений. Порекомендовать родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в воспитании подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее.
«Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Учил, но не может хорошо ответить. Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо. Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы. После неудачного ответа не может включиться в работу… Основная: личностная тревожность. Факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность: нарушение отношений с учителем; завышенные ожидания взрослых; Первичные трудности с освоением школьной программы в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопедические нарушения, слабое развитие мелкой моторики Поддерживать доброжелательные отношения; Найти и обеспечить сферу успеха; Щадящий оценочный режим в сфере неудач; Снизить значимость сфер неуспеха; Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность. В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом.
«Уход от действительности ». Мечтают на уроке; Лень (может учиться, но не хочет). Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в деятельности класса. Обманывает. Основная— неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся с легкой тревожностью. Дополнительная— потеря учебной мотивации (преобладания мотивов избежания неудач) Помочь ребенку найти сферу успешности, где бы он мог стабильно утверждаться и получить признание взрослых (занятия живописью, спортом…) Включать работу воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные темы, участие в работе творческих студий…); Помочь утвердиться в учебе. Поощрять за успехи в содержательном плане (активность на уроке, изучение материала сверхзаданного , за содержательные, а не за пустые вопросы)
«Развитие ребенка по игровому типу ». Неуправляемость; требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям. Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя. Неуспеваемость по многим предметам. Основная —отсутствие произвольности регуляции поведения, ведущее к неготовности принятия на себя роли школьника. Дополнительная— задержка психического развития. Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказанием заранее обречена на провал Единственное средство – всеми способами поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении нового материала. Если наряду с игровым поведением ребенок не ориентируется в очередных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы.
Источник