- Что такое текучесть кадров, как ее рассчитать и снизить
- Что такое текучесть кадров
- Виды текучести кадров
- Естественная текучесть кадров
- Адаптивная текучесть
- Активная текучесть
- Пассивная текучесть
- По категориям персонала
- Текучесть в структурных подразделениях
- Текучесть по стажу
- Текучесть по причинам увольнения
- Причины текучести кадров
- Предикт
- Что такое коэффициент текучести кадров и зачем он нужен
- Нормы коэффициента
- Как рассчитать коэффициент текучести кадров
- Формула
- Пример расчета
- Сквозная аналитика
- Анализ текучести кадров
- Как сократить текучесть персонала
- Заключение
Что такое текучесть кадров, как ее рассчитать и снизить
Потеря сотрудников может негативно сказаться на работе любой организации. Из-за высокого уровня текучести персонала не получится сформировать слаженный коллектив, увеличиваются затраты бизнеса и снижается прибыль. Рассмотрим в статье, причины текучки, как посчитать текучесть, удержать сотрудников и сократить показатель текучести кадров.
Что такое текучесть кадров
Текучесть кадров — это увольнение сотрудников по собственной инициативе или по решению работодателя за определенный период.
Показатель текучести кадров демонстрирует, как быстро компания теряет работников.
В умеренном виде ротация персонала нормальна: молодые работники сменяют пенсионеров. Обновление коллектива улучшает работу организации, стимулируют появление и внедрение новых идей.
Однако неконтролируемая текучка в короткий срок становится опасной — может лишить бизнес персонала, а простой принести убыток. Особенно негативно сказывается на работе компании уход редких специалистов — поиск замены занимает много времени. Для измерения рисков нужно определить вид текучести кадров.
Виды текучести кадров
Рассмотрим несколько видов движения персонала.
Естественная текучесть кадров
Обычно не превышает 3 – 5% в год. Полезна для коллектива: меняет возрастную структуру и повышает кадровый потенциал. Одна часть людей уходит на пенсию, а другая — на более подходящую работу. Естественная текучесть в ряде сфер доходит до 15% (например, ресторанный бизнес). Особые меры контроля ее влияния не нужны.
Адаптивная текучесть
Для успешной работы сотрудника в компании важен период адаптации. Обычно на это время за новичком закрепляется куратор, который показывает устройство компании и отвечает на вопросы. Сотрудник уходит в этот период, потому что понимает, что работать здесь не сможет.
Активная текучесть
Специалисты уходят по объективным причинам: не устраивают условия труда, низкая зарплата, обязанности и т.д. Число увольнений не должно превышать уровень естественной текучести.
Если специалист хочет уволиться по собственному желанию, согласно законодательству, он должен предупредить работодателя за 2 недели. В это время можно начать поиск замены. Однако стоит учесть, что работник имеет право отозвать заявление и продолжить работу.
Пассивная текучесть
Подразумевается число людей, уволенных руководством компании без их желания по разным причинам:
- ликвидация организации;
- сокращение штата;
- несоответствие занимаемой должности;
- грубое нарушение правил внутреннего распорядка;
- невыполнение трудовых обязанностей.
Первые два пункта зависят от экономической ситуации в стране, поэтому они встречаются реже.
По категориям персонала
Офисные специалисты работают дольше, чем сотрудники на передовой. Наглядный пример — рынок труда розничной торговли, где число увольнений топ-менеджеров колеблется от 0 до 2% в год, а неквалифицированных рабочих — от 30 до 50%. Кассиры, продавцы и грузчики супермаркетов редко остаются в должности больше года. Они уходят из-за низкой зарплаты и стрессовых условий труда. Поэтому спрос на подобные должности не снижается.
Изменения в руководящем составе происходят реже, так как высокие зарплаты и карьерный рост мотивируют высококвалифицированных специалистов оставаться на рабочем месте.
Текучесть в структурных подразделениях
Много увольнений может быть лишь в одном отделе компании. Причины в не комфортной психологической обстановке коллектива, завышенных требованиях к сотрудникам, непрофессиональном руководстве и пр. HR-специалисты и руководство компании обязаны проанализировать ситуацию, чтобы нормализовать ротацию подразделения.
Текучесть по стажу
Для вычисления текучести по продолжительности работы учитывают число увольнений сотрудников в первые месяцы работы в компании. Начальство должно оперативно выявлять причины ухода, чтобы их устранить.
Средний срок работы специалистов в компаниях в зависимости от сферы деятельности:
- 6 месяцев — организации с высокой оборачиваемостью персонала (крупные супермаркеты, логистические терминалы);
- 1 год — большинство юридических лиц;
- 3 года — компании, в которых трудятся выпускники профильных учебных заведений.
Текучесть по причинам увольнения
За официальной причиной увольнения (например, по собственному желанию) часто скрывается другая мотивация. Опрос бывших сотрудников — простой способ выявить реальную причину увольнения. Во время разговора HR-специалист узнает у собеседника следующие аспекты:
- причины увольнения;
- проводилось ли разъяснение обязанностей, условий труда и т.д;
- необходимость помощи на рабочем месте;
- психологическую ситуацию в коллективе;
- уровень мотивации для дальнейшей работы.
Интервью поможет увидеть реальную картину по каждому случаю. Если составить сводную таблицу с результатами опроса, ситуация с текучкой кадров станет ясна и контролируема.
Причины текучести кадров
Ошибки в подборе персонала провоцируют дальнейшее увольнение сотрудников.
Причины найма неподходящих кадров:
- сжатые сроки для подбора персонала;
- неполная информация о вакансии;
- отсутствие тестового задания для кандидата;
- некачественная проверка службы безопасности.
В испытательный срок многим трудно привыкнуть к новым условиям работы. Причины возникновения проблем у работников в период адаптации:
- неподходящая корпоративная культура;
- непонимание специфики работы;
- несоответствие ожиданий и реальности;
- отсутствие обучения новых сотрудников.
На срок работы сотрудника влияют условия труда. Персонал нужно обеспечить:
- удобным рабочим местом;
- отдельной точкой питания;
- комфортной температурой помещений.
Сотрудники не всегда сходятся характерами, поэтому случаются конфликты из-за рабочих моментов. И метод управления подразделением подходит не каждому сотруднику. Другие причины увольнений:
- не устраивает уровень заработной платы;
- нет возможности карьерного роста;
- не нравится структура оплаты за проделанную работу;
- нет обучения и повышения квалификации;
- проблемы проезда (нестабильно работает общественный транспорт, много пересадок, не организована утренняя и ночная развозка);
- нет потребности в работе;
- отсутствие времени на обед и жесткие условия труда;
- неудобный график.
Уровень текучести в компании выше нормы? Возможно, ваши сотрудники перегружены работой из-за количества повседневных мелких задач. С помощью современных технологий легко автоматизировать обработку большого объема информации. Речевая аналитика Calltouch Предикт оптимизирует работу колл-центра: экономит время сотрудников на прослушивание разговоров с клиентами, разметку звонков, и предоставляет понятные отчеты по звонкам.
Предикт
- Автоматически проставит теги с точностью 95% по завершении разговора
- Экономит затраты и время ваших сотрудников на прослушивание звонков
- Поможет узнать, какие переговоры приводят к продажам, а какие не окупают вложения в каналы трафика
- Проанализирует продвижение и работу ваших менеджеров по отдельным продуктовым направлениям
- Для оценки и анализа эффективности не потребуется интеграции с CRM
Что такое коэффициент текучести кадров и зачем он нужен
Коэффициент текучести кадров (КТК) за определенный период работы компании (месяц, квартал, полугодие, год) — отношение количества уволившихся к общему числу сотрудников.
Показатель текучести кадров помогает определить:
- кадровую ситуацию компании;
- причины увольнения сотрудников с разных позиций;
- негативные тенденции функционирования всего предприятия и конкретных подразделений;
- стратегии реформирования порядка подбора кадров;
- планы по улучшению условий труда сотрудников;
- профессиональные и психологические качества топ-менеджеров, руководителей среднего звена и рядовых сотрудников для создания максимально комфортного микроклимата в коллективе.
Частный коэффициент текучести показывает отношение количества сотрудников конкретной трудовой группы (отдел, команда, подразделение), уволенных по собственному желанию или за нарушение правил внутреннего распорядка, к среднему штатному количеству работников.
Нормы коэффициента
Согласно данным HRtime.ru , норма коэффициента текучести кадров зависит от сферы функционирования компании и уровня конкретного сотрудника. Рассмотрим показатели в таблицах.
Сфера бизнеса | Процент текучести кадров |
Государственные учреждения | 3 – 10% |
Банковский сектор | до 10% |
Гостинично-ресторанный бизнес | 10 – 30% |
Базы отдыха в курортных зонах | 80 – 90% |
Сфера информационных технологий | 8 – 10% |
Сфера страхования | 10 – 30% |
Оптовая торговля | 9 – 12% |
Розница (супермаркеты и т.д.) | 20 – 30% |
Заводы и другие производственные организации | до 15% |
Текучесть кадров в зависимости от уровня должности:
Должность | Процент |
Руководители топ-уровня | 2% |
Руководители подразделений | 8-10% |
Менеджеры рядовые | до 20% |
Квалифицированные рабочие на заводах | 20 – 30% |
Сотрудники сферы торговли (продавцы, уборщики, кассиры) | 20 – 30% |
Неквалифицированные работники | 50 – 60% |
На изменение кадрового состава влияет стабильность работы, уровень квалификации, сезонность, надежность (например, труд в государственном секторе).
Как рассчитать коэффициент текучести кадров
Для контроля кадровой ситуации в компании необходимо несколько раз в год проводить расчет коэффициента текучести кадров. Это вычисление позволит своевременно выявить реальные и потенциальные проблемы.
Формула
Для определения коэффициента текучести персонала применяется следующая формула:
количество уволенных сотрудников / среднесписочное число сотрудников компании Х 100%.
Пример расчета
Рассмотрим пример расчета текучести кадров:
В супермаркете работает 250 человек. На протяжении года уволилось 75 сотрудников.
75 / 250 Х 100% = 30% (уровень текучести кадров в пределах нормы).
В компании по созданию компьютерных программ трудится 65 сотрудников, из них 20 поменялось на протяжении календарного года.
20 / 65 Х 100% = 30,76923% (превышение нормы в 3 раза).
Важно искать пути экономии на постоянных тратах бизнеса. Оптимизация бюджета позволит оценить, сможете ли вы дать своей команде лучшие условия труда. Сквозная аналитика Calltouch — понятный и эффективный инструмент для анализа расходов на рекламу. Контролируйте рекламные источники: отчеты показывают прибыльные и убыточные маркетинговые каналы, а вы повышаете продажи.
Сквозная аналитика
- Автоматически соберет данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в 1 окне
- Бесплатные интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
- Анализируйте воронку продаж от показов до кассы
- Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
- Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды
Анализ текучести кадров
Анализировать текучесть кадров важно, чтобы не допустить негативные проявления отклонения показателя от нормы:
- увольнение эффективных специалистов;
- несформированность коллективов;
- снижение эффективности труда сотрудников на предприятии;
- необходимость обучения новых сотрудников и замедление работы компании;
- ухудшение общего микроклимата коллектива.
При усиленной ротации кадров компания терпит убытки. Причины убытков:
- снижение интенсивности и качества труда работника перед прекращением трудовых отношений;
- необходимость искать кадры;
- организация обучения персонала;
- перерыв в работе конкретной штатной единицы.
Как сократить текучесть персонала
Коэффициент текучести персонала нормализуется, если наладить систему подбора персонала от момента анализа резюме до финального собеседования.
Избежать ошибок можно на этапе собеседования , если:
- дать соискателю тестовое задание;
- заранее подготовить вопросы;
- задавать вопросы так, чтобы кандидат подкреплял ответы фактами из собственной трудовой деятельности и биографии;
- рассказать как позитивную, так и негативную информацию о вакансии;
- выявить личностные качества претендента;
- не идеализировать кандидата, четко взвесить все моменты «за» и «против»;
- заранее определить четкий профиль необходимого сотрудника (уровень знаний, умений, пол, возраст и другие требования).
Шаги, которые нужно предпринять, чтобы минимизировать текучку кадров :
- Качественно подбирать персонал. Сформированная унифицированная система поиска и приема новых людей на работу поможет уменьшить отток персонала.
- Разработать и внедрить программы развития и обучения персонала. В период адаптации необходима помощь наставника.
- Создать комфортные условия труда.
- Вовлекать сотрудников в работу, показывать важность их голоса и участия.
- Обеспечить постоянную занятость людей.
- Сформировать конкурентный социальный пакет, систему поощрений работников.
- Проводить регулярные мастер-классы и тренинги.
- Не допускать сверхурочную работу и вызов сотрудников в выходные дни.
- Не разглашать конфиденциальную информацию о сотрудниках.
Заключение
Текучесть персонала — естественный процесс. У каждой сферы деятельности есть своя норма. Отклонение от нормы говорит о плохой работе руководства и HR-отдела. Для снижения текучки необходимо правильно организовать процесс подбора кандидатов, предоставить наставника на период адаптации и создать условия для личностного и карьерного роста сотрудников.
Карьерный рост невозможен без анализа эффективности сотрудников. В этом поможет технология коллтрекинг Calltouch. Программа записывает все разговоры менеджеров с клиентами, отмечает целевые и нецелевые звонки, рекламный источник и собирает эти данные в простые и удобные отчеты. Улучшайте скрипты продаж, корректируйте работу менеджеров и помогайте им развиваться.
Источник