ОЦЕНКА СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ТЕСТОВ
Содержание
1. Введение. Понятие и процедура оценивания результатов тестирования.
2. Виды оценок и шкалы оценок.
3. Нормы как основа классификации.
4. Пригодность норм.
Введение. Понятие и процедура оценивания результатов тестирования
Оценка (педагогическая оценка) – это унифицированная мера успеха в каком-либо задании, в частности – в тесте.
Оцениванием называется процесс определения (расчета) оценок.
Необходимость оценивания вызвана
· разнородностью единиц измерения результатов тестирования;
· необходимостью интерпретации результатов с использованием единого подхода.
Основные задачи оценивания:
1. Сопоставить разные достижения в одном и том же задании.
2. Сопоставить достижения в разных заданиях.
3. Определить нормы.
Требования к оценке:
1. Быть справедливой, т.е. оценивать достижения:
· равной трудности (эквивалентные) равным числом очков;
· неравной трудности — тем большим числом очков, чем выше трудность достижения.
2. Приводить к практически полезным результатам.
Принципы выбора оценки тестов, масштаба шкал:
1. Результаты, соответствующие одинаковым разрядам в разных видах спорта, должны достигаться примерно за равное время.
2. Одинаковые квалификационные нормы в разных видах спорта должны выполняться при равных объемах нагрузок.
3. Соотношение между количеством спортсменов, выполнивших разрядные нормы в разных видах спорта, должно быть равным.
Процедура оценивания
В общем виде процедура оценивания спортивных результатов и тестов протекает в несколько этапов (рис. 1). Собственно к оцениванию относятся последние два этапа. В некоторых случаях отдельные этапы сливаются.
Первый этап (измерение) может осуществляться тремя способами:
1. Измерением физических величин с помощью технических средств и являются в принципе объективными.
2. По свершившемуся факту (забитому голу, засчитанному удару в боксе и т. д.). Имеющий место объективный факт фиксируется судьей субъективно.
3. Посредством экспертной оценки с использованием методов квалиметрии (в технико-эстетических видах спорта). Баллы за выступление выставляются судьями субъективно
В процессе оценивания имеют место различные виды оценок, специальные шкалы и нормы, соответствующие требованиям пригодности (рис. 2).
Рис. 2. Основные элементы системы оценки спортивных результатов и тестов
Оценки спортивных результатов и тестов относятся к квалификационным оценкам.
Виды оценок и шкалы оценок
Виды оценок в зависимости от способа выражения:
· качественные характеристики («отлично – хорошо – удовлетворительно – плохо»,
· отметки (от «единицы» до «пятерки»),
· очки,
· баллы (при тестировании физической подготовленности, по результатам выступления в акробатике, спортивных танцах и т. д.),
· спортивные разряды и звания.
Шкалой оценок называется закон преобразования спортивных результатов и результатов тестов в очки или баллы. Не следует путать шкалы оценок со шкалами измерений. Шкала оценок может быть задана в виде формулы, таблицы или графика.
Шкала оценок может быть представлена: таблицей; графиком функции; математической формулой.
Все шкалы можно разделить на две группы:
1. Пропорциональные (линейные) шкалы.
2. Нелинейные шкалы.
Типы оценочных шкал (рис. 3).
Рис. 3. Основные типы шкал оценок
· Пропорциональная шкала — равные приросты результатов поощряются равными приростами в баллах (например, при подсчете очков в пятиборье, конькобежном спорте, биатлоне и др.). Пропорциональная шкала лежит в основе так называемой стандартной шкалы, масштабом в которой служит стандартное (среднеквадратическое) отклонение.
· Прогрессирующая шкала — чем выше спортивный результат, тем большей прибавкой очков оценивается его улучшение (например, разрядные нормативы во многих видах спорта).
· Регрессирующая шкала — что чем выше абсолютный прирост результата, тем меньше прибавка в оценке (например, стимулирование отстающих видов в отдельных многоборьях).
· Сигмовидная шкала — выше всего оцениваются приросты результатов в средней зоне, а улучшение очень низких или очень высоких результатов поощряется незначительно. В спорте такая шкала не используется, но находит применение при оценке физической подготовленности (например, так выглядит шкала стандартов физической подготовленности населения США).
Существуют и другие виды шкал.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2334 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
4.1. Спортивные достижения и спортивные результаты, критерии их оценки
Специфику спорта, как уже отмечалось, характеризует развернутая система спортивных соревнований со строгой регламентацией соревновательных действий и унификацией способов оценки достижений в ней. Для характеристики оценки конечного исхода спортивного соревнования используются такие показатели, как «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд» и т. п.
Каждое спортивное соревнование завершается тем или иным спортивным результатом. По определению Л. П. Матвеева (1999), спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям и являющийся количественным выражением итогов соревновательной деятельности.
Под спортивно-достиженческими возможностями здесь понимается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний.
Спортивные результаты измеряются и оцениваются спортивными арбитрами по некоторым внешним признакам – критериям, позволяющим получить количественную оценку итогов соревновательной борьбы. Принятые в различных видах спорта критерии оценки результатов имеют, естественно, свои отличия. В целом их можно условно подразделить на: объективные, субъективные и смешанные. Условность такого разграничения в том, что момент объективности и субъективности есть почти во всей совокупности практических критериев оценки спортивных результатов, но в разных соотношениях.
Объективные критерии – сопряжены с замером некоторых физических параметров: длины или высоты прыжка; дальности полета снарядов; времени преодоления дистанции – в беге, плавании, лыжных гонках; веса поднимаемого спортивного снаряда – в тяжелой атлетике; и т. п. При их измерениях используется относительно точный инструментарий. При этом результат можно получить независимо от оценивающих его лиц.
Субъективными критериями оценки спортивного результата называются такие способы, которые в значительной мере зависят от впечатлений, складывающихся у арбитров о качестве выполнения соревновательных действий, и сопоставления их с некоторыми «образцами» на основе собственного опыта и требований принятых спортивно-технических руководств и правил соревнований. При сопоставлении соответствий и отклонений выставляются оценки, имеющие условные градации, баллы и т. п.
Смешанные критерии – те, в которых приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные и субъективные слагаемые оценки. В спортивных играх и единоборствах результаты оцениваются по точности выполнения определенных действий: попадание мячом, шайбой и т. п. в целевую мишень (корзину, ворота и др.), выполнением определенного приема, точного и сильного удара и т. п. Вместе с тем исход эпизодов и всего состязания оценивается арбитрами в немалой зависимости от субъективных особенностей их восприятия и оценочных суждений качества исполнения действий.
Следует отметить, что эволюция критериев в целом шла и идет по пути их объективизации и увеличения степени точности оценочных процедур. Этому в настоящее время способствуют разработка определенных количественных методов оценки результатов, внедрение новых технических средств объективного контроля, скомпонованных с компьютерами, телевизионной и иной аппаратурой.
Основной составляющей соревновательной деятельности является стремление к максимальной реализации потенциала спортсмена для демонстрации возможно более высоких результатов. Однако в силу определенных причин и обстоятельств (в первую очередь – изменчивости состояния «спортивной формы») спортсменам далеко не в каждом состязании удается полностью реализовать свои спортивно-достиженческие возможности. Поэтому не каждый результат, демонстрируемый спортсменом (командой) в процессе выступлений в состязаниях можно назвать достижением.
Спортивным достижением отдельного спортсмена или команды можно назвать те результаты, которые превосходят предыдущие и характеризуются занятием более высоких мест в состязании, выполнением определенного норматива спортивной классификации, завоеванием почетного звания и т. п.
С ростом популярности спорта спортивные достижения получают все более широкую общественную оценку. Их значимость повышается в связи с тем, что их уровень в определенной мере отождествляется с уровнем развития культуры общества, государства и его социальной системы. Вполне очевидно, что спортивные достижения в массовом спорте обеспечивают оценку динамики общей подготовленности занимающихся на уровне массовых разрядов. Спорт высших достижений ориентирован на абсолютный максимум достижений. Поэтому спортивный результат как количественная характеристика спортивного достижения имеет самостоятельную ценность для человека. Спортивное достижение оценивается как спортсменом, так и обществом в соотношении с масштабом и рангом соревнований, квалификацией соперников, условиями проведения соревнований и, особенно, в его сопоставлении с рекордом.
Рекорды – это спортивные результаты, превышающие все ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга.
Рекорды регистрируются только в тех видах спорта, в которых спортивный результат может быть определен в стандартных условиях и количественных единицах измерения: веса, расстояния, времени, количества попаданий и т. п. В других случаях результаты, превышающие ранее достигнутые, определяются как высшие достижения. Различают рекорды и высшие достижения – мировые, олимпийские, континентальные и т. п. Отдельно фиксируются рекорды для мужчин и женщин, а также в различных возрастных группах (юноши, юниоры, взрослые, ветераны).
Спортивные результаты и достижения неотделимы от субъекта деятельности (спортсмена), свидетельствуют об уровне развития прогрессивных сил индивида, его способностей в избранной сфере. При этом высшие достижения и рекорды служат интегральными критериями спортивной культуры, наглядным примером качества системы подготовки в конкретном виде спорта, сложившейся в той или иной стране, и в какой-то мере характеризуют уровень культуры общества.
Источник
III. По способу определения спортивного результата
Спортивный результат является количественной мерой итогов соревновательной деятельности спортсмена или команды. Все виды спорта по способу определения результата В.С., Келлеромобъединены в 4 группы:
1 группа – виды спорта с метрически измеряемыми результатами – временем, расстоянием, массой снарядов, точностью попадания в цель.
Данная группа может быть разделена на две подгруппы:
— спортивные дисциплины с относительно постоянными внешними условиями соревнований (легкая и тяжелая атлетика, плавание, велосипедный спорт на треке, стрельба и др.);
— спортивные дисциплины, связанные с непостоянными внешними условиями соревнований, с изменчивостью профиля трасс и внешних погодных условий, течениями водных потоков (лыжный, горнолыжный, парусный, конькобежный спорт, велосипедный спорт на шоссе, гребля, спортивное ориентирование, триатлон и др.).
2 группа – виды спорта, где результат оценивается субъективно судьями в баллах (условных единицах) по внешнему восприятию сложности, точности и эффективности и красоты выполнения соревновательных программ комбинаций или отдельных упражнений. Данная группа может быть также разделена на две подгруппы:
— виды спорта, в которых выставляется одна суммарная условная оценка в баллах (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, синхронное плавание, прыжки в воду и др.);
— виды спорта, где окончательная оценка складывается из двух различных показателей. Например, прыжки на лыжах (оценка дальности полета и стиля прыжка); фигурное катание (оценка упражнения в баллах и сумма занятых мест, присужденных судьями по общему впечатлению).
3 группа – виды спорта, в которых результат оценивается в набранных баллах, очках, где:
— виды спорта, в которых результат определяется конечным эффектом (счетом) за определенное, лимитированное регламентом, время (футбол, хоккей, гандбол, баскетбол и др.);
— виды спорта, в которых победа определяется лимитированным конечным счетом, но сам поединок не ограничен временем проведения (теннис, настольный теннис, волейбол, городки и др.).
— виды спорта, в которых, несмотря на лимитированное регламентом время поединка, возможно ускоренное достижение победы (борьба, бокс, фехтование, шахматы и др.)
4. группа – комплексные виды спорта, многоборья, в которых оценка результатов происходит по правилам соревнований, предусмотренным для составляющих их спортивных дисциплин, и где результат, выставленный в одном из видов, может быть компенсирован в другом (десятиборье, семиборье, пятиборье, биатлон, лыжное двоеборье, горнолыжное двоеборье).
IY. По особенностям проявления физических и технических способностей спортсмена все виды спорта можно разделить на 6 групп.
1. Скоростно-силовые виды спорта. К ним относятся прыжки, метания, тяжелая атлетика, прыжки на лыжах, спринтерские дистанции в беге, плавании, коньках и велоспорте и др.
2. Циклические виды спорта, требующие преимущественного проявления выносливости, с продолжительностью соревновательного упражнения свыше 1,5 минут (бег, плавание, ходьба, гребля, лыжи, коньки, велосипед, триатлон).
3. Сложно-координированные виды спорта, в которых оценивается сложность и красота выполняемых движений (гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, акробатика, конный спорт, горнолыжный спорт и др.).
4. Спортивные игры как одиночные, так и командные.
5. Единоборства (бокс, все виды борьбы, фехтование, кикбоксинг, восточные единоборства).
6. Многоборья — состоящие из упражнений, относящихся к разным, группам (легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье, современное пятиборье и др.).
Y. По целевым установкам:спорт высших достижений (рекордный) и базовый спорт (массовый).
YI. По масштабу и организации в рамках международного спортивного движения:олимпийский и не олимпийский.
YII. По характеру экономических отношений:коммерческий и некоммерческий спорт.
YIII. По основному роду деятельности человека:профессиональный и любительский спорт.
IX. По формам организации занятий:учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования. И самодеятельный – как добровольный процесс, проводимый в свободное время.
X. По возрастным категориям: детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.
XI. По социально-профессиональному статусу:школьный, студенческий, военный, и т.д.
XII. По характеру применения спорта для подготовки в какой-либо деятельности:профессионально-прикладной и военно-прикладной.
XIII. По характеру использования его в сфере досуга: оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный.
XIY. По характеру отклонения в состоянии здоровья спортсменов:спорт для людей с ограниченными физическими возможностями (слепых, глухонемых и др.).
Источник