- Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов у детей дошкольного возраста. консультация (логопедия) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Мастер-класс для педагогов ДОУ «Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста». презентация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов у детей дошкольного возраста.
консультация (логопедия) по теме
Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_pedagogicheskoy_korrektsii_vnerechevykh_protsessov_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов у детей дошкольного возраста.
1.Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности.
Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста – это важнейшая составная связь его общего психического развития. В свою очередь речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности и во всей его практической деятельности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то,что больше всего его затронуло эмоционально, что было ему интересно. В этом возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В этом случаи организующее начало принадлежит речи. В процессе корекционных занятий педагог должен приучать детей слушать, выполнять задания на основе словесной инструкции. Играя с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как долго он может сосредоточиться на определенном объекте, удержать в поле активного внимания одновременно несколько объектов, а также в какой ситуации у него проиходят переключение, распределение внимания, его потеря.
Задания, включаемые в занятия, могут быть такими (игры на разватие внимания, мышления, памяти):
- “Какой игрушки не стало?”Названия игрушек проговариваются с детьми, затем одному ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. За это время одна игрушка убирается. Ребенок должен назвать, что убрали. Правильный ответ обязательно поощряется, например, цветными фишками или флажками, по количеству которых определяется победитель.
- На столе 2-4 игрушки предлагается ребенку рассмотреть и запомнить. Ребенок становится спиной к столу. Добавляется еще одна игрушка “Какая игрушка появилась?”
- “Классификация предметов” (Сгруппировать картинки по группам – одежда, посуда и т.д)
- Выкладываются на столе в определенном порядке несколько картинок. Затем называется ряд картинок, а ребенок должен запомнить названия этих картинок и выбрать из общего ряда.
- Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, а потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом 3. Постепенно количество слов нарастает. Круг предлагаемых слов зависит от уровня речевого развития ребенка. Например: стол, стул, кровать (мебель); яблоко, груша, морковка (овощи, фрукты)
- “Метод опосредованного запоминания” (разработан Л.С Выготским): произносится в слух ряд слов и предлагается ребенку к каждому слову подобрать подходящую по содержанию картинку и отложить ее в сторону. Например, к слову “молоко” отложить картинку, где изображена корова. Лексический материал: обед свет птица молоко сад одежда лошадь лес. Картинки: хлеб дерево лампа рубашка корова санки кровать земляника школа шкаф и т.д. Ребенку предлагается выбрать картинку к слову “обед” (хлеб)
- Заготавливаются таблички или плакаты со знакомыми для ребенка предметами. Ребенку предлагается зачеркнуть только все ёлочки или только все пирамидки. Задание постепенно усложняется – дается большее количество предметов. Детям более старшего возраста, знакомым с геометрическими фигурами, вместо изображения игрушек можно дать таблички с геометрическими фигурами.
- Игра “Кто самый внимательный?” Детям раздаются цветные фишки. Затем предлагается внимательно рассмотреть красивую куклу: какого цвета у нее волосы, глаза, бант, платье, туфли, воротничек и т.п. Куклу убирают. Затем взрослые называют одно слово волосы, а дети должны поднять фишку соответствующего цвета. При правильном ответе дается кружок – очко. Выигрывает тот, у кого больше всех очков.
- “Что лишнее?” Обобщаются 3 картинки, одна лишняя может быть предметом из далекой по смысловому значению группы, например: морковь, лук, капуста, самолет. Или лишняя картинка может быть из более близкой по смыслу группы: смородина, груша, клубника, малина.
- Разрезные картинки. Работа с ними помогает выяснить:
А) Как ребенок справляется с комбинированием
Б) Как соотносит части и целое
В) Действует ли он при составлении картинки методом проб и ошибок или же пытается выполнить мыслительную операцию.
2. Развитие видов восприятия
Одной из первостепенных задач следует считать обогощение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, вкусового, слухового, в частности, фонематического слуха и фонематического восприятия. Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств. Большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове, то есть формирование полноценных представлений о свойствах предметов. Нужно чтобы ребенок научился пользоваться своебразными чувственными мерками – сенсорными эталонами, только тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализировать свойство предметов, сравнивать их, обобщать. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не просто различал предметы по цвету, форме, величине, но и правильно называл эти свойства. Ребенок использует различные способы ориентировки. Сначала это практические пробы, примеривание, когда фиксируется успешные действия и отбрасываются ошибочные. Постепенно ребенок начинает пользоваться зрительным соотнесением, ему достаточно рассмотреть колечки пирамидки, чтобы собрать ее с учетом величины, он сразу находит прорезь нужной формы в “почтовом ящике”.
Формирование представления о цвете и форме – длительный процесс, поэтому определив исходный уровень сенсорного развития ребенка, педагог должен составить коррекционную программу, разбив ее на несколько этапов.
- Научить ребенка соотносить цвет или форму предмета с образцом – эталоном.Основная инструкция: “Дай такой же предмет”.
- Ребенок выполняет задание на идентификацию предмета, а взрослый комментирует его действия, постоянно называя цвет предметов, использует названия геометрических фигур (устойчивое закрепление эталонной системы в сознании ребенка).
- Педагог ставит перед ребенком задачу подобрать предмет определенного цвета или формы. Основной тип инструкции: “Дай красное колечко, покажи синюю полоску”. Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме.
- Главной задачей является формирование умения словесно обозначать цвет и форму предметов. Важно, чтобы опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Закрепление знаний о цвете и форме должно осуществляться во всех видах деятельности, в том числе и на занятиях по развитию речи, где дети будут учиться изменению прилагательных в роде, числе, падеже, согласовывать их с существительными, сравнивать предметы по цвету и строить соответствующие предложения.
- Формирование умения группировать предметы по какому либо сенсорному признаку. Ребенку предлагаются задачи на классификацию по цвету или по форме, на исключение лишнего предмета, на сравнение двух предметов. Результаты мыслительной деятельности должны быть представлены в словесном отчете ребенка о выполненых действиях.
- Закрепление умения ребенка видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности. На занятиях по развитию речи становится возможным составление описательных рассказов. Ребенок достигает умения отгадывать загадки о предметах – узнавать их по описанию. Расширяется словарь признаков, ребенок самостоятельно называет основные, промежуточные цвета, их оттенки, форм предметов и их частей.
Задания, соответствующие основным этапам работы по формированию эталонных представлений, могут быть такими:
- Выставляются парные игрушки – одна из пары на столе у педагога, другая на столе у ребенка. Ребенку предлагают: “Помоги игрушкам найти пару и дед мороз поведет их на ёлку”.
- На столе раскладывают одиннаковые по размеру, но контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек, шнурков, располагаются они в беспорядке. “Помоги Маше-растеряше подобрать пару”.
- Берутся 4 набора крупных пластмассовых кубиков разного цвета. Ребенку предлагается постоить башню вместе с педагогом. “1 этаж мы построим из таких-то кубиков”. Ребенок подбирает кубики заданного цвета.
- Ребенку предъявляется карта с наклеенными разноцветными домиками, в которых вырезаны окошки. Затем дается комплект разноцветных квадратиков и предлагается закрыть окошки в домиках.
- Берутся квадраты из цветной бумаги и складываются пополам. На внутреннем белом нижнем листе рисуется мышка. Вырезанные квадраты раздаются ребенку. Организуется игра с мягкой игрушкой – кошкой. Ребенок должен спрятать мышку так, чтобы кошка не нашла вход в дом, то есть подобрать квадраты-дверки соответствующего цвета и закрыть ими прорези.
- На столе раскладывается набор овощей и фруктов, детям раздаются карточки разного цвета. Лежащие на столе фрукты и овощи рассматриваются: зеленые огурец, перец, фасоль; красные: яблоко и помидор; желтые: груша и репка, фиолетовый баклажан, коричневая картошка, оранжевая морковь. Затем стол накрывают салфеткой и ребенку предлагается назвать: “Что бывает такого цвета?”; в это время педагог показывает карточку. Если ребенок называет цвет правильно, в его корзину кладется названный овощь или фрукт. Потом задание меняется, а ребенок называет по памяти их цвет и показывает нужную карточку.
Источник
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста».
презентация на тему
Рассмотрены причины, типы и виды нарушений поведения детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puryasova_mv_rabota.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 с.Новоникольск Автор: воспитатель Пурясова Марина Владимировна
Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста очень разнообразны , однако все они могут быть разделены на две основные группы: биологическую и социальную . Причины нарушения поведения у детей Биологическую группу факторов, по мнению многих российских ученых составляют внутриутробные нарушения (в связи с тяжелым токсикозом беременности, токсиплазмозом , различными интоксикациями и т.д.), патология родов, инфекции, травмы, а также пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно-обусловленные дефекта обмена и др.). Социальные факторы нарушения поведения детей делятся на три группы: макрофакторы (космос, государство, планета, общество, мир, страна); мезофакторы (регион, город, поселок, село). Эти факторы влияют как прямо, так и опосредовано через микрофакторы : семью, группы сверстников, микросоциум .
Выделяют следующие типичные нарушения поведения: гиперактивное поведение (обусловленное преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка), демонстративное , протестное, инфантильное , агрессивное, конформное и симптоматическое (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания). Типы нарушений поведения у детей дошкольного возраста
Дети с гиперактивным поведением имеют повышенную потребность в постоянном движении. У малышей блокировке данной потребности жесткими правилами поведения, нарастает мышечное напряжение и резко ухудшается внимание, очень сильно падает работоспособность, возникает сильное утомление. Вслед за этими реакциями всегда возникает эмоциональная разрядка, которая выражается в неконтролируемом ребенком двигательном беспокойстве, сильной расторможенности . Гиперактивное поведение детей дошкольного возраста
При демонстративном поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения. Данное поведение чаще всего адресовано взрослым. Демонстративное поведение
Существуют различные формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство . Негативизм – такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. Проявления детского негативизма: беспричинные слезы, дерзость, грубость или наоборот, замкнутость, обидчивость, отчужденность. Негативизм, возникающий у детей является результатом неправильного воспитания. Упрямство – это реакция ребенка, настаивающего на чем-либо не потому, что ему этого очень сильно хочется, а потому, что он этого потребовал от взрослого. Строптивость ребенка направлена не на руководящего им взрослого, а против норм воспитания и навязываемого ребенку образа жизни. Протестное поведение
Агрессивным поведением называют целенаправленные и разрушительные действия выполняемые ребенком. Ребенок противоречит нормам и правилам, принятым в обществе. Он наносит вред живым и не живым объектам, вызывает психологический дискомфорт окружающих людей, причиняет физический ущерб. Агрессивное поведение
У инфантильного ребенка в поведении сохраняются черты, которые присущи более раннему возрасту и более раннему этапу развития. Ребенок характеризуется незрелостью интегративных личностных образований, при нормальном развитии физических функций. Инфантильное поведение
Конформное поведение ребенка – это полное подчиненное внешним условиям и требованиям других людей. Основой конформного поведения являются непроизвольное подражание, высокая внушаемость, «легкое заражение идеей». Конформное поведение
Симптомом называют признак болезни, болезненные проявления. Симптоматическое поведение ребенка – это сигнал тревоги, который предупреждает своеобразным образом, что сложившаяся ситуация больше невыносима для ребенка (пример: рвота или тошнота как отражение неприятной, болезненной ситуации в семье ). Данное поведение у ребенка характеризуется следующими признаками : нарушения поведения ребенка возникают непроизвольно и не поддаются контролю; нарушения поведения малыша оказывают сильное негативное психологическое влияние на других людей. Симптоматическое поведение
Коррекция изъянов в поведении малыша всегда происходит в совместной деятельности взрослых и детей. В ходе нее осуществляется образование, воспитание, развитие личности ребенка. В совместной деятельности ребенок усваивает не только элементарные знания, но и нормы и общепринятые правила поведения. В специальной психолого-педагогической литературе выделяют две основные группы методов: специфические и неспецифические методы коррекции поведения. К специфическим методам коррекции поведения относят упражнения и наказание . Неспецифические методы коррекции подразделяют на три группы: Методы изменения деятельности детей; Методы изменения отношений; Методы изменения компонентов образовательно-воспитательной работы. Важным методом является введение новых дополнительных видов деятельности. Пути коррекции поведения детей дошкольного возраста
Использование музыки в коррекционной работе Музыкотерапия является эффективным средством развития личности ребенка, его поведения. Целесообразно использовать в музыкотерапии запись звуков природы. Использование библиотерапии Специально подобранные литературные произведения (сказки, рассказы, былины, басни) воспринимаются малышом не как вымысел, а как особая существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания литературного произведения дети невольно учатся понимать и распознавать поведение, чувства, поступки героев. Получают представление о различных возможных способах поведения, усиливается способность малыша анализировать и контролировать свое поведение.
Рисование Рисование помогает ребенку преодолеть свои недостатки, научиться управлять своими реакциями и поведением. Совместное творчество ребенка со взрослым дает ощущение дружеского участия и понимания. Полнота эмоционального общения вызывает ряд изменений во внутренней жизни малыша. Игра В игре ребенок начинает исследовать систему социальных отношений, правил поведения, норм, так как они в игровых условиях представлены детям в близкой наглядно-действительной форме. В игре малыш приобретает богатый и незаменимый опыт партнерских отношений, кооперации и сотрудничества. Ребенком усваиваются адекватные способы поведения в различных ситуациях. У ребенка развивается способность к произвольной регуляции поведения, которая основана на подчинение определенной системе правил.
Не менее важными в исправлении поведения детей, являются методы изменения отношений : Личный пример взрослого. Игнорирование нежелательного поведения ребенка (капризы). Изменение статуса малыша в коллективе. Взрослым следует отказаться от негативной и критической оценки поведения ребенка, его неуспешных действий. Следует активно поощрять инициативу, желание соблюдать правила и нормы поведения, сопереживают неудачам малыша.
Все перечисленные группы методов коррекционной работы могут быть использованы в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в своем психическом и интеллектуальном развитии.
— анализ научной и учебно-методической литературы; — наблюдение; — тестирование; — опрос; — педагогический эксперимент; — математическая обработка и интерпретация результатов Коррекция нарушений поведения детей даст положительные результаты, если будут подобраны индивидуальные или групповые методы:
Социальный статус семей по оценке педагогом семьи и анкетам родителей. Результаты наблюдения выведены в Таблице 1 «Психологические характеристики детей» № Ф.И.О. Характеристика Статус семьи 1 Миша М. малообщительный, спокойный, уравновешенный, часто грубит, не послушный, покорный средний 2 Никита П. шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, не покорный средний 3 Алина Б. спокойная, общительная, конфликтов не возникает, не покорная, послушная, иногда огрызается высокий 4 Витя С. всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут, не послушный и не покорный, резок. низкий 5 Данил Б. общается со всеми, ябеда, покорный средний
Таким образом, можно сделать вывод, что, социальный статус семей не отражается на нарушении поведения детей . Поэтому статус ребенка не является основным фактором нарушений поведения
1. Часто ли возникают конфликты среди детей? 2. Общение между сверстниками проходит только в д /саду? 3. Имеются ли в группе обособленные дети, с которыми остальные общаются не охотно? 4. Есть ли в группе «заводилы», лидеры? 5. Имеет место среди детей разделение на группы? 6. Проводите ли Вы профилактические мероприятия по предупреждению нарушений в поведении детей? Анкета по выявлению факторов и причин нарушений поведения детей
По результатам опроса установлено, что основной причиной нарушений поведения является малообщительность , а из-за отсутствия методик по развитию и формированию коммуникативных способностей детей не развиты коммуникативные навыки
Следующее измерение – диагностирование коммуникативных способностей детей . Уровень коммуникативных способностей детей определялся по двум аспектам: 1. понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие (приложение 1) 2. коммуникации со сверстникам (определены методом наблюдения)
Приложение1. Пары картинок с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в общественных местах (по количеству детей). На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его. Инструкция к проведению: Педагог: Посмотрите внимательно на картинки. Отметьте ту, на которой все дети ведут себя правильно. Аналогичное задание дети выполняют со следующей парой картинок. Оценка 3 балла – ребенок правильно отметил обе картинки. 2 балла – ребенок правильно отметил одну картинку. 1 балл – ребенок неправильно отметил обе картинки.
В ходе наблюдений выявлено — коммуникативные способности детей дошкольного возраста очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети должны быть более общительны.
Проделанная работа позволила нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. При этом были определены характеристики детей. Причиной нарушения поведения детей в виде непослушания и непокорности является малообщительность детей со сверстниками и взрослыми. Фактором такого поведения является низкий уровень коммуникативных способностей, который проявляется в неумении детей оценить создавшуюся ситуацию и при этом определить для себя адекватный стиль поведения. Выявленные причины и факторы, а также особенности детей позволят построить программу коррекции нарушений поведения детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр.
Картотека игр для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с .
Консультация для педагогов» Профилактика и коррекция неконструктивного поведения детей дошкольного возраста».
В материале указываются причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста. Даны игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей.
План по самообразованию педагога — психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога — психолога ДОУ по теме «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста".
Способы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно вли.
«Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста».
laquo;Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов и родителей «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».
Консультация для педагогов и родителей «Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами изобразительной деятельности».
Источник