- Краткий обзор методов педагогики: что использовать современному учителю?
- Что такое педагогический метод? Чем он отличается от приема?
- По каким признакам классифицируют педагогические методы?
- Какие активные методы обучения стоит использовать учителю?
- Какие интерактивные методы обучения использовать учителю?
- Методы проблемного обучения
- Как усилить педагогические методы инновациями?
- Что нужно учитывать при выборе методов обучения?
- Где научиться выбору и использованию современных методов обучения?
- Доклад на тему «Методы, приемы и технологии педагогической деятельности»
Краткий обзор методов педагогики: что использовать современному учителю?
В педагогике накоплен уже не один десяток методов обучения – от традиционных бесед и лекций до инновационных кейс-технологий и деловых игр. Давайте разберемся, какие из них помогут современному педагогу сделать свою работу комфортной и продуктивной, и где пройти обучение, чтобы правильно выбирать и применять методы.
Что такое педагогический метод? Чем он отличается от приема?
► В педагогике методом обучения называют комплекс способов и путей достижения образовательных целей, задач. Педагогический прием – это отдельная сторона или составная часть метода. При этом один и тот же прием может входить в состав разных методов. Например, прием записи правил и определений используется и при объяснении материала учителем, и при самостоятельной работе учеников с литературой. Некоторые способы деятельности в педагогике, например, беседа, объяснение, могут выступать в разных ситуациях и как метод, и как прием.
По каким признакам классифицируют педагогические методы?
Методы обучения классифицируют по разным критериям, например:
- По типу восприятия информации учащимися: активные, интерактивные и пассивные.
- По способу передачи информации: словесные (работа с литературой, лекции, беседы с учителем, практические (эксперименты, наблюдения).
- По дидактической цели: направленные на приобретение, применение, закрепление, проверку знаний, навыков и умений, на творческую деятельность.
- По типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.
- По типу сотрудничества преподавателя и учеников: монологические, диалогические, индивидуальные, групповые.
Какие активные методы обучения стоит использовать учителю?
Активные методы предполагают вовлеченность детей в учебную деятельность на протяжении всего урока. Их плюсы — высокий уровень самостоятельности и мотивации учеников, активизация мышления, памяти. Чаще всего на уроках в современной школе используются:
- презентации – дети представляют слайды по заданной теме;
- кейс-технологии – ученики ищут решение реальной или смоделированной ситуации;
- проблемные лекции, в которых выводы и правила формируют ученики, а не учитель;
- дидактические игры: викторины, КВН, игры-путешествия и т. д.;
- баскет-ситуации (имитации ситуаций): например, ученик проводит экскурсию по музею в качестве гида.
Какие интерактивные методы обучения использовать учителю?
Интерактивные методы обучения вытесняют устаревшие пассивные, при которых учитель играл главную роль, а ученики лишь воспринимали информацию. Интерактивная модель предполагает постоянное взаимодействие педагога и учащихся, общение детей друг с другом. Учитель здесь — не руководитель, а помощник. Он не указывает, что делать, а создает условия, в которых дети могут проявлять инициативу.
Интерактивные методы учат самостоятельности, толерантности, способности формировать и отстаивать свою точку зрения. Чтобы решить эти задачи, используйте в обучении мозговые штурмы, деловые игры, круглые столы, интерактивные уроки с использованием ИКТ, видео- и аудиоматериалов. Предлагайте детям индивидуально и в группах работать над краткосрочными и долгосрочными проектами.
Методы проблемного обучения
► Одна из главных задач современного образования – научить детей самих находить информацию, получать ответы на вопросы, а не заучивать готовый материал. Для этого как нельзя лучше подходят методы проблемного обучения, то есть подача материала через создание проблемных ситуаций. Решая их, дети получают знания, навыки, опыт.
В современной школе чаще всего используются следующие методы проблемного обучения:
- Сообщающее изложение с элементами проблемности – постановка опытов для достижения определенных целей (например, демонстрации физического явления или химической реакции).
- Познавательное проблемное изложение – лекции с постановкой риторических вопросов.
- Диалогическое проблемное изложение – совместная работа учителя и детей над решением проблемы. Этот метод предусматривает подачу уже известного ученикам материала в новой форме, например, решение задачи другим способом.
- Эвристический или частично-поисковый метод – постановка проблемной ситуации с поэтапным решением. На каждом этапе могут ставиться дополнительные вопросы и задачи.
- Исследовательский метод – решение проблемных ситуаций детьми под руководством педагога.
Как усилить педагогические методы инновациями?
Одной из таких инноваций может стать разработка RP-уровней педагогического взаимодействия (цель — развитие культуры самостоятельной работы):
- R – репродуктивный уровень: педагог рассказывает детям о том, что знает сам, объясняет материал, показывает, как решать задачи и пр.
- Р – продуктивный уровень: ученики применяют полученные знания для поиска новых решений и для работы с нестандартными задачами, рассматривают изученный материал с разных точек зрения.
В реальном процессе обучения это выглядит так. Сначала ведется работа на репродуктивном уровне: изучение, закрепление, систематизация, обобщение нового материала и его применение на практике. А затем обучение переходит на продуктивный уровень – каждый ученик создает продукт мыслетворчества (например, эссе, проект), в котором осмысливает и применяет полученные знания, навыки и умения с учетом своего жизненного опыта, взглядов и т. д.
Что нужно учитывать при выборе методов обучения?
Методы педагогики подбираются под каждую новую работу, цель, задачу с учетом:
- Содержания и степени сложности материала.
- Типа, целей и задач занятия.
- Особенностей класса: возраста детей, сплоченности, уровня подготовки и т. д.
- Индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Способности метода помочь детям в накоплении социального опыта. Например, взаимная проверка работ способствует быстрой организации взаимодействия между учениками. Метод работы над проектами в малых группах учит детей прислушиваться к мнению друг друга, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.
В большинстве случаев оптимально сочетание нескольких методов: традиционных и инновационных, активных и интерактивных. Это позволяет сделать уроки разнообразными и интересными, дать детям возможность проявлять самостоятельность и творческие способности, не отступая от стандартов образования.
Где научиться выбору и использованию современных методов обучения?
Вне зависимости от того, получили вы уже педагогические образование или нет, работаете в школе или только планируете в нее устроиться, вам будут полезны профессиональная переподготовка и повышение квалификации для учителей. Уходить в длительный отпуск нет необходимости — можно поступить на дистанционные* курсы в АНО «НИИДПО» и учиться в удобное для вас время.
► У программ нашего института максимальная практическая направленность. Вы узнаете назначение, плюсы и минусы, варианты использования разных методов, способов и приемов обучения, научитесь применять методы на практике, а не просто получите теоретическую базу в области педагогики. Знания вы сможете сразу использовать в работе с классом, а если возникнут вопросы и сложности — обсудить их с коллегами, которые проходят обучение вместе с вами, и с экспертами-практиками.
Источник
Доклад на тему «Методы, приемы и технологии педагогической деятельности»
Технологии, методики, методы
и приемы педагогической техники.
Важным признаком современного урока является его технологичность.
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Лихачев Б.Т.)
По смыслу она схожа с педагогическим менеджментом, который включает в себя: цель-средства-условия-результат. Технология отличается от методики тем, что она может быть воспроизводима с устойчивой результативностью, т.е. с позитивными изменениями в развитии учащихся.
Методика представляет набор рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Технология гарантирует конечность результата и проект учебно-воспитательного процесса. К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Личностно-ориентированное развивающее обучение;
Проектные методы обучения;
Исследовательские методы обучения;
Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ);
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
Технология развития «критического мышления»;
Система инновационной оценки «портфолио»;
Технология дистанционного обучения;
Коллективная система обучения (КСО);
Обучение в сотрудничестве (командная групповая работа);
Технология модульного и блочно-модульного обучения;
Лекционно-семинарско-зачетная система обучения;
Метод обучения — система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения. (Лернер И.Я.)
Это система единых действий учителя и ученика. Выбор методов обучения
осуществляется учителем на основе дидактических и методических знаний Ия является делом творческим. Существует несколько классификаций методов обучения по различным основаниям. Одно из них, роль обучающегося в процессе
обучения. Традиционно существуют три метода: пассивные, активные, интерактивные.
Пассивные методы обучения — учащиеся должны усвоить и воспроизвести материал, который передается учителем, источником знаний для одностороннего представления информации. Это: лекции, чтение, опрос, рассказ, объяснение нового материала. (Рис. 1.)
Активные методы обучения — обучающиеся выполняют задания, вступая в диалог с учителем: беседа, интервью. (Рис. 2.)
Интерактивные методы обучения: метод, построенный на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. (Рис. 3.)
УЧЕНИК УЧЕНИК
ПЕДАГОГ УЧЕНИК ПЕДАГОГ УЧЕНИК
УЧЕНИК
ПЕДАГОГ УЧЕНИК
Интерактивные методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве). Деятельность обучаемых носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Для ознакомления с опытом:
Для творческого поиска:
Для активации мыслительной деятельности:
Для проблемного обучения, т.е. решения проблемных задач:
Для обратной связи и контроля:
Для письменных работ:
Использование электронных таблиц, слайд-программ, графических программ;
Работа с тестами для контрольных задач;
Использование электронных учебников, тетрадей и иллюстраций.
Пассивные и активные методы обучения характерны для традиционного урока, интерактивные — для современного.
Гибкую модель и технологичность современного урока обеспечивает использование приемов педагогической техники, которые поддерживают друг друга, складываются в целое, в систему.
Учитель может создать копилку педагогических находок-приемов педагогической техники, и наполнять ее в процессе своей деятельности. Названия приемов педагогической техники носят эвристический характер, как и их содержание. Они способствуют формированию развивающей направленности урока, активизируют мыслительную и рефлексивную деятельность учащихся. Отвечают всем требованиям современного урока и могут успешно осуществлять модификацию традиционного образования.
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧСКОЙ ТЕХНИКИ.
Повышение интереса у учебному материалу. Лови ошибку.
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. Можно даже подсказывать мимикой или интонацией «опасные» места. Это требует внимания и готовности вмешательства, учащихся в процесс обучения.
Ученик получает текст (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками — пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учащимися.
Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Здесь есть, где развернуться фантазии учителя. Учащиеся могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками; тексты, чертежи, или рисунки.
Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам).
На первом уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки, формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.
В течение прохождения темы в опрос включаются эти правила, понятия, формулировки, формулы и т.д.
3. Повышение интереса к учебному материалу. Привлекательная цель.
Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, в сфере его непосредственных интересов. Выполняя ее, ученик волей-неволей выполняет то учебное действие, которое планирует педагог.
Повышение интереса к учебному материалу. Удивляй.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Повышение интереса к учебному материалу. Отсроченная отгадка.
В начала урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка в которой (ключ для понимания) будет открыт на уроке при работе над новым материалом.
Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Повышение интереса к учебному материалу. Практичность теории.
Ведение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Повторение пройденного на уроке.
Самый непродуктивный, утомительный и — увы! Распространенный способ повторения — традиционно-репродуктивный. Когда наблюдается дословное повторение вслед за учителем или книгой.
Мы будем говорить об активном и развивающем повторении: переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания, в следующих функциональных блоках:
Повторяем с контролем;
Повторяем с расширением;
Обсуждаем домашнее задание.
Повторение пройденного на уроке. Повторяем с расширением.
Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
При этом совсем необязательно, чтобы учитель на них отвечал. Пусть некоторые из них останутся как открытые проблемы данной темы.
Этот прием по технологии подобен «Пресс-конференции», но имеет другие цели.
Повторение пройденного на уроке. Обсуждаем домашнее задание.
Учитель вместе с учениками обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.
При этом изученный материал еще раз просматривается. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания.
Прием хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания достаточно разнообразны.
9. Повторение пройденного на уроке. Обсуждение выполнения домашнего задания.
Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.
Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Сильный учитель не даст манипулировать собой, но всегда учтет мнение учеников.
10.Приемы устного опроса. «Светофор».
«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.
При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения «светофора» зависит от типа опроса. Они требуют разных видов умственной деятельности:
Опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать. Здесь, красный сигнал означает «Я не знаю». Это сигнал тревоги. Зеленый сигнал — «Знаю».
Учитель задает творческие вопросы. На них ученик не обязан знать ответ. Зеленый обозначает «Хочу ответить». Красный — «Не хочу ответить». Польза «светофора» в активной позиции ученика.
11.Игровая деятельность. «Да-нетка» или универсальная игра для всех.
Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.
Связывать разрозненные факты в единую картину;
Систематизировать уже имеющуюся информацию;
Слушать и слышать соучеников.
Учитель может использовать «Да-нетку» для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, и т.д.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и т.д.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы ученики отвечают только словами «да», «нет», «и, да и нет».
Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается давать ответ установленным жестом. Если дети не смогли или не успели найти ответ, используется прием «Отсроченная отгадка».
Игровая учебная деятельность. Игра в случайность.
Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.
Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую, как в телеигре «Что? Где? Когда?» достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно наоборот вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телеигре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик.… Кроме рулетки используются игральные кости, тянут жребий, запускают бумажный самолетик — в кого попадет….
Приемы устного опроса. Опрос по цепочке.
Предлагается развернутый, логический, связный ответ.
Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
Приемы устного опроса. Тихий опрос.
Беседа с одним или несколькими учениками происходит в то время, как класс занят какой-либо письменной работой. В данном опросе можно использовать, например, лист контроля формул. Это полезно для всех «формулосодержащих» ученых предметов.
Приемы устного опроса. Программируемый опрос.
Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.
В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений. Пусть поспорят.
16.Приемы письменного контроля. Факторологический диктант.
Диктант проводится по базовым вопросам. На парте только чистый лист и ручка, допускается только базовый лист. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости размышлений, должна работать память.
Жесткая форма работы. Затем 2-3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.
17.Приемы письменного контроля. Блиц-контрольная.
Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.
Сюда входит проверка владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. По темпу блиц-контрольная сходна с факторологическим диктантом. Включает в себя 7-10 стандартных заданий. Время примерно по минуте на задание.
18. Уровни и виды домашнего задания. Особое задание.
В классе есть ребята, которым вы уделяете особое внимание, например, «олимпийский резерв». Раз особое внимание, то и особое задание.
Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.
Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.
19. Уровни и виды домашнего задания. Творчество работает на будущее.
Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов.
Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой. Диапазон творческих заданий высок. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы. Например:
Частушка, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
Тематические сборники интересных фактов, примеров, задач;
Сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;
Плакаты — опорные сигналы;
Мнемонические формулировки, стихи и др.
Если учитель работает по этой теме, то за несколько лет накапливается у него бесценное пособие.
20. Уровни и виды домашнего задания. Три уровня домашнего задания.
Учитель одновременно задает домашнее задание 2х или 3х уровней:
Первый уровень задания — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятным и ПОСИЛЬНЫМ любому ученику, за обучение которого вы беретесь.
Второй уровень задания — ТРЕНИРОВОЧНЫЙ. Его выполняют ученики, которые желают знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это — ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой. Диапазон творческих заданий высок.
21. Приемы подачи домашнего задания. Идеальное задание.
Учитель не дает никакого домашнего задания, но функция домашнего работы выполняется.
Учитель предлагает школьникам выполнить домашнюю работу по их современному пониманию.
Это может быть из известных вам видов заданий. Пусть кто-то решит несколько примеров, а кто-то нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.д.
Источник