- Способы организации педагогического общения
- Общение как основа педагогической деятельности
- Готовые работы на аналогичную тему
- Условия эффективной организации педагогического общения
- Ошибки в организации педагогического общения
- Педагогика
- —>Основы педагогического мастерства —>
- —>Наглядные пособия педагога —>
- —>Магазин детских колготок —>
Способы организации педагогического общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общение – это многосторонний и сложный процесс взаимодействия субъектов в различных видах деятельность, способный обеспечить всю многогранность жизнедеятельности и отношений личности в целом.
Общение как основа педагогической деятельности
Педагогическое общение – это профессиональный процесс взаимодействия между педагогом и учащимися (воспитанниками), как в рамках педагогического процесса, так и за его пределами.
В процессе педагогического общения осуществляется передача знаний, формирование умений и навыков, обмен опытом и ценностями, формируется детский коллектив, выстраиваются взаимоотношения между педагогом и детьми. Именно поэтому очень важно правильно и эффективно организовать педагогическое общение не только во время педагогического процесса, но и вне его рамок.
Каждый ребенок, посещая образовательную организацию в первую очередь, желает видеть возле себя доброго и внимательного педагога, который будет не просто механически передавать ему знания, а проявлять чуткость и заботу, сможет оказать помощь в сложный момент. Большое значение в этом вопросе уделяется процессу общения. Педагог должен подходить к его организации ответственно, особенно учитывая то, что в классе или группе более 20 детей, и каждому необходимо уделить внимание. С целью решение учебно-воспитательных задач педагог обращается ко всему классу (группе). Однако данное обращение не всегда воспринимается ребенком, потому как не каждый может адаптироваться в группе. В связи с чем, педагогическое общение подразумевает не просто общее со всей группой детей, но и возможность уделять внимание каждому ребенку, беседовать с ним на учебные, и не только, темы, проявлять интерес к его увлечениям и т.д.
Педагогическое общение, несмотря на то с группой или индивидуально беседует педагог, должно осуществляться не в форме простого обыденного разговора, а иметь конкретную цель и задачи. Общение, осуществляемое во время урока и вне его, оказывает положительное влияние не только на сплочение детского коллектива, установление отношений между педагогом и детьми, но и оказывает влияние на развитие личности каждого ребенка.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, суть педагогического общения определяется целенаправленностью и стремлением педагога решить конкретные воспитательные и образовательные задачи.
Условия эффективной организации педагогического общения
Эффективно организованное педагогическое общение гарантирует благоприятную эмоциональную атмосферу во время занятий, способствует установлению межличностных взаимоотношений в коллективе и личностное развитие каждого ребенка.
Условиями организации эффективного педагогического общения, являются:
Социально-психологический блок общения, который включает в себя такие условия как:
- наличие расположения у участников педагогического процесса к общению;
- рефлексирование и адекватное восприятие личности каждого ребенка педагогом;
- осуществление прогнозирования развития межсубъектных отношений в процессе общения;
- использование во время общения вербальных, визуальных и тактильных средств.
Нравственно-этический блок педагогического общения содержит следующие условия:
- построение общения на демократической основе;
- соблюдение этических и нравственных правил общения, педагогического такта;
- формирование благоприятного нравственного климата общения.
Эстетический блок включает ряд следующих условий:
- гармонизация внутренних и внешних проявлений личности педагога;
- эстетическая выразительность и эмоциональность речи;
Технологический блок условий включает в себя:
- использование комплекса учебно-воспитательных методов, средств и приемов взаимодействия;
- выбор оптимального стиля общения;
- сочетание предметных и коммуникативных способов взаимодействия.
Помимо перечисленных условий больше значение для организации эффективного педагогического общения имеет коммуникативная компетенция педагога. Коммуникативные компетенции включают в себя:
- положительно эмоционально окрашенную речь;
- потребность в общении с детьми в рамках педагогического процесса и за его пределами;
- знание и понимание психологии детей, умение устанавливать с ними коммуникативный контакт;
- демократизм и гуманизм общения;
- проявление эмпатии в процессе общения.
Эмпатийность педагога выступает реальным проявлением любви к ученику, ребенку и условием понимания его. Без эмпатии не получается настоящего душевного, открывающего в человеке лучшие качества общения.
Ошибки в организации педагогического общения
Организация педагогического общения требует соблюдения ряда правил и условий, гарантирующих эффективность общения. Основными ошибками в организации общения являются:
- Неумение наладить контакт с детьми. Довольно часто педагоги при установлении контакта с детьми ориентируются на внешнюю сторону урока, то есть важной частью является организация учебного занятия, а не установление контакта. При совершении данной ошибки, любая попытка ребенка вступить в контакт с педагогом может привести к конфликтной ситуации.
- Несформированность личностно-эмоциональных особенностей педагога. Личностные особенности педагога имеют большое значение в организации эффективного педагогического общения, такие как рефлексия, самоанализ, саморегуляция и т.д. В том случае, если они недостаточно сформированы, то ему сложно установить контакт с детьми и получить их расположение.
- Неумение выстраивать и оперативно перестраивать взаимоотношения в зависимости от педагогических задач. Общение в деятельности педагога – это метод решения учебных задач. Учебные задачи включают в себя не только передачу знаний, но и понимание внутреннего состояния каждого ребенка, умения контролировать себя в процессе общения.
- Трудности речевого общения и передачи эмоционального отношения. В том случае, если у педагога имеются затруднения в решении задач обучения и воспитания, в связи с неумением логично и последовательно излагать учебный материал, свои мысли, необходимую информацию и т.д., то у него возникают трудности в организации общения с детьми, снижение качества педагогического процесса.
Источник
Педагогика
—>Основы педагогического мастерства —>
—>Наглядные пособия педагога —>
Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.
Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.
Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.
—>Магазин детских колготок —>
Педагогическое общение как феномен учебно-воспитательного процесса существует столько, сколько существует школа, занимая особое место в деятельности учителя.
Благодаря коммуникации педагог сообщает ученикам необходимую информацию, осуществляет воспитательное воздействие, организует учащихся, решает различные проблемные ситуации, взаимодействует с родителями, коллегами, администрацией и т.п. Кроме этого, характер взаимоотношений учителя с учениками довольно сильно влияет на результативность педагогического процесса.
Основными субъектами педагогического процесса школьного образования является учитель и учений, которые взаимодействуют между собой. Чаще всего это взаимодействие происходит вербально, на уровне слова.
Когда учитель общается с учениками в школе на уроке и вовремя внеурочной деятельности, решает профессиональные проблемы и т.д., то его общения является педагогическим, то есть профессиональным по своему содержанию и сферой функционирования.
Очевидно, что педагогическое общение отличается от обычного, повседневного общения учителя за пределами школы и вне профессиональной деятельностью.
Особенностями педагогического общения являются:
1) учителю в процессе общения принадлежит ведущая роль; именно от него зависит, как сложатся взаимоотношения с учениками, успешность или не успешность этого процесса;
2) влияние учителя на учеников всегда воспитывающим, то есть способствующим формированию у учащихся тех или иных качеств и черт;
3) профессиональный характер общения требует постоянного анализа построенной системы взаимоотношений с учениками для предотвращения ошибок в осуществлении педагогического воздействия.
В то же время педагогическое общение может состоять лучше или хуже, эффективно или неэффективно, иначе говоря, быть профессиональным или непрофессиональным.
Профессиональное педагогическое общение — коммуникативное взаимодействие педагога с учащимися, родителями, коллегами, обеспечивает установление благоприятного психологического климата, эффективного взаимодействия и оптимальных отношений.
Непрофессионально педагогическое общение — наоборот, порождает страх, неуверенность, вызывает снижение работоспособности, вызывает негативное отношение к учителю, к учебе. Поэтому такое общение можно назвать не результативным, несовершенным, в отличие от профессионального.
Итак, общение учителя с учениками может происходить по-разному.
Успешность этого процесса во многом будет зависеть от того, как учитель рассматривает ученика: как пассивный объект или активный субъект педагогического процесса.
Современная психолого-педагогическая наука считает необходимым строить педагогическое взаимодействие на субъект-субъектной основе, где и учитель, и ученик выступают активными участниками педагогического процесса, оказывающих влияние друг на друга, где признается право ученика на собственное мнение, позицию.
Зато субъект-объектные отношения предусматривают отношения подчинения, когда активен только учитель, который влияет на учеников, руководит их деятельностью, навязывает свою точку зрения, а учащимся при этом отводится пассивная роль.
В зависимости от того, реализован принцип субъект-объектной или субъект-субъектной взаимодействия, общения может быть функционально-ролевым или личностно ориентированным.
Функционально-ролевое — сугубо деловое, стандартизированное, ограниченное требованиями ролевой позиции общения. При таком общения личное отношение педагога и ученика друг к другу не учитывается и не проявляется.
Личностно ориентированное — предполагает выполнение нормативно заданных функций по проявлением личного отношения, чувств. В ходе такого общения учитель дает возможность ученикам выражать свои мысли и чувства, откровенный с детьми, не равнодушен к их делам и проблем, чувствует внутренний мир каждого личности.
Зачем нужно педагогическое общение? В чем его предназначение?
Чтобы ответить на эти вопросы, следует рассмотреть функции педагогического общения:
1) информационная (учитель сообщает ученикам необходимую информацию на уроках и во внеурочное время, воспринимает информацию от учащихся);
2) познания личности (общаясь с учениками, педагог имеет возможность больше о них узнать, лучше узнать каждого ребенка);
3) самоутверждение (благодаря высказыванию собственных соображений, оценке явлений, доказательству своей точки зрения на определенные вопросы происходит осознание учеником и учителем своего «Я», то есть, самоутверждения)
4) организация взаимодействия (в процессе общения педагог имеет возможность организовать учащихся на работу на уроке, на участие во внеурочных мероприятиях);
5) экспрессивная (участники общения сопереживают друг другу, что способствует установлению эффективных взаимоотношений, субъект-субъектной, личностно ориентированного взаимодействия между учителем и учеником).
Структура, то есть основные этапы педагогического общения, соответствуют логике педагогического процесса. В.А.Кан-Калик выделяет четыре основных этапа педагогического общения:
1) прогностический (учитель моделирует будущее общения с классом, представляет, как класс и отдельные ученики воспримут его и изложенный материал, продумывает варианты взаимодействия; на этом этапе важны прогностические способности, то есть умение учителя предвидеть результаты своей деятельности);
2) «коммуникативная атака» (это организация общения в начале взаимодействия; здесь важны умение педагога быстро включать класс в работу, привлекать к себя внимание, а перцептивные способности учителя помогут ему правильно воспринимать учеников, понять их эмоциональное состояние, настроение и т.п.);
3) управление общением в ходе педагогического процесса (важнейший этап; собственно процесс общения);
4) анализ осуществленной системы общения и моделирование последующей деятельности (После завершения процесса общения учитель определяет, удалось ли ему достичь своей цели, осуществить задуманное, были допущены ошибки, в чем их причина, как можно предотвратить подобные недостатков в будущем).
Эффективному общению учителя с учениками часто мешают так называемые барьеры общения:
1) социальный — возникает вследствие разного социального статуса учителя и ученика (Чтобы предотвратить появление такого барьера, учителю не следует постоянно подчеркивать свою позицию, свои преимущества как старшего, педагога, акцент на том, что «я учитель, поэтому всегда прав» и т.п.);
2) физический — пространство, стол учителя, которыми он отдаляет себя от учеников (для преодоления данного барьера педагог может изменять расстояние между собой и учениками, двигаясь по классу)
3) гностический — недоступность объяснения материала учителем (педагог не должен принимать непонятных детям сроков, высказываться большими предложениями (более 17 слов), говорить слишком быстро (более 2,5 слов за 1 секунду)
4) психологический — возникает тогда, когда у учителя есть страх перед классом, перед возможностью допустить фактическую или методическую ошибку, отсутствует контакт с детьми или существует негативная установка по классу или отдельных учеников.
Организуя процесс общения, учитель всегда руководствуется собственными убеждениями, использует средства и приемы, соответствующие особенностям его личности. Вместе с тем, в различных способах взаимодействия педагога с воспитанниками всегда можно выделить некоторые общие черты, типичные особенности, определяющие стиль общения.
Стиль педагогического общения — это индивидуально-типические особенности взаимодействия учителя и учеников. В стиле находят отражение особенности коммуникативных возможностей воспитателя и его воспитанников, характер их отношений, а также творческая индивидуальность педагога.
Качества, определяющие стиль общения учителя:
1) его отношение к детям;
2) умение управлять ученическим коллективом.
Отношение учителя к детям бывает:
1) активно-положительное — педагог проявляет доброжелательность, соучастие, сопереживание, его требовательность совмещенная с заинтересованностью; Да есть отношение учителя вызывает у учащихся доверие, стремление к сотрудничеству;
2) пассивно-положительное — педагог считает, что только требовательность и чисто деловые отношения могут обеспечить успех в обучении; его взаимоотношения с детьми мало эмоционально окрашенные;
3) отрицательное — порождает недоверие, замкнутость учеников
Способы руководства ученическим коллективом:
— авторитарный — стиль диктата; ученик рассматривается как пассивный исполнитель; главные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, высмеивание;
— либеральный — выражается в невмешательстве педагога, низком уровне требований, учителю не хватает устойчивой педагогической позиции; работа идет на самотек, воспитательный процесс неуправляемый, результаты ниже;
— демократический — основывается на глубоком уважении к личности каждого, на доверии; в его основе — ориентация на самоорганизацию, самоуправление личности и коллектива; основные средства взаимодействия: поощрение, совет, информация, развивает у учащихся самостоятельность.
В.А.Кан-Калик, сочетая разновидности отношение учителя к ученикам и способы руководства ученическим коллективом, выделяет следующие стили педагогического общения:
1) общение на основании захвата совместной творческой деятельностью; основывается на активно-положительном отношении к ученикам;
2) общение на основе дружеского расположения; базируется на личностном положительном восприятии учащимися учителя, проявляющего дружба, уважение детей, но следует остерегаться преобразования дружеских отношений на панибратским;
3) общение-дистанция; в основе имеет ограничения общения формальными отношениями; педагог, которому присущ данный стиль может иметь положительное отношение к ученикам, но в организации деятельности он ближе к авторитаризма;
4) общение-устрашение; сочетает негативное отношение к ученикам и авторитарность в способах организации деятельности;
5) общение-заигрывание; сочетает положительное отношение к детям с либерализмом; основывается на поиске приемов завоевания дешевого авторитета.
Педагогические реалии демонстрируют целый ряд непродуктивных стилей педагогического общения, достаточно образную характеристику которых предложил В.А.Кан-Калик:
— «Монблан» — учитель возвышается над классом, как горная вершина;
— «Китайская стена» — педагог углубляет дистанцию, подчеркивает свою превосходство;
— «Локатор» — в организации отношений с учениками преобладает избирательность учителя;
— «Робот» — педагог действует по определенной программе, несмотря на обстоятельства, которые требуют изменений в общении;
— «Я сам» — учитель стремится все делать сам, тормозя проявления инициативы по стороны детей;
— «Гамлет» — педагог постоянно сомневается в правильности выбранной системы организации взаимоотношений;
— «Друг» — переход на позиции панибратства, потеря делового контакта в общение;
— «Тетерев» — учитель реализует собственные цели общения, не направлен на школьников.
Как же должно выглядеть эффективное педагогическое общение, которому стиля следует отдавать предпочтение учителю в своей деятельности? очевидно, педагог должен обладать значительным арсеналом приемов и средств, поскольку в зависимости от ситуации ему приходится проявлять разные стороны своей личности, быть строгим и ласковым, авторитарным и либеральным, чутко и гибко реагировать на изменения педагогических ситуаций. производительность педагогического общения будет зависеть также от увлеченности учителя своей делом, его профессионализма и постоянной направленности на детскую личность.
Источник