Способы печати защита банкнот

Способы печати банкнот Банка России

Производство денежных знаков — трудоемкий процесс, предполагающий не только изготовление самих денег на прочной и износостойкой бумаге, но обеспечение соответствующей защиты от копирования. Существует около десятка разных способов печати банкнот Банка России, из которых наиболее популярными считаются следующие.

Орловская печать

Название процесса связано с фамилией его разработчика, Ивана Орлова, работавшего в конце XIX в. на фабрике «Гознака». В то время для печати каждого цвета, составлявшего рисунок на купюре, требовалась отдельная форма, которая оттискивалась на фрагменте специальной бумаги. Добиться идеальной накладки линий и границ краски было невозможно. Орлов спроектировал эластичный валик с мягкой структурой, на который переносились фрагменты рисунков с каждой промежуточной формы. С вала вся палитра красок перемещалась на общую форму, где цветовая картинка отображается уже в полной мере. Таким образом, многокрасочная однопрогонная печать позволяет исключить разрывы штрихов, наложения одного цвета на другой, а также другие дефекты в процессе работы. Краски совмещаются друг с другом в неразрывных линиях буквально с ювелирной точностью, а необходимый фрагмент рисунка получается всего за один прогон листа через станок.

Первая печатная установка была запущена в действие в 1893 г., а первыми деньгами, опробованными на новом оборудовании стали кредитные билеты номиналом 25 руб. Примером орловской печати является орнаментальная полоска, расположенная слева на лицевой стороне российских купюр (кроме достоинства 10 руб.). Все штриховые элементы точно совмещены друг с другом, а если посмотреть банкноты на просвет, то можно увидеть, как закрашенные фрагменты с обеих сторон (лицевая и тыльная) сливаются в новый узор. Подделать такой эффект без наличия сложного оборудования нереально, боле того, право на использование подобных установок лицензируется на государственном уровне.

Офсетная печать

Особенностью этого способа является то, что пробельные и печатающие элементы укладываются в одну плоскость. Однако поверхности их смачиваются разными составами, пробельные — водой, печатающие — жирным раствором. соответственно, первые будут отталкивать воду, но хорошо впитывать краску (гидрофобные), вторые — наоборот, поглощают воду, но отторгают краску (гидрофильные).

В процессе печати краска сначала наносится на промежуточное полотно, эластичное по структуре, материал — резина, а уже с него производится оттиск на бумагу. Отпечаток получается тонкий, ровный, сквозь него можно рассмотреть фактуру бумаги. Сами же краски подразделяются на три категории: красные, синие и желтые.

Офсетным методом обычно создаются выборочные дополнительные элементы либо фоновая сетка. Иногда она используется для нанесения основного рисунка, но преимущественно на банкнотах мелкого достоинства. Этим же способом печатаются практически вся типографская продукция: календари, журналы, буклеты и т.д. Разница лишь в том, что для массового потребительского сегмента применяется растровый офсет, основанный на упорядочивании разноцветных точек, а валюта печатается штриховым офсетом.

Современное оборудование позволяет значительно ускорить технологический процесс, создавая одновременно по 4 шаблона с обеих сторон банкнот. Диапазон цветов также широк, до 10 оттенков. Возможность контроля подачи чернил по сдвоенному или разделительным каналам делает доступным создавать максимально сложные узоры, повторить которые для фальшивомонетчиков очень трудно.

Металлографическая печать

Впервые была применена в 1887 г. и с тех пор получила широкое распространение среди эмитентов денежных знаков. Из самого названия уже понятно, что основные формы изготавливаются из металла, а если быть точнее — стали и никеля. Визуально это пластины с хорошо отполированной поверхностью, на которые под прессом наносится нужный рисунок. Для создания формы-оригинала используется только ручная гравировка, так называемый «оригинальный штемпель».

Узоры, получающиеся на подобных гравировальных установках, состоят из множества линий, которые в ходе травления преобразуются в конечное изображение, видимое впоследствии на купюре. Чтобы растиражировать рисунок, необходимо настроить автоматизированную гальванолинию либо использовать высокочастотное оборудование.

Краска, наносимая на печатные формы, покрывает пробельные и гравюрные элементы с разной интенсивностью. Рисунок получается в результате давления формы на бумагу под большим прессом. Как утверждают специалисты, одно из основных преимуществ металлографии — возможность варьирования цветами и, как результат, получения широкого оттеночного спектра для печати, а также объемных и красочных изображений.

Различают два вида металлографической печати:

  • Высокий. Печатающие элементы располагаются выше пробельных, вследствие чего рисунок по краям имеет характерные «бортики», прощупывающиеся пальцами. Таким методом на банкноты наносятся серийные номера.
  • Глубокий. Элементы изображений располагаются ниже пробельных для того, чтобы при заполнении формы краской она оставляла при высыхании на бумаге более толстый слой. Повышенную рельефность можно протестировать на всех российских купюрах выпуска 1997 г. Также метод применяется для нанесения специальных меток для незрячих людей.

Ирисовая печать

Одна из разновидностей офсетной печати, при которой многоцветное изображение получается с плавными переходами оттенков без четко обозначенных границ. Краски смешиваются, проходя через систему валиков и образуя микроузоры, «сотканные» из тонких линий и штрихов. На российских банкнотах подобные участки размещаются на оборотных сторонах, имея вид шестиугольников разного формата. В различных купюрах границы градиента могут иметь незначительное смещение, в пределах допусков это не считается дефектом.

Производство бумаги

Для производства денежной бумаги используется лен и хлопок, обычно это обрезки из льняных и хлопчатобумажных тканей в разной пропорции. Ориентировочно процент целлюлозы составляет 95-98%. Сырье сортируется, проверяется на наличие инородных элементов, измельчается и отправляется в специальный котел, где под действием пара превращается в однородную бумажную массу. Далее, материал поступает в вымывную машину, хорошо промывается артезианской водой и смешивается с отбеливателем. Через несколько дней, когда масса приобретен нужную консистенцию, ее отправляют в размольную машину и смешивают с красителями и цветными волокнами.

Излишняя влага убирается путем прокатки через проволочную сетку, в процессе чего волокна между собой переплетаются и становятся похожими на бумажное полотно. Окончательный вид материал приобретает после прогонки через вакуумные валики и отсосы, чтобы еще больше уплотнить волокна и придать им требуемую структуру. Окончательный производственный этап — сушка. Здесь также используется система валиков, разогретых паром. После обработки бумага становится похожей на промокательную.

Чтобы добиться нужной плотности, бумагу пропитывают клеем, в составе которого содержится животный жир, а также глицерином. Готовые просушенные полотна разрезают на листы и отправляют на печать. После четко выдержанного технологического процесса купюры становятся устойчивыми к разрыву, многократным изгибам и характерно хрустят.

Дополнительно в бумагу добавляются различные защитные волокна, хаотично распределенные по общему полотну. Они могут быть как в толще листа, так и быть заметными на поверхности. Также существует практика ввода в сырьевую массу разноцветных полимерных частиц, кружочков, прямоугольников и прочих геометрических фигурок, обобщенно называемых конфетти.

Обязательный элемент денежных купюр — водяные знаки. Они могут быть двух- или многотоновые, представляя собой затемненные или, наоборот, высветленные участки, выделяющие на основном фоне листа. Водяные знаки должны хорошо просматриваться на просвете, но не иметь четких границ. Эффект размытости объясняется отсутствием однородности толщины бумаги. По своему назначению знаки различают на:

  • Локальные. Рисунок, размещенный в одном определенном участке купюры. Как правило, на купонном поле.
  • Общие. Рисунок, симметрично нанесенный по всему полю банкноты с определенным повторением.

Отсутствие оптического отбеливателя в составе денежной бумаги является причиной того, что в ультрафиолетовом свете она не люминесцирует. В отличие от обычной, которая под УФ-лампой начинает светиться голубым цветом.

В России поставки специализированной бумаги осуществляются из двух мест: Санкт-Петербургской бумажной фабрики Гознака и Краснокамской бумажной фабрики Гознака.

Полиграфические методы защиты

По статистике процент подделок бумажных денег и ценных бумаг в общем количестве экономических преступлений равняется приблизительно 7-9%. Логично, что предприятия, занимающиеся выпуском документов строгой государственной отчетности, стараются всячески обезопасить свою продукцию от потенциальных мошенников.

В отношении денежных знаков применяются следующие полиграфические способы защиты:

Гильошные элементы

Определение гильоша звучит как рисунок сложной геометрической формы, созданный переплетением множества тонких линий и используемый на оттиске в качестве фона. Это могут быть всевозможные виньетки, сетки, бордюры и прочие узоры, дизайн которых просчитывается автоматически, с использованием математических формул, имеющих десятки цифр после запятой. Вариантов гильошей существует бесконечное количество, что и создает трудности для подделки. Если гильошная композиция создается методом орловской печати, то воспроизвести размытость контуров и вовсе не представляется возможным. Элементы рисунков настолько малы по толщине, что справиться с копированием не способны даже ультрасовременные сканеры и множительные аппараты. Техника нанесения гильошей применялась еще в период правления Александра II. В 1866 г. ее использовали для выпуска новых ассигнаций.

Дефекты

Чтобы ввести в заблуждение фальшивомонетчиков, сыграв на их невнимательности, иногда при производстве купюр специально допускают различные огрехи. Например, ставят лишние знаки препинания или, наоборот, убирают нужную пунктуацию. Также это могут быть пропущенные буквы, кривые линии, знаки, сдвинутые в сторону от основной оси и т. д. Предполагается, что мошенники не обратят на подобные неточности внимания, из-за чего и попадут в зону внимания тех, кто знает о дефектах-ловушках и отслеживает их подделку.

Читайте также:  Способы приобретения психических знаний

Микротекст

Очень популярный способ защиты, особенно в век развития копировальной техники. Суть его лежит в том, что на бумажный или полимерный носитель наносится некий набор символов, воспринимаемый человеческим глазом, как сплошная линия. На самом же деле это микротекст очень малого размера, как правило, в пределах 120 мкм. При сканировании он теряется на копии, так как копировальное оборудование не распознает такие мелкие знаки.

Скрытые изображения

Большинство фантомных (призрачных) рисунков создаются методом глубокой печати. В основе более простого способа лежит создание изображения из одинаковых по ширине линий, расположенных параллельно друг другу, но разных по рельефности. Тогда при обычном освещении никакой разницы видно не будет, а если посмотреть на банкноту под определенным углом, то станет заметно, что задний план значительно светлее переднего.

В усложненном варианте линии делаются одного рельефа, но передние будут перпендикулярны задним. В зависимости от наклона освещения оттенки переднего и заднего плана будут приобретать более светлые и темные оттенки, соответственно. Неподготовленным глазом и при отсутствии должного оборудования увидеть этот эффект достаточно сложно. Хотя на некоторых подделках он просматривается хорошо, причем независимо от угла зрения.

Метамерный эффект

Относится к категории скрытых изображений, дизайн которых закладывается еще при разработке общей концепции банкноты. Защита состоит в том, что различные материалы при одном освещении приобретают одинаковую окраску, а при другом — становятся совершенно другими по цвету. Сканеры и принтеры не способны воспроизвести подобный эффект. Ярким примером метамерного изображения служит рисунок кролика, сидящего в густых зарослях на одной из купюр Нидерландов. При обычном свете он невидим для зрения, а под красным фильтром просматривается очень четко и ясно.

Совмещающиеся элементы

Одна часть изображения наносится на лицевую сторону денежного знака, другая пропечатывается с изнаночной стороны. Просматривая купюру на просвет, можно увидеть, как элементы совпадают друг с другом по всем линиям, соединяясь в единую композицию. В противном случае это подделка. В стандартных типографских условиях воспроизвести совмещающиеся изображения крайне сложно.

Источник

Способы печати защита банкнот

Защита от подделки — комплекс защитных элементов, вносимых в ценную бумагу при ее изготовлении с целью предотвращения фальсификаций и облегчения диагностики подделок . Защита ценных бумаг от подделок обеспечивается за счет использования особых технологий, определенного сочетания способов и приемов нанесения полиграфического оформления, а также за счет применения специальных материалов.

Условно можно выделить три вида защиты:

  • технологическая защита;
  • полиграфическая защита;
  • физико-химическая защита.

Технологическая защита представляет собой визуально обнаруживаемые особенности (элементы), вносимые в отдельные составные части ценных бумаг в процессе их изготовления за счет использования специальных технологических приемов. Такими элементами являются:

  • водяной знак бумаги;
  • защитные волокна;
  • защитные нити;
  • компонентные составы бумаг и красок;
  • голограммы, кинеграммы и т. п.

Полиграфическая защита выражается в использовании определенного сочетания способов и приемов полиграфической печати, а также в нанесении на ценные бумаги специальных элементов полиграфическими способами. В ценных бумагах данный вид защиты доминирует по количеству используемых защитных элементов. Основными из них являются следующие:

  • способы полиграфической печати (высокая, в том числе орловская и типоофсет; плоская, в том числе офсетная; глубокая, в том числе металлографская и т. п.);
  • микропечать;
  • скрытые изображения;
  • графические элементы;
  • фоновые сетки;
  • графические ловушки;
  • ирисные раскаты и т. п.

Физико-химическая защита основана на использовании в составах материалов документов добавок химических веществ, наличие которых может быть определено специальными методами. В качестве таких материалов в ценных бумагах используют:

  • люминесцентные вещества (люминофоры);
  • ферромагнитные компоненты;
  • метамерные краски;
  • оптически варьирующие (OVI) краски и т. п.

Все ценные бумаги обеспечиваются комбинированной защитой от подделок, включающей определенное сочетание названных элементов защиты разных видов. Конкретный набор указанных элементов определяется, исходя из необходимости обеспечения соответствующего уровня защиты, экономической обоснованности их применения, а также с учетом дизайна ценных бумаг.

Технологическая защита

Подложка — бумажная основа, служащая для нанесения полиграфического оформления ценной бумаги. В качестве подложки (основы) наиболее часто используют бумаги различных видов, изготовленные по специальной технологии. Бумаги отличаются друг от друга по основным технологическим показателям (плотность или масса 1 кв. м, толщина, наличие поверхностного покрытия и отделка поверхности, «просветная» структура или характер маркировки от сетки и т. п.) и содержат, в свою очередь, различные защитные элементы.

Для изготовления ценных бумаг, в основном, используются неокрашенные бумаги. Вместе с тем, в некоторых векселях применяется бумага, имеющая разные цветовые оттенки в результате введения соответствующих красителей.

Достаточно важной характеристикой является толщина бумаги. Это связано с тем, что многие практические работники часто используют этот показатель при определении подлинности ценных бумаг, хотя и оценивают его субъективно на ощупь.

В качестве специальных элементов защиты бумаги могут содержать водяные знаки, защитные нити, защитные волокна и другие элементы.

Производители ценных бумаг, как правило, используют бумаги, изготовленные на специализированных предприятиях по их заказу. Такие бумаги характеризуются индивидуальными технологическими особенностями и используются для изготовления ценных бумаг большинства эмитентов. Вместе с тем, некоторые эмитенты для своих ценных бумаг предпочитают использовать эксклюзивные бумаги, изготовленные для них по отдельным заказам. Такие бумаги определяются, прежде всего, по водяному знаку.

Водяной знак — элемент защиты бумаги, определяемый в проходящем свете в виде изображений, образованных за счет локальных различий в оптической плотности бумаги. На месте расположения водяного знака бумага имеет заметную разнотолщинность. Такая структура образуется при изготовлении бумажного полотна на специальных сетках с рельефными (выпуклыми или углубленными) элементами. На участках сетки с выпуклыми элементами бумажное полотно имеет меньшую толщину, вследствие чего в готовой бумаге повышается светопропускание, и на этих участках в проходящем свете наблюдаются светлые изображения. На сетках с углубленными элементами изготавливается бумага с локальными утолщенными участками, образующими темные изображения в проходящем свете. Такие рельефные элементы наблюдаются на поверхности бумаги при изучении ее в косопадающем свете. Для изготовления бланков ценных бумаг, в основном, используют водяные знаки однотоновые и двухтоновые. Однотоновые водяные знаки представляют собой только светлые или только темные изображения по отношению к фону. Бумаги с двухтоновыми водяными знаками одновременно содержат и светлые и темные изображения в проходящем свете.

Водяные знаки являются обязательными элементами защиты. В этом качестве они достаточно эффективны, однако требуют навыков в определении подлинности. При изучении ценных бумаг в проходящем свете с применением лупы на их незапечатанных участках часто определяется сетчатая структура бумаги. Указанная структура является отображением оборудования, применяемого при ее изготовлении. В технической терминологии этот показатель бумаги называется «маркировкой от сетки», так как является отображением рисунка сетки бумагоделательной машины. В бумагах, используемых изготовителями ценных бумаг, определяется маркировка от сеток с разными рисунками и размерными характеристиками.

Защитные волокна — отдельные волокна различной природы и окраски, введенные в бумагу при ее изготовлении дополнительно к основному волокнистому составу. Для этого преимущественно используют шелковые и вискозные волокна толщиной 0,05—0,15 мм и длиной 3—7 мм. Кроме шелковых и вискозных волокон применяют разнообразные полимерные волокна, которые, как правило, имеют значительно большую толщину. Цветовая гамма защитных волокон весьма разнообразна и охватывает практически весь видимый диапазон спектра. Значительно повышают уровень защиты бумаги волокна, обработанные специальными веществами (люминофорами), светящимися при освещении ультрафиолетовым излучением. При этом используется возможность получения стабильных спектральных характеристик люминесценции (цвет, интенсивность свечения) в многообразии реализуемых вариантов. Этим, в частности, пользуются при введении в бумагу бесцветных люминесцирующих защитных волокон. Защитные волокна в бумаге определяются визуально или с применением специальных методов (микроскопия, люминесцентные методы). При подделке бланков защитные волокна обычно имитируют надпечаткой полиграфическим способом или вложением окрашенных волокон между склеенными листами подложки. Такие подделки чаще всего определяются при 7—10 кратном увеличении.

Защитные нити — узкие полоски тонких листовых (пленочных) материалов, введенные в структуру бумаги при ее изготовлении с использованием специального оборудования. Нити определяются при изучении ценных бумаг в проходящем свете в виде непрозрачной или полупрозрачной полосы. В качестве нитей используются металлические (фольга) или полимерные полоски шириной от 1 мм и более. С целью повышения защитных свойств на нитях специальными способами могут быть выполнены тексты или осуществлена какая-либо другая обработка, например, обработка веществами, светящимися при освещении ультрафиолетовым излучением (люминофорами), причем люминесцирует чаще всего пленочная основа нити. Обычно в ценной бумаге используется одна защитная нить. Однако возможно одновременное использование двух нитей в одной ценной бумаге.

Для защиты ценных бумаг этот элемент защиты используется довольно редко. Из отечественных предприятий бумаги с защитными нитями используют только предприятия Гознака и ООО «Н. Т. ГРАФ».

Кинеграммы и голограммы — прочно скрепленные с подложкой металлизированные «ярлычки» различной формы с многопозиционными (кинеграммы), а также объемными или радужными (голограммы) изображениями, наблюдаемыми при определенных направлениях освещения. Внешнее проявление указанных элементов заключается в «радужных» бликах на их поверхности. Цветовая гамма бликов также изменяется в зависимости от направлений наблюдения и освещения. Основными изображениями на них являются различные художественные элементы, стилизованные рисунки и тексты. В отдельных изображениях могут быть нанесены микротексты, которые определяются при увеличении с помощью лупы. Кинеграммы и голограммы скрепляются с поверхностью подложки с помощью специальных клеящих веществ, обладающих высокими адгезионными свойствами. Попытки отделить эти элементы от подложки приводят к их разрушению.

До недавнего времени кинеграммы и голограммы представляли наиболее надежные элементы защиты документов, так как обычными способами эти элементы не воспроизводятся. Однако в современных условиях такие элементы не могут обеспечивать надежную защиту документов от подделки: имеется большое количество организаций, изготавливающих такие изделия, в том числе имеющих возможность воспроизводить голограммы и кинеграммы по конкретному образцу. Вместе с тем, пользователи документов с подобными элементами чаще всего доверяются внешнему эффекту и не имеют достаточной квалификации для определения подделок.

Ирисовые плашки — элемент технологической защиты бланков, представляющий собой слоистые частицы неправильной многоугольной формы, закрепленные на поверхности бумажной подложки. При изучении ценных бумаг в отраженном свете ирисовые плашки обнаруживаются в виде «бликующих» радужными цветами частичек. При изменении ориентации документа по отношению к источнику освещения меняется цвет плашек. Основные наблюдаемые цвета — зеленый и красно-фиолетовый. Бумагу с ирисовыми плашками из отечественных предприятий до недавнего времени использовали на ООО «Н. Т. ГРАФ».

Полиграфическая защита

Способы печати . Для исполнения полиграфического оформления ценных бумаг используются практически все основные способы печати — высокая, плоская и глубокая. Указанные названия способов печати основаны на взаиморасположении печатающих и непечатающих (пробельных) элементов на печатной форме. На формах высокой печати печатающие элементы выступают над пробельными (отсюда название — «высокая»); на формах плоской печати печатающие и пробельные элементы находятся в одной плоскости; на формах глубокой печати печатающие элементы заглублены по отношению к пробельным. Более высокий уровень защиты обеспечивают усложненные разновидности названных способов печати — многокрасочные способы орловской и металлографской печати, типоофсет и другие.

Высокая печать . При печатании данным способом краска, предварительно нанесенная на печатающие элементы, перетаскивается под давлением на контактируемую с печатной формой бумажную подложку. На оттисках способ высокой печати может быть определен по следующим основным признакам:

  • четкая граница оттисков;
  • сгустки краски, выдавленной на края печатных знаков;
  • деформация подложки в местах нанесения печатных знаков.

Следует отметить, что деформация бумаги от натиска печатной формы наиболее заметна на оборотной стороне документа при исследовании в косопадающем свете. Способом высокой печати на всех ценных бумагах печатаются серийные номера. Кроме того, данным способом могут быть отпечатаны факсимиле подписей должностных лиц и другие реквизиты. При этом обычно наносятся однокрасочные оттиски.

При изготовлении многокрасочных оттисков в высокой печати для каждого цвета готовится отдельная печатная форма, и каждая из них поочередно оттискивается на листе бумаги. Наложить краски с разных форм таким образом, чтобы они точно совпали в штрихах практически невозможно даже при самой совершенной технике. Однако это достигается в так называемой « Орловской печати» . Это специальный способ, при котором многокрасочный оттиск получают за один цикл. Для этого используют сложнейшую технологию печати и специальное высокоточное оборудование. В оттисках, полученных данным способом, помимо указанных выше признаков высокой печати определяется еще один очень устойчивый и наглядный признак — точное совмещение разноокрашенных элементов оттиска и отсутствие разрывов на таких локальных участках при переходе от одной краски к другой.

Такие оттиски обладают очень высоким уровнем защиты, так как воспроизвести их другими способами невозможно, а использование оборудования орловской печати предоставлено «исключительно Государственному производственному объединению Гознак без права перепродажи и передачи указанного оборудования другим предприятиям». Данным способом обычно печатают многокрасочные фоновые сетки, различные орнаменты, виньетки и другие средства декора.

Плоская печать . Как было указано выше, на формах плоской печати печатающие и пробельные элементы находятся в одной плоскости. Для того, чтобы печатающие элементы избирательно удерживали наносимую краску, печатная форма подвергается специальной обработке, а при печатании, кроме того, должна еще и увлажняться. Известно достаточно много разновидностей данного способа печати, однако при изготовлении ценных бумаг наибольшее применение нашел способ офсетной печати . В данном способе печати изображение на бумажную подложку наносится не непосредственно с печатной формы, а через промежуточный эластичный вал. В оттисках, полученных способом офсетной печати, отсутствует какой-либо натиск, краска в элементах изображений распределена равномерно без сгустков (рис. 12). Вместе с тем, границы отпечатанных элементов изображений менее четкие, чем в высокой печати. На большинстве отечественных предприятий офсетная печать является основным, а в ряде случаев и единственным способом исполнения полиграфического оформления ценных бумаг (кроме номеров).

С целью повышения уровня защиты оттисков офсетной печати, а также улучшения их художественного восприятия используется прием печати с ирисовыми раскатами — ирисная печать .

Способ офсетной печати часто используется при изготовлении поддельных ценных бумаг. Это обусловлено доступностью и компактностью оборудования, относительной простотой технологии печати и возможностью получения качественных оттисков.

Одной из разновидностей офсетной печати является типоофсет , технология которого реализована только на предприятиях Гознака. Данный способ сочетает в себе элементы и высокой и офсетной печати: в качестве печатной формы используется форма высокой печати, а нанесение изображения на подложку с нее осуществляется, как и в офсетной печати, через промежуточный эластичный вал. Оттиски, полученные данным способом, характеризуются более четкими границами печатных элементов по сравнению с офсетными оттисками, в них определяются следы выдавливания краски (сгустки красок при этом отсутствуют). Вместе с тем, натиск в местах нанесения печатных знаков отсутствует. Способом типоофсета на ценных бумагах печатают тексты, фоновые сетки и другие элементы оформления.

Ирисная печать — технологический прием исполнения многокрасочных изображений при однократном нанесении красок с единой печатной формы. Оттиски, полученные по указанной технологии, характеризуются плавным переходом одного цвета в другой (ирисовый раскат) (рис. 13). Такой эффект достигается специальной конструкцией красочных аппаратов печатных машин, в которых краски попарно смешиваются с помощью так называемого «раскатного» валика.

Ирисная печать наиболее характерна для способа офсетной печати (плоской и высокой). При изготовлении ценных бумаг используется, в основном, для исполнения фоновых изображений и некоторых орнаментных элементов. Наиболее часто сетки печатают в две краски с двумя ирисовыми раскатами, при этом краевые полосы исполняют одной краской, а среднюю — другой краской. Используются и другие комбинации нанесения красок.

С целью усложнения полиграфического оформления ценных бумаг осуществляется нанесение двух сеток с взаимно наложенными ирисовыми раскатами, в которых соединяются фрагменты, исполненные одной и той же краской в разных сетках. Таким образом, раскат какого-либо цвета одной сетки расширяется раскатом такого же цвета другой сетки без видимой границы перехода ирисовых раскатов.

Подделки ценных бумаг печатают обычно на однокрасочных печатных машинах, которые не приспособлены для получения ирисовых раскатов, чем и обусловлены защитные особенности ирисной печати.

Глубокая печать . Будучи нанесенной на печатную форму, краска заполняет углубления, образующие печатающие элементы. Печатание осуществляется под большим давлением, при этом бумага вдавливается в углубленные печатающие элементы, к ней прилипает находящаяся в них краска, образуя на бумаге рельефный слой, толщина которого зависит от величины углублений печатающих элементов.

При изготовлении ценных бумаг используется одна из разновидностей глубокой печати — металлографская печать . Технология металлографской печати отличается сложностью на всех ее стадиях, стабильностью и тонкой регулировкой режимов, применением особых материалов. Как и в случае с орловской печатью использование металлографского оборудования также предоставлено «исключительно Государственному производственному объединению Гознак без права перепродажи и передачи указанного оборудования другим предприятиям». Указанные обстоятельства создают условия высокой защищенности оттисков, исполненных данным способом. Для них характерны следующие основные особенности:

  • рельефность изображений, легко определяемая при увеличении в косопадающем свете и на ощупь;
  • четкость исполнения тонких элементов изображений.

Способом металлографской печати на ценных бумаг исполняют, преимущественно, элементы машинной графики — стилизованные рисунки, гильоширные рамки, розетки, орнаменты и другие оформительские элементы.

Значительно повышают уровень защиты ценных бумаг оттиски, полученные способом многоцветной металлографской печати . Они характеризуются локальным изменением цвета в рельефных линиях без их разрыва. Современная технология позволяет получать металлографские оттиски с двойными и тройными переходами цветов. Оттиски, полученные данным способом, характеризуются наличием рельефных линий с локальными изменениями цвета, и получить их другими способами печати невозможно.

На поддельных ценных бумагах такие элементы обычно печатают способом офсетной печати. С целью имитации рельефа оттисков, в основном, используют бесцветное тиснение изображений с оборотной стороны ценных бумаг.

Специальные виды печати . Помимо указанных выше основных видов печати для нанесения полиграфического оформления отдельных ценных бумаг используются специальные способы, принципы которых не раскрываются. Использование только офсетной печати на большинстве предприятий не позволяет в достаточной степени создать высококачественные ценные бумаги, имеющие современную защиту от подделок. Поэтому некоторые предприятия разрабатывают новые нетрадиционные способы печати, обеспечивающие оттискам высокие защитные свойства. В числе таких способов печати следует назвать « биинтаглио» , разработанный ООО «Н. Т. ГРАФ». Оттиски, получаемые этим способом печати (рис. 15), во многом схожи с металлографскими оттисками, однако обладают и некоторыми особенностями, выявление которых доступно только специалистам. Еще один разработанный ООО «Н. Т. ГРАФ» нетрадиционный способ печати позволяет получать двухкрасочные орнаменты с четким позиционированием разноокрашенных элементов, как это имеет место в оттисках орловской печати.

Графические элементы — отдельные составные части полиграфического оформления ценных бумаг, обладающие какими-либо индивидуальными свойствами по графическому исполнению. Такими элементами в ценных бумагах являются гильоширные наборные рамки, гильоширные орнаменты, гильоширные и орнаментные розетки, ассюре, корро, виньетки и другие средства декора.

В некоторых ценных бумагах, особенно в ценных бумагах одного изготовителя, используются одинаковые элементы графики, однако они применяются фрагментарно, видоизменяются в зеркальном изображении путем перемонтажа или с добавлением других элементов графики, в результате чего каждая конкретная ценная бумага содержит уникальную совокупность дифференцирующих графических особенностей.

Для текстовых и цифровых реквизитов используются, как правило, оригинальные шрифты, не имеющие широкого применения для другой полиграфической продукции.

Гильоширный узор — графические рисунки, образованные периодическими линиями, форма которых определяется математическими закономерностями. Использование гильоширных узоров в ценных бумагах весьма разнообразно. Они могут выполняться в виде контурных или директных изображений, а также комбинацией таких рисунков.

Гильоширные узоры могут представлять собой элементы рамок, розеток, различного рода полос. Посредством нанесения серий гильоширных линий могут выполняться фоновые сетки. Гильоширные узоры могут использоваться для маскировки скрытых изображений.

Гильоширные рамки — средство декора, служащее для обрамления композиции ценной бумаги, создания, как правило, замкнутого поля, внутри которого расположены тексты и другие элементы оформления. Чаще всего рамки в ценных бумагах выполняются в виде повторяющихся гильоширных элементов. Наибольшую сложность для копирования или имитации представляют элементы с линиями переменной толщины. Весьма эффективны для защиты ценных бумаг двухцветные рамки с точным позиционированием разноокрашенных фрагментов (так называемой приводкой красок). На подделках такие элементы, как правило, передаются со значительными искажениями. В таких элементах оформления, как рамки часто отображается уникальная совокупность микродефектов, которые используются для быстрой диагностики подлинных ценных бумаг.

Фоновые сетки. В ценных бумагах используются фоновые сетки с различным графическим оформлением: от простых сеток, образованных непрерывными линиями в виде ассюре, до комбинированных сеток, включающих виньетки и другие орнаменты. Они могут включать логотип эмитента, стилизованная фигуры и другие изображения. Сетки обычно наносят в несколько приемов с применением ирисовых раскатов. С целью усиления защиты от воспроизведения сеток с использованием средств вычислительной техники на некоторых ценных бумагах использован прием разбивки основных линий неравномерными круговыми и линейными растрами, а также применение так называемых нераппортных сеток с неравномерной структурой.

Микропечать — элемент полиграфической защиты, представляющий собой изображения очень малых размеров (менее 0,3 мм). Микропечать обеспечивает защиту ценных бумаг от копирования из-за невозможности достижения при этом необходимого разрешения: при копировании с использованием разных способов сканирования или при растрировании изображений микропечать не воспроизводится, а при использовании фотомеханических процессов она передается со значительными искажениями. В ценных бумагах данные элементы защиты используются достаточно широко и разнообразно.

На подлинных ценных бумагах микропечать чаще всего реализуется в виде микротекстов, которые будучи исполненными в виде последовательного ряда знаков (букв и цифр) образуют линейные графические элементы или фоновые изображения.

Графические «ловушки». «Ловушки» обычно представляют собой гильоширные розетки с очень тонкими линиями, имеющими плотную «упаковку» и растровую разбивку и, как правило, вписаны в комбинированные рамки и другие элементы полиграфического оформления. На некоторых ценных бумагах они представляют собой фрагменты фоновых сеток с плотной «упаковкой линий». В качестве «ловушек» используются также корешковые растры, имеющие паутинообразную структуру, а также точечные растры переменной плотности. Указанные элементы обеспечивают надежную защиту от ксерокопирования, т. к. данным способом не воспроизводятся, что легко определяется при небольшом увеличении, или даже образуют муары — искажения изображений в виде периодических узоров, образующиеся при воспроизведении цветных оригиналов из-за нарушений в совмещении элементов изображений, образованных разными красками.

Это явление наиболее характерно для участков, образованных концентрическими окружностями или их фрагментами.

Графические метки — искусственно вносимые в элементы оформления микродефекты, предназначенные для быстрой диагностики подлинности ценной бумаги. В качестве таких элементов часто используют так называемые «чужие» буквы, т. е. буквы из шрифта, который отличается от основного. В штрихах текстов и других мелких элементах оформления могут исполняться специальные значки. Возможны и другие решения по созданию подобных меток.

Скрытые изображения — графические элементы в виде аббревиатур или стилизованных рисунков, выявляемые при определенных направлениях освещения и наблюдения ценной бумаги в отдельных частях ее полиграфического оформления за счет контрастных различий. При изменении ориентации ценной бумаги по отношению к наблюдателю и источнику света такие изображения наблюдаются либо темными на светлом фоне, либо наоборот — светлыми на темном фоне. Указанные элементы защиты наносятся обычно способом металлографской печати и описанный выше эффект реализуется за счет специальной гравировки печатной формы. Эффективность применения такой защиты определяется, с одной стороны, высокой технологической сложностью ее исполнения и невозможностью воспроизведения другими способами, а с другой стороны, доступностью контроля без использования каких-либо приборов.

Физико-химическая защита

Магнитная защита — элементы физико-химической защиты, основанные на введении ферромагнитных компонентов в составные части ценных бумаг, в результате которого они приобретают магнитные свойства. Диагностика наличия ферромагнитных компонентов и их топографии (распределения по ценной бумаге) осуществляется с помощью детекторов, встроенных в соответствующие устройства, или специальных визуализаторов типа «МАГ». В отдельных случаях диагностика ферромагнитных частиц возможна с помощью постоянных магнитов небольшого размера.

Ферромагнитные частицы наиболее часто вводятся в полиграфические краски, и таким образом магнитные свойства приобретают соответствующие фрагменты изображений и отдельные реквизиты, например, номера, выходные данные и т. п. Эффективность магнитной защиты может быть значительно повышена при локальном распределении ферромагнитных компонентов в оттисках.

Люминисценция — способность веществ испускать избыточную поглощенную энергию в виде кванта света определенной энергии (длины волны испускания). В наиболее доступной форме люминесценция представляет собой свечение веществ при воздействии на них ультрафиолетовым излучением — видимая люминесценция, возбужденная УФ-излучением. Механизм люминесценции заключается в следующем: под воздействием излучения вещество переводится в возбужденное состояние, возвратный переход вещества в устойчивое состояние сопровождается выделением энергии в виде кванта света, энергия которого определяется природой вещества. Вещества, обладающие подобными свойствами, называются люминофорами. Они широко используются при изготовлении ценных бумаг для создания так называемой люминесцентной защиты, которая представляет собой совокупность люминесцирующих элементов, входящих в составные части документа. Люминофорами могут быть обработаны окрашенные или бесцветные волокна, окрашенные бумажные диски (конфетти), защитные нити. Люминофоры могут входить в составы отдельных красок, и в этом случае при освещении Уф-излучением наблюдаются светящиеся фрагменты видимых изображений. В отдельных случаях с помощью люминофоров наносятся невидимые изображения, которые визуализируются в ультрафиолетовых лучах (УФЛ).

Эффективную защиту этот элемент обеспечивает только в сочетании с применением специальных приемов нанесения. В противном случае люминесцирующие элементы оформления подделываются с высоким качеством. В качестве положительного примера данного вида защиты представлен элемент, реализуемый путем точного совмещения видимых и наблюдаемых в УФЛ фрагментов полиграфического оформления

Метамерные краски — одноцветные краски, проявляющие контрастные свойства по отношению к инфракрасному излучению (одни — «прозрачны», другие — «непрозрачны»). Для контроля метамерности красок используется специальное оборудование — стационарные видеоспектральные компараторы (типов VSC, «Эксперт» и др.), а также переносные датчики типа POINTER. Этот элемент защиты наиболее эффективен и до настоящего времени не воспроизведен в фальшивках. Сегодня метамерные краски используются в ценных бумагах, изготовляемых на предприятиях Гознака, ООО «Н. Т. ГРАФ», ЗАО «ОПЦИОН», ЗАО «Краснодарбланкиздат».

Фотохромные и термохромные краски — краски, изменяющие свой цвет, а также бесцветные материалы, приобретающие соответствующую окраску под воздействием излучений определенного спектрального диапазона. Фотохромные краски чувствительны к ультрафиолетовому излучению, а термохромные — к инфракрасному (тепловому). Приобретенный цвет сохраняется в течение некоторого времени в зависимости от интенсивности воздействующих излучений, а затем восстанавливается первоначальный. Эффективность защиты указанных материалов определяется не только фактом указанных преобразований, но и их спектральными характеристиками и технологией их нанесения на документы. Практическое использование указанных материалов в ценных бумагах отработано на «Н. Т. ГРАФ» и ЗАО «ОПЦИОН».

OVI-краски (Optically Variable Inc) — краски, изменяющие цвет в зависимости от расположения оттиска относительно глаза наблюдателя. Так, например, при наклоне поверхности документа цвет оттиска может меняться от золотистого к зеленому.

Эффект изменения цвета OVI-красок связан, предположительно, с интерференцией света в тонких пленках частиц, входящих в состав этих материалов. Качественной имитации OVI-красок в практике не отмечено, однако стоимость ценной бумаги с таким элементом защиты возрастает значительно.

OVI-краски в качестве элементов защиты ценных бумаг используются на Московской печатной фабрике Гознака и на «Н. Т. ГРАФ», причем на МПФ Гознака они наносятся способом металлографии, а на «Н. Т. ГРАФ» — способом трафаретной печати.

Источник

Читайте также:  Народный способ быстро понизить давление
Оцените статью
Разные способы