- Как оценить удовлетворенность персонала трудом
- Зачем проводить опрос сотрудников на удовлетворенность работой
- Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом
- Как повысить лояльность работников, не увеличивая зарплаты
- Алгоритм, как оценить состояние сотрудников
- Шаг 1. Анкета удовлетворенности трудом
- Шаг 2. Сбор мнений сотрудников
- Сравнение методик измерения удовлетворенности трудом
- Способы измерения удовлетворенности трудом. Достоинства, недостатки и ограничения методик измерения удовлетворенности трудом. Оценка применимости методик в рамках современной структуры занятости населения. Основные подходы к изучению труда в рамках.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Введение
- Однако в последние годы число публикаций на тему «удовлетворенность трудом» на русском языке растет. Данные Google показывают, что в зарубежных источниках в последние годы также наблюдается тенденция к росту числа публикаций по теме «удовлетворенность трудом».
- Несмотря на большой корпус работ по данной тематике, однозначное определения данного понятия отсутствует. Кроме этого, со временем наблюдалась трансформация понимания удовлетворенности трудом самими исследователями.
- В связи с тем, что исследователи выделяют различные признаки удовлетворенности трудом, по-разному определяют данное явление, на сегодняшний день разработано множество различных методов его измерения. Одни методики направлены на оценку удовлетворенности трудом в целом. Такие подходы к измерению удовлетворенности трудом можно условно назвать «одномерными». Одновременно с этим, разработан целый набор методик комплексного измерения удовлетворенности трудом через измерение отдельных индикаторов, т.е. используется многомерный подход к измерению с дальнейшим построением индекса.
- Однако, несмотря на богатый методологический опыт измерения удовлетворенности трудом, в ходе исследования данного явления неизбежно возникает ряд проблем. Связано это с тем, что в различных методиках в данный концепт вкладываются различные понятия. При этом, хотя проводились качественные исследования восприятия понятия «удовлетворённости трудом» остается не до конца понятным, как именно воспринимают те или иные формулировки вопросов сами респонденты. Ильясов Ф. Н. О целесообразности и содержании исследований удовлетворенности трудом // Социологический журнал, 2013. Том. 0. № 3. C. С. 130-138. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2013.3.424. Таким образом, при намерении измерить удовлетворенность трудом перед исследователем всегда стоит выбор, какую методику лучше использовать, т. к. непонятно, какой из методов наиболее эффективен, какие показатели стоит включать, какие методики наиболее просты для заполнения респондентами.
- Хотя на сегодняшний день непонятно, какая методика наиболее оптимальна для измерения удовлетворенности трудом, и социологи, и менеджеры и экономисты проявляют большой интерес к поиску количественных методов субъективной оценки труда, которые бы достоверно отражали объективные показатели. Г Монусова — Мировая экономика и международные отношения, 2008. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0395/analit02.php#_FN_13
- В целом, интерес к исследованиям корпоративной аналитики, в частности к измерению удовлетворенности трудом растет. Так, согласно оценкам экспертов, рынок корпоративной аналитики в США на сегодняшний день составляет $1 млрд. Эксперты подчеркивают, что ожидаемый объем этого рынка через 5 лет составляет около $20 млрд. Бизнес опутают нейросетями // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/3630886?utm_source=vk.com&utm_medium=social&utm_campaign=osnovatel-it-kompanii-abbyy-david-yan-z (дата обращения: 27.05.2018). Таким образом, число исследований, посвященных измерению удовлетворенности трудом будет расти.
- Необходимо также отметить, что большинство методик измерения удовлетворённости трудом были разработаны в 50-е — 70-е годы прошлого столетия. Соответственно, так или иначе, разработанные в этот период методики измерения труда отражают особенности структуры рынка труда своего времени. Современная структура рынка труда претерпела некоторые изменения за этот период. Так, например, если ранее в России наблюдалась высокая доля специалистов на предприятиях, то в сегодня доля «белых воротничков» в обществе продолжает расти. Распределение укрупнённых профессиональных групп в 1994-2011 гг., % от работающих (RLMS, ISCO-88 перекодированный) Так, по данным RLMS если в 1994 г. доля квалифицированных рабочих составляла 37,6%, а «белых воротничков» 20,3%, то в 2011 г. их доля составляла уже 28,6% и 27,4% соответственно. Таким образом, сегодня наблюдается тенденция снижения доли занятых физическим трудом. Однако методики измерения удовлетворенности трудом, разработанные, например, российскими исследователями, достаточно часто ориентированы именно на профессиональные группы, занятые на производстве.
- Одновременно, в структуре занятости населения происходит следующее изменение: с развитием современных технологий растет доля самозанятых. По данным аналитического центра НАФИ, за 2017 г. доля фрилансеров в России выросла с 10 до 18 %. Особенно быстрый рост доли самозанятых наблюдется в Москве и Санкт-Петербурге. При этом, для 11 % опрошенных удаленная работа — единственный источник заработка. В России увеличилось число фрилансеров // The Village URL: http://www.the-village.ru/village/business/news/292764-freelance (дата обращения: 27.05.2018). Самозанятые и фрилансеры — относительно новое явление, оказывающее влияние на структуру занятости населения. Фрилансеры частично занимают позиции предпринимателей: они достаточно автономны, так как самостоятельно реализуют свои услуги на рынке труда. Как следствие стабильность их дохода и успех реализации услуг полностью ложится на плечи самого фрилансера. Однако сам процесс труда и его условия организовываются работником самостоятельно. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда и занятости (по результатам Первой всероссий- ской переписи фрилансеров): Препринт WP4/2009/02. — М.: Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2009. — 76 с. URL: https://www.hse.ru/data/2010/05/05/1216427048/WP4_2009_03-%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80.pdf
- Вследствие многообразия методик, изменений в структуре занятости населения и рынка труда в целом, исследователи часто сталкиваются с проблемой выбора оптимального способа измерения удовлетворенности трудом.
- Исследовательский вопрос состоит в том, чтобы оценить насколько схожими получаются результаты измерения удовлетворенности трудом по разным методикам, как воспринимают эти методики сами респонденты.
- Объектом исследования являются методики измерения удовлетворенности трудом, а предметом исследования — достоинства, недостатки и ограничения методик измерения уровня удовлетворённости трудом. В качестве эмпирического объекта исследования выступает три различные группы, выделенные на основе рода деятельности: школьные учителя, офисные работники и фрилансеры в возрасте старше 18 лет
- Цель данной работы заключается в сравнении методик измерения удовлетворенности трудом, их преимуществ и недостатков. Сравнения методик осуществляется на трех различных группах: школьные учителя старших классов, как представители государственного сектора экономики; офисные работники, как занятые в сфере частного бизнеса; фрилансеры — свободные работники, доля которых растет в постиндустриальную эпоху.
- Ожидаемый результат исследования — выявление преимуществ и недостатков каждого метода, их ограничений по отношению к каждой из исследуемых групп.
- Задачи данного исследования будут заключаться в следующем:
- 1. Изучить подходы к определению удовлетворенности трудом
- 2. Изучить подходы к измерению удовлетворенности трудом
- 3. Классифицировать методики измерения удовлетворенности трудом
- 4. Разработать критерии сравнения методик измерения удовлетворенности трудом
- 5. Проверить адаптированность опросных инструментов к различным социальным группам
- 6. Изучить достоинства, недостатки и ограничения методик измерения удовлетворенности трудом
- 7. Оценить применимость методик в рамках современной структуры занятости населения
- 8. Оценить сопоставимость результатов, получаемых в результате измерения удовлетворенности трудом различными методиками
- 9. Составить рекомендации по измерению удовлетворённости трудом.
- На основе проанализированной литературы и обозначенных критериев сравнения методик были сформулированы следующие гипотезы:
- Глава 1. Теоретические подходы к исследованию труда
- 1.1 Основные направления иссл едования удовлетворенностью
- Трудовые отношения — сложное, многогранное явление, изучению которого уделяют большое внимание. Понимание того, как работник относится к труду, позволяет работодателям выстраивать грамотную стратегию взаимодействия с работниками, повышать их производительность, мотивацию.Так, американский социальный психолог Д. Макгрегорв своем труде «Человеческая сторона предприятия» описал два подхода к менеджменту персонала. Первая — теория X, которая достаточно близка к идее экономического человека. Согласно этому менеджерскому подходу,работники ленивы, эгоистичны, ищут собственную выгоду.Они не хотели бы брать на себя лишнюю ответственности, а проявить их амбиции можно только посредством мотивации. По этой причине, для эффективного процесса труда требуется система контроля, иерархии ответственности.В этом случае роль менеджмента сводится к тому, чтобы структурировать деятельность работников, контролировать, побудить сотрудников к деятельности, используя систему наказаний.Данная система менеджментасвязана с большими издержками процесса управления, нередко вызывает отторжение среди самих работников.Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 3. С. 2-15. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru/2012—3/62021308.html В качестве альтернативной Д. Макгрегор предлагает теорию Y, согласно которой при создании благоприятных условий работники не только готовы брать на себя ответственность, но и будут сами к ней стремиться. Удовлетворенность работой, ее процессом и организацией может помочь повысить эффективность труда. В этом подходе, основная деятельность менеджмента заключается в устранении препятствий на пути к удовлетворению работников.
- В качестве альтернативной Д. Макгрегор
- Сам Макгрегор утверждает, что в современном мире происходит переход менеджмента от теории Х к теории Y: от мер наказаний и санкций к мерам работы с персоналом на уровне внутренней мотивации (активизации доверия, консультации с персоналом, вовлечение в принятие решений). Причина такого изменения в подходах к менеджменту персонала вероятно связана с изменением ценностей работников в современном обществе в целом. Действительно, в постиндустриальном обществе человек в большей степени стремится к самореализации, саморазвитию. Связано это с тем, что индивид в современном мире, «свободный от необходимости постоянного поиска средств для достойной жизни, получает возможность осваивать и культивировать в себе потребности более высокого порядка, простирающиеся далеко за пределы овладения вещными богатствами» Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Логос. 2000. С. 19. . О том, что в постиндустриальном обществе происходит смещение приоритетов с материальных ценностей в пользу нематериальных говорил также американский социолог и политолог Рональд Инглхард. Такая трансформация ценностей связана с тем, что развитие современных технологий привело к росту экономики, вследствие чего проблема удовлетворение материальных потребностей отступила на второй план Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис: Политические исследования. 1997. № 4. С. 4 . В таких условиях, подход к менеджменту персонала в теории Y пересекается с общими тенденциями развития общества.
- В рамках подхода к менеджменту персонала в теории Y растет необходимость в большей степени понимать потребности работников, изучать удовлетворенность работой, факторы, способствующие ее повышению. Неудивительно, что за рубежом вопросу удовлетворенности трудом, и в научной сфере, и в бизнесе, давно уделяется достаточно большое внимание (см. Приложение 5)
- Хотя самые первые воззрения на труд существовали на самых ранних этапах научного мышления, отдельное научное направление — социология труда — сформировалась только в XX веке. Столь позднее развитие данного направления связывается с развитием капитализма, в рамках которого труд занимает особое положение.
- Условно, развитие социологии труда можно разделить на несколько основных этапов (см.2 рис.1). Радаев В.В, Экономическая социология: учебник для вузов / В. В. Радаев; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 603 с.
- Возникновение социологии труда, как отдельного направления, связывается с развитием основных концепций Научной школы управления в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. связано, чьим основоположником является известный Фредерик Уинслоу Тейлор. Яркими представителями данного направления помимо самого основателя, Ф. Тейлора, являются Дж. Муни, Л. Аллен, А. Файоль, Л.Ф. Урвик, М. Фоллет, Р. Шелтон. Именно в рамках данной школы, базирующейся на принципах научной организации труда, изучалось повышение эффективности и производительности труда, в частности, посредством использования различных мотиваторов по отношению к отельному работнику: заработная плата, обучение и повышение квалификации и прочее.
- Интерес к исследованию такого явления, как удовлетворенность трудом во многом связан с формированием в начале 30-х годов 20-ого столетия Школы человеческих отношений, основой идей которой стали Хоторнских эксперименты, которые проводились в компании Western Electric.
- В начале данных экспериментов большое внимание уделялось изучению воздействия производственной среды, в частности освещения, на выработку работников. Однако данные исследовательское направление не принесло больших результатов. Также хоторнские эксперименты положили начало анализу общения и межличностных связей в трудовых группах. Проводившиеся исследования позволили сделать выводы о том, что важна не только техническая организация процесса труда и самой компании, но и социальная.
- Таким образом, в рамках Школы человеческих отношений формируется новая задача менеджмента — удовлетворение социальных потребностей работника для повышения лояльности к фирме, продуктивного использования их личных эмоций, продуктивного использования групповой динамики и группового взаимодействия. Радаев В.В, Экономическая социология: учебник для вузов / В. В. Радаев; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 603 с.
- Социальные отношения, складывающиеся в индустриальном производстве, нельзя рассматривать как нечто «чуждое» рабочему, препятствующее его человеческому развитию в обществе, то есть рассматривать их исключительно в аспекте концепции «отчуждения». Наоборот, социальная жизнь трудящегося в сфере крупного индустриального производства получает свою содержательную структуру и значимость именно в его профессиональной сфере и на ее основе.
- Кроме того, в рамках деятельности Школы научного управления стало ясно, что восприятие отдельным рабочим условий своего собственного труда, его «самочувствие» в производственном процессе, многое (если не все) из того, что относится к «психофизике индустриального труда», следует оценивать не как «факт», а как «симптом», то есть не в качестве свидетельства о фактическом состоянии условий индивидуальной трудовой деятельности, а в качестве показателя его индивидуально-психологической или социальной ситуации на производстве, и прежде всего — опять-таки — в производственном коллективе.
- 1 .2 Подходы к определению ключевых понятий
- 1.2.1 Как определяют труд
- Труд в целом — это сложное явление, включающие в себя экономические, социологические, физиологические компоненты, поэтому не удивительно, что данное явление, изучается различными общественными науками. Однако, каждая наука определяет данное явление, основываясь на своей предметной области. Из-за этого существует множество различных определений труда, многие из которых дополняют друг друга, другие же просто дублируют.
- В экономике труд часто рассматривается как один из трех факторов производства, часто предстает базовым ресурсом всего общественного хозяйства, т.к. именно посредством труда становится возможной реализация двух других факторов производства — земли и капитала. Не удивительно, что труд предстает как основная сила по созданию общественного блага. Обратимся, например, к определению труда Маркса: «Процесс труда … есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем её общественным формам». Маркс. Капитал. Глава 5. Процесс труда и процесс увеличения стоимости.
- Таким образом, труд в работе Маркса предстает как некоторый вид человеческой деятельности, заключающейся в производстве каких-либо ценностей, имеющих свою стоимостью.
- В работе «Принципы политической экономии» английский экономист Альфред Маршал использовал следующее определение труд, которое некогда дал Джевонс «всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое … с целью достичь какого-то результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы». Маршал. Принципы политической экономии. 1983 Маршалл также добавляет, что цель труда — произвести какой-то результат. В противном случае, мы имеем дело с непроизводительным трудом. Данное определение определяет труд более конкретно, подчеркивая необходимость наличия целей.
- В социологии труд часто изучается как один из элементов социальных институтов, структур и отношений и одновременно средство создания материальных и духовных ценностей.
- Согласно Карапетяну, труд — это всегда деятельность осознания и целенаправленная, что снова, как и у Маршала, подразумевает понимание средств и условий достижения цели, которая также является осознанной. Карапетян Р.В. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2018, стр 43-44.
- Важным аспектом явления также является то, что в процессе труда люди не просто производят какие-то продукты, товары. Кроме того, труд — это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей, либо индивидуальных, либо общественных. Согласно одному из определений, труд — «это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей» Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е.. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ. — 407 с.. 2000 URL: http://scibook.net/truda-sotsiologiya/ekonomika-sotsiologiya-truda-uchebnik-dlya.html . В процессе трудовой деятельности происходит воздействие на окружающую среду, в результате которого человечество приспосабливает эту среду под свои потребности, обеспечивает свое существование и создает условия для развития и прогресса общества.
- Подобное определение дает А. В. Шевчук. Он определение труда как деятельности для целенаправленного создания благ, призванных удовлетворять человеческие потребности, необходимость заботиться об обеспечении своего существования А. В. Шевчук «О будущем труда и будущем без труда» Общественные науки и современность, № 3, 2007, C. 44-54 URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/01/1214824147/Shevchuk.pdf .
- Однако в определении Карапетяна уточняется еще одна особенность явления. Труд — это деятельность «обусловленная исторически сложившимися социальными условиями». Данное замечание подчеркивает различность некоторых установок относительно труда в отличных обществах Карапетян Р.В. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2018, стр 43-44. .
- При этом сам по себе труд в экономической социологии и социологии труда не обязательно обращается к анализу исключительно оплачиваемой занятости. Так, объектом исследования этих дисциплин в контексте труда вполне может стать домашний труд. Таким образом, труд — это достаточно широкое понятие, включающее в себя множество особенностей.
- Существует ряд понятий, тесно связанных с явлением труда. Так, говоря о труде, часто употребляют такие понятия как занятость и работа. Более того, в английском «труд» является комплексным понятием, объединяющим в себе сразу два англоязычных термина: “work” и “labour”.
- 1.2.2 Как определяют удовлетворенность трудом
- Согласно отечественному социологическому словарю, удовлетворенность трудом — «состояние сбалансированности потребностей (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов» Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1989. .
- Как отмечает Монусова в работе «Удовлетворенность трудом: межстрановые сопоставления», показатель удовлетворенности трудом позволяет соотнести результаты и издержки от труда. Кроме этого, удовлетворенность трудом позволяет оценить насколько соответствуют стремления человека и реальные условия труда Г Монусова — Мировая экономика и международные отношения, 2008. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0395/analit02.php#_FN_13 .
- Отечественный социолог Ядов дает понятию «удовлетворенность трудом», как «согласованию системы потребностей и диспозиции личности с субъективной оценкой практических возможностей реализовать их в данных условиях» Ядов В. А., Киссель А„ А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений м попытка их теоретического обоснования //Социологические исследования. 1974. № 1. С. 78-87 .
- Также, в отечественной литературе есть подход, в рамках которого важно эмоциональное отношение к работе. Так, Попова выделяет «подлинную удовлетворённость» и «вынужденную». Стимулирование трудовой деятельности как способ управления: социологическиьи анализ. Front Cover. Ирина Марковна Попова. Наук. думка, 1976 В связи с этим, многие исследователи параллельно с удовлетворённостью трудом замеряют привлекательность работы, вовлеченность в нее.
- Качественные исследования 1980 годов показывают, что удовлетворенность трудом понимается информантами, как удовлетворенность множеством отдельных факторов: регионом, местом работы, престижностью, должностью, профессией и пр. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Ашхабад: Ылым (Наука), 1988.
- В зарубежном социологическом словаре Collins удовлетворённость трудом определяется как: «соответствие между тем, что работники ждут от труда, и их фактическим опытом» Ильясов Ф.Н. О целесообразности исследований удовлетворенности трудом, стр 133 . Данное определение наиболее близко к тому, что в зарубежной литературе определяют как качество — сопоставление свойств представлений о реальности с идеальными представлениями. При таком определении понятия, наиболее корректно задавать вопрос о соответствии трудовых ожиданий фактическому опыту. Ильясов Ф.Н. О целесообразности исследований удовлетворенности трудом, стр 133
- Большой вклад в исследование этого явления внес E. Locke E. Locke «The Nature and Causes of Job Satisfaction» in: Handbook of Industrial and Organizational Psychology, 1976 . Один из наиболее важных выводов E. Locke состоит в следующем: удовлетворенность трудом — самооценка работы, позволяющая определить насколько индивидом достигнуты ценности и потребности, которые возможно удовлетворить посредством работы. Благодаря возможности оценить интересы работника и возможность их реализации относительно других общественных групп в контексте отдельной организации показатель удовлетворенности работы представляет большой интерес.
- Достаточно часто, при измерении удовлетворенности трудом посредством множества факторов, в методику включают также измерение уровня вовлеченности в работу, которая в большей степени связана с оценкой респондентами удовлетворения от процесса выполняемой работы. Schaufeli, Bakker, 2004
- Как многоаспектное явление удовлетворенность трудом рассматривают и Scott W.S., Rowland R., Sobel R.St. Они разделяют удовлетворенность фактически выполняемой работой и удовлетворенность заработной платой и карьерным ростом, т.е. внешние и внутренние факторы.
- По результатам проведенного анализа научной литературы, посвященных изучению удовлетворенности трудом, можно выделить следующие ключевые составляющие данного понятия, которые служат основой для эмпирических измерений:
- 1. 3 Способы измерени я удовлетворенности трудом
- На основании анализа исследований, посвященных измерению удовлетворенности трудом, проведенных за последние годы, можно выделить следующие методики измерения исследуемого явления:
- Глава 2. Методология и методика исследования
Как оценить удовлетворенность персонала трудом
Оценка удовлетворенности персонала — это способ, позволяющий понять, насколько сотрудники компании довольны своей работой, атмосферой в коллективе, условиями труда. Разберемся, от каких характеристик работы зависит удовлетворенность трудом, как ее корректно оценить, как работать с полученными результатами.
Зачем проводить опрос сотрудников на удовлетворенность работой
Естественное желание каждого собственника — получить максимально возможный результат от своего бизнеса. Инвестируются средства в оборудование, в современные технологии и материалы, но очень часто ожидаемый эффект не наступает. Для повышения эффективности привлекаются консультанты, аналитики, тренеры, но результата так и нет.
В большинстве случаев причина неудач кроется в людях — в сотрудниках компании, точнее, в их отношении к задачам и к самой компании. И если с сотрудниками, занимающими топовые позиции, более или менее все прозрачно — они на виду, их задачи оцифрованы и контролируются, то с остальным персоналом — рабочими, инженерами, сотрудниками офиса — все гораздо сложнее. Особенно в крупных компаниях, где идеи собственника по пути до исполнителей искажаются, а чаяния и потребности рядовых рабочих и специалистов до верхнего уровня просто не доходят, застревая в лабиринтах информационных каналов среднего менеджмента.
Есть два волшебных понятия, которые могут дать уверенность работодателю в том, что задачи, которые стоят перед бизнесом, будут более или менее выполнены. Это удовлетворенность и вовлеченность. Почему важны именно два этих критерия?
Вовлеченность — это готовность сотрудников делать больше, чем от них ждут, вкладываться в результат компании, как в свой личный результат.
Удовлетворенность — это эмоциональный отклик сотрудника на те условия, в которых он работает.
Удовлетворенные сотрудники чаще всего в какой-то момент расслабляются. У них все хорошо, они не хотят что-то менять, любая попытка пошатнуть их статус-кво воспринимается в штыки. Поэтому важно контролировать и удовлетворенность, и уровень вовлеченности сотрудников.
Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом
Поскольку удовлетворенность персонала — это реакция на условия работы, то нужно учитывать весь спектр факторов, которые прямо или косвенно влияют на работника. Каждая компания уникальна, но я считаю, что есть факторы удовлетворенности трудом, которые нельзя обходить вниманием ни одной компании:
- Экономический фактор — включает все, что касается оплаты труда: уровень заработной платы, регулярность и своевременность ее выплаты, наличие индексации и всех положенных по закону дополнительных выплат.
- Социальный фактор — наличие, состав, размер, условность и доступность социального пакета.
- Физический фактор — здесь учитывают удобство рабочего места, его оснащенность и соответствие требованиям охраны труда, обеспеченность качественным и удобным инструментом, средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия вредных факторов.
- Коммуникативный фактор — определяет микроклимат в коллективе, уровень профессиональной подготовки коллег, взаимодействие с коллегами.
- Стиль руководства — в этот фактор включают общение с руководством, методы постановки задач, уровень делегирования и доверия, наличие заинтересованности руководства в конкретных сотрудниках, исполнение руководством договоренностей.
- Дисциплина — учитывает точность следования правилам и требованиям, установленным в компании, отношение к поставленным задачам и к качеству исполняемой работы как самими сотрудниками, так и их коллегами.
- Карьера и развитие — наличие возможности учиться, расти профессионально, подниматься по карьерной лестнице.
- Лояльность — готовность сотрудников работать в компании долго, рекомендовать компанию друзьям, осознание сотрудниками нужности себя и своего труда.
- Информированность — достаточность и своевременность информации о предприятии и событиях, достоверность информации, возможность обратной связи.
Как повысить лояльность работников, не увеличивая зарплаты
Зачастую работодатели относятся к своим работникам как к винтикам, не ценя их. Зачем? Ведь незаменимых работников не бывает! Если эти уволятся, найдем других. В докризисные времена сдерживающим фактором для проявления такого отношения к работникам являлась необходимость обучения нового сотрудника, что увеличивало финансовые и временные затраты. А теперь работникам труднее сменить работу и многие работодатели пользуются сложной ситуацией в экономике, чтобы оправдать уменьшение или сокращение выплат, отсутствие индексации и другие меры сокращения расходов, (которые, кстати, зачастую являются нарушением трудового законодательства).
Алгоритм, как оценить состояние сотрудников
Чтобы определить индекс удовлетворенности персонала, нужно всю работу поделить на 3 этапа:
- Разобраться, что собой представляет анкета удовлетворенности сотрудников, составить ее с учетом особенностей внутренних процессов в компании.
- Провести опрос удовлетворенности персонала — раздать анкеты, собрать ответы.
- Рассчитать конкретные показатели.
Шаг 1. Анкета удовлетворенности трудом
Чтобы получился хороший опросник, для каждого фактора необходимо разработать от 3 до 5 вопросов, которые будут регулярно использоваться при опросах в течение длительного времени. Важно оценивать удовлетворенность и вовлеченность сотрудников именно в динамике, то есть нужна ежегодная оценка. Меняя содержание вопросов более чем на 10 % при каждом следующем опросе, вы получите искажение результатов, и их сравнение с предыдущим периодом будет нерелевантным.
Однократное измерение удовлетворенности тоже не показательно. В первый год опрашиваемые сотрудники склонны завышать ответы из страха перед неизвестностью, поэтому итоги второго опроса обычно показывают резкое падение уровня удовлетворенности. Этот факт обычно расстраивает работодателя, но фактически такая динамика удовлетворенности трудом — показатель растущего доверия сотрудников и должен восприниматься позитивно.
Анкета удовлетворенности персонала для каждой компании уникальна. Предлагаем один из вариантов, который можно взять за основу.
Шаг 2. Сбор мнений сотрудников
Когда анкета для сотрудников (удовлетворенность работой) разработана и утверждена, следующим сложным этапом является сбор мнений сотрудников.
По умолчанию, люди настроены настороженно к любым нововведениям со стороны работодателя, поэтому важно подобрать именно тот способ сбора информации, который подходит для конкретной компании.
Мы активно использовали 5 способов, которые представлены в таблице с указанием плюсов и минусов каждого.
Регулярные встречи с небольшими группами сотрудников (отдельные подразделения).
Тематические встречи, на которых руководство информирует сотрудников о тенденциях, новостях, задачах на заявленную тему-фактор (например, по СИЗ, по оплате труда, по возможностям обучения и пр.) и получает обратную связь путем прямого общения. На следующей встрече руководитель дает обратную связь, что было сделано по озвученным проблемам.
возможность сформировать доверие между руководством и сотрудниками;
отсутствие искажения информации;
максимально полный охват сотрудников.
требует много времени и отвлечения от рабочего процесса как работников, так и руководителей;
возможен только при наличии у руководителей высокоразвитых коммуникативных компетенций.
Сбор мнений сотрудников через опросники, в которых, помимо ответов, сотрудник указывает имя и место работы
возможность наблюдать динамику удовлетворенности при проведении периодических опросов;
возможность адресного реагирования по итогам опроса.
есть риск недостоверности ответов, если в компании не сложилась культура открытости и доверия;
сложность в обработке результатов.
Сбор мнений сотрудников через анонимные опросники, в том числе электронные.
возможность наблюдать динамику удовлетворенности при проведении периодических опросов.
сложности в обработке результатов.
Листы обратной связи.
Листы (формат А1), размещенные на производственных площадках, непосредственно около рабочих мест, где любой сотрудник может указать проблему (анонимно или нет — на выбор сотрудника). Руководители, ответственные за направление, в рамках которого обозначена проблема, обязаны дать обратную связь в течение 3 дней.
оперативное информирование руководства о проблемах;
оперативная реакция на запросы;
предотвращение снижения уровня удовлетворенности.
необходимы вовлеченность и контроль со стороны высшего руководства.
Ящики обратной связи.
Опечатанные ящики для сбора предложений, замечаний и вопросов от сотрудников.
для сотрудника возможность выбора режима открытости или анонимности;
оперативное информирование руководства о проблемах.
сложность предоставления обратной связи;
сложность в оценке динамики;
риск сокрытия информации.
Существуют еще такие форматы, как общее собрание коллектива, встречи с профсоюзами (или представителями коллективов), но они менее эффективны для объективной оценки удовлетворенности.
Каждое предприятие может определить оптимальный для себя вариант коммуникации с сотрудниками. Опираясь на свой опыт, предпочитаю комбинировать тематические встречи с небольшими группами сотрудников, анонимные опросы и листы обратной связи. Встречи позволяют создавать атмосферу доверия, опросы — измерять динамику уровня удовлетворенности и вовлеченности, а также давать основу для построения HR-стратегии в долгосрочной перспективе, листы обратной связи снимают напряжение, которое может возникать в оперативной работе из-за производственных сбоев или дискоммуникации. Также листы обратной связи — это фактически лакмусовая бумажка для измерения роста негатива в коллективе. Образец листа обратной связи предложен в таблице.
Источник
Сравнение методик измерения удовлетворенности трудом
Способы измерения удовлетворенности трудом. Достоинства, недостатки и ограничения методик измерения удовлетворенности трудом. Оценка применимости методик в рамках современной структуры занятости населения. Основные подходы к изучению труда в рамках.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.09.2018 |
Размер файла | 831,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
- Введение
- Глава 1. Теоретические подходы к исследованию труда
- 1.1 Основные направления исследования удовлетворенностью трудом
- 1.2. Подходы к определению ключевых понятий
- 1.2.1 Как определяют труд
- 1.2.2 Как определяют удовлетворенность трудом
- 1.3. Способы измерения удовлетворенности трудом
- Глава 2. Методология и методика исследования
- 2.1 Методы сбора и анализа данных
- 2.1.1 Инструментарий
- 2.1.2 Выборка
- 2.2 Критерии сравнения методик измерения удовлетворенности трудом
- 2.1 Методы сбора и анализа данных
- Глава 3. Сравнительный анализ методик измерения удовлетворенности трудом
- 3.1 Пилотажное исследование инструментария
- 3.2 Анализ когнитивных интервью
- 3.2.1 Как респонденты понимают удовлетворенность трудом?
- 3.2.2 Полнота оценки удовлетворённости трудом
- 3.2.3 Оценка трудностей, возникающих при заполнении опроса
- 3.2.4 Основные выводы
- 3.3. Анализ результатов онлайн опроса
- 3.3.1 Критерий 1. Описание результатов, полученных различными методиками. Оценка совпадения результатов
- 3.3.2 Критерий 2. Сопоставимость результатов по данным различных методик
- 3.3.3 Критерий 3. Оценка скорелированность результатов между собой
- 3.3.4 Критерий 4. Оценка согласованности данных
- 3.3.5 Основные выводы
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение 1: Анкета для учителей и офисных работников
- Приложение 2: Гайд когнитивного интервью
- Приложение 3: Доля публикаций по теме «удовлетворенность трудом» на русском и английском языках
- Приложение 4: Транскрипты когнитивных интервью
Введение
Однако в последние годы число публикаций на тему «удовлетворенность трудом» на русском языке растет. Данные Google показывают, что в зарубежных источниках в последние годы также наблюдается тенденция к росту числа публикаций по теме «удовлетворенность трудом».
Несмотря на большой корпус работ по данной тематике, однозначное определения данного понятия отсутствует. Кроме этого, со временем наблюдалась трансформация понимания удовлетворенности трудом самими исследователями.
В связи с тем, что исследователи выделяют различные признаки удовлетворенности трудом, по-разному определяют данное явление, на сегодняшний день разработано множество различных методов его измерения. Одни методики направлены на оценку удовлетворенности трудом в целом. Такие подходы к измерению удовлетворенности трудом можно условно назвать «одномерными». Одновременно с этим, разработан целый набор методик комплексного измерения удовлетворенности трудом через измерение отдельных индикаторов, т.е. используется многомерный подход к измерению с дальнейшим построением индекса.
Однако, несмотря на богатый методологический опыт измерения удовлетворенности трудом, в ходе исследования данного явления неизбежно возникает ряд проблем. Связано это с тем, что в различных методиках в данный концепт вкладываются различные понятия. При этом, хотя проводились качественные исследования восприятия понятия «удовлетворённости трудом» остается не до конца понятным, как именно воспринимают те или иные формулировки вопросов сами респонденты. Ильясов Ф. Н. О целесообразности и содержании исследований удовлетворенности трудом // Социологический журнал, 2013. Том. 0. № 3. C. С. 130-138. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2013.3.424. Таким образом, при намерении измерить удовлетворенность трудом перед исследователем всегда стоит выбор, какую методику лучше использовать, т. к. непонятно, какой из методов наиболее эффективен, какие показатели стоит включать, какие методики наиболее просты для заполнения респондентами.
Хотя на сегодняшний день непонятно, какая методика наиболее оптимальна для измерения удовлетворенности трудом, и социологи, и менеджеры и экономисты проявляют большой интерес к поиску количественных методов субъективной оценки труда, которые бы достоверно отражали объективные показатели. Г Монусова — Мировая экономика и международные отношения, 2008. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0395/analit02.php#_FN_13
В целом, интерес к исследованиям корпоративной аналитики, в частности к измерению удовлетворенности трудом растет. Так, согласно оценкам экспертов, рынок корпоративной аналитики в США на сегодняшний день составляет $1 млрд. Эксперты подчеркивают, что ожидаемый объем этого рынка через 5 лет составляет около $20 млрд. Бизнес опутают нейросетями // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/3630886?utm_source=vk.com&utm_medium=social&utm_campaign=osnovatel-it-kompanii-abbyy-david-yan-z (дата обращения: 27.05.2018). Таким образом, число исследований, посвященных измерению удовлетворенности трудом будет расти.
Необходимо также отметить, что большинство методик измерения удовлетворённости трудом были разработаны в 50-е — 70-е годы прошлого столетия. Соответственно, так или иначе, разработанные в этот период методики измерения труда отражают особенности структуры рынка труда своего времени. Современная структура рынка труда претерпела некоторые изменения за этот период. Так, например, если ранее в России наблюдалась высокая доля специалистов на предприятиях, то в сегодня доля «белых воротничков» в обществе продолжает расти. Распределение укрупнённых профессиональных групп в 1994-2011 гг., % от работающих (RLMS, ISCO-88 перекодированный) Так, по данным RLMS если в 1994 г. доля квалифицированных рабочих составляла 37,6%, а «белых воротничков» 20,3%, то в 2011 г. их доля составляла уже 28,6% и 27,4% соответственно. Таким образом, сегодня наблюдается тенденция снижения доли занятых физическим трудом. Однако методики измерения удовлетворенности трудом, разработанные, например, российскими исследователями, достаточно часто ориентированы именно на профессиональные группы, занятые на производстве.
Одновременно, в структуре занятости населения происходит следующее изменение: с развитием современных технологий растет доля самозанятых. По данным аналитического центра НАФИ, за 2017 г. доля фрилансеров в России выросла с 10 до 18 %. Особенно быстрый рост доли самозанятых наблюдется в Москве и Санкт-Петербурге. При этом, для 11 % опрошенных удаленная работа — единственный источник заработка. В России увеличилось число фрилансеров // The Village URL: http://www.the-village.ru/village/business/news/292764-freelance (дата обращения: 27.05.2018). Самозанятые и фрилансеры — относительно новое явление, оказывающее влияние на структуру занятости населения. Фрилансеры частично занимают позиции предпринимателей: они достаточно автономны, так как самостоятельно реализуют свои услуги на рынке труда. Как следствие стабильность их дохода и успех реализации услуг полностью ложится на плечи самого фрилансера. Однако сам процесс труда и его условия организовываются работником самостоятельно. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда и занятости (по результатам Первой всероссий- ской переписи фрилансеров): Препринт WP4/2009/02. — М.: Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2009. — 76 с. URL: https://www.hse.ru/data/2010/05/05/1216427048/WP4_2009_03-%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80.pdf
Вследствие многообразия методик, изменений в структуре занятости населения и рынка труда в целом, исследователи часто сталкиваются с проблемой выбора оптимального способа измерения удовлетворенности трудом.
Исследовательский вопрос состоит в том, чтобы оценить насколько схожими получаются результаты измерения удовлетворенности трудом по разным методикам, как воспринимают эти методики сами респонденты.
Объектом исследования являются методики измерения удовлетворенности трудом, а предметом исследования — достоинства, недостатки и ограничения методик измерения уровня удовлетворённости трудом. В качестве эмпирического объекта исследования выступает три различные группы, выделенные на основе рода деятельности: школьные учителя, офисные работники и фрилансеры в возрасте старше 18 лет
Цель данной работы заключается в сравнении методик измерения удовлетворенности трудом, их преимуществ и недостатков. Сравнения методик осуществляется на трех различных группах: школьные учителя старших классов, как представители государственного сектора экономики; офисные работники, как занятые в сфере частного бизнеса; фрилансеры — свободные работники, доля которых растет в постиндустриальную эпоху.
Ожидаемый результат исследования — выявление преимуществ и недостатков каждого метода, их ограничений по отношению к каждой из исследуемых групп.
Задачи данного исследования будут заключаться в следующем:
1. Изучить подходы к определению удовлетворенности трудом
2. Изучить подходы к измерению удовлетворенности трудом
3. Классифицировать методики измерения удовлетворенности трудом
4. Разработать критерии сравнения методик измерения удовлетворенности трудом
5. Проверить адаптированность опросных инструментов к различным социальным группам
6. Изучить достоинства, недостатки и ограничения методик измерения удовлетворенности трудом
7. Оценить применимость методик в рамках современной структуры занятости населения
8. Оценить сопоставимость результатов, получаемых в результате измерения удовлетворенности трудом различными методиками
9. Составить рекомендации по измерению удовлетворённости трудом.
На основе проанализированной литературы и обозначенных критериев сравнения методик были сформулированы следующие гипотезы:
1. Респонденты отдают предпочтение заполнению методик, измеряющих общую удовлетворенность трудом.
Данная гипотеза сформулирована на основе того, что для респондентов проще заполнять короткие и быстрые опросы. Методики, измеряющие общую удовлетворенность трудом, не отнимают у респондента большое количество времени, привлекают своей простотой.
2. Респонденты, относящиеся к различным группам, выделенным на основе рода деятельности, отдадут предпочтение различным методикам.
Предположение сформулировано на основе того, группы людей, занимающиеся деятельностью различного рода, имеют отучающиеся, специфичные только для их деятельности, индикаторы удовлетворённости трудом.
3. Наиболее сопоставимые результаты следует ожидать при сравнении результатов измерением методик MSQ и JSS.
Основой для такого предположения служит сходство структуры анкетных вопросов, заложенных в методику.
4. Наибольшая скоррелированность результатов будет наблюдаться между методиками OJS и РМЭЗ.
Формулировки вопросов об общей удовлетворенности труда в данных методиках схожи, в связи с чем следует ожидать высокой корреляции в результатах.
5. Наибольший уровень согласованности результатов демонстрирует методика JSS.
Гипотеза сформулирована на основе ранее проведенных исследований согласованности.
Говоря о структуре работы, следует упомянуть, что в первой главе содержится анализ теоретических и методических подходов к измерению и осмыслению удовлетворенности трудом, как социального явления.
Во второй главе определим методологическую рамку исследования. В качестве методов сбора были выбраны когнитивные интервью и онлайн опрос. Сбор данных осуществлялся в трех различных группах: учителя, офисные работники, фрилансеры. данных будут использованы, на основе каких принципов сформирована выборка. Также на данном этапе были сформулированы ключевые критерии сравнения методик.
Глава третья посвящена анализу собранных данных. Большое внимание было уделено когнитивному анализу инструментария, используемого для измерения удовлетворенности трудом. Одновременно с этим, было произведено количественное сравнение методик и сопоставимость конечных результатов по ним.
Ограничения исследования представляет применение доступной выборки для сбора данных. Кроме того, сбор данных производился только среди жителей Москвы, в связи с чем невозможно переносить данные на генеральную совокупность. Также в анкету заложены вопросы о вовлеченности в работу. В дальнейшем представляет интерес изучить связь данного показателя с удовлетворенностью трудом.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию труда
1.1 Основные направления иссл едования удовлетворенностью
Трудовые отношения — сложное, многогранное явление, изучению которого уделяют большое внимание. Понимание того, как работник относится к труду, позволяет работодателям выстраивать грамотную стратегию взаимодействия с работниками, повышать их производительность, мотивацию. Так, американский социальный психолог Д. Макгрегор в своем труде «Человеческая сторона предприятия» описал два подхода к менеджменту персонала. Первая — т еория X , которая достаточно близка к идее экономического человека. Согласно этому менеджерскому подходу, работники ленивы , эгоистичны, ищут собственную выгоду . Они не хотели бы брать на себя лишнюю ответственности, а проявить их амбиции можно только посредством мотивации. По этой причине, для эффективного процесса труда требуется система контроля, иерархии ответственности. В этом случае роль менеджмента сводится к тому, чтобы структурировать деятельность работников , контролировать , побудить сотрудников к деятельности, используя систему наказаний. Данная система менеджмента связана с большими издержками процесса управления, нередко вызывает отторжение среди самих работников. Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 3. С. 2-15. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru/2012—3/62021308.html
В качестве альтернативной Д. Макгрегор
предлагает теорию Y, согласно которой при создании благоприятных условий работники не только готовы брать на себя ответственность, но и будут сами к ней стремиться. Удовлетворенность работой, ее процессом и организацией может помочь повысить эффективность труда. В этом подходе, основная деятельность менеджмента заключается в устранении препятствий на пути к удовлетворению работников.
Сам Макгрегор утверждает, что в современном мире происходит переход менеджмента от теории Х к теории Y: от мер наказаний и санкций к мерам работы с персоналом на уровне внутренней мотивации (активизации доверия, консультации с персоналом, вовлечение в принятие решений). Причина такого изменения в подходах к менеджменту персонала вероятно связана с изменением ценностей работников в современном обществе в целом. Действительно, в постиндустриальном обществе человек в большей степени стремится к самореализации, саморазвитию. Связано это с тем, что индивид в современном мире, «свободный от необходимости постоянного поиска средств для достойной жизни, получает возможность осваивать и культивировать в себе потребности более высокого порядка, простирающиеся далеко за пределы овладения вещными богатствами» Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Логос. 2000. С. 19. . О том, что в постиндустриальном обществе происходит смещение приоритетов с материальных ценностей в пользу нематериальных говорил также американский социолог и политолог Рональд Инглхард. Такая трансформация ценностей связана с тем, что развитие современных технологий привело к росту экономики, вследствие чего проблема удовлетворение материальных потребностей отступила на второй план Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис: Политические исследования. 1997. № 4. С. 4 . В таких условиях, подход к менеджменту персонала в теории Y пересекается с общими тенденциями развития общества.
В рамках подхода к менеджменту персонала в теории Y растет необходимость в большей степени понимать потребности работников, изучать удовлетворенность работой, факторы, способствующие ее повышению. Неудивительно, что за рубежом вопросу удовлетворенности трудом, и в научной сфере, и в бизнесе, давно уделяется достаточно большое внимание (см. Приложение 5)
Хотя самые первые воззрения на труд существовали на самых ранних этапах научного мышления, отдельное научное направление — социология труда — сформировалась только в XX веке. Столь позднее развитие данного направления связывается с развитием капитализма, в рамках которого труд занимает особое положение.
Условно, развитие социологии труда можно разделить на несколько основных этапов (см.2 рис.1). Радаев В.В, Экономическая социология: учебник для вузов / В. В. Радаев; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 603 с.
Возникновение социологии труда, как отдельного направления, связывается с развитием основных концепций Научной школы управления в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. связано, чьим основоположником является известный Фредерик Уинслоу Тейлор. Яркими представителями данного направления помимо самого основателя, Ф. Тейлора, являются Дж. Муни, Л. Аллен, А. Файоль, Л.Ф. Урвик, М. Фоллет, Р. Шелтон. Именно в рамках данной школы, базирующейся на принципах научной организации труда, изучалось повышение эффективности и производительности труда, в частности, посредством использования различных мотиваторов по отношению к отельному работнику: заработная плата, обучение и повышение квалификации и прочее.
Интерес к исследованию такого явления, как удовлетворенность трудом во многом связан с формированием в начале 30-х годов 20-ого столетия Школы человеческих отношений, основой идей которой стали Хоторнских эксперименты, которые проводились в компании Western Electric.
В начале данных экспериментов большое внимание уделялось изучению воздействия производственной среды, в частности освещения, на выработку работников. Однако данные исследовательское направление не принесло больших результатов. Также хоторнские эксперименты положили начало анализу общения и межличностных связей в трудовых группах. Проводившиеся исследования позволили сделать выводы о том, что важна не только техническая организация процесса труда и самой компании, но и социальная.
Таким образом, в рамках Школы человеческих отношений формируется новая задача менеджмента — удовлетворение социальных потребностей работника для повышения лояльности к фирме, продуктивного использования их личных эмоций, продуктивного использования групповой динамики и группового взаимодействия. Радаев В.В, Экономическая социология: учебник для вузов / В. В. Радаев; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 603 с.
Социальные отношения, складывающиеся в индустриальном производстве, нельзя рассматривать как нечто «чуждое» рабочему, препятствующее его человеческому развитию в обществе, то есть рассматривать их исключительно в аспекте концепции «отчуждения». Наоборот, социальная жизнь трудящегося в сфере крупного индустриального производства получает свою содержательную структуру и значимость именно в его профессиональной сфере и на ее основе.
Кроме того, в рамках деятельности Школы научного управления стало ясно, что восприятие отдельным рабочим условий своего собственного труда, его «самочувствие» в производственном процессе, многое (если не все) из того, что относится к «психофизике индустриального труда», следует оценивать не как «факт», а как «симптом», то есть не в качестве свидетельства о фактическом состоянии условий индивидуальной трудовой деятельности, а в качестве показателя его индивидуально-психологической или социальной ситуации на производстве, и прежде всего — опять-таки — в производственном коллективе.
Рисунок 1 . Основные подходы к изучению труда в рамках социологии труда.
Идеи Школы научного управления получили дальнейшее развитие и переосмысление в конце 40-х годах в Лондоне в рамках Тавистокского институт человеческих отношений, уделяющий особое внимание психологии работников. Сегодня данное направление часто называют Социотехническим подходом. В рамках Тавистокского института фирма определяется как открытая социотехническая систему, где наблюдается тесная связь между технологией и социальными отношениями. Радаев В.В, Экономическая социология: учебник для вузов / В. В. Радаев; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 603 с.
Таким образом, объектом управления становится уже не отдельный работник, а малые группы. По мнению Тавистокского института человеческих отношений, нужно расширять зоны трудового контроля, чтобы работник получал удовлетворение не только от оплаты своего труда, но и от более целостных трудовых задач, от видения готового результата своего труда. Эти методы впервые были достаточно эффективно применены на заводах Volvo, тоже автомобильных заводах в Швеции. Представители этой школы предлагали также стимулировать то, что они называли «ответственной самостоятельностью». Это проявлялось в необходимости культивировать в исполнителях чувства достижения и ответственности за качество своей работы; нужно было обеспечивать разнообразие трудовых задач в противовес такому рутинному, монотонному, однообразному труду; предоставлять работникам права саморегулирования их трудового ритма; и расширять возможности внутригруппового общения работников — элемент, заимствованный из концепции человеческих отношений.
Таким образом, именно в рамках последних двух направлений произошло развитие внимания к проблеме мотивации групп работников посредством исследования удовлетворения различными аспектами работы.
В 50-е годы со стороны психологов наблюдается еще больший рост интереса к проблеме мотивации и удовлетворенности труда. Особый интерес представляет «Двухфакторная теория мотивации», предложенная Ф. Герцбергом в 50-е годы. В рамках эксперимента, 200 работников крупной фирмы, среди которых были инженеры и бухгалтеры, подробно описали ситуации, в которых их работа приносила удовлетворение, и когда, напротив, работа скорее ассоциировалась с дискомфортом. На основе результатов исследования, Герцберг выделил две основных группы факторов оценки степени удовлетворенности работой:
§ Факторы, удерживающие на работе или гигиенические факторы. К таким факторам относятся те аспекты работы, которые связаны с условиями и содержанием труда, величиной заработной платы, отношениями в коллективе между начальством и коллегами. В данную группу факторов входят те аспекты работы, которые во много описывают среду. Отсутствие или недостаток таких факторов приводит к низкой оценке удовлетворенности трудом. Наличие и полнота данных факторов на рабочем месте не приводит к росту удовлетворённости трудом. Соответственно, данные факторы можно использовать лишь как инструмент снижения недовольства, однако они не оказывают мотивации на работу человека.
§ Факторы, мотивирующие к работе. В данную категорию входят те аспекты работы, которые связаны с возможными достижениями по карьерной лестнице, признанием уже достигнутых успехов, ответственностью.
В 70-е годы 20 века в зарубежной литературе интерес к изучению удовлетворенности труда лишь растет. Важно также отметить, что в этот период публикуется работа Хамермеша, в которой автор акцентирует внимание на важности рассмотрения удовлетворенности трудом, как экономической категории. Он подчеркивает, что изучение удовлетворенности трудом необходимо производить не только с субъективного восприятия индивидов своей работы, но и используя экономические теории, анализируя структурные факторы рынка труда. Hamermesh D. 1977. Economic Aspects of Job Satisfaction. The Journal of Human Resources. 34 (1): 1-30.
Следует отметить работы Локка, посвященные изучению наиболее важных для индивида характеристик труда. В целом же, этот период в большей степени связывается не столько с теоретическим осмыслением самого явления, сколько с разработкой и апробацией конкретных методик его измерения (см. главу 1.2). На сегодняшний день разработано достаточно большое число методик измерения удовлетворенности трудом, которые используются как в научных целях, так и в целях изучения различных проблем менеджмента и путей их решения в компаниях.
В последующие годы было проведено множество эмпирических исследований.
Таким образом, за рубежом на протяжении столетия уделялось большое внимание исследованиям человека в трудовых отношениях в целом, его удовлетворенности трудом в частности. В СССР, напротив, достаточно долгий период вопросам трудовых отношений не уделялось внимания. Классические для социологии труда проблемы в отечественной социологии начинают активно подниматься только с 60-х годов 20 века. Именно в этот период в СССР уделяется большое внимание исследованию отношения труду, изучением которого активно занимался В. А. Ядов. В рамках его труда «Человек и его работа», удовлетворенность трудом — самый простой показатель субъективного отношения к труду, его отдельная составляющая.
В целом, согласно отечественным социологическим исследованиям, одним из основных факторов оценки эффективности труда руководителями является отношение к труду. Удовлетворенность трудом — один из ключевых показателей, применяющихся для измерения отношения к труду в отечественных исследованиях. Так, в ходе исследования структуры понятия «отношение к труду» Г.Г. Татарова, Г.П. Бессокирная, была выявлена 4-х факторная структура. Согласно исследованию, «В первый фактор с наибольшими факторными нагрузками вошли стремление вернуться на свое нынешнее место работы, удовлетворенность работой на предприятии и потенциальная текучесть (соответственно 0,78, 0,74, 0,73)». Для измерения удовлетворенности работой на предприятии использовалась 5-градационная шкала. Татарова Г. Г., Бессокирная Г. П. Типологический анализ рабочих по их отношению к труду // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 31. Стр 71
Большое внимание изучению удовлетворенности трудом уделил Ильясов Ф. Н. Многие его работы посвящены изучению структуры удовлетворенности трудом. В своих работах он неоднократно отмечает, что несмотря на высокую долю исследований удовлетворенности трудом, проблема истолкования данного понятия все еще не решена исследователями до конца. Как следствие этого, возникает проблема валидности результатов, получаемых при измерении уровня удовлетворенности трудом. Ильясов Ф. Н. О целесообразности и содержании исследований удовлетворенности трудом // Социологический журнал, 2013. Том. 0. № 3. C. С. 130-138. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2013.3.424.
1 .2 Подходы к определению ключевых понятий
1.2.1 Как определяют труд
Труд в целом — это сложное явление, включающие в себя экономические, социологические, физиологические компоненты, поэтому не удивительно, что данное явление, изучается различными общественными науками. Однако, каждая наука определяет данное явление, основываясь на своей предметной области. Из-за этого существует множество различных определений труда, многие из которых дополняют друг друга, другие же просто дублируют.
В экономике труд часто рассматривается как один из трех факторов производства, часто предстает базовым ресурсом всего общественного хозяйства, т.к. именно посредством труда становится возможной реализация двух других факторов производства — земли и капитала. Не удивительно, что труд предстает как основная сила по созданию общественного блага. Обратимся, например, к определению труда Маркса: «Процесс труда … есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем её общественным формам». Маркс. Капитал. Глава 5. Процесс труда и процесс увеличения стоимости.
Таким образом, труд в работе Маркса предстает как некоторый вид человеческой деятельности, заключающейся в производстве каких-либо ценностей, имеющих свою стоимостью.
В работе «Принципы политической экономии» английский экономист Альфред Маршал использовал следующее определение труд, которое некогда дал Джевонс «всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое … с целью достичь какого-то результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы». Маршал. Принципы политической экономии. 1983 Маршалл также добавляет, что цель труда — произвести какой-то результат. В противном случае, мы имеем дело с непроизводительным трудом. Данное определение определяет труд более конкретно, подчеркивая необходимость наличия целей.
В социологии труд часто изучается как один из элементов социальных институтов, структур и отношений и одновременно средство создания материальных и духовных ценностей.
Согласно Карапетяну, труд — это всегда деятельность осознания и целенаправленная, что снова, как и у Маршала, подразумевает понимание средств и условий достижения цели, которая также является осознанной. Карапетян Р.В. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2018, стр 43-44.
Важным аспектом явления также является то, что в процессе труда люди не просто производят какие-то продукты, товары. Кроме того, труд — это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей, либо индивидуальных, либо общественных. Согласно одному из определений, труд — «это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей» Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е.. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ. — 407 с.. 2000 URL: http://scibook.net/truda-sotsiologiya/ekonomika-sotsiologiya-truda-uchebnik-dlya.html . В процессе трудовой деятельности происходит воздействие на окружающую среду, в результате которого человечество приспосабливает эту среду под свои потребности, обеспечивает свое существование и создает условия для развития и прогресса общества.
Подобное определение дает А. В. Шевчук. Он определение труда как деятельности для целенаправленного создания благ, призванных удовлетворять человеческие потребности, необходимость заботиться об обеспечении своего существования А. В. Шевчук «О будущем труда и будущем без труда» Общественные науки и современность, № 3, 2007, C. 44-54 URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/01/1214824147/Shevchuk.pdf .
Однако в определении Карапетяна уточняется еще одна особенность явления. Труд — это деятельность «обусловленная исторически сложившимися социальными условиями». Данное замечание подчеркивает различность некоторых установок относительно труда в отличных обществах Карапетян Р.В. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2018, стр 43-44. .
При этом сам по себе труд в экономической социологии и социологии труда не обязательно обращается к анализу исключительно оплачиваемой занятости. Так, объектом исследования этих дисциплин в контексте труда вполне может стать домашний труд. Таким образом, труд — это достаточно широкое понятие, включающее в себя множество особенностей.
Существует ряд понятий, тесно связанных с явлением труда. Так, говоря о труде, часто употребляют такие понятия как занятость и работа. Более того, в английском «труд» является комплексным понятием, объединяющим в себе сразу два англоязычных термина: “work” и “labour”.
1.2.2 Как определяют удовлетворенность трудом
Согласно отечественному социологическому словарю, удовлетворенность трудом — «состояние сбалансированности потребностей (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов» Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1989. .
Как отмечает Монусова в работе «Удовлетворенность трудом: межстрановые сопоставления», показатель удовлетворенности трудом позволяет соотнести результаты и издержки от труда. Кроме этого, удовлетворенность трудом позволяет оценить насколько соответствуют стремления человека и реальные условия труда Г Монусова — Мировая экономика и международные отношения, 2008. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0395/analit02.php#_FN_13 .
Отечественный социолог Ядов дает понятию «удовлетворенность трудом», как «согласованию системы потребностей и диспозиции личности с субъективной оценкой практических возможностей реализовать их в данных условиях» Ядов В. А., Киссель А„ А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений м попытка их теоретического обоснования //Социологические исследования. 1974. № 1. С. 78-87 .
Также, в отечественной литературе есть подход, в рамках которого важно эмоциональное отношение к работе. Так, Попова выделяет «подлинную удовлетворённость» и «вынужденную». Стимулирование трудовой деятельности как способ управления: социологическиьи анализ. Front Cover. Ирина Марковна Попова. Наук. думка, 1976 В связи с этим, многие исследователи параллельно с удовлетворённостью трудом замеряют привлекательность работы, вовлеченность в нее.
Качественные исследования 1980 годов показывают, что удовлетворенность трудом понимается информантами, как удовлетворенность множеством отдельных факторов: регионом, местом работы, престижностью, должностью, профессией и пр. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Ашхабад: Ылым (Наука), 1988.
В зарубежном социологическом словаре Collins удовлетворённость трудом определяется как: «соответствие между тем, что работники ждут от труда, и их фактическим опытом» Ильясов Ф.Н. О целесообразности исследований удовлетворенности трудом, стр 133 . Данное определение наиболее близко к тому, что в зарубежной литературе определяют как качество — сопоставление свойств представлений о реальности с идеальными представлениями. При таком определении понятия, наиболее корректно задавать вопрос о соответствии трудовых ожиданий фактическому опыту. Ильясов Ф.Н. О целесообразности исследований удовлетворенности трудом, стр 133
Большой вклад в исследование этого явления внес E. Locke E. Locke «The Nature and Causes of Job Satisfaction» in: Handbook of Industrial and Organizational Psychology, 1976 . Один из наиболее важных выводов E. Locke состоит в следующем: удовлетворенность трудом — самооценка работы, позволяющая определить насколько индивидом достигнуты ценности и потребности, которые возможно удовлетворить посредством работы. Благодаря возможности оценить интересы работника и возможность их реализации относительно других общественных групп в контексте отдельной организации показатель удовлетворенности работы представляет большой интерес.
Достаточно часто, при измерении удовлетворенности трудом посредством множества факторов, в методику включают также измерение уровня вовлеченности в работу, которая в большей степени связана с оценкой респондентами удовлетворения от процесса выполняемой работы. Schaufeli, Bakker, 2004
Как многоаспектное явление удовлетворенность трудом рассматривают и Scott W.S., Rowland R., Sobel R.St. Они разделяют удовлетворенность фактически выполняемой работой и удовлетворенность заработной платой и карьерным ростом, т.е. внешние и внутренние факторы.
По результатам проведенного анализа научной литературы, посвященных изучению удовлетворенности трудом, можно выделить следующие ключевые составляющие данного понятия, которые служат основой для эмпирических измерений:
1. уровень достижения желаемых ценностей и потребностей посредством труда
2. уровень соответствия ожидаемых и реальных условий труда
3. мера адаптации индивида к социальной реальности
4. показатель статуса в системе организации
5. вовлеченность в работу
6. эмоциональное удовлетворение от работы
7. Оценка частной удовлетворенности трудом представляет собой комбинацию разнообразных факторов, например, удовлетворенность содержанием и условиями труда, вовлеченность в работу, что позволяет оценить общую структуру удовлетворенности. Одновременно с этим, при исследовании удовлетворенности трудом, следует различать удовлетворенность внутренними факторами, такими как возможность достижений, независимость, и внешними, такими как зарплата, отношения с коллективом и прочее.
Таким образом, на основании обзора литературы была предложена классификация подходов к измерению удовлетворенности трудом, согласно которым все методики можно разделить на две большие подгруппы:
1. Методики, направлены на оценку удовлетворенности трудом в целом, без уточнения факторов удовлетворенности. Такие подходы к измерению удовлетворенности трудом можно условно назвать «одномерными».
2. Методики, комплексного измерения удовлетворенности трудом, т.е. используется многомерный подход к измерению.
1. 3 Способы измерени я удовлетворенности трудом
На основании анализа исследований, посвященных измерению удовлетворенности трудом, проведенных за последние годы, можно выделить следующие методики измерения исследуемого явления:
1. Модель «удовлетворенности работой» Общества управления человеческими ресурсами. 2017 Employee Job Satisfaction and Engagement: The Doors of Opportunity Are Open // SHRM URL: https://www.shrm.org/hr-today/trends-and-forecasting/research-and-surveys/pages/2017-job-satisfaction-and-engagement-doors-of-opportunity-are-open.aspx (дата обращения: 27.05.2018). В 2017 г. в ходе лонгитюдного исследования на основе оценки важности факторов выделило 44 основных аспекта, по которым следует оценивать удовлетворенность.
2. Скандинавский опросник удовлетворенности (qps nordic) Psychological and Social Factors at Work URL: https://www.qps-nordic.org/en/ . Состоит из 123 вопросов. В рамках данной модели в качестве основных факторов удовлетворенности выделены загруженность на работе, сложность заданий, качество руководства. Однако в рамках данного опросника респонденты также отвечают на вопросы о лояльности к организации, наличии лидерских качеств и прочее.
3. «Опросник удовлетворенности работой» (Job Satisfaction Survey; JSS). Опросник был разработан Спектором в 1985 г. Spector, P. E. (1985). Measurement of human service staff satisfaction: Develop-ment of the Job Satisfaction Survey. American Journal of Community Psychology, 13(6), 693-713.
Spector, P. E. (1997). Job satisfaction: Application, assessment, causes, and con-sequences. Thousand Oaks, CA.: Sage. В рамках данного опросника оценивается девять аспектов удовлетворенности работой, каждый из которых оценивается 4 вопросами: зарплатой, продвижением, руководством, дополнительными льготами и выплатами, зависимыми вознаграждениями, условиями выполнения, коллегами, характером работы и информированием.
4. «Миннесотский опросник удовлетворенности» (Minnesota Satisfaction Questionnaire; MSQ). (MSQ) Minnesota Satisfaction Questionnaire // University of Minnesota URL: http://vpr.psych.umn.edu/instruments/msq-minnesota-satisfaction-questionnaire (дата обращения: 27.05.2018). Данный опросник разработан Вейссом в соавторстве с другими специалистами в 1967 году. Разработано две версии MSQ:
1. Полная форма, в рамках которой оцениваются 20 отдельных категорий удовлетворенности трудом при помощи 100 вопросов.
2. Краткая форма. Состоит из 20 вопросов, 12 из которых посвящены оценке достижений и перспектив на работе, а 8 — оценке удовлетворенности зарплатой, руководством. Условно, данная форма оценивает удовлетворенность внешними и внутренними факторами по отдельности.
Оценка каждого фактора производится по 5 балльной шкале.
5. «Шкала общей удовлетворенности работой» (Overall job satisfaction). Разработана в 1983 году, входит в «Мичиганский опросник организационной оценки» (Michigan Organizational Assessment Questionnaire; OAQ). Методика состоит из трех оцениваемых пунктов.
6. Модель, представленная Дж. Хакманом и Р. Олдхамам Hackman, Oldham. Job Characteristic model. 1975. . В рамках представленной модели, все факторы удовлетворенности трудом делятся на две категории: мотивирующие и гигиенические.
7. Корнельский трудовой дискрептивный индекс (JDI).
8. Мониторинг экономики образования. В рамках исследований рынка образовательных услуг в целом, Мониторинг экономики образования разработал методику измерения удовлетворенности трудом для школьных преподавателей Программа проведения в 2016 году социологического обследования // HSE URL: https://www.hse.ru/data/2016/12/27/1114791075/%D0%9E%D0%9E_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%20%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B8%CC%86.pdf (дата обращения: 27.05.2018). . Особенностью используемой организацией методики является измерение множества факторов удовлетворенности одновременно с измерением факторов неудовлетворенности трудом. Анкета учителя школы // HSE URL: https://www.hse.ru/data/2016/12/27/1114790995/%D0%90%D0%BD%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB.pdf (дата обращения: 27.05.2018).
9. «Методика определения интегральной удовлетворённости трудом» А. В. Батаршева. В рамках данной методики оценка удовлетворенности трудом оценивается на основе 18 факторов при помощи трёхбалльной шкалы. В дальнейшем, количество факторов было скорректировано, стала использоваться 5-балльная шкала. Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 3. С. 2-15. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru/2012—3/62021308.html
10. Удовлетворенность трудом в рамках модели «отношения к труду» Ядова. Методика состоит из 3 отдельных общих вопросов. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 485 с. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=282
11. Методика РМЭЗ. Представляет собой достаточно простую 5-бальную шкалу оценки степени удовлетворенности работой по 4 основным пунктам. При анализе часто рассматривают лишь показатель общей удовлетворенности трудом.
12. Опросник организационной лояльности Л. Портера. Одновременно измеряет общую оценку удовлетворенности трудом и частную.
Таким образом, на сегодняшний день существует огромное число подходов к изучению удовлетворенности трудом, как социального явления. И в отечественной, и в зарубежной литературе имеется огромный опыт теоретического осмысления данного явления и методик для его измерения. Однако, по причине огромного выбора подходов к измерению удовлетворенности трудом у исследователей могут возникать проблемы при выборе конкретных методик. Так, для исследователей могут быть непонятны преимущества и недостатки тех или иных методик измерения, приемлемость их использования его применительно к различным группам. Исследователи удовлетворенности трудом также отмечают, что нередко при измерении удовлетворенности трудом возникает проблема валидности результатов по причине различий в понимании вопросов респондентами Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. , стр 4 . Наблюдаются существенные различия в том, как респонденты истолковывают вопросы.
В связи с этим, в рамках данного исследование будет осуществлено сравнение различных методик измерения удовлетворенности трудом.
Для проведения сравнения были отобраны все приемлемые методики, не требующие существенных адаптаций. Попытки доработки методик были осуществлены только там, где это было достаточно очевидно.
Глава 2. Методология и методика исследования
Источник