Способы педагогических задач это

Конспект лекций по курсу «Общие основы педагогики».

2.10. Педагогическая задача.

Термин «задача» используется в разных науках и трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; как поручение, задание; как вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; как проблема и т. п. В современной педагогике наиболее часто применяются следующие определения.

1. Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения.

2. Педагогическая задача – это система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса.

3. Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.

4. Педагогическая задача – это материализованная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Подход к рассмотрению структурных компонентов педагогической задачи в современной науке неоднозначен. Рассматривая ее как элемент педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты: а) педагоги; б) воспитанники; в) содержание; г) средства.

Если рассматривать педагогическую задачу как систему, то обязательными ее компонентами являются исходное состояние предмета задачи и желаемая модель конечного состояния.

Предметом педагогической задачи могут выступать все педагогические характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям (материальные и идеальные).

Трудность задачи является субъективной характеристикой. Она описывается такими неформальными признаками, как новизна, неожиданность и проблемность.

Специфика педагогической задачи состоит в особенности ее решения. Как отмечает С.Г. Костюк, педагогические задачи могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности. Специфика педагогической задачи заключается еще и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом.

В педагогической науке принято классифицировать педагогические задачи по следующим основаниям:

• в соответствии с временным признаком – стратегические, тактические, оперативные;

• в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе – дидактические, воспитательные;

• в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические.

Стратегическими называют педагогические задачи, вытекающие из общей цели образования. Они формируются в виде ряда представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития, и определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности.

Тактические задачи – это стратегические задачи в реальном педагогическом процессе. Они приурочены к определенному этапу решения стратегических задач, но сохраняют свою направленность на итоговый результат образования.

Оперативные задачи – это педагогические задачи, которые встают перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

Дидактические задачи направлены на управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Они подразделяются на учебные (на решение которых направлены действия, составляющие учебную деятельность) и критериальные (которые должен научиться решать ученик, описание которых дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся).

Воспитательные задачи призваны управлять процессом воспитания подрастающего поколения. В общем случае они подразделяются на задачи социального, умственного, нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания.

Собственно педагогические задачи связаны с изменением личности ученика, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости. Функционально-педагогические задачи направлены на выбор форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач.

Читайте также:  Основания выбора способа закупки

Рассматривая вопрос о решении педагогической задачи, необходимо отметить, что оно является общим для всех вышеперечисленных типов педагогических задач.

В качестве этапов решения педагогической задачи выступают:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) процесс решения;

4) анализ результатов решения.

Различают процесс и способ решения педагогической задачи. В.А. Сластенин предлагает под способом понимать некоторую систему последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к ее решению, а под процессом – реализацию некоторого способа как «фрагмента функционирования решателя», осуществляемого им при решении задачи или с целью ее решения.

Выделяют продуктивный и непродуктивный процессы решения педагогической задачи. Способ ее решения в большинстве случаев нейтрален и по своей специфике может быть обязательным, рекомендуемым, запрещенным.

При решении педагогической задачи возможны получение не только прямого, но и побочного результата, а также соотношение предметного и воспитательного результатов.

Источник

Педагогические задачи и условия их правильного решения

Педагогическая задача — что это такое, определение

Педагогическая задача — конкретная и нацеленная на результат педагогическая ситуация, которая направлена на осмысление и преобразование существующей действительности. К таким изменениям относятся: прогресс в знаниях, умениях и отношениях учащихся. Педагогические ситуации создаются организованно как самим педагогом, так и спонтанно учащимися.

Педагогическая задача имеет те же компоненты, что и педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и методы. Но к ней, как к системе, добавляются такие составляющие, как исходное состояние предмета задачи и модель требуемого состояния.

В процессе педагогической деятельности выполняются такие задачи, как воспитательные, обучающие и образовательные. Сама эффективность педагогической задачи выражается в способностях успешно определять разнообразные жизненные ситуации. Она формируется в соответствии с поставленными целями.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в дальнейшем в результате педагогических действий преобразуется в определенную систему задач педагогического процесса.

Педагогические задачи не всегда бывают конфликтными, но всегда содержат противоречия между ожиданием и реальностью.

Существует следующая классификация педагогических задач:

  1. По целевой направленности:
  • задачи педагогической диагностики;
  • задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников;
  • задачи по выбору приемов и методов воздействия на учеников;
  • задачи по организации деятельности;
  • задачи по переориентации ученика;
  • задачи по изменению отношения к учебе;
  • задачи по усилению самоконтроля слов и действий учащихся;
  • задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств ученика;
  • задачи по самовоспитанию;
  • задачи по педагогическому стимулированию.
  1. По временному признаку:
  • стратегические: выявляют общую цель воспитания;
  • тактические: направлены на получение определенного результата в процессе воспитания и привязаны к конкретному этапу педагогического процесса;
  • оперативные: задачи, которые педагог решает в режиме «здесь и сейчас», т.е. непосредственно в момент педагогической деятельности.
  1. По представлениям о целостном педагогическом процессе:
  • дидактические;
  • воспитательные.
  1. В соответствии с технологическим подходом:
  • собственно-педагогические;
  • функционально-педагогические.

Способы решения педагогической задачи

Существует определенный алгоритм, который имеет несколько этапов:

  1. Анализ педагогической ситуации:
  • оценка условий, в которых проходит педагогический процесс;
  • объяснение наблюдаемых педагогических изменений;
  • принятие эффективных действий для получения определенного результата;
  • диагностика исследуемого детского коллектива или отдельной личности;
  • прогнозирование возможного результата.
  1. Планирование и целеполагание. Проверка начальных данных, а также планирование эффективного педагогического воздействия.
  2. Конструирование и последующая реализация педагогической задачи. Формирование разнообразных видов деятельности учащихся и управление педагогическим процессом.
  3. Коррегирование и регулирование. Оценка успешности осуществляемой педагогической задачи и, при необходимости, его корректировка.
  4. Итоговый контроль и сбор полученных результатов. В данный этап входит разбор итогового результата, анализ достижений и неудач, эффективность использования определенных методов в ходе педагогического процесса.
Читайте также:  Какими способами измеряют электрическое сопротивление

Пример и решение некоторых педагогических задач

К вариантам решения педагогических задач можно отнести:

  • беседы;
  • систему классных часов и родительских собраний на тему взаимоотношений в коллективе;
  • творческие и нестандартные занятия;
  • проведение ситуаций успеха, установление традиций класса/группы, коммуникативные игры.

Ситуация 1. Мальчик решает на доске задачу, но не справляется с ней и получает двойку. Когда он поворачивается к классу, видит — все над ним смеются.

Проблема в контексте педагогического процесса: проблема воспитания и взаимоотношений между сверстниками в коллективе.

Педагогическая задача: воспитание дружеских взаимоотношений, взаимоподдержки и толерантности в коллективе.

Решение 1. Организовать систему классных часов, в основе которых лежит тема доверия и взаимоуважения.

Решение 2. Внедрять в учебную деятельность нестандартные уроки и методики.

Решение 3. Провести беседу с родителями на тему воспитания.

Ситуация 2. Работая во 2 классе, учительница заметила, что стали теряться вещи. Это вызвало тревогу. Ей было необходимо найти того, кто берет чужое. Учительница решила использовать психологическую методику для младшего школьника, и создала ситуацию, при которой воришка сам выдал бы себя.

Способ решения: Учительница раздала всем спички и сказала, что у того, кто взял чужое, спичка вырастет. После чего у каждого стала проверять. У одного мальчика она была сломана. Он объяснил это тем, что спичка так не вырастет. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. После данного случая вещи перестали пропадать.

Источник

Способы решения педагогических задач

Казакова Екатерина Николаевна
Способы решения педагогических задач

Термин «решение задачи«употребляется в научно-методической литературе обычно в четырех разных смыслах: 1. Процесс перехода от условия к выполнению требования задачи (к ответу на вопрос задачи) или процесс выполнения плана решения. 2. Запись результата процесса решения (Покажи мне свое решение). 3. Ответ на вопрос задачи или вывод о выполнении требования (Назови свое решение). 4. Способ, метод перехода от условия к выполнению требования задачи (Какое красивое решение найдено).

Процесс решения задачи — это переход от условия задачи к выполнению ее к выполнению требования. Ответ на вопрос задачи или выполнение требования — результат процесса решения задачи. Иногда результатом решения может быть вывод о невозможности получения о невозможности выполнения ее требования.

Задача 1: В средней группе девочка Даша (4 года) очень долго одевается на прогулку. Ждет, когда ей помогут одеться взрослые. Дети над ней смеются, обзывают ее маленькой. Вот и 10 апреля, Даша вновь задержала всех.

Доопределение: Даша это делает для того, чтобы привлечь внимание педагога. Мама и папа очень много работают, приводят ребенка к 7.00 и забирают в 19.00. И не уделяют ребенку должного внимания. И Даша таким поведением привлекает внимание взрослых.

Проблема: недостаток внимания у Даши, негативная атмосфера в коллективе.

Цель: решение проблемы здесь и сейчас.

Задачи:

-создание позитивной психологической обстановки;

-обучение детей работать в коллективе;

-учить детей помогать друг другу;

-обеспечить получение опыта одевания Дашей.

Воспитатель: Ребята, скажите, а Вам нравится, когда Вас обзывают?

Воспитатель: Скажите, а как тогда нужно с вами разговаривать, чтобы Вам понравилось?

Дети: Хвалить, говорить добрые слова.

Воспитатель: А Даше нравится, когда Вы ее обзываете?

Читайте также:  Способ транспортировки большегрузов требует наименьшего количества топлива

Воспитатель: Даша у нас только учиться одеваться, это вы знаете. А что Даша хорошо умеет делать?

Дети: Рисовать, играть.

Воспитатель: Вот за это ее можно похвалить. Скажите, а как нам помочь Даше, чтобы она быстрее научилась одеваться и мы быстрее выходили на улицу?

Воспитатель: Катя и Вика, вы одеваетесь, самые первые одеваетесь. Поможете Даше одеваться?

-Уважение личности ребенка,

-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,

-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Задача 2: На занятии по ИЗО дети (6 лет) рисовали фломастерами ель. Все дети нарисовали ее зеленой. И только Вадим нарисовал ее синей.

Доопределение: Вадим гиперактивный ребенок. Он не может долго концетрировать внимание на одном занятии и делает все слишком быстро, не продумывая действия.

Проблема: решение проблемы здесь и сейчас.

Цель: позитивный выход из сложенной ситуации, предотвращение негативной психологичсекой обстановки.

Задачи:

-поддержка инициативы детей;

-создание комфортной психологической обстановки;

-обеспечить детей получением опыта создание из синей ели зеленую.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую интересную ель нарисовал Вадим.

Дети: Но она же синяя! А должна быть зеленой.

Воспитатель: А он сообразительный мальчик и с помощью его рисунка я Вам покажу опыт. Мы можем сделать зеленую елочку из синей. Хотите я Вам покажу?

Воспитатель: Сейчас я возьму желтый фломастер и посмотрим что получися. Какая теперь елочка?

Воспитатель: Правильно. Хотите тоже провести такой эксперимент?

-Уважение личности ребенка,

-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей,

-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Комплекс игр и упражнений для решения задач познавательного развития детей Средняя группа (от 4 до 5 лет) 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение.

Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР Идея интеграции берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Каменского, утверждавшего что связано между собой, должно быть связано постоянно.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Способы составления арифметических задач» Образовательные: • систематизировать знания детей о способах составления арифметических задач и записывать их решение с помощью цифр; •.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Решения задач» Программное содержание: 1. Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10;.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок: способы решения проблемы» Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но.

Консультация для воспитателей «Условия, необходимые для решения задач экологического воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей «Условия, необходимые для решения задач экологического воспитания дошкольников» Природа оказывает огромное.

Мастер-класс «Художественное конструирование как вид детской деятельности для решения образовательных задач ДОО» Цель: расширить знания педагогов в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников за счет использования символических средств.

Проблемы современного ребенка и способы их решения Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье,.

Родительское собрание «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем» Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем Родительское собрание в 3 классе Задачи: обсудить проблему плохой.

Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы» Цели: 1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся; 2. Помочь родителям искоренить эти причины. Задачи: 1. Разработать совместно с родителями.

Источник

Оцените статью
Разные способы