Методы педагогической защиты, поддержки детей, находящихся в трудных ситуациях
статья на тему
В данной статье рассматриваются трудные ситуации в жизни ребенка, его проблемы, методы педагогической защиты, поддержки, способы решения проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_pedagogicheskoy_zashchity.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы педагогической защиты, поддержки детей, находящихся в трудных ситуациях
Трудные ситуации для ребенка
Способы решения проблемы, выходя из трудной ситуации
Не успевает по предмету: негативное отношение учителя, учеников
Часто болеет: хронические заболевания, ослабленное здоровье
Методы поддержки физического здоровья ребенка, методы поддержки развития интеллектуальных способностей
Беседа с учителем. Открытый разговор с классом в отсутствии неуспевающего
Педагогический консилиум. Беседа с родителями о необходимости консультации у врача. Организация помощи со стороны одноклассников
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка
Методы педагогической защиты от людей, методы поддержки психического здоровья
Прекращение насмешек, беседа с классом в отсутствии ученика, беседа с учеником
Рефлексивно-терапевтическая беседа с ребенком, беседа с родителями. Поиск места для занятий, творческого дела для раскрытия способностей ребенка. Нравственные беседы в классе
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка
Замедленное физическое развитие
Поддержки методов положительных эмоций, методы поддержки физического здоровья, метод угашения отрицательных переживаний
Беседа с ребенком с целью снятия эмоционального напряжения. Прекращение насмешек со стороны учащихся. Беседа с классом в отсутствии ученика
Поиск адекватного занятия для ребенка, где бы он смог раскрыть свой потенциал, а сверстники оценить его по достоинству (участие в праздниках)
Ученики избивают, частые драки
Возможный травматизм как физический, так и психический
Методы педагогической защиты от людей, методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка
Беседа с классом, тренинг, мероприятия по сплочению коллектива и взаимопомощи (поход)
Замедленное психическое развитие
Методы педагогической защиты от людей, методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка
Прекращение насмешек, беседа с учениками
Обращение к ребятам за помощью. Нравственные беседы. Беседы с родителями. Консультации врачей.
Стрессогенное и фрустрированное состояние, неадекватное поведение, издевательства ребят. Разрыв отношений с другом, с любимой
Перегрузки по предмету
Методы педагогической защиты от людей, методы поддержки психического здоровья, методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности
Беседа с учителем об уменьшении нагрузки. Направление к врачу. Прекращение издевательств
Педагогический консилиум. Консультация у врача. Беседа с родителями. Организация познавательных игр. Тренинг самопознания. Нравственные беседы.
Неадекватное поведение (истерика, буйство, обморок)
Пограничное психическое состояние
Метод угашения отрицательных переживаний
Попытка успокоить ребенка. Срочное отправление ребенка домой с родителями. Вызов врача
Направление ребенка на консультацию к врачу. Беседа с родителями. Беседы с учителями об отношении к такому ребенку
Ребенок замкнут, неопрятен, ни с кем не дружит (одиночество)
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств
Эмоциональная поддержка (погладить, прижать к себе, пожалеть, ободрить и т.д.)
Рефлексивно-терапевтическая беседа психолога. Беседа с родителями. Создание ситуации успеха у ребенка (поручение, роль в празднике)
Отверженный в классе, «новичок»
Методы педагогической защиты от людей, методы поддержки развития коммутативных способностей, методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности
Общее собрание в классе
Организация досуга. Нравственные беседы, паломничества, тренинг общения
Нарушение прав ребенка со стороны педагога
Методы педагогической защиты от людей, методы поддержки психического здоровья
Беседы с учителем. Привлечение администрации. Эмоциональная поддержка ребенка
Педагогический консилиум. Курс «Граждановедения»
Хулиганское поведение (ворует, дерется, сквернословит и т.д.)
Пьющая семья, частые драки и оскорбления в семье, недоедание
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств
Превращение хулиганских действий. Беседа с учеником
Беседа с родителями. Привлечение одноклассников. Чтение духовной литературы. Курс «Граждановедения» тренинг общения. Интимные беседы с ребенком
Не ориентируется в ситуациях, нарушает правила для учащихся в школе
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности
Остановка ребенка от нарушений. Беседа с учеником
Беседа с родителями. Совместный поиск проблемы ученика и способов ее разрешения
Прогуливает уроки, сбегает с уроков
Отсутствие интереса к учению вследствие возникновения проблем в обучении еще в начальной школе
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, методы поддержки психического здоровья, методы педагогической поддержки развития способностей
Беседа с учеником, сопровождение его в класс. Присутствие классного руководителя, родителей, администрации, психолога на уроках
Наблюдение за ребенком на уроках. Совместное выявление проблемы и поиск ее решения. Подбор интересного для ребенка занятия. Организация помощи со стороны одноклассников, учителей
Источник
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребёнка в образовании
Методы педагогической защиты,
помощи и поддержки ребёнка в образовании
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребёнка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребёнком способов самозащиты и создания условий для успешного развития и саморазвития школьников. Мы подразделяем их на методы педагогической защиты и методы педагогической поддержки.
Методы педагогической защиты
Методы педагогической защиты использует классный руководитель в своей работе, когда ребёнок не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность или он не знает как с ней справиться.
Методы защиты от окружающей среды, включающие методы физиолого-педагогической защиты: от природных явлений и материальных объектов общества:
1) обучающие методы:
-метод лекции, семинара;
-метод практического занятия.
и 2) метод прямой защиты от опасности – природных явлений и материально-технических объектов (например, остановить от использования неисправными электроприборами, сломанной мебели; уберечь во время грозы, землетрясения, во время пожара и т.д.) и другие.
Методы педагогической защиты от людей – методы социально-педагогической защиты (взрослых, родителей, учителей, учащихся, сверстников):
— метод открытого вмешательства в конфликт (например, остановить драку);
— метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);
— метод «Параллельного действия» (например, использование актива школьников в разрешении конфликта);
— метод «правила и закона» (актуализация позиции школьников к проблеме жизнедеятельности в классном коллективе в соответствии с законами как средства защиты их прав, достоинства, совместная выработка этих законов и следование им);
— метод «торможения» (не запрещение, а приостановление или сокращение отрицательных переживаний, поступков);
— метод «мажора» (метод развития радостной перспективы в преодолении имеющихся опасностей, исходящих от людей и другие.)
Методы педагогической защиты ребёнка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:
— метод «угощения переживаний» (успокоение путем беседы – рационализация – превращение обидной ситуации в другую, в которой ребёнок сохранил бы к себе самоуважение; невербальных приёмов: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, использование спокойной музыки и т.д.);
— метод «прямого действия» (остановка ребёнка от совершения поступка, направленного против себя);
— метод рефлективного анализа (осмысление с ребёнком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровью);
— метод «переключения» (включение ребёнка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путём замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, «грушу» в спортзале и т.д.), сублимация (творческое действие – нарисуй что-нибудь, вылепи), катарсиса (потеря значимости собственных страданий по сравнению с глобальными общечеловеческими – прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр) и другие);
— метод «возбуждение оптимизма» (раскрытие перспектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и другие.
Методы педагогической поддержки
Методы педагогической поддержки используются классным руководителем тогда, когда с одной стороны, когда у ребёнка возникают препятствия, проблемы, которые он осознаёт, но не знает как их решить, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребёнку не создавать проблем или уметь разрешать их.
Методы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребёнка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера, — как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственный и гражданских чувств. Они направлены на обновление и духовное обогащение личности, ответственность за судьбу Родины. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать важность процесса самостроительства, увлечь его процессом самосовершенствования.
Методы педагогической поддержки развития способностей, с помощью которых создаются условия для развития всеобщих и специальных способностей личности, — его деятельностная сторона.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности.
Методы педагогической поддержки здоровья
Нами выделено три группы методов педагогической поддержки здоровья.
1. Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
— метод радостной перспективы – это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
— метод «увлечения весельем» — юмор всегда помогает преодолеть трудности, оптимизм создаёт мажорный настрой жизни;
— метод поощрения и похвалы – этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
— метод самонаблюдения за своими эмоциями – метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
2. Методы поддержки физического здоровья ребёнка:
— метод «оптимального режима жизни»;
— метод «постепенности» — приучение ребёнка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
— метод физических упражнений и занятий спортом;
— метод рекреации – обеспечение спокойного отдыха организма;
— метод массажа и самомассажа – физического оздоровления путем растирания участков тела.
3. Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
— метод «угашения отрицательных переживаний» — способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин отрицательных эмоций;
— метод «устранения плохих привычек»;
— метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
— метод релаксации – способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств
1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
— метод «увлечения добрым делом»;
— метод «увлечения героическим» – увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины. Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
— метод традиции – творческое использование положительного опыта;
— метод «увлечения красивым» — возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь все это;
— метод «увлечение загадочным» — возбуждается чувство любознательности, желание познать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
— метод личного примера – способ развития положительных качеств на личном приеме педагога.
2. Методы укрепления чувства ответственности:
— метод доверия – развивается вера в свои силы;
— метод просьбы – обращение к ребёнку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельного выполненного поступка;
— метод беседы- размышления – обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
— метод лекции – воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
— метод поручения – обращение к ребёнку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
— метод «сомнения». Этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
— метод «достижения согласия с самим собой» — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
— метод «достижения гармонии с окружающим» — метод защиты от раздражения и неприятностей ,причиняемых природными, вещевыми, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного мышления.
Методы педагогической поддержки развития способностей
1. Методы поддержки развития аналитако-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанники получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
— метод коллективного анализа деятельности, размышления;
— метод рефлексии – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
— метод тестирования и анкетирования.
2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
— метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
— метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
— метод синекции – смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
— метод «задачной формы организации учебно-воспитательного процесса» — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения;
— метод «деловой игры» — при снижении психологической защищенности ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
— метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);
— метод психотренинга – направлен на переосмысления Я-концепции, изменение установок;
— и многие другие.
2. Методы поддержки развития организаторских способностей:
— метод «творческого выполнения задач»;
— метод игры – творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
— метод поручения – регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
— метод упражнения – повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;
3. Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
— метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;
— метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам – «активное слушание», «прием на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
— метод творческого поиска.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности
включают методы стимулирования развития личности:
— метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и.т.д.);
— метод наказания: взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечание, обсуждением поступка в коллективе, выговором;
— метод «предоставления дополнительных полномочий»;
— метод «ролевой игры»(представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
— метод самодиагностики – обучение анализу своих индивидуальных особенностей, поступков;
— метод самооценки – обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;
— метод самоорганизации – обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня ,ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
— метод самореабилитации – самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;
— метод самоопределения – создание ситуаций ,когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;
— метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);
— метод самопрогнозирования – построение перспектив своего дельнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспективы своей деятельности.
Источник