Способы педагогического взаимодействия преподавателя с обучающимися это

Основные методы взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе
методическая разработка по обж по теме

Основные методы взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе. Данная работа хорошо подходит для молодых педогогов. В ней раскрыты основные методы взаимодействия ученика и учителя. Большой список используемой литературы поможет Вам более точно разобраться в этом вопросе.

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_metody_vzaimodeystviya_uchitelya_i_uchenika_v_uchebnom_protsesse.rar 111.11 КБ

Предварительный просмотр:

Основные методы взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе.

МАОУ лицей № 8 имени Н.Н. Рукавишникова

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Процесс обучения — это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Процесс обучения призван выполнять три функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Нельзя сводить задачи процесса обучения только к формированию знаний, умений и навыков. Также необходимо уделять большое значение развитию личности обучающегося.

Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, конкретных определений, формирование специальных знаний и умений.

Воспитательная функция вытекает из самого содержания и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения преподавателя с обучаемым. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, отношений, качеств личности. Ведь формирование качеств личности невозможно без усвоения ею определенных нравственных и других понятий, требований, норм. Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и общественную значимость.

Существует прямая связь между образовательной и воспитательной функциями. При хорошо построенной воспитательной функции наблюдается положительная динамика, как в образовательной составляющей, так и в учебном процессе в целом. Это связано с тем, что при воспитании дисциплинированности и других качеств создаются условия для более активного и плодотворного обучения.

Обучение и воспитание способствуют развитию личности. В таком случае, нет необходимости говорить еще и о развивающем обучении? Но жизнь показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию обучения более эффективно, если имеет специальную развивающую.

Одной из проблем современной педагогики является проблема классификации методов обучения. Разными авторами в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы положены разные признаки. Существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний, в соответствии с которой выделяют:

1) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

2) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

3) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык понятия «гуманный подход», «личностно-ориентированное обучение», «субъект-субъектные отношения», «педагогика сотрудничества» и т.д. Известно: личность воспитанника творит себя. В механизмах гуманистического подхода она выступает действенной силой, следовательно, педагогическая задача сводится к стимулированию ее конструктивной, созидающей активности. Тогда воспитанник не просто объект воспитания, и воспитание не «целенаправленное воздействие» активной стороны на пассивную.

Гуманистическое воспитание — всегда партнерство воспитателей и воспитанников, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон.

К основным принципам современного подхода гуманистического («очеловеченного») образовательного процесса относятся:

а) ценностное отношение к личности ребенка и подростка: признание за ним права на собственную позицию, на возможность высказать это мнение без последующих дисциплинарных наказаний (при этом важно учитывать, что ценностное отношение означает и обратный процесс: от ребенка к педагогу, и это — показатель уровня профессионального мастерства учителя);

б) субъект-субъектное межличностное взаимодействие педагога и воспитанника в образовательном процессе, т.е. предполагающее активное, инициирующее участие обеих сторон в познании и воспитании вместо традиционного однонаправленного педагогического воздействия;

в) признание за ребенком прав:

· на творческий поиск тех областей жизнедеятельности, в которых могут наиболее полно реализоваться способности и потенциальные возможности ребенка;

· на ошибку, без которой невозможно стать творческой личностью, иначе весь процесс познания станет обычной репродуктивной деятельностью;

г) признание за собой и за ребенком обязанностей: «Что бы я не делал, количество добра в мире должно увеличиваться».

Более подробно остановимся на субъект-субъектном межличностном взаимодействие педагога и воспитанника.

Для создания ситуаций взаимодействия необходимо проектировать условия, способствующие:

· Активному включению всех участников образовательных процессов в обсуждение и выполнение действия при принятии решений на различных этапах организации взаимодействия;

· Исследовательской позиции всех субъектов образования;

· Объективации поведения, что предполагает получение постоянной обратной связи;

· Партнёрскому общению, что означает признание и принятие ценности личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста.

Перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество учителя и учащихся. Сотрудничество- наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект- субъектных отношений в совместной деятельности.

Основными признаками сотрудничества выделяют:

· целенаправленность (стремление к общей цели);

· мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

· целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

· структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);

· согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);

· организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);

· результативность (способность достигать результата).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя и ученика как средство развития коммуникативной и языковой компетенций

Учебный материал содержит выступление на районной учительской научно-практической конференции.

Психолого-педагогические аспекты продуктивного взаимодействия учителя и ученика

В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение инт.

«Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения»

Педагогический опыт «Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения»

Представленный материал содержит информацию об использовании проектной деятельности в образовательной области «технология».

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда.

Учителя и ученики в учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеурочное время).

Педагогический процесс уникален по многим причинам. Одна из главных − субъект-субъектный характер обучения и воспитания. Никакого положительного результата нельзя достигнуть без учета личностног.

Источник

Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования.
статья на тему

Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования.

Скачать:

Вложение Размер
Способы взаимодействия учащихся и учителя на уроке 15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования.

Урок является основной формой образовательного процесса. Цель педагога — качественное обучение всех учащихся. Обычно в классе занимаются дети с разным уровнем развития. Не секрет, что одни дети без желания идут в школу, а другие идут за знаниями и плодотворно работают на уроке. Но учить надо всех, а значит, цель учителя зажечь интерес у всех детей к данному уроку. Взаимодействие – это влияние друг на друга, понятно, что ответственность этого влияния в большей степени лежит на учителе. Работа педагога с детьми это система взаимодействий, система определённых действий направленная на определённый результат. Общение, взаимодействие — начинается с приветствия. Это один из знаков речевого этикета. Многое зависит от того, с каким настроением заходит в класс учитель. Если он сам негативно настроен, то и дети будут взвинчены на протяжении всего рабочего дня. Заинтересованный в общении с детьми учитель сам выбирает тон общения настраивая детей на плодотворную работу. Учителю необходимо исключить резкие язвительные слова, насмешливые намёки.

Каждый педагог понимает, что ученик пришедший на урок без интереса будет мешать и учителю, и детям. Вот для этого необходимо побудить учащихся к действию на уроке, чтобы каждый ребёнок работал с удовольствием. Поднять интерес можно через решение нестандартных задач на смекалку и логику; ролевой подход и деловую игру; обращение к накопленным знаниям учащихся, через кроссворды и ребусы; использование исторического материала и другие виды мотивации.

Типы взаимодействия на уроке:

Сотрудничество, диалог, соглашение, основанное на взаимопонимании, взаимоотношении, взаимопознании, взаимовлиянии.

Детям интересно выполнять только те задания, которые их завлекают. Выстраивая урок и подбирая упражнения, можно совместно с детьми обсудить и составить план урока, предложить варианты заданий для самостоятельного выполнения. Таким образом, ход познания на уроке будет идти от самих учеников, а это уже сотрудничество, согласованность учителя и учащихся. Повышению качества образования способствуют упражнения на наблюдательность, сравнение, группировку, на постановку вопросов и выводов, что побуждает детей к мыслительной деятельности и планированию собственных действий. В свои уроки окружающего мира включаю выступления учащихся об интересных фактах из жизни зверей и растений. Эту информацию учащиеся готовят к уроку, изучая дополнительную литературу. Заранее даю тему ученику для самостоятельного поиска, эти факты и начинают новый урок, что является мотивацией к изучению новых знаний. Всё перечисленное является партнерским взаимодействием учителя и учащихся. Отношения являются субъектно- субъективными. Важным выслушать мнение каждого ребёнка, уважать необходимо каждое мнение, но необходимо исправлять ошибки. Высокая активность учащихся на уроке, самопознание, самостоятельность являются показателями успешного взаимодействия субъектно-субъективных отношений. Вывод: Для создания ситуаций взаимодействия необходимы условия, способствующие активному включению всех учащихся в обсуждение проблем поставленных на уроке. Выполнение действий для принятия решений на различных этапах взаимодействия; исследовательская деятельность всех учащихся на уроке; постоянная обратная связь на уроке между учащимися и учителем; партнёрское общение, что означает признание и принятие ценности личности каждого ребёнка, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста. В моём классе обучается трое учащихся с ОВЗ, на уроке и для домашней работы использую индивидуальные карточки с правилами и заданиями. Обязательно даю инструкцию по выполнению работы.

Взаимодействие между учащимися на уроке происходит через коллективные виды работы. Групповая работа сплачивает детей, даёт возможность каждому ребёнку быть значимым при решении той или иной задачи, так как у каждого своя работа, которая приводит к общему выводу. В этом случае учитель как проводник между группами детей и новыми знаниями, контролирует работу учащихся и направляет их. При работе в паре более сильный ученик выступает в роли наставника слабому ученику в составлении выражения, неравенства, предложения.

Интересная форма взаимодействия на уроке >, в том случае, когда ученик выступает в роли учителя. На уроке технологии, изобразительного искусства учащиеся могут выступать в роли учителя и выполнить поделку или рисунок с классом. При этом все дети слушаются своего маленького учителя и обращаются с вопросами.

Педагогическое воздействие непрерывно направлено на воздействие детей друг с другом, важно понимать ответственность учителя за выстраивание отношений в классе. Учитель не только источник знаний, но и защитник, помощник, организатор, эксперт.

Можно отлично знать свой предмет, но если нет педагогического взаимодействия между учителем и учениками, результатов обучения и воспитания не будет.

Хорошие отношения складываются у учителя с учениками если:

Хорошее настроение у педагога;

Педагог не кричит;

Учитель добрый и ласковый;

Учащиеся выполняют требования учителя;

Уважительное отношение обеих сторон.

Самым главным условием взаимодействия учителя и учащихся это любовь к своему делу и любовь к детям.

Источник

Читайте также:  Расчет при продаже квартиры за наличный расчет способы передачи денег
Оцените статью
Разные способы