Способы печати цветного изображения
В древнейшие времена память человека была единственным способом передачи знаний: объемные мифы и сказания, легенды и предания распространялись устно, сказители пели их наизусть на народных праздниках. Но уже около 3000 г. до н. э. из символов и знаков зарождается письменность. Первые записи были высечены на камнях, сделаны на глиняных и деревянных дощечках, в Древнем Египте широкое распространение получил папирус, а начиная с III в. до н. э. в Древнем Риме стали использовать пергамент. Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, однако Европе бумагу подарили арабы, во времена расцвета Арабского халифата. С тех пор именно бумага остается основным носителем информации: от средневековых рукописных книг, на изготовление которых уходили годы труда, до современных многотысячных тиражей, отпечатанных на поточных высокотехнологичных линиях.
Сегодня существует три основных вида печати на бумаге: цифровая, трафаретная и офсетная печать.
Давайте посмотрим, чем они отличаются и узнаем, как правильно выбрать способ печати для получения наилучшего результата и экономии средств.
Цифровая печать
Цифровая печать – это изготовление тиража непосредственно из электронного файла, без посредника в виде печатной формы, т. е. краска наносится сразу на бумагу.
Как правило, цифровая печать выгодна, если тираж не превышает 500 экземпляров формата А3.
Различают лазерную, светодиодную и струйную технологии цифровой печати.
01 Лазерная и светодиодная печать
Лазерная и светодиодная печать (электрография, ксерография) – способ печати, используемый в подавляющем большинстве офисной техники: от небольших офисных копиров и принтеров до мощных производительных инженерных устройств.
Технология
Фотобарабан (металлический цилиндр, покрытый материалом, электрическое сопротивление которого резко падает под действием светового излучения) заряжается при помощи коротрона, а потом при помощи лампы или лазера производится его экспонирование. Покрытие фотобарабана в засвеченных местах теряет свои диэлектрические свойства, и на засвеченные участки переносится тонер. По фотобарабану прокатывается лист бумаги, а затем изображение “запекается” во фьюзере (печке).
Преимущества
Высокая скорость, хорошая четкость изображения. Нанесенное изображение не стирается и не выгорает. Широкий диапазон видов бумаги и пленок, пригодных для печати (60-300 г/м 2 ). Стабильная относительно низкая цена одного отпечатка.
Недостатки
Идеально справляется с текстом и графиками, но не подходит для печати фотографий. При печати выделяются избыточный озон и окись углерода, которые вредно сказываются на здоровье.
Оптимальный тираж: от 1 до 500 экз. (в форматах А3, А3+).
Область применения
Печать учебных, презентационных работ. Ксерокопии. Небольшие рекламные акции и кампании. Полиграфия для малой аудитории. Персональные визитные карточки, открытки, приглашения, буклеты, календари, информационные материалы.
Лазерная печать идеально подходит для нужд малого бизнеса и обычных людей там, где нужны очень небольшие объемы печатной продукции.
02 Струйная печать
Струйная печать: низкая скорость при хорошем качестве печати полутоновых изображений.
Бумага или другой носитель подается под подвижную печатающую головку, которая перемещается поперек движения листа и распыляет мельчайшие капли чернил на заданные точки. Процесс напоминает работу ткацкого станка, только вместо нитей принтер оставляет красочный след. Существует два способа подачи чернил – пъезоэлектрический, позволяющий менять размер капли (Epson) и термический (Canon).
Преимущества
Фотореалистичное изображение. Высокое разрешение, богатые полутона. Возможность печати без полей. Быстрая реализация. Стабильная стоимость отпечатка. Возможность оперативных корректив в макете.
Недостатки
Низкая скорость. Необходимость специальной бумаги для струйной печати.
Оптимальный тираж: от 1 до 300 экз. (в формах А3, А3+).
Область применения
Фотопечать. Широкоформатная печать. Печать учебных, презентационных работ. Небольшие рекламные акции и компании. Полиграфия для малой аудитории. Визитки, открытки, приглашения, рекламные материалы и т.д.
Трафаретная печать (ризография)
Ризография – разновидность трафаретной печати (по названию наиболее популярного производителя цифровых дупликаторов – компании Riso). Занимает промежуточное положение между цифрой и офсетом и используется для печати небольших тиражей: уже от 40 экземпляров ризография будет дешевле тиражирования на копире или принтере. Ризография выгодна вплоть до тиража в 10 000, когда уже стоит задуматься об офсете.
Из плюсов – скорость: печать на порядок быстрее, чем на копире, при этом нет потерь времени на изготовление форм, раскатку, приладку и т. д., как у офсета, а также низкая стоимость печати.
Технология
- В ризографе на специальной пленке прожигаются отверстия, получается трафарет изображения. Трафарет натягивается на печатающий барабан (сетчатый цилиндр).
- Благодаря центробежной силе краска изнутри вращающегося барабана продавливается сквозь отверстия в трафарете и попадает на бумагу.
- Для печати дополнительных цветов в ризограф устанавливается другой красочный барабан нужного цвета, и бумага прогоняется еще раз.
Преимущества
Простота работы на ризографе сравнима с работой на офисном ксероксе. От готового макета до первого отпечатка проходит всего 37 секунд. Высокая скорость печати – до 130 стр. в минуту. Самая низкая цена в средних и малых тиражах монохромной печати.
Недостатки
Невозможность высококачественной цветной печати. Разрешение печати уступает остальным приведенным способам.
Оптимальный тираж: от 40 до 10 000 экз. (в форматах: А4, А3).
Область применения
Лучшее решение для выполнения монохромной печати без полутонов. Любые малобюджетные информационные продукты: бланки документов, листовки, прайс-листы, малотиражные газеты, раздаточные материалы, объявления, брошюры, методическая литература, учебные пособия, инструкции, технические руководства и т.д.
Офсетная печать
В больших тиражах – это лидирующая технология. Невозможно представить современную жизнь без офсетной печати: учебники и газеты, упаковка и художественная литература, календари и плакаты – все это делается на офсетном оборудовании.
С трафаретной полиграфией эту технологию роднит печать с форм, стоимость которых распределяется на тираж.
Технология
Для печати цветного изображения оно раскладывается на 4 составных цвета, для каждого изготавливается печатная форма – пластина с рельефным изображением.
Существует два способа подготовки пластин:
- Традиционный фотоофсет. Металлическая пластина экспонируется через фотоформу на специальном устройстве (копировальной раме), а потом проявляется;
- Цифровой офсет, наиболее популярный сегодня. При этом способе фотоформы не используются, компьютер управляет переносом изображения непосредственно на материал путем прямого экспонирования или гравирования.
Цветное изображение раскладывается на четыре цвета: cyan, magenta, yellow и black. Для каждого цвета изготавливают отдельную пластину.
Гибкая печатная форма устанавливается на цилиндр и при помощи системы увлажняющих валиков сначала омывается водой, а затем, так же через систему валиков, на нее наносится краска. Краска под давлением переносится на резиновый офсетный вал, а с него – на бумагу.
Широко распространены офсетные машины для печати в несколько красок, они имеют отдельную печатную секцию для каждой краски, через которые последовательно проходит бумага. Если машина имеет меньшее количество секций, чем нужно для печати, она запускается несколько раз со сменой цветов.
Преимущества
Высокое качество и скорость печати. Возможность использовать очень широкий спектр бумаги. Возможность печати смесовыми, металлизированными красками. Дешивизна одного отпечатка при больших тиражах.
Недостатки
- Необходимость допечатной подготовки: цветоделение, цветопроба, изготовление форм и т. д., что делает нерентабельной печать малых тиражей.
- Необходимость приладки и раскатки, их стоимость может оказаться весомой при печати небольшого тиража.
- Невозможность персонификации и нумерации.
Оптимальный тираж: от 500 экз. (в форматах: А3, А3+)
Область применения
Печать больших тиражей любой полиграфической продукции.
Сравнение видов печати
Надеемся, этот рисунок поможет вам определиться с выбором вида печати для конкретного заказа.
Источник
Цветная лазерная и светодиодная печать
Основные принципы построения изображения и перевода его с «языка цифр» в видимый отпечаток полностью аналогичны тому, как это происходит в чёрно-белых принтерах. Поэтому рассмотрим здесь только создание цветного изображения, используемые для этого элементы и технологические решения. Для создания цветного изображения принтер должен сформировать на бумаге 4 накладывающихся друг на друга изображения, каждое из которых будет окрашено в свой цвет: голубой, пурпурный, жёлтый или чёрный. Это основные полиграфические цвета, участвующие в субтрактивной модели создания цветного изображения. Существуют 2 различных способа создания полноцветного изображения: многопроходная и однопроходная технология.
Многопроходная технология подразумевает наличие в принтере промежуточного носителя (т.н. ремня переноса изображения) на который на каждом из проходов попадает изображение своего цвета. После формирования всех четырёх изображений готовая полноцветная картинка переводится с ремня переноса на бумагу точно так же, как в рассмотренном выше чёрно-белом варианте на этапе 5. Такая технология очень хорошо отработана — принтеры и копировальные аппараты, использующие её, были самыми первыми полноцветными устройствами. На сегодня эта технология используется в основном в самых младших моделях цветных лазерных принтеров, что позволяет делать их весьма дешёвыми. Одним из основных недостатков такой технологии считается достаточно низкая скорость цветной печати (для формирования полноцветного изображения, как хорошо видно на анимации слева, механизм принтера вынужден совершить 4 рабочих хода). Кроме того, в силу достаточно большого количества подвижных элементов внутри принтера, при работе такого механизма создаётся много шума (особый вклад в это вносит вращающийся револьвер с тонер-картриджами). Скорость чёрно-белой печати таких принтеров обычно приближается к скорости печати хороших сетевых принтеров, а себестоимость чёрно-белой печати практически равна себестоимости печати на обычном чёрно-белом принтере. Необходимо обратить внимание, что ресурс фотобарабана и ремня переноса изображений для многопроходных принтеров обычно заявляются для чёрно-белых отпечатков. При цветной печати заявленный ресурс надо делить на 4.
Однопроходная печать (в наиболее характерной своей реализации, в том числе используемой и в цветных принтерах Оки) подразумевает наличие в принтере четырёх печатных механизмов, расположенных в ряд (тандемный тип) и создающих полноцветное изображение непосредственно на бумаге за один проход. Бумага движется на транспортном ремне через принтер и проходит последовательно под каждым из четырёх цветных фотобарабанов, с которых на неё переносится тонер, в результате чего за один проход создаётся полностью сформировавшееся цветное изображение. Такой способ формирования изображения позволяет достигать весьма высокой скорости цветной печати, в 3-4 раза превышающей скорость печати многопроходных принтеров (что очевидно).
Скорость чёрно-белой печати при этом также весьма высока. При чёрно-белой печати печатные барабаны цветов C,M и Y поднимаются над поверхностью бумаги и не принимают участия в создании изображения, благодаря чему их ресурс при чёрно-белой печати не расходуется. А чёрный барабан имеет возможность вращаться быстрее, так как отсутствуют дополнительные потребители энергии в виде трёх других фотобарабанов. Благодаря прямому маршруту прохождения бумаги появляется возможность использовать носители достаточно большой плотности, а кроме того, в силу отсутствия промежуточных носителей, можно использовать материалы превышающие стандартную длину: в частности печатать на баннерах длиной до 1.2 метра! Справедливости ради, следует заметить, что однопроходная технология цветной печати, впервые реализованная на бюджетных цветных принтерах именно фирмой OKI (модель OKIPAGE 8c, появившаяся в начале 1998 года). Эта модель стала возможной в основном благодаря тому, что для засветки фотовалов используются компактные светодиодные линейки, а не громоздкие оптико-механические лазерные системы.
Однако, для достижения быстрой цветной печати, сегодня однопроходная технология используется в цветных принтерах многих производителей (хотя далеко не для всех очевидно, что скорость печати вообще является важным фактором для цветных принтеров). Но реализация часто отличается от изложенной выше. Ниже приведён один из примеров (применяется в принтерах Konica-Minolta и Xerox). Для печати используется печатный картридж, в котором содержится 3 вала, два из которых формируют промежуточное двух-цветное изображение, а на третьем изображения с двух валов складываются и формируют полноценное цветное изображение, которое тут же наносится на бумагу и закрепляется в печке. Для засветки фотовалов используется остроумная система разделения лазерных лучей, имеющая фирменное название у каждого из производителей. Очевидным недостатком такой системы является невозможность экономии ресурса неиспользуемых валов при чёрно-белой печати: ведь все 3 вала всегда будут находиться во взаимном соприкосновении и постоянно вращаться вне зависимости от того, цветное изображение создаёт принтер или чёрно-белое. С другой стороны принтеры, использующие такой метод формирования изображения, являются весьма компактными и у них удобно реализован доступ к расходным материалам. Да и печатный картридж всего один вместо четырёх, как в рассмотренном выше варианте. Следует отметить, что расходными материалами для цветных принтеров являются 4 тонера (по цветам CMYK), которые устанавливаются в принтер по отдельности; фотобарабан или фотобарабаны (для однопроходной печати), ремень переноса для многопроходного принтера и транспортный ремень в однопроходных принтерах, а также печка. Часто производители не заявляют печку в качестве расходного материала, но обычно её ресурс заметно ниже ресурса самого принтера и пользователю рано или поздно нужно будет её заменить. Лёгкость замены и отсутствие необходимости производить замену при помощи сервисного инженера может являться заметным преимуществом.
В отличие от чёрно-белых принтеров, в цветных не может быть применена система рециркуляции тонера, потому как в процессе работы тем или иным образом тонер одного цвета может попасть в зону картриджа другого цвета. Если при этом он будет отправлен в систему рециркуляции, то цвет его будет отличаться от чистого и создать нормальное изображение будет невозможно. Поэтому в цветных принтерах всегда используется сброс отработанного тонера в бункер и его последующая утилизация. Бункер при этом может быть организован как в качестве отдельной ёмкости (которую можно либо заменить, как рекомендовано, либо просто опорожнить, как чаще всего и делают), так и в виде заизолированной полости непосредственно в тонер-картридже.
Источник