- Положение Банка России от 4 марта 2021 г. N 755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
- Авто старое, а детали новые: как посчитать стоимость ущерба от ДТП
- Как учитывать износ?
- Все зависит от доказательств
- Поменялась методика определения расходов на ремонт по ОСАГО
- Что произошло
- Как сделать ремонт и не сойти с ума
- Справочники средней стоимости формируются по субъектам РФ
- Изменения в справочники будут вносить чаще
- В обсуждении справочников смогут принять участие все граждане
- Что с утратой товарной стоимости
- Единая методика расчета ущерба ОСАГО
- Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт
- Обзор документа
- Как рассчитывают ущерб страховые компании?
- Как рассчитать ущерб самостоятельно?
- На сайте РСА
- Другими способами
- Что делать в случае занижения компенсации?
- Ответы на вопросы
- Кто разработал Единую методику расчета ущерба по ОСАГО?
- Какая версия документа является актуальной на сегодня?
- Как оспорить расчет страховой компании при несогласии с суммой компенсации?
- Подведем итоги
Положение Банка России от 4 марта 2021 г. N 755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
Положение Банка России от 4 марта 2021 г. N 755-П
«О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
Настоящее Положение на основании пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2019, N 18, ст. 2212) устанавливает единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июня 2021 г.
Регистрационный N 63845
Банк России установил новую единую методику определения расходов на ремонт поврежденного транспортного средства по договору ОСАГО.
Вводится новый порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запчастей, материалов и работ. Средняя стоимость будет рассчитываться для каждого региона и актуализироваться 1 раз в 3 месяца. Очередная версия справочников перед утверждением будет проходить общественное обсуждение на сайте профессионального объединения страховщиков. Высказывать замечания и предложения по предлагаемой средней стоимости запчастей, материалов и работ смогут любые лица.
Также уточняется порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели автомобиля, конкретизируются источники информации о стоимости (будут учитываться цены интернет-магазинов). Предусмотрена необходимость идентификации транспортного средства, представленного на осмотр.
Новая методика вступает в силу через 90 дней после ее официального опубликования и применяется при определении расходов на ремонт транспортных средств в связи с ДТП, имевшими место после этого. Справочники, действующие на дату вступления в силу новой методики, должны быть актуализированы не позднее 6 месяцев с даты их последней актуализации.
Положение Банка России от 4 марта 2021 г. N 755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июня 2021 г.
Источник
Авто старое, а детали новые: как посчитать стоимость ущерба от ДТП
Как учитывать износ?
Иван Шаблин* наехал на выбоину на проезжей части дороги, в результате чего у его автомобиля «Мерседес Бенц» 2005 года выпуска помялись два диска, две шины и передняя стойка амортизатора. Водитель сделал экспертизу в НОК ООО «ИРИС», которая определила – стоимость восстановительного ремонта поврежденной машины без учета износа составила 151 203 руб., а с учетом износа – 42 597 руб. Затем он обратился в суд, где потребовал взыскать 151 203 руб. ущерба, а также 5 000 руб. за проведение оценки с Управления городского хозяйства Калуги Именно оно обслуживает дорогу с ямой.
ИСТЕЦ: Иван Шаблин*
ОТВЕТЧИК: Управление городского хозяйства г. Калуга
СУТЬ СПОРА: Возмещение материального ущерба за повреждение машины из-за плохой дороги
РЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции
Калужский районный суд Калужской области удовлетворил иск частично: взыскал с управления города 42 597 руб. причиненного ущерба, 5000 руб. расходов на проведение оценки и 1478 руб. госпошлины. Калужский областной суд подтвердил законность этого решения. Суды решили: Управление городского хозяйства действительно виновато в случившемся, поэтому оно должно возместить причиненный ущерб. При этом суды обратили внимание на год выпуска автомобиля и 233 996 км пробега и решили возместить ущерб с учетом износа, – «поскольку имеется более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений, для которого взысканная сумма достаточна».
Водитель обжаловал принятые акты в Верховный суд. Тот напомнил про свое же постановление, в котором сказано: в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные расходы, но и расходы, которые будут понесены для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК, п. 13 постановления Пленума ВС от 23 июня 2015 г. № 25). Если для устранения повреждений использовались или будут использованы новые материалы, расходы на такое устранение полностью включаются в состав реального ущерба, – даже если после этого стоимость имущества увеличится по сравнению с его прежней ценой. Между тем, суды не доказали, что существует иной более разумный и распространенный способ ремонта. Поэтому ВС отменил принятые акты и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 85-КГ 18-20). Пока еще оно не рассмотрено.
Все зависит от доказательств
Заместитель генерального директора по правовым вопросам и проектной деятельности ООО Бендерский и партнеры Бендерский и партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) 5 место По количеству юристов 10 место По выручке 15 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × Владимир Николаев рассказал, что практика по таким спорам неоднородна. Например, Московский городской суд в аналогичном деле возместил ущерб в полном объеме без учета износа (N 33-55951/2018), а Московский областной суд посчитал, что взыскание полной суммы может привести к необоснованному обогащению пострадавшего истца (N 33-2144/2017).
«ВС напоминает, что у потерпевшего есть право требовать полного возмещения ущерба. Причинитель вреда должен доказать, что восстановить машину можно более дешевыми деталями, а предложенный способ исправления повреждений неразумен»
Анастасия Столярова, юрист Департамента контроля качества ООО Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×
«ВС подтверждает: истец вправе возместить убытки в размере стоимости новых деталей, если ответчик не докажет, что поврежденные можно дешево отремонтировать, что стоимость новых деталей завышена или что купить новый автомобиль того же года на вторичном рынке обошлось бы дешевле», – объяснил управляющий партнер юркомпании «Генезис» Артем Денисов. Николаев считает, что при пересмотре дела апелляционная инстанция взыщет убытки в объеме, близком к заявленному истцом: «Во всяком случае такой судебный акт видится справедливым и законным, конечно, при отсутствии вины истца в случившемся. Надеюсь, апелляция выразит четкую позицию по поводу того, какие обстоятельства должна доказать каждая из сторон».
* – имя и фамилия изменены редакцией.
Источник
Поменялась методика определения расходов на ремонт по ОСАГО
Водителей, пострадавших в ДТП, ждут изменения. Банк России утвердил новую методику определения расходов на ремонт по полису ОСАГО. Изменения коснутся всех водителей, попавших в ДТП после 20 сентября 2021 года.
Расскажем, как это будет работать, что означает для водителей и страховых компаний и кому это будет выгодно.
Что произошло
Подробно о том, как устроен полис ОСАГО и как он работает, мы рассказывали в статье «Как устроено ОСАГО».
Порядок выплат с вступлением в силу новой методики не меняется, максимальный размер выплат — тоже. В этой части все осталось как раньше: полис работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество.
Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик возмещает потерпевшим причиненный вред, составляет:
- 500 000 Р , если ущерб причинен жизни или здоровью;
- 400 000 Р , если ущерб причинен имуществу.
А вот что изменилось.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Справочники средней стоимости формируются по субъектам РФ
Как было раньше. Справочники средней стоимости запчастей, материалов и работ влияют на размер выплат и на стоимость работ по восстановлению автомобиля. А еще по ним оценивают годные остатки автомобиля в тех случаях, когда он не подлежит восстановлению. Владелец машины может оставить годные остатки себе — но размер выплат в этом случае будет меньше.
Справочники формировались по экономическим регионам. В один экономический регион могло входить сразу несколько субъектов РФ. Например, в Западно-Сибирский экономический регион входили Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Предполагалось, что средняя стоимость запчастей в этих регионах будет одинаковой.
Как сейчас. Справочники теперь создаются отдельно для каждого субъекта РФ. То есть для Республики Алтай и Алтайского края будет два разных справочника с разными ценами. Это позволит более точно учитывать ценообразование на каждой территории.
Изменения в справочники будут вносить чаще
Как было раньше. Справочники можно было менять вместе с ростом или снижением цен. Делало это профессиональное объединение страховщиков — не реже раза в полгода.
Как сейчас. Реальность такова, что цены на запчасти меняются чаще, чем раз в полгода. Поэтому новая методика обязывает вносить изменения в справочники не реже чем раз в три месяца.
В обсуждении справочников смогут принять участие все граждане
Перед утверждением новая версия справочника будет проходить общественное обсуждение на сайте РСА.
Право принять участие в обсуждении получат не только страховщики, но и обычные водители. Они смогут высказывать замечания и подавать предложения по средней стоимости запчастей, материалов и работ. Есть вероятность, что их мнение будет учтено.
Что с утратой товарной стоимости
После аварии даже отремонтированный автомобиль становится дешевле. Участие машины в ДТП — это хороший повод для торга с продавцом. Утрата товарной стоимости, сокращенно УТС, — это и есть разница в цене автомобиля до и после ДТП.
В проекте новой методики была целая глава, посвященная порядку расчета утраты товарной стоимости. Проект учитывал требования пункта 37 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 58. Предполагалось, что страховые компании будут обязаны возмещать утрату товарной стоимости в рамках договора ОСАГО и этот вопрос будет решаться даже без заявления потерпевшего. Но из окончательного варианта положения эта глава исчезла.
В утвержденном варианте новой методики понятие «утрата товарной стоимости» не встречается, формулы ее расчета не приводятся. Нет и упоминания о том, что для ее возмещения больше не требуется заявление.
Но это не значит, что пострадавшие в ДТП больше не могут претендовать на возмещение утраты товарной стоимости. Позиция судов по этому вопросу однозначна: потерпевший имеет право на такую компенсацию. Просто для ее расчета, как и прежде, придется пользоваться сторонними методиками определения размера такого ущерба, ни одна из которых не является общепризнанной. А еще, возможно, придется обращаться в суды, терять время, тратиться на адвокатов.
Источник
Единая методика расчета ущерба ОСАГО
Для расчета величины ущерба в рамках обязательного автострахования используется единая методика расчета по ОСАГО. Ее разработкой и обновлением занимаются сотрудники регулятора отечественного страхового рынка – ЦБ РФ. Рассмотрим динамику совершенствования документа и его основные положения.
- Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт
- Обзор документа
- Как рассчитывают ущерб страховые компании?
- Как рассчитать ущерб самостоятельно?
- На сайте РСА
- Другими способами
- Что делать в случае занижения компенсации?
- Ответы на вопросы
- Кто разработал Единую методику расчета ущерба по ОСАГО?
- Какая версия документа является актуальной на сегодня?
- Как оспорить расчет страховой компании при несогласии с суммой компенсации?
- Подведем итоги
Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт
Первая версия методики была разработана специалистами Центробанка России еще в сентябре 2014 года. Затем в нее неоднократно вносились изменения и корректировки. Действие документа продлится до 20 сентября 2021 года. На следующий после указанной даты день вступает в силу новая единая методика расчета ущерба по ОСАГО, которая содержится в Положении ЦБ РФ №755-П (датируется 04.03.2021).
Обзор документа
Несмотря на введение новой редакции, единая методика ОСАГО сохраняет базовые принципы расчета, действовавшие с 2014 года. В документе детально описаны следующие аспекты вычисления стоимости восстановительного ремонта применительно к автомобилю, пострадавшему в ДТП. К ним относятся:
- порядок определения характера полученных транспортным средством повреждений;
- правила расчета и группировки расходов по статьям затрат – материалы, запчасти, зарплата рабочих и т.д.;
- порядок определения степени износа узлов и комплектующих, которые подлежат замене;
- правила вычисления ценности годных остатков, которые могут быть использованы даже после полной гибели авто;
- порядок составления, утверждения и опубликования справочников, содержащих средние стоимости запчастей, расходников и часа работы в рамках восстановительного ремонта;
- перечень требований к фиксации повреждений транспортного средства.
Единая методика расчета по ОСАГО применяется как страховыми компаниями, так и специализированными экспертными организациями или частными экспертами, в том числе – судебными. Грамотное использование утвержденных регулятором правил позволяет ускорить урегулирование спорных ситуаций как в суде, так и в досудебном порядке.
Как рассчитывают ущерб страховые компании?
Как было отмечено выше, единая методика ОСАГО используется для расчета величины ущерба всеми заинтересованными сторонами, включая непосредственно автостраховщиков. Последние используют стандартную формулу вычислений, которая имеет следующий вид:
- СК = Р +М +Д, где
- СК – это сумма итоговой денежной компенсации;
- Р – расходы на оплату ремонта;
- М – затраты на покупку расходных материалов;
- Д – расходы на приобретение деталей и запчастей, которые нуждаются в замене.
В зависимости от состояния транспортного средства и выполняемых восстановительных работ в формулу вносятся корректировки. В качестве исходных данных используются среднерыночные стоимости всех трех параметров – оплаты труда, материалов и комплектующих, регулярно публикуемые Центробанком страны.
Это делает вычисления намного более простыми и оперативными, а итоговый расчет – типовым.
Как рассчитать ущерб самостоятельно?
Достаточно часто разногласия между страхователем и страховщиком касаются суммы компенсации. Вполне естественным выглядит желание первого проверить расчет, выполненные страховой компанией. Для этого используются разные способы, большая часть которых предусматривает применение в том или ином виде единой методики расчета страховой выплаты по ОСАГО.
На сайте РСА
Самый простой и популярный способ самостоятельного расчета величины ущерба предусматривает использование функционала официального сайта РСА. На нем размещается удобный и простой в применении онлайн-сервис, который базируется на разработанной и утвержденной Центробанком методике расчета, а также усредненных нормативах основных статей расходов.
Для вычислений используется формула, приведенная выше.
Другими способами
Схожие способы расчетов предлагают и различные частный сайты, посвященные тематике обязательного автострахования. При выборе такого варианта решения задачи необходимо помнить, что размещенная на них информация не является официальной. Поэтому проще и правильнее обратиться или на сайте РСА, или в специализированную экспертную организацию, имеющую необходимые допуски и аккредитации.
Что делать в случае занижения компенсации?
Если проверка расчетов, выполненных сотрудниками страховой компании, обнаружила занижение суммы выплаты, необходимо обжаловать действия автостраховщика. Для этого проводится независимая экспертиза оценки величины ущерба, а полученное в результате экспертное заключение прикладывается к исковому заявлению в суд.
Допускается урегулирование спорной ситуации в досудебном порядке, но это также требует обоснования позиции страхователя. Помимо экспертного заключения, необходимо сохранить и предоставить комплект сопутствующих документов, подтверждающих как факт ущерба, так и стоимость выполненного ремонта.
Ответы на вопросы
Кто разработал Единую методику расчета ущерба по ОСАГО?
Разработкой документа занимаются специалисты регулятора российского страхового рынка – Центробанка страны.
Какая версия документа является актуальной на сегодня?
В настоящее время продолжает действовать скорректированная редакция Единой методики, разработанной еще в 2014 году. Но уже с 21 сентября текущего года вступит в силу новое Положение, разработанное ЦБ РФ в марте 2021 года.
Как оспорить расчет страховой компании при несогласии с суммой компенсации?
Чтобы сделать это, сначала необходимо провести независимую оценку стоимости восстановительного ремонта. Затем экспертное заключение прикладывается к исковому заявлению и направляется вместе с другими необходимыми документами в суд.
Подведем итоги
Разработку Единой методики расчета стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО, выполненную Центробанком РФ, следует признать важным этапом становления системы отечественного обязательного автострахования. Грамотное применение документа на практике позволило минимизировать количество спорных ситуаций. Важным дополнительным плюсом стало предоставление страхователю возможность совершать расчет стоимости ущерба самостоятельно.
Источник