Способы оценки успехов ребенка

Методическая разработка «Оценка результатов образовательной деятельности ребёнка»

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр технического творчества и профессиональной подготовки»

г. Снежногорск Мурманской области

«Оценка результатов образовательной

Педагог дополнительного образования — Плотникова Татьяна Николаевна

Оглавление

I. Теоретические положения. Цели и задачи

Управление качеством организации образовательного процесса требует создания системы информации, что возможно только на основе мониторинга. Для того, чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял собой определённую систему деятельности, его необходимо организовать с учётом ряда требований, которым должна удовлетворять информация: достоверность, точность, своевременность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга.

Цель мониторинга – получение объективной и достоверной информации о динамике организации образовательного процесса и о динамике качества усвоения учебного материала.

непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса и получение оперативной информации о ней;

своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

оценка эффективности и полноты реализации дополнительных образовательных программ.

Мониторинг проводится на разных этапах образовательного процесса для получения определённой информации и своевременной коррекции действий. Одним из инструментов мониторинга является педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика – одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне деятельности школьников, педагогов.

Под диагностированием (диагностическим обследованием) понимается алгоритм действий педагогов-практиков для регулярно повторяющегося изучения с помощью специально разработанных и адаптированных (к данным условиям) методик изучения различных элементов педагогической системы, для анализа их состояния, тенденций развития и необходимой коррекции.

Понятие «диагностика» в переводе с греческого означает «познание, определение», а диагностик — « распознаватель, опытный на приметы». Педагогическая диагностика — не самоцель. Она связана с управлением педагогическим процессом. Функция педагога-воспитателя и состоит в том, чтобы своевременно получить соответствующую информацию о протекании процесса воспитания для дополнительных действий. Поэтому педагогу нужны доступные программы с кратким описанием типичных показателей и признаков, «примет», которые срабатывали бы на технологию распознавания и управления процессом воспитания учащихся. Вопрос в том, какие свойства и качества на определенной ступени развития учащихся следует включать в программу изучения и воспитания. Изучение учащихся — основа практической диагностики. Ведь если не знать ученика, то как его можно хорошо научить и воспитать? Только правильный диагноз поможет педагогу составить квалифицированное заключение об объеме педагогических действий. Важнейшая задача в деятельности педагога дополнительного образования – передать детям знания, сформировать у них умения и навыки по конкретному профилю. Для этого необходима чёткая система отслеживания результатов, контроля за уровнем знаний, умений и навыков детей.

Известно, что диагностическое изучение школьников — нелюбимое занятие педагогов. Сложные методики, необходимость фиксировать результаты наблюдений, делать выводы, перегруженность другой работой существенно снижают энтузиазм подвижников. Большинство педагогов ищет готовые ответы на волнующие их вопросы в педагогической литературе. Но рекомендации далекого профессора будут справедливыми в общем и целом, а конкретные выводы может сделать только сам педагог. Нужно понять: никакая книга, никакой авторитет не заменят собственной зоркости мысли и внимательного наблюдения. Есть выводы, которые надо самому родить в муках, они самые ценные.

Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и педагога. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливаются предпосылки к обучению, имеющиеся у отдельных школьников и у группы в целом; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.

Целью диагностирования является:

1. информационное обеспечение педагога данными о фактическом состоянии педагогического процесса или явлений;

2. оптимизация процесса индивидуального обучения;

3. определение результатов деятельности участников педагогического процесса и качества образования;

4. сведение к минимуму ошибок, которые могут быть допущены в процессе обучения.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи :

изучение и оценка уровня профессиональной подготовленности и компетентности педагога;

получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса;

разработка и использование материалов, диагностических методик для проведения диагностики;

программное и техническое обеспечение проведения и аналитической обработки диагностирования на основе современных научных достижений и информационно-вычислительной техники;

своевременное выявление негативных изменений в результатах педагогического воздействия и вызвавших их факторов для определения путей корректирования учебного процесса;

своевременное отслеживание положительных результатов в работе педагога с целью дальнейшего обобщения их педагогического опыта.

II . Функции, реализуемые при проведении диагностирования

В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и включает в себя следующие функции:

Информационная — постоянная информация от всех участников педагогического процесса о позитивных результатах действительности, выявленных на основе педагогической диагностики.

Аналитическая – психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. Выявление причинно-следственных связей в образовательном процессе между условиями и результатами обучения, воспитания, социально-психологического развития.

Читайте также:  Какие способы питания существуют у животных

Мотивационная – создание условий для успеха действий педагога и учащихся.

Ориентационная – направление педагога на решение целей и задач обучения, на устранение «болевых точек» жизни коллектива объединения.

Прогностическая – прогноз возможностей, изменений в обучености, воспитании, социально-психологическом развитии для проектирования оптимального хода развития образовательного процесса, предупреждение возможности перерастания незначительных отклонений в определённую запущенность.

Диагностическая – психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности и социально-психологической развитости ребёнка, уровня профессиональной компетентности педагога.

Оценочная – количественно-качественная оценка деятельности каждого педагога, каждого ребёнка, а также оценка образовательных процессов и условий.

Коррекционная – оценка возможностей дидактической коррекции учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогической коррекции собственной активности учителя через саморазвитие.

III . Объекты изучения при проведении диагностических работ

1. Участники образовательного процесса:

2. Компоненты образовательного процесса:

программные и учебно-методические условия;

дидактические и материально-технические средства;

результаты обучающего, воспитательного, развивающего, социально-психологического взаимодействия педагогических, детских и родительских коллективов.

IV. Алгоритм диагностирования:

1 этап – подготовительный

получение заказа на проведение диагностирования;

заключение договора о взаимных обязательствах при проведении диагностирования;

определение объектов, целей и задач диагностирования;

определение критериев, показателей и индикаторов диагностирования объекта (явления);

подбор (разработка или адаптация) методик для решения задач диагностирования.

2 этап – проведение диагностирования:

сбор информации с помощью диагностических методик по вопросам, входящим в компетенцию исполнителей договора.

3 этап – аналитический;

количественная и качественная обработка полученных результатов;

выработка и формулировка педагогического диагноза как заключения о состоянии диагностируемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние

выработка и формулировка педагогического прогноза развития объекта (явления);

разработка коррекционных мер в форме определённого плана педагогических (а также психологических, социальных ) воздействий на объект (явление) для приведения его в желательное состояние (с точки зрения целей и задач педагогического процесса).

V. Представление итогов диагностики

Процедура проведения диагностирования заканчивается представлением итоговой документации, включающей в обязательном порядке:

таблицы и диаграммы результатов статистической обработки;

интерпретацию этих результатов – перевод их на язык педагогической деятельности;

рекомендации по коррекционной работе;

рекомендации по принятию управленческих решений.

VI . Об общих подходах к оцениванию при безотметочном обучении

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного (стартового) контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки – диагностическое оценивание, устный и письменный опрос, собеседование с учащимися и родителями.

Текущий (промежуточный) контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Форма оценки – текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование. Список знаний и умений составляется по степени возрастания их сложности. В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством выполнения творческих работ.

Итоговый контроль может принимать различные формы:

итоговые тестовые задания,

выставка творческих работ,

оформление специально оборудованной витрины,

оформление альбома с лучшими работами учащихся,

Для ребёнка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребёнка в течение года.

Для детей старшего возраста вполне приемлем контроль в форме зачётов, тестирований и экзаменов. Это позволяет дифференцированно подходить в оценке достижений каждого ребёнка в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей.

Ребёнок может сам вести учёт своих достижений. Для этого ему необходимо завести специальную тетрадь и постепенно её заполнять. Необходимо приучить детей к рассуждению о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки у детей. Самооценка позволяет детям отслеживать собственное продвижение. Если она ставится открыто, в её регулировании начинают действовать и социальные механизмы. Акцент на рефлексию и самоанализ позволяет в определённой мере уйти от бальной системы.

Над чем надо мне

В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:

что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);

как оценивать ( т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);

каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);

что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).

Оценка результатов – это сопоставление полученных результатов с предполагаемыми, соответствие знаний, умений и навыков детей программе обучения. Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащихся. Оценка творчества и инициативы должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения.

Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и педагогам, и учащимся разных объединений, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного материала, интересные догадки, необязательные правильные (они могут быть оформлены в специальной классной « Тетради наших догадок, вопросов и открытий»).

Оцениванию на занятиях не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. При правильном подходе к оценке не важна её форма – балл, слово, одобрение, обсуждение и т.п. Каждый ребёнок находится на определённом этапе своего развития, поэтому для детей надо искать индивидуальные способы их достижения. Любое продвижение ребёнка вперёд надо поощрять, как и его труд, старание. Главное не сравнивать детей, а находить оценки, стимулирующие и развивающие мотивацию учения. Оценка должна быть обоснованной. Каждую оценку надо комментировать – это поддержит ребёнка.

Читайте также:  По способу документирования документы могут быть

При установлении результата важно найти «инструмент» оценки. Это делается по-разному: с помощью балла, цвета, геометрических фигур, различных «Штампиков».

При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют педагога на сравнение детей между собой. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, « листов индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни достижений учащихся. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей.

Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать оценке педагога. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения.

Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и формы оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между педагогом и учеником.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить педагогу для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает ребят к ответственности оценочных действий. Педагог не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.

Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом. Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения ( например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается педагогом. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности.

Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный , самый старательный и т.д.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в объединении атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых педагогов, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений ( медалей, грамот и д.т.) должен решаться очень осторожно и индивидуально.

Чтобы каждый педагог мог организовать качественный контроль , оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен четко понимать , какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого изучаемого раздела. С этой целью в каждом образовательном учреждении рекомендуется организовать специальную работу методических объединений. Ее цель — анализ содержания программ и четкое определение тех знаний и умений, которые должны быть сформированы на конец учебного года, на конец изучения каждого раздела. В результате по каждому предмету составляется четкое планирование с предполагаемыми итоговыми результатами для каждого содержательного блока программ и обозначением ожидаемых сроков усвоения этих блоков.

VII. Работа педагога в режиме безотметочного обучения.

В начале изучения темы педагогу желательно провести так называемую стартовую работу, цель которой — оценка начального уровня подготовки учащегося. Результат такой оценки можно фиксировать по-разному:

с помощью определенного количества баллов за выполнение каждого задания;

« дробью», которая фиксирует отношение правильно выполненного объема работы к общему объему заданий;

в процентах и т.д.

В дальнейшем сравнение результата стартовой работы с результатом в конце изучения раздела поможет педагогу зафиксировать «прирост» в умениях каждого ученика. Текущую оценку достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал — «волшебных линеечек», напоминающих ребенку измерительный прибор (этот инструмент самооценки, предложенный Т.Дембо и С. Рубинштейном, широко используется в психологической диагностике).

С помощью линеечки можно измерить все, что угодно. Например, педагог объясняет учащимся, что на самом верху «линеечки» может поставить «крестик» тот ребенок, который считает, что он выполнил работу хорошо.

Таким образом, ребенок ставит « крестик» на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Затем педагог ставит свой « крестик» на той же «линеечке». Такая форма оценивания удобна для творческих работ учащихся. Принципиальное отличие « волшебных линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения. Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и педагог могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков или, например, закрашивая определенную клетку — полностью или частично. В «Листе» полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам. Выглядеть он может таким образом:

Читайте также:  Как можно самый простой способ сделать ванную комнату за печкой

В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков. Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять может как педагог, так и сам ученик (совместно с педагогом и под его контролем).

В конце темы (раздела) рекомендуется провести проверочную работу, направленную на оценку сформированности планируемых навыков и умений. Принципиально важно, что при подготовке к ней педагог должен обсудить критерии успешности его выполнения . При оценивании такой работы можно пользоваться следующей технологией.

Чтобы зафиксировать не только конечный результат, но и проследить, где ребенок допустил ошибку и каких именно знаний, умений или навыков ему не хватило для успешного решения задания, удобно пользоваться следующей таблицей:

Оценивая ученические работы таким образом, следует отмечать положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, не допуская какого бы ни было сравнения успешности работ разных учеников между собой.

В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года может быть предложен оценочный лист. В нем могут быть отражены уровни овладения ключевыми умениями по предмету. Результат усвоения предмета по каждому параметру может быть зафиксирован в процентах.

Оценка педагога является для учащихся основным мотивом, который определяет их усилия. При этом важно, чтобы педагог ставил в пример ребёнку не одноклассника, а результаты прежних и нынешних работ. Показывая его собственное, пусть даже очень малое, продвижение вперёд, педагог укрепляет доверие ученика к самому себе, к своим возможностям. Опытный педагог поощряет малейшие продвижения в учении как «слабого», так и «сильного» ученика.

Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в группе атмосферу психологического комфорта и взаимной поддержки. Оценивая работу учащихся, педагог должен дать каждому ученику соответствующие пояснения по формированию тех или иных умений, донести до детей свои положительные ожидания, создать доброжелательный эмоциональный фон при любом, даже низком результате.

Все перечисленные формы касались оценки предметных знаний, умений и навыков. Но оценивание не должно исчерпываться этим. Необходимо также выработать формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах жизни. Одним из возможных вариантов оценки проявлений детского творчества в процессе обучения является « Тетрадь открытий».

Это альбом (книга), в которой фиксируются авторские записи детей, помогающие им продвигаться в учебном материале. Тетрадь открытий может быть представлена тремя блоками:

записи — « догадки» детей (вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы);

записи — результаты письменных (творческих) работ детей;

записи — обобщения пройденного материала.

Для того чтобы «Тетрадь открытий» стала действенным инструментом формирования ценности личностно значимого открытия, необходимо, чтобы для детей стали доступны критерии отбора материала для записи в тетрадь.

Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является « Портфолио ученика». Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области. Метод составления таких «портфолио» основывается на анализе способностей ученика, его интересов. При отборе образцов работ учеников педагогу следует задуматься над следующими вопросами:

что считать хорошим показателем для этого конкретного ученика;

какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце;

как этот образец работы ученика соотносится с другими образцами из его «портфолио».

Умелое использование «Портфолио ученика» предоставляет педагогу богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.

Конечно, применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма и, самое главное,- искренней веры в саму идею безотметочного обучения — пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.

Ребёнок реально учится тогда, когда у него включено внимание и он активно проявляет интерес к делу, а не тогда, когда его хотят чему-то научить.

Система диагностики результатов работы педагога дополнительного образования и детских достижений дает возможность проследить развитие каждого ребёнка, выявить наиболее способных и одарённых, создать условия для их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно коррективы в работу.

Литература

Амоношвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М, Знание, 1980.

Цукерман Г.А. Оценка без отметки, Москва-Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999.

И.П. Подласый «Продуктивная педагогика»

М.Народное образование, 2003г.

Журнал «Директор школы» № 8-9, 2003г.

В.В. Медников «Диагностика в системе повышения квалификации педагогов: технология и результаты» / Методист № 5/2002

В.В. Пикан «Индикаторы мониторинга качества управления образовательным процессом» /Методисти № 3/2003

«Положение о диагностировании» Информационно-образовательный центр г. Рыбинска Ярославской обл. / Библиотека журнала «Методист»№ 1 /2005

Е.Ю. Цейтлина, М.Ю. Ярославцева «Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся» / Библиотека журнала «Методист» № 5 /2005

Источник

Оцените статью
Разные способы