Педагогическая поддержка, ее сущность и способы организации
Результативность воспитательного процесса во многом зависит от правильно организованной педагогической поддержки. В современной педагогической литературе такая поддержка рассматривается как:
-превентивная и оперативная помощь человеку, направленная на решение его проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, с обучением, с жизненным и профессиональным самоопределением (Т.В. Анохина и др.);
-педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы становления индивидуальности человека (В.П. Бедерханова, О.С. Газман и др.);
-особый вид взаимодействия, способствующий преодолению трудностей девиантного поведения (С.А. Расчетина);
-дифференцированная, адресная помощь дезатаптированному подростку (С.В. Бойкова);
-сопровождение ребенка (Е.И. Казакова);
-принцип жизни образовательного учреждения (С.М. Юсфин);
-взаимодействие учителя и ученика, направленное на организацию пространства в обучении и воспитании, выступающего условием для самопознания детьми себя (Г.А. Давыдов).
Педагогическая поддержка — это: а) ответ воспитателя на доверие воспитанников; б) помощь воспитанникам, которые нуждаются в поддержке, часто не осознавая этого.
Сущность педагогической поддержки заключается в создании комфортной психологической обстановки; ситуации успеха, условий для самореализации личности; в совместном преодолении препятствий, мешающих сохранять человеческое достоинство и достигать положительных результатов; желании оказать поддержку каждому нуждающемуся, а не только тому, кто открыто об этом просит; ориентации воспитателя на проблемы воспитанника, ищущего свое место в жизни; профессионализме воспитателя.
Формы проявления педагогической поддержки — доброе слово; умение выслушать, в случае необходимости — дать совет; доверие к воспитанникам; защита их прав; приветливое отношение воспитателя с воспитуемым; положительная оценка достижений и др.
Г.А. Давыдов предлагает рассматривать педагогическую поддержку как последовательность определенных ситуаций. Например, контактное взаимодействие воспитателя с воспитанником; диалог между ними, направленный на возникновение потребности рассказать о себе; включение воспитанника в общение с другими сверстниками, совместную работу над проблемой (если это может помочь в ее разрешении) или взаимодействие «лицом-к-лицу».
Представляют интерес модели индивидуальной и личностной педагогической поддержки, предложенные Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневичем.
В индивидуальной модели все средства поддержки, которыми пользуется воспитатель, подразделены на две группы средств.
Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех воспитанников, создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, которая проявляется в приветливом отношении и доверии к ним, в создании ситуации взаимного сотрудничества.
Вторая группа направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, определения личных проблем у каждого воспитанника.
Содержание педагогической поддержки в личностной модели состоит в преодолении препятствий — того, что отдаляет личность от желаемого результата. Авторы подразделяют препятствия на:
-субъективные (личностные) «Я»-препятствия: отсутствие необходимой информации для самостоятельного принятия решения (достаточно пополнить недостаток информации и препятствие может быть устранено); необходимость в дополнительном труде личности (поддержка в преодолении трудностей базируется на оказании помощи в мотивации); переживаемые личностью недостатки (физические, психические, коммуникативные); отсутствие знаний и опыта;
-объективные (социальные) «ОНИ»-препятствия: (социальная среда — учителя, администрация, друзья, сверстники, семья и пр.);
-материальные препятствия (финансовое положение семьи и др.).
Источник
Способы педагогической поддержки воспитанников
Екатерина Симоненко
Способы педагогической поддержки воспитанников
Способы педагогической поддержки воспитанников используются педагогами, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
I. Способы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
II. Способы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя,веры в свои силы:
• способ радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
• способ “увлечения весельем” — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
• способ поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения;
• способ самонаблюдения за своими эмоциями, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство.
III. Способы поддержкифизического здоровья ребенка:
• метод “оптимального режима жизни”;
• метод “постепенности” — приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
• метод физических упражнений и занятия спортом;
• метод рекреации — обеспечение спокойного отдыха организма;
• метод массажа и самомассажа — физического оздоровления путем растирания участков тела.
IV. Способы педагогической поддержкипсихического здоровья ребенка:
• метод “угашения отрицательных переживаний” — способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие — угашение отрицательных эмоций;
• метод “устранения плохих привычек”;
• метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
• метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
V. Способы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
1. Способы, связанные с поддержкойэмоционально-нравственной сферы ребенка:
• метод “увлечения добрым делом”;
• метод “увлечения героическим” — увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
• метод традиции — творческое использование положительного опыта;
• метод “увлечения красивым” — возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, беречь ее;
• метод “увлечения загадочным” — возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
• метод личного примера — способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
2. Способыукрепления чувства ответственности:
• метод доверия — развивается вера в свои силы;
• метод просьбы — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
• метод беседы-размышления — обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
• метод лекции — воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
• метод поручения — обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения
3. Способы,с помощью которых укрепляется воля ребенка:
• метод “сомнения” — этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
• метод “достижения согласия с самим собой” — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
• метод “достижения гармонии с окружающим” — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas — здоровье) мышления.
VI. Способы педагогической поддержки развития способностей.
1. Способы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способовработы целям и полученному результату:
• метод коллективного анализа деятельности, размышления;
• метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
• метод тестирования и анкетирования.
2. Способы поддержки развития интеллектуальных способностей:
• метод “мозгового штурма” — при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
• метод “сократовской беседы” — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
• метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
Организация эффективного взаимодействия с родителями как одно из условий психолого-педагогической поддержки семьи Проблема эффективного взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в.
Конспект итогового занятия в Центре игровой поддержки ребенка «Путешествие на поезде» Цели: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Соотносить выразительные движения со словом. Развивать речевой слух, артикуляционный.
Конкурс «Мисс Лето -2015» Визитка с группой поддержки. 3 класс. b]Визитка конкурса «Мисс Лето» [/b] (Выходят с разных сторон мальчики, сталкиваются плечами) Артём С. : Не толкись! (дерутся). Смотри.
Мастер-класс «Создание условий для поддержки творческой, познавательной инициативы и самостоятельности детей» Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека,.
Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.
Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка для детей от 1 до 2 лет с применением педагогики М. Монтессори Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к.
Перспективный план работы Центра игровой поддержки ребенка Тема. Осень. Знакомимся и изучаем друг друга Цели и задачи. Формирование и закрепление знаний о себе как “Я”, “других людях”, правил социального.
Проект «Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников» ПРОЕКТ Тема. Использование фольклора в математике как способ поддержки инициативы и самостоятельности старших дошкольников в познавательной.
Создание условий в группе для поддержки инициативы и самостоятельности детей в изодеятельности. Слайд 1-тема… Слайд 2 текст из ФГОС о развитии инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.
Способы поддержки детской инициативы (применение современных образовательных технологий) В данный момент основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель — «Я сам учусь, а не меня учат», следовательно,.
Источник
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребёнка в образовании
Методы педагогической защиты,
помощи и поддержки ребёнка в образовании
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребёнка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребёнком способов самозащиты и создания условий для успешного развития и саморазвития школьников. Мы подразделяем их на методы педагогической защиты и методы педагогической поддержки.
Методы педагогической защиты
Методы педагогической защиты использует классный руководитель в своей работе, когда ребёнок не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность или он не знает как с ней справиться.
Методы защиты от окружающей среды, включающие методы физиолого-педагогической защиты: от природных явлений и материальных объектов общества:
1) обучающие методы:
-метод лекции, семинара;
-метод практического занятия.
и 2) метод прямой защиты от опасности – природных явлений и материально-технических объектов (например, остановить от использования неисправными электроприборами, сломанной мебели; уберечь во время грозы, землетрясения, во время пожара и т.д.) и другие.
Методы педагогической защиты от людей – методы социально-педагогической защиты (взрослых, родителей, учителей, учащихся, сверстников):
— метод открытого вмешательства в конфликт (например, остановить драку);
— метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);
— метод «Параллельного действия» (например, использование актива школьников в разрешении конфликта);
— метод «правила и закона» (актуализация позиции школьников к проблеме жизнедеятельности в классном коллективе в соответствии с законами как средства защиты их прав, достоинства, совместная выработка этих законов и следование им);
— метод «торможения» (не запрещение, а приостановление или сокращение отрицательных переживаний, поступков);
— метод «мажора» (метод развития радостной перспективы в преодолении имеющихся опасностей, исходящих от людей и другие.)
Методы педагогической защиты ребёнка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:
— метод «угощения переживаний» (успокоение путем беседы – рационализация – превращение обидной ситуации в другую, в которой ребёнок сохранил бы к себе самоуважение; невербальных приёмов: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, использование спокойной музыки и т.д.);
— метод «прямого действия» (остановка ребёнка от совершения поступка, направленного против себя);
— метод рефлективного анализа (осмысление с ребёнком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровью);
— метод «переключения» (включение ребёнка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путём замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, «грушу» в спортзале и т.д.), сублимация (творческое действие – нарисуй что-нибудь, вылепи), катарсиса (потеря значимости собственных страданий по сравнению с глобальными общечеловеческими – прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр) и другие);
— метод «возбуждение оптимизма» (раскрытие перспектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и другие.
Методы педагогической поддержки
Методы педагогической поддержки используются классным руководителем тогда, когда с одной стороны, когда у ребёнка возникают препятствия, проблемы, которые он осознаёт, но не знает как их решить, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребёнку не создавать проблем или уметь разрешать их.
Методы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребёнка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера, — как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственный и гражданских чувств. Они направлены на обновление и духовное обогащение личности, ответственность за судьбу Родины. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать важность процесса самостроительства, увлечь его процессом самосовершенствования.
Методы педагогической поддержки развития способностей, с помощью которых создаются условия для развития всеобщих и специальных способностей личности, — его деятельностная сторона.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности.
Методы педагогической поддержки здоровья
Нами выделено три группы методов педагогической поддержки здоровья.
1. Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
— метод радостной перспективы – это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
— метод «увлечения весельем» — юмор всегда помогает преодолеть трудности, оптимизм создаёт мажорный настрой жизни;
— метод поощрения и похвалы – этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
— метод самонаблюдения за своими эмоциями – метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
2. Методы поддержки физического здоровья ребёнка:
— метод «оптимального режима жизни»;
— метод «постепенности» — приучение ребёнка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
— метод физических упражнений и занятий спортом;
— метод рекреации – обеспечение спокойного отдыха организма;
— метод массажа и самомассажа – физического оздоровления путем растирания участков тела.
3. Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
— метод «угашения отрицательных переживаний» — способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин отрицательных эмоций;
— метод «устранения плохих привычек»;
— метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
— метод релаксации – способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств
1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
— метод «увлечения добрым делом»;
— метод «увлечения героическим» – увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины. Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
— метод традиции – творческое использование положительного опыта;
— метод «увлечения красивым» — возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь все это;
— метод «увлечение загадочным» — возбуждается чувство любознательности, желание познать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
— метод личного примера – способ развития положительных качеств на личном приеме педагога.
2. Методы укрепления чувства ответственности:
— метод доверия – развивается вера в свои силы;
— метод просьбы – обращение к ребёнку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельного выполненного поступка;
— метод беседы- размышления – обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
— метод лекции – воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
— метод поручения – обращение к ребёнку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
— метод «сомнения». Этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
— метод «достижения согласия с самим собой» — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
— метод «достижения гармонии с окружающим» — метод защиты от раздражения и неприятностей ,причиняемых природными, вещевыми, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного мышления.
Методы педагогической поддержки развития способностей
1. Методы поддержки развития аналитако-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанники получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
— метод коллективного анализа деятельности, размышления;
— метод рефлексии – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
— метод тестирования и анкетирования.
2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
— метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
— метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
— метод синекции – смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
— метод «задачной формы организации учебно-воспитательного процесса» — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения;
— метод «деловой игры» — при снижении психологической защищенности ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
— метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);
— метод психотренинга – направлен на переосмысления Я-концепции, изменение установок;
— и многие другие.
2. Методы поддержки развития организаторских способностей:
— метод «творческого выполнения задач»;
— метод игры – творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
— метод поручения – регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
— метод упражнения – повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;
3. Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
— метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;
— метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам – «активное слушание», «прием на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
— метод творческого поиска.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности
включают методы стимулирования развития личности:
— метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и.т.д.);
— метод наказания: взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечание, обсуждением поступка в коллективе, выговором;
— метод «предоставления дополнительных полномочий»;
— метод «ролевой игры»(представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
— метод самодиагностики – обучение анализу своих индивидуальных особенностей, поступков;
— метод самооценки – обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;
— метод самоорганизации – обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня ,ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
— метод самореабилитации – самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;
— метод самоопределения – создание ситуаций ,когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;
— метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);
— метод самопрогнозирования – построение перспектив своего дельнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспективы своей деятельности.
Источник